Летняя школа «JewsEast» (Бохум, июль — август 2018)
Summer School "JewsEast" (Bochum, July — August, 2018)
23 июля — 3 августа 2018 г. в Рурском университете (Бохум, Германия) прошла работа второй летней школы для молодых исследователей, организованной в рамках проекта «Иудеи и христиане на Востоке: Стратегии взаимодействия от Средиземноморья до Индийского океана: Сосуществование и противоборство в 600-1800 гг.» (JewsEast: Jews and Christians in the East: Strategies of Interaction between the Mediterranean and the Indian Ocean: Co-existence and Conflict 6001800 CE). Проект, финансируемый Европейским исследовательским советом, нацелен на изучение различных аспектов восприятия иудеев в средневековом восточнохристианском мире (как в исторической, так и в литературной плоскости), чтобы таким образом восполнить пробелы, возникшие из-за преимущественного внимания ученых к анализу этого феномена в византийской, западноевропейской и исламской культурах. В соответствии с этой целью источ-никовая база проекта охватывает широкий спектр текстов на основных языках Христианского Востока: коптском, арабском, сирийском, эфиопском (геэзе), армянском, грузинском и малаялам, тексты Каирской генизы, материалы полевых исследований и т. д.1
Работа школы гармонично сочетала три основных направления — введение в общую проблематику межрелигиозных контактов на средневековом Востоке, введение в изучение регионов и языков, актуальных для рассматриваемой тематики, и методологические основы работы с разными типами источников. В первую группу входили лекции, посвященные тесной связи ближневосточной религиозной истории с политической (С. Рэпп), а также с развитием экономических отношений и торговых путей (В. Кребс). Вторая группа охватывала такие регионы, как Эфиопия (С. Деге-Мюллер), Армения (З. Погосян), Грузия (С. Рэпп) и Малабар (С. Томас, И. Перцель) с соответствующими языками (геэз, армянский, грузинский, малаялам), а также языки, не связанные жесткими географическими рамками, — иврит (А. Каффель), сирийский (И. Перцель, Р. Муста-та), средневековый арабский язык христиан и иудеев (А. Каффель, Б. Роххема).
1 См. подробнее на сайте: https://www.jewseast.org/. Важнейшим итогом проекта должно стать трехтомное справочное издание «Jewish-Christian Relations: From the Mediterranean to the Indian Ocean. A Source History (600-1800)».
Летняя школа «JewsEast» (Бохум, июль — август 2018)
Особый интерес представляло знакомство с такой малоизученной языковой разновидностью, как каршуни-малаялам (малаялам в сирийской графике; И. Пер-цель, Р. Мустата). Среди сохранившихся на нем памятников, которые лишь в самое недавнее время стали вводиться в научный оборот, есть ряд уникальных документов, относящихся к церковной истории индийских общин ХУ1—ХУ11 вв.
Методологическая проблематика включала работу с устными и археологическими источниками (Б. Крибус), текстами на медных пластинах и пальмовых листьях (С. Томас, И. Перцель), изучение иудео-христианских контактов исходя из совместного участия в религиозных праздниках (А. Каффель). Наиболее обширный спектр подходов был продемонстрирован на материале литературных источников в зависимости от их жанровой принадлежности, включая полемическую (Б. Роххема), апокалиптическую (З. Погосян) и агиографическую литературу (на примере сборника «Чудеса Марии» в европейской, ближневосточной и эфиопской традициях; А. Каффель, С. Деге-Мюллер).
В течение двух недель участники школы — магистранты, аспиранты и молодые исследователи из Германии, Индии, Эфиопии, Румынии, США и России — не только слушали лекционные курсы, подготовленные участниками проекта, но также представили темы собственных исследований, так или иначе относящихся к проблеме иудео-христианских связей в области истории, литературы, археологии и искусств. В их докладах затрагивались такие разноплановые темы, как религиозное восприятие Иерусалима в раннем исламе, богословская полемика в трудах сирийца Иакова Саругского и каталанца Раймунда Луллия, межрелигиозные контакты в Багдаде IX в., сюжет иудео-христианского диспута в арабской мелькитской агиографии, христианско-мусульманские отношения в Индии в эпоху Империи Великих Моголов, арабская паломническая литература раннего Нового времени, история иудейской общины в Грузии в советский период и др.
Наконец, участникам школы была предоставлена возможность непосредственного знакомства с памятниками, иллюстрирующими сосуществование иудейской и христианской общин: в ходе поездки в Кёльн они посетили музей, создающийся на месте раскопок еврейского квартала Х1—ХУ вв. Уникальной составляющей будущей коллекции являются обнаруженные здесь порядка 400 шиферных табличек с различными надписями, в том числе единственный известный образец сказки на идише2.
Моисеева Софья Александровна, канд. филол. наук,
ПСТГУ
Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Российская Федерация, 105120,
г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1 vost.moisseeva@mail.ru
ОЯСГО: 0000-0002-7559-948Х
Sofia Moiseeva, Candidate of Sciences in Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation; Research Centre "The Orthodox Encyclopaedia", Russian Orthodox Church, 10A/1 Nizhnyaya Syromyatnicheskaya Str., Moscow, 105120, Russian Federation vost.moisseeva@mail.ru
ORCID: 0000-0002-7559-948X
2 Подробнее о музее см. на сайте: https://www.museenkoeln.de/archaeologische-zone/.