Научная статья на тему 'Международная конференция "от Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку" (Свободный университет Берлина)'

Международная конференция "от Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку" (Свободный университет Берлина) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция "от Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку" (Свободный университет Берлина)»

Международная конференция «От Oriens Christianas к исламскому

Ближнему Востоку» (Свободный университет Берлина)

International Conference "From Oriens Christianus to the Islamic Near East: Theological, Historical and Cultural Cross-

Pollination in the Eastern Mediterranean of Late Antiquity", Free University of Berlin

7—8 декабря 2017 г. в Свободном университете Берлина состоялась международная конференция «От Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку: богословский, исторический и культурный взаимообмен в Восточном Средиземноморье времен поздней Античности» (From Oriens Christianus to the Islamic Near East: Theological, Historical and Cultural Cross-pollination in the Eastern Mediterranean of Late Antiquity). Ее организаторами выступили кафедра византийских исследований Свободного университета, Неймегенский университет св. Радбода и издательство «Gorgias Press», специализирующееся на публикации научной литературы по Христианскому Востоку1. Целью конференции было применить к рассмотрению одной из переломных исторических эпох (VI—VIII вв.) междисциплинарный подход, объединив усилия исследователей Христианского Востока, Византии и раннеисламского мира. В поле их зрения были вопросы, связанные с разными регионами, языками и религиями, а общим стержнем конференции стала идея исторического и культурного взаимодействия во всех возможных его проявлениях.

В области богословия в центре внимания закономерно оказались два крупнейших христианских автора рассматриваемого периода — Иоанн Дамаскин и Феодор Абу Курра, одними из первых полемизировавшие с исламом. Р. Ф. Глай (Reinhold F. Glei; Рурский университет в Бохуме), участвовавший в выпуске критического издания греческих сочинений обоих авторов2, продемонстрировал, как Феодор Абу Курра использовал в своей богословской аргументации ме-

1 В этом издательстве планируется публикация материалов конференции.

2 Johannes Damaskenos und Theodor Abu Qurra. Schriften zum Islam / Hrsg. R. Glei, A. Khoury. Wflrzburg, 1995.

Хроника

тоды софистической и аристотелевской логики, неоплатонической философии, зарождающегося исламского богословия. П. Шедлер (Peter Schadler; Дикинсон-колледж, Пенсильвания), автор недавно вышедшей монографии об Иоанне Да-маскине3, предложил новый взгляд на его труд «О ересях» в контексте понимания ересиологии как особого типа историографии, который в IV в. исчезает с появлением собственно церковной истории, а в кон. VII — нач. VIII в. возрождается в связи с ее упадком.

Отдельный блок выступлений был посвящен отражению событий VII в. в средневековых источниках. Ю. Фурман (НИУ ВШЭ, Москва), которая готовит критическое издание всемирной хроники восточносирийского историка Иоанна бар Пенкайе (VII в.), проанализировала апокалиптический взгляд этого писателя на правление халифа Муавии. В той же апокалиптической перспективе рассмотрел начало 30-й суры Корана А. Хьюс (Aaron Hughes; Рочестерский университет), увидевший здесь следы так называемого имперского апокалиптизма, вызванного последней византийско-персидской войной. Г. Мант (Harry Munt; Университет Йорка) попытался проследить смену религиозных парадигм через анализ повествования о городских зданиях в «Истории Майафарикина» мусульманского писателя Ибн аль-Азрака (XII в.). А. Волкер (Adam Walker; Неймеген-ский университет св. Радбода) обратился к одному из хадисов, особенно важных для шиитов, — «хадису о положении» (hadit al-manzila), связанному с экспедицией Мухаммада против византийцев (т. н. битва при Табуке), и, проанализировав историю иснада, предположил иудео-христианское влияние на формирование этого текста.

Объектом анализа в докладах стала и официальная документация ранне-арабского времени. Так, Л. Беркеш (Lajos Berkes; Берлинский университет имени Гумбольдта) на материале египетских папирусов рассмотрел происходивший в VIII в. процесс перехода на арабский язык в административной и церковной документации. Целый ряд малоизвестных арабских документов VIII—IX вв. (список новообращенных в ислам, договор о союзе арабов с дихканами-землевладельцами и др.) позволили А. Хану (Ahmad Khan; Гамбургский университет) реконструировать некоторые социальные механизмы, возникшие в исламском обществе на фоне возрастания его имперских претензий в тот период, когда мусульмане еще оставались в Халифате демографическим меньшинством.

В завершающем докладе Я. Нихоф-Панайотидис (Johannes Niehoff-Panagiotidis; Свободный университет Берлина) представил вниманию участников панорамный взгляд на историю Ближнего Востока от завоеваний Александра Македонского до эпохи Константинопольского патриарха Фотия, обратив преимущественное внимание на изменения в языковой картине региона. Анализ этих процессов позволил ему не только сделать вывод, что лишь со времени арабских завоеваний Византия может считаться грекоязычной империей, но и наглядно продемонстрировать необходимость более тесного взаимодействия

3 Schadler P. John of Damascus and Islam: Christian Heresiology and the Intellectual Background to Earliest Christian-Muslim Relations. Leiden; Boston: Brill, 2018. (History of Christian-Muslim Relations; 34).

Международная конференция «От Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку».

между византинистами, исламоведами и исследователями Христианского Востока — именно эту задачу и была призвана решить данная конференция.

В этом отношении инициатива Свободного университета Берлина должна получить свое продолжение. На декабрь 2018 г. здесь же запланировано проведение следующей международной конференции: она будет посвящена выполненным в христианской среде переводам Корана на греческий, латинский и сирийский языки (Preliminary Considerations on the Corpus Coranicum Christianum: The Qur'an in Translation — A Survey of the State-of-the-Art). Конференция организуется в рамках проекта кафедры византийских исследований Свободного университета «Corpus Coranicum Christianum», целью которого является изучение христианской рецепции Корана в VII—XIII вв. на материале его переводов и создание электронной базы исследуемых текстов4.

Моисеева Софья Александровна, канд. филол. наук,

ПСТГУ

Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Российская Федерация, 105120,

г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1 vost.moisseeva@mail.ru

ОЯСГО: 0000-0002-7559-948Х

Sofia Moiseeva, Candidate of Sciences in Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation; Research Centre "The Orthodox Encyclopaedia", Russian Orthodox Church, 10A/1 Nizhnyaya Syromyatnicheskaya Str., Moscow, 105120, Russian Federation vost.moisseeva@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7559-948X

4 См.: http://www.geisteswissenschaften.fu-berlin.de/en/we02/griechisch/byzantinistik/projek-te/corpus-coranicum-christianum/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.