Научная статья на тему 'Международная конференция «Албания-Алуанк-Арран: проблемы этнополитической истории и христианской культуры» (Ереван, 17–18 октября 2012 г. )'

Международная конференция «Албания-Алуанк-Арран: проблемы этнополитической истории и христианской культуры» (Ереван, 17–18 октября 2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «Албания-Алуанк-Арран: проблемы этнополитической истории и христианской культуры» (Ереван, 17–18 октября 2012 г. )»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2013. № 1. С. 157-158.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АЛБАНИЯ-АЛУАНК-АРРАН: ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

И ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(Ереван, 17-18 октября 2012 г.)

М.С. Гаджиев (murgadj @rambler.ru)

17-18 октября 2012 г. в Ереване прошла Международная научная конференция «Албания-Алуанк-Арран: проблемы этнополитической истории и христианской культуры», организованная Институтом востоковедения Национальной академии наук Республики Армения. Это уже седьмая по счету, начиная с 2001 г., конференция по албанистике и вторая, проведенная в столице Армении. До этого научные форумы, посвященные различным проблемам истории и культуры Кавказской Албании, четырежды собирались в Баку, а также в Москве.

Мне уже приходилось отмечать, что такое повышенное внимание к истории этого древнего восточнокавказского государства не только научного сообщества кавказоведов - отечественных и зарубежных, прежде всего, закавказских, - но и широкой общественности, проявляемое как в проводимых конференциях, так и в многочисленных публикациях, обусловлено многими факторами. В числе важнейших из них - значительно возросший интерес к прошлому своих народов, так или иначе, связанных с историей Кавказской Албании, новейшие открытия в области албанистики, а также использование и интерпретация исторического знания в современной политической жизни. В отличие от ранее прошедших форумов, посвященных Кавказской Албании, на которых в той или иной степени оглашались политизированные доклады и выступления, нынешняя конференция отличалась в целом строгой научной направленностью, хотя в ряде докладов и были представлены малообоснованные взгляды на те или иные вопросы этнополитической истории Албании.

Открытие конференции состоялось в зале заседаний Президиума НАН РАН. Со вступительным словом выступил академик-секретарь отделения арменоведения и общественных наук НАН РАН, акад. Ю.М. Суварян. С приветствиями к участникам конференции обратились директор Института востоковедения НАН РАН, чл.-корр. НАН РА Р.А. Сафрастян, чл.-корр. РАН, советник РАН Р.М. Мунчаев, зам. председателя ДНЦ РАН, д.и.н., проф. М.С. Гаджиев, зав. центром Института востоковедения РАН, к.и.н. А.К. Аликберов.

В течение двух дней работы конференции было заслушано 20 докладов, которые представили, главным образом, ученые из Армении и России. В первый день было заслушано 8 докладов. Г. Мартиросян (Лейденский университет) выступил с докладом «Историчность армянского языка на территории Арцаха и Урика», в котором предпринял попытку показать на основе анализа лингвистического материала наличие реликтовых слов в арцахском диалекте, древность армянского языка в рассматриваемом регионе. М. Агабекян (Ереван) в своем выступлении рассмотрела вопросы семантики топонима Алуанк, склоняясь к известному, но слабо аргументированному мнению, представляющему народную этимологию, согласно которой название страны происходит от арм. агу - «красивый, благоприятный» и не имеет этнической окраски. В докладе А.К. Аликберова (ИВ РАН, Москва) был предложен взгляд на этноязыковой облик Кавказской Албании и возможность выделения на территории страны двух родственных языковых групп - собственно албанской (южные и центральные районы) и пралезгинской (северные районы). Этимологии серии топонимов и этнонимов Албании был посвящен доклад Р. Тарумяна (Ереван), в котором, в частности, были представлены и слабо обоснованные версии этимологии на основе армянского языка (Кура, Утик, лезги/лек/лег и др.). В докладе С. Петросяна (Гюмри) были рассмотрены вопросы культа, его проявлений и этнического обоснования племенной группы Ведури-Этиуни, фигурирующей в клинописных текстах. Ж. Хачатрян (Ереван) в своем выступлении предпринял попытку решения вопроса о северо-восточной границе тринадцатой сатрапии Ахеменидской империи, однако, предложенная версия была подвергнута критике А.А. Акопяном и М.С. Гаджиевым. Интерес вызвал доклад А. Петросяна «Верховная

триада богов Кавказской Албании в сравнительном контексте», в котором было предложено, в частности, интерпретировать известное сообщение Страбона об особом почитании в Албании называемых им греческими именами богов Зевса, Селену и Гелиоса не как проявление влияния иранской религиозной идеологии, а как божеств, имеющих местные кавказские корни. В выступлении В.А. Захарова (Москва) была дана информация о христианстве в Кавказской Албании, содержащаяся в интересной рукописи полковника царской армии Ракита (XIX в.).

Во второй день конференции было заслушано 12 докладов. З.В. Каначев (ИВ РАН, Москва) выступил с докладом «Роль удинского этнического компонента в истории Кавказской Албании». В докладе Г. Свазяна было уделено внимание семантическим изменениям термина Агванк/Алуанк, который, по мнению исследователя, не несет в себе этнической нагрузки, выступает только географическим обозначением страны, а его распространение на территорию Утика и Арцаха приходится на конец V - середину VI в. - после восстания албанского царя Ваче II и в правление шаханшахов Кавада I (488-531) и Хосрова Ануширвана (531-579). В заслушанном докладе И.Г. Семенова (Махачкала) была предложена реконструкция событий на Восточном Кавказе в начале VIII в. и показаны притязания Хазарского каганата на Албанию. Интерпретации известной геммы-печати Великого католикоса Албании и Баласакана было посвящено выступление О. Харикяна (Ереван), в котором он поддержал мнение о датировке ее VI в. В докладе М.С. Гаджиева (Махачкала) «О раннесредневековой столице Кавказской Албании» были рассмотрены причины и хронология переименований главного города страны, дана этимология этих названий - Перозапат / Партав / Пероз-Кавад. А.Ю. Казарян (Москва) посвятил свое выступление анализу двух тетраконховых церквей в Албании, обосновав их датировку второй половиной VII в., и месту провинциальной архитектурной традиции в системе раннехристианской архитектуры. Общие закономерности формирования архитектурных морфотипов Армении и Албании в контексте сложения восточно-христианского архитектурного койне были рассмотрены в докладе В.Б. Бесолова (Владикавказ).

Работа форума прошла в деловой научной атмосфере, с обсуждением докладов, многочисленными вопросами к докладчикам, дискуссиями, на высоком научно-организационном уровне, что было отмечено на заключительном заседании форума.

Участники конференции имели возможность ознакомиться с экспозициями Национального исторического музея Армении, посетить раскопки Двина - средневековой столицы Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.