ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА И ПОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ ПРОТИВ МУСУЛЬМАН
Сергей Владимирович Крыцин, магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви
Аннотация. В статье рассматриваются сюжеты, связанные с зарождением ислама и появлением работ христианских авторов против мусульман. Представлен анализ апологетических трудов. Выявлены этапы развития христианской апологетической мысли в отношении ислама и основные направления критики мусульманского вероучения.
Ключевые слова: ислам, христианство, апологетика, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, учение о Пресвятой Троице, Христос, Мухаммед.
THE ORIGIN OF ISLAM AND THE APPEARANCE OF CHRISTIAN APOLOGICAL WORKS AGAINST MUSLIMS
Krytsin Sergey Vladimirovich, master student of Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church
Abstract. The article deals with the subjects related to the origin of Islam and the emergence of works of Christian authors against Muslims. The analysis of apologetic works is presented. The stages of development of Christian apologetic thought in relation to Islam and the main directions of criticism of the Muslim faith are revealed
Key words: Islam, Christianity, apologetics, John Damaskin, Gregory Palama, doctrine of the Holy Trinity, Christ, Muhammad
слам возник в Западной Аравии в начале VII века. Он явился мощным консолидирующим фактором для многочисленных племен Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, вследствие чего возникло теократическое государство - Арабский халифат, ставший основой для возникновения новой цивилизации. Во все время существования Византийской империи ни одному народу не пришлось играть такой роли в ее истории, как арабам. Не только как носители военного и завоевательного принципа, но и как основатели нового религиозного культа, арабы очень глубоко затронули самые основы Византийской империи, поколебали ее устои и не раз угрожали самому существованию государства.
Пророк Мухаммед, основатель ислама, умерший 8 июня 632 года, оставил своим преемникам достаточно стройную и законченную религиозную систему, включающую все необходимое - от общей концепции взаимоотношений человека и Бога до четко регламентированной обрядности, выраженных на родном языке верующих в привычной для них системе образов и представлений.
Ислам отличается простотой - основан на чистом монотеизме, т. е. на вере в единого всемогущественного Аллаха и в пророческое избрание Мухаммеда: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его». Единый Бог и равенство пред ним всех
И
богословие, философия, патрология
Крыцин Сергей Владимирович «Зарождение ислама и появление христианских апологетических трудов против мусульман»
людей; обещание рая правоверным и исполняющим закон и наказания адскими мучениями для тех, кто является ослушником закона. Мусульманский закон изложен в главной священной книге мусульман - Священном Коране. Закон ограничивается несложными обрядовыми требованиями: исповедание веры (шахада), совершение ежедневной пятикратной молитвы (ас-салат), соблюдение поста (ас-саум), уплата установленной суммы на военные и благотворительные нужды мусульманской общины (закят) и паломничество по святым местам (хадж).
Мухаммед сделал главное, в чем нуждались арабы в начале VII века, - он объединил их, дал им целостное учение и указал тот путь, по которому следовало двигаться дальше: правоверные должны обратить неверных и поставить их под знамя учения великого пророка. Коран заповедует вести войну с неверными до тех пор, пока не прекратится любое сопротивление и пока вера в Аллаха и пророка его Мухаммеда не будет единственной религией. Страх смерти, согласно учению ислама, не может останавливать верующего, так как в предопределенный час смерть настигнет человека, где бы он ни находился, хотя бы за стенами укреплений. Так воинствующий ислам начал свои наступательные действия против Византийской империи сразу же после смерти пророка Мухаммеда1.
Новый руководитель мусульманской общины Абу Бакр походами в Сирию и Месопотамию положил начало знаменитым арабским завоеваниям.
Византийский император Ираклий изначально не отнесся со всей серьезностью к новой политической и военной силе в Аравии, так как все его внимание было обращено на персов. В 633 году арабы разбили войска Ираклия и взяли Дамаск. В 638 году после непродолжительной осады без боя капитулировал Иерусалим. Иерусалимский патриарх Софроний, не получив в ответ на свои просьбы от императора военной помощи, после нескольких месяцев осады сдал Иерусалим лично халифу Омару. За короткий период арабами были завоеваны Антиохия, Египет, одержаны победы в Африке. В начале VIII века пала Испания. Отчаянно сопротивляясь, Византия неуклонно уменьшалась в размерах, слабея год от года2.
Обычно в качестве одной из главных причин военных успехов арабов в VII веке в борьбе с Византией и Персией приводится религиозный энтузиазм мусульман, переходивший часто в религиозный фанатизм. Одержанные арабами победы объяснялись религиозным воодушевлением, заставлявшим фанатиков-мусульман с презрением относиться к смерти и сделавшим таким образом их натиск непреодолимым.
Многие исследователи считают эту точку зрения ошибочной. В момент смерти Мухаммеда убежденных мусульман было немного, но и это меньшинство оставалось в Медине до окончания первых великих завоеваний. Немногие из них воевали в Сирии и Персии. Большинство же воевавших арабов составляли бедуины, которые знали ислам издалека, но жаждали богатой добычи и необузданной вольности. О каком-либо религиозном энтузиазме с их стороны не могло быть и речи. К тому же первоначальный ислам был терпим. Известно толерантное отношение первоначального ислама к христианству и иудейству. Коран прямо заявляет, что в религии нет принуждения и говорит о допущении Аллахом других религий: «Господь твой,
1Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: «Мысль», 1997. С. 323.
2Мень А.В., прот. История религий в 2 т. Т. 2. Пути христианства: Учеб. пособие. М.: «Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. С. 131.
50 л^т^мз^&т^мз^^!^ ^иЧгО -дЛ^оЧгО С
№ 2, 2018 (5)
если бы захотел, сделал бы людей одной религиозной общиной»3. Религиозный фанатизм и религиозная нетерпимость в исламе есть явление позднейшее, несвойственное арабской нации и объясняемое влиянием мусульман-прозелитов. Таким образом, можно сделать вывод, что настоящими причинами неудержимого натиска арабов были причины практического и материального характера. Бедная по природе Аравия уже не могла удовлетворять жизненным потребностям арабов, которые, спасаясь от голода и нищеты, ринулись на Византию и Персию.
Успешным военным действиям арабов способствовал и тот политический и духовный кризис, который переживала Византия.
Военные силы империи были истощены затянувшейся войной с Персией и не могли оказать свежим арабским силам надлежащего сопротивления. Успех в этой войне был на стороне византийцев, возможно, поэтому император Ираклий вовремя не разглядел в арабах сильного соперника и явил пример недальновидной политики.
Нестабильной была обстановка в восточных и южных провинциях Византии -Сирии, Египте и Палестине, впоследствии они первыми и пали под натиском арабов. Обитавшие здесь арабские христианские племена защищали границы империи от многочисленных племен арабов-язычников, населявших пустыню. Они находились на службе у императора и получали незначительную плату по сравнению с их трудом по защите границ империи от язычников. Когда в очередной раз перед нашествием мусульман христиане-арабы пришли за получением денежной платы, их прогнал представитель императорской власти, сославшись на то, что у императора не хватает денег на своих солдат, чтобы платить еще и наемникам. Христианские племена перешли на сторону мусульман, обнажив тем самым границы империи.
Недовольство в этих провинциях усиливалось и по религиозным мотивам. Большинство населения здесь находилось под влиянием монофизитской ереси. Положение императора Ираклия было отчаянным, и тогда умный и энергичный Константинопольский патриарх Сергий предложил ему сделать уступку восточным странам и заключить унию с господствовавшими там монофизитами.
В 638 году Ираклий обнародовал «Изложение веры», в котором предлагал христианскому миру признать во Христе две природы, но единую Божественную волю. Таким образом, старая монофизитская ересь об одной Божественной природе во Христе была преодолена, но ценой появления новой ереси, которая получила название монофелитства. Суть новой ереси, по существу, оставалась той же - Божественное во Христе подавляло человеческое. В итоге церковное учение о Богочело-вечестве Спасителя оказывалось выхолощенным. Новые догматические положения, призванные сплотить христианский мир перед лицом грозного ислама, вызвали яростные споры и ожесточенное сопротивление у части христиан и не принесли желаемого результата - улучшения политического положения Византии.
В результате мусульманской военной экспансии древние духовные центры христианства оказались на территориях, захваченных арабами. Первые два века мусульманской истории арабы были достаточно терпимы, что легко объяснимо политическими причинами. Завоеванные территории населяли немусульмане и жестокое обхождение усложнило бы возможность управлять ими. Основные же ре-
3Цит. по: Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990. С. 78.
БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПАТРОЛОГИЯ
Крыцин Сергей Владимирович «Зарождение ислама и появление христианских апологетических трудов против мусульман»
лигиозные группы захваченных территорий Византийской империи - христиане и евреи - имели возможность посещать храмы и синагоги, свободно молиться. Свидетель создания Халифата сирийский Патриарх Тимофей I писал: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквям и монастырям»4.
Именно в период мусульманского господства зародились и пережили расцвет центры христианской культуры, давшие Церкви плеяду замечательных подвижников, писателей, поэтов и мыслителей. Но из века в век по мере того, как усиливалось мусульманское государство, положение христиан и других иноверцев становилось все более тяжелым.
Христиане могли занимать сколь угодно высокое положение в правительственных структурах Халифата. В Дамаске, который был одним из крупнейших арабских центров, почти вся интеллектуальная и художественная элита состояла из византийцев-христиан. Халиф Валид I, которому принадлежит инициатива создания первых значительных произведений арабской архитектуры, пользовался услугами христианских мастеров. Финансовыми делами этого халифа управлял грек - ревностный христианин. Его сын Иоанн после смерти отца стал губернатором Дамаска и первым министром халифата.
Уже с самых первых веков христиане вынуждены были защищать Церковь от критики извне. В первые века существования христианства основными оппонентами христиан были язычники и иудеи. Начиная с VII века появляются первые апологетические сочинения против ислама.
Сочинения об исламе писались на разных языках. На арабском языке самым ранним апологетическим сочинением против мусульман является труд неизвестного автора под названием «О Триединстве Бога». Позднее были написаны полемические труды Феодора Абу Курры, Косты ибн Луки и архиепископа Самона Газского.
Из писавших на греческом языке наиболее крупными полемистами были преподобные Иоанн Дамаскин и Феофан Исповедник, Георгий Амартол, святой Константин Философ, Никита Византийский, Евфимий Зигабен, Варфоломей Эдесский, святитель Григорий Палама, императоры Иоанн VI Кантакузин и Мануил II Палеолог, патриарх Геннадий Схоларий и философ Георгий Трапезундский.
Среди латинских авторов особо примечательны Евлогий Кордубский и Энрико из Маинца, который составил по византийским источникам первое полемическое жизнеописание пророка Мухаммеда на латыни.
Апологетическая противомусульманская письменность существовала также на армянском, грузинском, коптском и эфиопском языках, но по своим объемам значительно уступала произведениям на основных литературных языках того времени и во многом зависела от них.
Полемические труды на арабском и сирийском были ответом на критику христианства со стороны мусульманских авторов, таких как аль-Гашими, Касим ибн Ибра-хим ал-Гасани, Ибн Бахр аль-Джахиз, Хасан ибн Айуб и других.
В начале арабских завоеваний многие христиане принимали ислам, это было весьма распространенным явлением. Полемическая литература на греческом и ла-
4Цит. по: Владимир (Иким), митр. «...А друзей искать на востоке. Православие и ислам: противостояние или содружество?». М.: «Вагриус», 2001. С. 14.
52
^иЧгО -дЛ^оЧгО С
№ 2, 2018 (5)
тинском языках писалась с целью предостеречь христиан от перехода в ислам. Перешедший в ислам арабский христианин Али ибн Раббан ат-Табари написал обширный трактат против христианства, а в 907 году византийский военачальник Андроник перешел на сторону арабов и принял ислам. Переходы христиан в мусульманство были явлением весьма обычным в первое время арабских завоеваний, особенно в Сирии, где вошел в употребление термин ^aYapíZw - грязный, для обратившихся в мусульманство христиан5.
Антимусульманская апологетическая литература, написанная на сирийском, арабском, греческом и латинском языках, испытывала взаимное влияние, трактаты, написанные на одном языке, часто переводились на другой, некоторые авторы писали сочинения на разных языках. Однако следует отметить, что труды писались в разных политических условиях, которые не могли не влиять на их содержание. Например, арабские и сирийские апологии зачастую вынуждены были смягчать свою позицию из соображений политкорректности по отношению к господствующей религии.
Принципы и методы христианской апологетики существенно менялись в зависимости от адресата.
В полемике с иудеями христиане опирались на авторитет книг Ветхого Завета, который признается обеими сторонами. Опираясь на ветхозаветные пророчества, христиане пытались доказать иудеям, что Иисус Христос и есть обещанный Мессия.
Для язычника текст Священного Писания не являлся авторитетным, и в этом случае разговор шел о другом: о ложности и бессилии языческих богов, о суетности и безнравственности языческой философии и мифологии, об истинности монотеизма, об откровении единого Бога миру.
Уникальность диалога с мусульманами состояла в том, что разговор велся в плоскости библейской истории и библейских парадигм, но к самому тексту Библии как к авторитету прибегать было нельзя6. Признавая принципиальную богооткровен-ность библейских книг, мусульмане однако считают, что они были искажены иудеями и христианами и значит не могут быть авторитетными. Иногда во время диспутов мусульмане ставили условие доказать им истинность того или иного положения христианской веры, не опираясь на Священное Писание7. В таком случае основной акцент полемики смещался к рациональным доказательствам, апелляции к разуму, повседневному опыту, то есть к тому, что является общим для любого человека, независимо от его религиозных убеждений.
Предметом диспута с мусульманами нередко становилось главнейшее Таинство Православной Церкви - Евхаристия. Еще язычники, не понимая сути Таинства, а зная о нем только понаслышке, обвиняли христиан в том, что они едят человеческое тело и пьют человеческую кровь.
Не обошли вниманием это Таинство и мусульмане. Мухаммед, описывая в Коране христианскую Евхаристию, понимал ее как обычную трапезу: «Иса, сын Марйам, сказал: «О Аллах, наш Творец и Владыка! Низведи нам пищу с неба, чтобы этот день был праздником для всех уверовавших среди нас - для нас и наших потомков - и что-
5Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: «Мысль», 1997. С. 314.
6Византийские сочинения об исламе / под ред. Максимова Ю.В. М.: ПСТГУ, 2006. С. 6.
7Феодор Абу Курра, еп. Диалоги с мусульманами [Электронная версия] Режим доступа: ИН:р://тн$$юп-
center.com/islams/abucurra.html, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2018).
богословие, философия, патрология
Крыцин Сергей Владимирович «Зарождение ислама и появление христианских апологетических трудов против мусульман»
бы она стала знамением от Тебя, подтверждающим Твою Истину. Даруй нам добрый удел! Ты - лучший из дарующих уделы!»8.
Это представление восприняли затем и все приверженцы его учения. Мусульмане не знают понятия Таинства, и поэтому для них всегда было непонятным, как вкушение простого хлеба и вина может соединять человека с Богом и тем более как это может считаться Телом и Кровью Христа.
Религиовед, богослов, публицист и автор множества монографий и статей, посвященных исламу, священник Георгий Максимов выделяет основные пункты христианского вероучения, которые были наиболее трудными для понимания мусульман и которые чаще всего приходилось защищать христианским апологетам:
1. Учение о Троице как уклонение в многобожие;
2. Искаженность Библии;
3. Учение о том, что Христос - пророк, а не Сын Божий;
4. Отрицание распятия;
5. Невыполнимая нравственность христианства;
6. Таинства христианской церкви.
Критикуя основные положения мусульманского вероучения, Отцы Церкви указывали, на каких основаниях Мухаммед не может считаться пророком, объясняли, на каких основаниях Коран не может считаться богооткровенным писанием, опровергали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, мусульманскую эсхатологию, нравственные и ритуальные заповеди ислама, осуждали приверженность мусульман к насилию.
Теоретические позиции византийцев относительно ислама с течением времени изменялись. Отцы Церкви ближе знакомились с «новыми соседями», с их религиозной практикой и обрядами, изучали священные тексты мусульман. Архиепископ Анастасий (Яннулатос) указывает, что в развитии христианской апологетической мысли против мусульман можно выделить три этапа9.
Первый этап охватывает период с середины VIII века до IX века. Богословы этого периода видели в пророке Мухаммеде и последователях его учения род арианства и ставили ислам наравне с другими христианскими сектами. Отцы церкви этого периода выступают против ислама так же, как против монофизитов, монофелитов и представителей других еретических учений. Подобное отношение к исламу основывалось на том факте, что Коран допускает признаки Откровения как в иудаизме, так и в христианстве. Богословы пытались применить к исламу критерий христианского православия и уподобить ислам христианской ереси, уже осужденной. Некоторые богословы, прежде всего преподобный Иоанн Дамаскин, сравнивали Мухаммеда с Арием, так как он отрицал божественность Логоса и Святого Духа. В действительности в контакт раннего ислама с христианством были вовлечены монофизитские и несторианские общины, но, конечно, не ариане, и имя, приписываемое Иоанном Дамаскиным мусульманам - koptai Ши "^еои - «резчики Божии», потому что они «вырезают» из Бога Логос и Дух, является ответом мусульманскому обвинению, направленному против христиан, что они 'etairiastai - «те, кто допускает сотоварищей Бо-
8Цит. по: Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990. С. 43.
'Яннулатос А., архиеп. Диалог с исламом с православной точки зрения. [Электронная версия] Режим доступа: http://mission-center.com/islams/anastasy.htm, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2018).
54
^иЧгО -дЛ^оЧгО С
№ 2, 2018 (5)
га»10. Эта точка зрения является спорной, мнения исследователей по этому вопросу приведены ниже. Самыми видными представителями этого периода являются преподобные Иоанн Дамаскин и Феофан Исповедник, Феодор Абу Курра.
Опыт отцов этого периода, прежде всего, интересен тем, что большинство из них жили среди арабов, некоторые из них могли читать Коран на арабском языке и дискутировать с мусульманами.
Второй этап начинается с середины IX века и заканчивается к середине века XIV. Центр антиисламской литературы в это время переносится в столицу Византии -Константинополь. Ислам успешно распространялся на все новых и новых территориях, что не могло не беспокоить христиан. Богословы видели, что ислам при всех его логических и моральных недостатках представляет для империи огромную опасность. Формируется решительная оборонительная тактика. В эту эпоху публикуется много сочинений, среди которых труды Георгия Амартола, Ефвимия Зигавина, Никиты Византийского, Варфоломея Эдесского и многих других.
Третий этап продлился с середины XIV века до середины XV века (до падения Константинополя). Он отличается тем, что апологетическая литература становится более сдержанной и объективной. В диспутах и диалогах главные роли играют такие выдающиеся византийские личности, как святитель Григорий Палама и святитель Симеон Фессалоникийский.
Безусловно, апологетические сочинения против мусульман писались и после падения Константинополя, но это уже было слово, сказанное либо под мусульманским гнетом, либо на чужбине. В них не было уже той свободы и своеобразного византийского самосознания, которые создавали мировоззрение и установки, единые для всех византийских полемистов.
Библиографический список:
1. Византийские сочинения об исламе / под ред. Максимова Ю.В. М.: ПСТГУ, 2006.
2. Владимир (Иким), митр. «.А друзей искать на востоке. Православие и ислам: противостояние или содружество?». М.: «Вагриус», 2001.
3. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.
4. Мейендорф И., прот. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. -1995. - № 4 (7).
5. Мень А.В., прот. История религий в 2 т. Т. 2. Пути христианства: Учеб. пособие. М.: «Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997.
6. Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: «Мысль», 1997.
7. Феодор Абу Курра, еп. Диалоги с мусульманами [Электронная версия] Режим доступа: http://mission-center.com/islams/abucurra.html (дата обращения: 09.09.2018).
8. Яннулатос А., архиеп. Диалог с исламом с православной точки зрения [Электронная версия] Режим доступа: http://mission-center.com/islams/anastasy.htm (дата обращения: 09.09.2018).
10Цит. по: Мейендорф И., прот. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. № 4 (7) 1995. С. 130.