К читателю
Международная интеграция - путь развития национальной системы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
International integration - the way of development of the national system of organization of research and project activities of students
14 марта 2019 года в Совете Федераций Российской Федерации прошел круглый стол «Проблемы и перспективы создания национальной системы поддержки исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях общего образования». Одним из вопросов, который был поднят на этом круглом столе - вопрос открытости и международной интеграции данной системы как важное условие ее развития.
Отмечалось, что конкурсы проектных и исследовательских работ школьников во многих странах сформировались в единую преемственную многоуровневую систему по типу олим-пиадной, где лауреаты городского этапа имеют возможность продвинуться дальше на региональный и национальный уровни, и, в итоге, представить себя и свою работу на международной площадке. Эта перспектива дальнейшего продвижения с финальным выходом на международный уровень, безусловно, мотивирует школьников выполнять качественные проектные и исследовательские работы гораздо лучше, чем сертификат, медаль или приз. Принцип награждения учебными поездками и участием в мероприятии более высокого уровня становится все более популярным в разных странах мира. Организаторы уходят от ценности победы как таковой, рассматривая ее как проход на новый уровень, как допуск к новым ресурсам и возможностям для развития участников.
Именно поэтому во многих странах мира национальные конкурсы проектных и исследовательских работ школьников направляют своих победителей и лауреатов на международные мероприятия. Хочется подчеркнуть, что обычно это не один конкурс - а целый ряд очень разных мероприятий. Почему это так?
Во-первых, единого независимого всемирного конкурса проектно-исследовательских работ не существует. Есть отдельные престижные международные соревнования в США, странах Европейского союза или Юго-восточной Азии, но их проводят не международные организации, а национальные. Кроме того,
Алексей
Обухов,
главный редактор журнала
«Исследователь/ Researcher», научный руководитель Международной исследовательской школы, кандидат психологических наук
Ксения
Сальникова,
член исполнительного совета MILSET, директор Международной исследовательской школы
Aleksey
Obukhov,
Editor-in-Chief of the journal «HconeßOBa-Te.nb/Researcher», Scientific Director of the International Research School, Ph.D. in Psychology
Ksenia
Salnikova,
member of the executive board of MILSET, director of the International Research School
часто они имеют определенную научную ориентацию (экология, энергетика, химия и т.п.). Из всемирных универсальных мероприятий можно выделить выставку «Международная Экспо-Наука», которую проводит Международное движение МИЛСЕТ, но она принципиально не носит соревновательного характера.
Во-вторых, сравнивать между собой детские проектные и исследовательские работы - в принципе непростая задача. Часто возникает ситуация, что одна работа сильна в одном, а другая - в другом. Призовые места присудить только ограниченному количеству работ всегда очень сложно. Одного автора можно поддержать, направив его на престижный международный конкурс, другого - предоставив ему практику в каком-то ведущем зарубежном научном институте или научном лагере, третьего - возможностью выступления на международном конгрессе или научных дебатах.
Поэтому сейчас национальные конкурсы проектных и исследовательских работ во многих странах находят более продуктивным отход от жесткости: в принципе убирают призовые места на национальном конкурсе, заменяя их аккредитациями на мероприятия (например, в Мексике); совмещают призовые места с большим количеством специальных призов, представляющих собой образовательные поездки (например, национальные конкурсы в Тайване, Южной Корее, Италии, Словакии, Бельгии и др.).
В нашей стране сегодня не вызывает сомнений тот факт, что международное сотрудничество в целом и участие в международных научных мероприятиях в частности это хорошая мотивация для детей и молодежи к занятиям наукой. Наука не имеет границ, и сегодня она невозможна без международного сотрудничества и командной работы. Участие в международных проектах расширяет жизненные горизонты молодых ученых, обогащает опыт, дает возможность приобщиться к кругу таких же увлеченных людей из разных стран, освоить международные нормы и стандарты представления работ, получить экспертную оценку международных специалистов и т.п.
Для международного сотрудничества созданы механизмы поддержки на уровне государства для школьников-олимпиадни-ков - в системе олимпиад, для студентов - в системе межвузовских обменных программ и грантов. При этом в системе конкурсов проектно-исследовательских работ школьников таких механизмов, которые могли бы поддержать участие победителей в мероприятиях международного уровня, пока не существует.
Мы сделали ряд предложений, которые считаем важными для развития национальной системы поддержки исследовательской и проектной деятельности учащихся:
- включить в государственные программы финансирование поездок лауреатов всероссийских конкурсов исследовательских работ на международные мероприятия;
- сформировать список всероссийских конференций и конкурсов, которые официально могут аккредитовать лауреатов на международные мероприятия;
- сформировать экспертную группу с участием представителей данных конференций для координации допуска и подготовки участников к международным мероприятиям;
- сформировать список зарубежных мероприятий, на которые могут быть направлены лауреаты всероссийских конкурсов исследовательских работ;
- организовать подготовку российских участников к международным мероприятиям: адаптация работы к международным стандартам и требованиям мероприятий, подготовка устной презентации на английском языке и интерактивных презентационных материалов, подготовка творческой презентации российской культуры и т.п.
Данные вопросы, мы понимаем, не так просто реализовать. Этот номер журнала во многом посвящен международным мероприятиям, международному опыту и практике реализации образовательных программ по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся. Осмысление данного опыта показывает их продуктивность и перспективность для развития учащихся, в том числе таких способностей, которые стало принято описывать в рамках «4К» (коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа). Если креативность и критическое мышление - психологическая основа исследования и проектирования, то международная коммуникация (особенно в логике несоревновательных мероприятий) нацелены на развитие коммуникативности и командной работы в международных командах. Такими примерами могут выступать не только международные выставки и конкурсы исследовательских и проектных работ, но международная исследовательская школа, международные исследовательские экспедиции и др. Мы постарались максимально подробно и разносторонне отразить эту практику в данном номере журнала. И
Исследователь^евеаг^ег • 1-2/2019
9