2006 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 8. Вып. 4
ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
6 октября 2006 г. на факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Интеграция теории и практики в области электронного правительства и обучения на основе информационно-коммуникационных технологий». В организации этой конференции наряду с факультетом менеджмента приняли участие представители факультета управления и экономики Технического университета г. Дрездена (Германия) и Каунасского факультета гуманитарных наук Вильнюсского университета (Литва).
Данная конференция проводилась в рамках мероприятий по созданию и развитию Высшей школы менеджмента СПбГУ и как итоговая конференция по проекту международного сотрудничества трех университетов по программе TEMPUS. Финансовая поддержка конференции обеспечивалась частично за счет гранта Европейского союза (проект «Integrative Qualification in e-Government», грант SCM-TO37A05-2005) и средств Приоритетного национального проекта «Образование».
Организаторам конференции удалось собрать вместе представителей государственного и муниципального управления, преподавателей и студентов вузов, специалистов IT-компаний и экспертов в области информационных технологий для того, чтобы объединить знания и обменяться опытом в следующих областях:
♦ внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственного управления, использование процессного подхода к управлению и развитие электронных государственных услуг в рамках реализации концепции электронного правительства;
♦ новые технологии дистанционного и непрерывного обучения и их использование для профессиональной подготовки и повышения квалификации в области электронного правительства.
Участники конференции не только заинтересованно обсуждали роль информационно-коммуникационных технологий и проблемы их внедрения в систему государственного и муниципального управления, в процесс подготовки специалистов в вузах, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, но и активно использовали ИКТ для расширения своей аудитории и привлечения к дискуссии зарубежных экспертов.
После традиционных приветственных слов руководитель проекта «Интеграция квалификаций в области электронного правительства» заведующий кафедрой бизнес-информатики и информационного менеджмента Технического университета г. Дрездена проф. Э. Шуп рассказал о целях проекта и его основных результатах. В рамках пленарного заседания прозвучал доклад, посвященный стратегии развития электронного правительства в Санкт-Петербурге, а также основным достижениям и проблемам в этой сфере. Доклад представил В. Карпов, главный специалист Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга.
Часть пленарного заседания, посвященная обсуждению стратегии и проблемам развития электронного правительства на уровне органов городского управления, прошла в формате международной видеосессии, в работе которой приняли участие чиновники и специалисты, отвечающие за развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему городского управления Дрездена, Каунаса и Санкт-Петербурга. Основу для дискуссии в рамках международной видео-сессии составили вопросы о стратегии развития электронного правительства на уровне города, развитии компетенций сотрудников органов государственного управления в условиях электронного правительства, о направлениях обучения в области ИКТ и перспективах использования в обучении новых электронных дистанционных методов.
Основные доклады конференции были представлены в двух тематических секциях: «Использование информационных технологий для обучения и администрирования» и «Электронное правительство: развитие электронных услуг и образовательных программ». На первой секции прозвучали выступления представителей Технического университета г. Дрездена и Каунасского факультета гуманитарных наук Вильнюсского университета, имеющих весомый опыт разработки учебно-методических комплексов на базе новых ИКТ и их использования в организации обучения. Проф. Э. Шуп, Ш. Гилге и X. Буквова представили доклад о дидактической структуре смешанного обучения — наиболее перспективном формате образования в современных условиях развития новых технологий и растущих требованиях к формированию интегрированных квалификаций. С докладом «Автоматизация процесса оценки командной работы в виртуальной среде» выступила Д. Крикскви-ньене, доцент кафедры бизнес-информатики Каунасского факультета гуманитарных наук Вильнюсского университета (Литва). Обобщая опыт проведения трехна-циональной сессии виртуального совместного обучения, организованной в рамках проекта для студентов из Германии, Литвы и России, Д. Криксквиньене представила результаты проведенного анализа влияния виртуальной среды на эффективность групповой проектной работы, а также остановилась на возможностях автоматизации оценки работы групп и отдельных участников.
Значительная часть докладов второй секции конференции была посвящена оценке состояния и перспектив развития регионального электронного правительства в России и отдельных видов электронных государственных услуг. Е. М. Сты-рин, кандидат социологических наук, ассистент кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова выступил с докладом «Региональное электронное правительство в России: особенности формирования и развития». Д. Р. Трутнев, ведущий эксперт по обучению
проекта ТАСИС «Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на Северо-Западе России» рассказал о состоянии и перспективах развития услуг электронного правительства на Северо-Западе. К. Ю. Суслов, генеральный директор компании «Хост» (г. Екатеринбург), рассказал о реализуемом в г. Екатеринбурге проекте организации прямого информационного взаимодействия гражданина и государства на основе «Социальной карты». Доклады по проблемам развития регионального электронного правительства и его услуг в России вызвали живой интерес аудитории, а их обсуждение поставило новые нетривиальные вопросы для последующих исследований в данной области.
Во второй части секции обсуждались проблемы организации обучения в области электронного правительства. С докладом об опыте разработки программы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ и реализации такой программы в рамках образовательного проекта в Республике Татарстан выступила О. О. Руднева, руководитель отдела по развитию бизнеса компании REDLAB (г. Москва).
С кратким обзором развития образовательных программ в области электронного правительства в мире, а также анализом опыта преподавания курса «электронное правительство» на факультете менеджмента СПбГУ и роли реализованного международного образовательного проекта в его развитии выступила ассистент кафедры государственного и муниципального управления А. А. Голубева. В рамках секции обсуждались проблемы разработки программ и организации обучения в области электронного правительства не только для государственных служащих, но и для потребителей электронных государственных услуг. Доклад И. В. Куприен-ко, эксперта проекта ТАСИС, «Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на Северо-Западе России» был посвящен организации виртуального тура по интерактивным услугам электронного правительства для бизнеса.
Отличительной чертой прошедшей конференции стало использование широких возможностей современных информационно-коммуникационных средств. Высокий технический уровень организации конференции нашел отражение в проведении не только международной видеосессии, но и всей конференции в Интернете в режиме on-line, что позволило следить за ее ходом всем пользователям всемирной паутины.
По итогам конференции готовится к опубликованию сборник материалов на двух языках — русском и английском. Участники конференции планируют продолжить совместную работу над анализом проблем развития электронного правительства на декабрьской международной конференции, посвященной реформированию общественного сектора.
А. А. Голубева, О. А. Патокина
Факультет менеджмента СПбГУ