Научная статья на тему 'Международная конференция риторической Ассоциации'

Международная конференция риторической Ассоциации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция риторической Ассоциации»

идеи Р. M. Гайсиной. Когнитивный подход к обучению синтаксическим знаниям предполагает выявление моделей их развития на базе осуществленной ею методологически значимой типологизации синтаксических знаний. При этом учитываются такие онтологически обусловленные и гносеологически ориентированные факторы, как статичность / динамичность языка (модель усвоения знаний «от осмысления языка в статике к его динамическому представлению»); степень существенности знаний для будущего специалиста (модель «от ядерных знаний к знаниям расширительным»), степень содержательности знаний (модель «от знаний абстрактных к знаниям конкретным», соответствующая дедуктивному ходу познавательного процесса, получившему в современной лингводидактике наименование «восхождение от абстрактного к конкретному»); характер расчлененности знаний (модель «от интегрального представления к аналитическому осмыслению»); характер определенности знаний (модель «от знаний абсолютных к знаниям относительным»).

Положительные оценки учебных пособий RM. Гайсиной по синтаксису представлены в рецензиях, опубликованных в журналах «M^ русского слова» (СПб., 2QQ3, № 2, с. l2Q-l2l) и «Вестник Башкирского университета» (Уфа, 2QQ2, № 2, с. l2Q-l22); многие из них получили гриф yMO по классическому университетскому образованию России.

Профессор RM. Гайсина более lQ лет успешно руководит крупной выпускающей лингвистической кафедрой Башкирского университета - кафедрой современного русского языкознания. Общепризнанны ее заслуги как прекрасного организатора и вдохновителя многих научных, методических и общественных начинаний кафедры и факультета. Целая когорта ее учеников - девять защитившихся кандидатов филологических наук, сегодняшние докторант, аспиранты, магистранты, дипломники, которым Рейда Mиргалеевна с радостью отдает огромное количество времени и сил, с которыми щедро делится своими идеями, - становятся ее единомышленниками и последователями, прокладывая дальше свою дорогу в науке. Свой юбилей Р. M. Гайсина встречает на пике своей творческой активности, полная новых планов и замыслов. Поздравляя ее с замечательным юбилеем, коллеги от всей души желают дальнейших научных достижений, здоровья и благополучия!

К.З. Закирьянов, С.Е. Родионова

Международная конференция Российской риторической ассоциации

29-3l января 2QQ8 года состоялась Двенадцатая международная научная конференция по риторике. Организаторами конференции выступили Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики (РА) и кафедра риторики и культуры речи Mосковского педагогического государственного университета (ШПУ). Конференция посвящена 20-летию кафе-

l93

дры риторики и культуры речи МШУ, созданной по инициативе профессора Т.А. Ладыженской.

Участников конференции приветствовали проректор МПГУ по научной работе В.Ф. Чертов и декан филологического факультета МПГУ А. Д. Дейкина.

В конференции приняли участие 145 человек - преподавателей риторики, культуры речи и других речеведческих дисциплин в вузах, колледжах, школах, учреждениях дополнительного образования, а также докторантов, аспирантов и студентов из 45 городов России, Белоруссии, Казахстана, Украины. К началу конференции был издан научный сборник, включивший 114 статей по докладам и сообщениям.

Конференция всесторонне рассмотрела проблему «Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов».

На первом пленарном заседании прозвучали доклады «Инновационная образовательная программа: опыт реализации» (Л.А. Трубина. Москва); «Кафедре риторики МПГУ - 20 лет» (Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева. Москва); «Риторика как инновационный предмет школьного образования» (Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Москва); «Риторическая составляющая филологического образования: от вуза к школе» (А. А. Чувакин. Барнаул); «Формирование культурно-речевой среды региона (опыты реализации федеральной программы «Русский язык»)» (Л.Г. Антонова. Ярославль); «Роль риторики в реализации приоритетных национальных проектов» (С.А. Минеева. Пермь); «Современное риторическое образование: российские научные школы и практика преподавания» (В.И. Аннушкин. Москва); «Уточнение предмета риторики - насущная необходимость времени» (Т.В. Анисимова. Волгоград); «Речевой поступок как риторическая категория»; (З.И. Курцева. Москва) «Обыденное языковое сознание и обучение культуре речи» (И.А. Стернин. Воронеж).

Заседания шести секций были посвящены общим проблемам риторики и культуры речи, методике преподавания риторики в вузе и школе, профессионально ориентированной риторике и ее преподаванию, преподаванию культуры речи, лингвистическому компоненту речеведческих дисциплин.

По традиции в ходе конференции были проведены мастер-классы и круглый стол, посвященный - в данном случае - теме «Традиции и инновации в преподавании речеведческих дисциплин» (ведущие - Н.А. Ипполитова, Н.Г. Груд-цына, М. Р. Савова).

На втором пленарном заседании конференция подвела итоги своей работы, заслушала и обсудила отчет председателя РА профессора В.И. Аннушкина о деятельности ассоциации в 2007 году и приняла решения. Конференция считает, что в ближайшее время необходимо:

• развивать и модернизировать, постоянно обновлять сайт Ассоциации (ответственный Риторический центр развития личности «Златоуст» Рачков, Алексей Николаевич);

• вузам и региональным отделениям шире использовать возможности Приказа Министерства образования и науки №1390 от 23.112006 о повыше-

нии квалификации преподавателей вузов России и активнее предлагать Министерству программы повышения квалификации по риторике и культуре речи, по примеру Санкт-Петербургского государственного горного института, члена Санкт-Петербургского регионального отделения негуманитарных вузов; конференция также просит Министерство поддерживать инициативу и содействовать расширению числа вузов, проводящих повышение квалификации по риторике и культуре речи;

• конференция с тревогой констатирует низкий уровень массовых двухдневных тренингов и курсов по риторике и ораторскому искусству, которые в последнее время организуются и проводятся лицами, не имеющими как высшего, так и собственно риторического образования, что дискредитирует риторику в глазах профессионалов и общественности. РА должна противопоставить подобным фактам дискредитации риторического обучения свою повышенную активность в пропаганде собственной деятельности, например, через Интернет, и проведении на профессиональной основе разнообразных краткосрочных курсов по риторике и культуре общения;

• в связи с повышенной востребованностью в настоящее время практических риторических знаний в разных сферах деятельности, считать приоритетной задачей РА разработку и активное продвижение практических пособий, практикумов, тренинговых материалов по риторике, деловому общению, культуре речи, а также активный обмен опытом между членами Риторической Ассоциации;

• на следующей конференции выделить секцию «Практическая риторика в сфере дополнительного образования»;

• конференция считает, что взаимодействие Совета с членами Ассоциации должно быть более системным и регулярным, для этого необходимо регулярно рассылать информационные письма, оповещающие о делах Ассоциации; постоянно обновлять и пополнять банк электронных адресов, в связи с чем Совет РА просит всех членов проверить электронные адреса для налаживания эффективной связи. Секретарь Ассоциации - Митрофанова Анна Васильевна тел. (495) 330-86-92, E-mail: [email protected].

Участники конференции выразили благодарность кафедре риторики и культуры речи МПГУ за успешную организацию и проведение конференции и решили провести следующую, XIII, конференцию РА 2-4 февраля 2009 года в Государственном Институте русского языка им. А.С. Пушкина (тема конференции «Речевые и риторические проблемы развития личности: исследования, технологии, опыт»).

А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.