Научная статья на тему '«Риторика в современной России : традиции и новые задачи» : XVIII Международная конференция по риторике (Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 года)'

«Риторика в современной России : традиции и новые задачи» : XVIII Международная конференция по риторике (Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Риторика в современной России : традиции и новые задачи» : XVIII Международная конференция по риторике (Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 года)»

«Риторика в современной России: традиции и новые задачи»: XVIII Международная конференция по риторике (Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 года)

XVIII Международная конференция по риторике состоялась в Ярославском государственном университет имени П.Г. Демидова (ЯрГУ) -вузе, известном как один из центров коммуникативно-риторического образования в России. Организаторами конференции выступили ЯрГУ и Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики (РРА).

В конференции приняли участие более 100 человек, из них очно - 68. Участниками были представлены города Москва, Воронеж, Ярославль, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иваново, Рязань, Барнаул, Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Орел, Волгоград, Смоленск, Махачкала, Нижний Новгород, Саранск, Иркутск, а также Украина и Китай.

Собравшихся приветствовал ректор ЯрГУ д.х.н., проф. А.И. Русаков. Вступительное слово произнес председатель Оргкомитета конференции, председатель РРА д.филол.н., проф. В.И. Аннушкин (Москва).

В ходе конференции прошли два пленарных, шесть секционных заседаний, мастер-классы и круглый стол. Гостям города была предложена большая культурная программа, что специалистам по риторике представляется очень важным.

На пленарных заседаниях были рассмотрены фундаментальные проблемы риторики как науки, коммуникативно-речевой практики и риторического образования. Проблемы науки и коммуникативно-речевой практики были выдвинуты в выступлениях д.филол.н. В.И. Аннушкина «Эволюция терминов язык - речь - слово в русской филологической традиции»; д.пед.н. Л.Г. Антоновой (Ярославль) «Риторический монолог как портрет поколения». Разные аспекты риторического образования рассмотрели в докладах д.пед.н. Н.А. Ипполитова и к.пед.н. О.А. Сальникова (обе - Москва) - «Реализация принципов обучения в рамках модульной организации образовательного процесса», д.пед.н. З.И. Курцева (Москва) - «Подходы к развитию «нравственной зоркости» обучаемых на уроках риторики», к.пед.н. Е.Л. Ерохина (Москва) - «Фасилитация в системе стилей педагогического общения», д.филол.н., Д.А. Щукина (Санкт-Петербург) - «Профессиональная риторика в техническом вузе: ресурсы идиоматики». Опыту риторического образования за рубежом были посвящены доклады к.филол.н. Е.А. Щербаковой (Киев) «Современная риторика и осмысление новых задач в системе высшего гуманитарного образования Украины», к.пед.н. Н.В. Ладыженской (Москва) «Риторический подход в изучении родного языка

и грамотности в США (на примере программы для школ Департамента образования штата Массачусетс)».

Основные дискуссии развернулись на заседаниях секций. Тематика заседаний была следующей: «Риторика и культура общения в политической, социальной и культурной жизни современного государства» (председатели: С.А. Алентикова, Г.А. Иванова), «Риторическая теория: классика и современность» (председатели: В.Ю. Липатова, Н.К. Пригарина), «Риторика и речеведческие дисциплины в вузе» (председатели: О.Ю. Князева, М.Р. Савова), «Риторика и речеведческие дисциплины в школе» (председатели: Н.В. Ладыженская, З.И. Курцева), «Профессиональная риторика и культура делового общения. СМИ, реклама, медиаграмотность» (председатели: И.А. Стернин, Л.В. Ухова), «Культура речи и стилистика» (председатели: Д.Л. Карпов, М.Г. Пономарева).

Большую пользу принесли мастер-классы, которые провели И.А. Стернин (Ярославль) - «Обучение риторике соискателей выборных должностей»; Е.В. Харченко (Челябинск) - «Профессиональная риторика и деловое общение в организации», В.И. Аннушкин (Москва) - «Организация тренинга публичных выступлений в Дискуссионном клубе Риторического центра «Златоуст».

Живой интерес вызвало презентационное выступление преподавателей факультета филологии и коммуникации ЯрГУ «Филком: территория прикладных исследований».

Каково состояние риторического образования в России? каковы главные проблемы его совершенствования и развития? - вот насущные вопросы, ответы на которые искали участники круглого стола «Актуальные проблемы риторического образования» (спикеры: И.А. Стернин, Н.А. Ипполитова, Л.Г. Антонова, М.Р. Савова).

После заседания круглого стола состоялось подведение итогов конференции.

Участники конференции с удовлетворением констатировали, что Российская риторическая ассоциация продолжает успешно развиваться как профессиональное сообщество единомышленников, вносящих свой вклад в повышение риторической и речевой культуры в России. Большинство региональных риторических объединений в стране продолжает активно работать, увеличивается число членов ассоциации, становится более заметной деятельность ее региональных отделений в российском общественно-культурном и образовательном пространстве.

Конференция отметила развитие международных связей РРА, признала значимым факт избрания В.И. Аннушкина членом совета Международного общества истории риторики.

В сложных условиях существования гуманитарного образования продолжается исследовательская работа в области риторики, подготовка и защита докторских и кандидатских диссертаций, публикация учебных и учебно-методических изданий, проводятся конференции и семинары, ведется просветительская деятельность. Конференция призвала членов Ассоциации к

более активной деятельности в области просветительской работы с населением регионов во всех возможных организационных формах.

Участники конференции с сожалением констатировали, что преподавание риторики в школах продолжает держаться на энтузиазме лиц, ведущих эти курсы. Курсы риторики снимаются во многих школах либо создаются некие эклектичные курсы, не дающие обучающего эффекта, которые, к тому же, ведутся неспециалистами, преподавателями с низким уровнем профессиональной обученности.

Конференция определила, что основными направлениями исследовательской и практической работы РРА в настоящее время остаются:

- научные исследования в области риторики и культуры речи;

- преподавание риторических и речеведческих дисциплин, культуры общения в образовательном пространстве школ и вузов, причем наиболее интенсивно в вузах технического и негуманитарного профилей;

- активное участие в разработке курса преподавания русского языка и культуры речи в вузах России с наполнением данного курса риторическим компонентом;

- расширение методической базы (создание новых учебных и методических пособий, модернизация методик и программ обучения, развитие инновационных подходов к обучению риторике и культуре речи);

- проведение школ риторики и культуры общения для преподавателей вузов и школ, специалистов различного профиля;

- курсовая подготовка и переподготовка специалистов в области риторики и делового общения в очной и дистанционной формах;

- практика проведения праздников, фестивалей и конкурсов в области риторики, русского языка и культуры речи во многих регионах страны.

Конференция выделила проблемы, которые требуют специального обсуждения риторическим сообществом на последующих конференциях:

Риторика в преподавании русского языка как иностранного

Проведение конкурсов ораторского мастерства - методика, опыт

Дидактические материалы по риторике

Тенденция к экспрессии в устной речи, СМИ, рекламе и проблема оценки ошибок при проверке результатов ЕГЭ

Изменения в языке - порча или развитие

Границы толерантности к нарушениям языковых норм носителей языка

Образ оратора в лингвистических традициях разных времен и народов

Риторика академической речи.

Конференция выразила озабоченность отчетливо проявляющейся тенденцией к расширению практики преподавания коммуникативных дисциплин в целом и риторики в частности преподавателями-неспециалистами - представителями таких наук, как экономика, управление, юриспруденция, психология, социология и др., которые ведут коммуникативные дисциплины, не имея специальной подготовки и не обеспечивая необходимый уровень преподавания. Конференция признала необходимым посвятить этой проблеме круглый стол на следующей конференции РРА и разработать профессиограмму

преподавателя коммуникативных дисциплин, а также определить и опубликовать систему требований к преподавателю коммуникативных дисциплин, без выполнения которых он не может быть допущен к преподаванию.

Конференция признала целесообразным создание журнала «Вопросы риторики» и поручила председателю Совета РРА В.И. Аннушкину проработать данный вопрос в практической плоскости.

Конференция отметила, что в настоящее время в РРА объединены 18 региональных отделений, и подтвердила полномочия Совета РРА и его руководства (председателя и его заместителей) и избрала председателя Ярославского регионального отделения Л.Г. Антонову заместителем председателя РРА.

Участники конференции приняли решение провести следующую, XIX-ю Международную конференцию по риторике 29-31 января 2015 года в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина (отв. Е.В. Симакова). Тема конференции - «Риторика в контексте культуры и образования».

Участники конференции отметили высокий уровень подготовки конференции и выразили глубокую благодарность ее организаторам.

Л.Г. Антонова, И.А. Стернин, А.А. Чувакин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.