Научная статья на тему 'Международная экономическая интеграция: перспективы либерализации и упрощения торговли'

Международная экономическая интеграция: перспективы либерализации и упрощения торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / УПРОЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / МИРОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позднякова Ж.С., Белокобыльская В.К.

В статье проанализирован термин «мировая экономическая интеграция», а также определены формы и этапы экономической интеграции. Правительство Российской Федерации делает попытку постепенно реализовать принципы либерализации внешнеэкономической деятельности и систематически расширить плавную и регулируемую экономическую интеграцию государства в мировую экономику. Создание в 2010 г. Таможенного Союза один из последних шагов в этом направлении. Положительное воздействие в этом плане оказывает устранение явных торговых барьеров и увеличение интеграции экономик Белоруссии, Казахстана и России, что даёт стимул к последнему формированию товаропроизводителей трех государств. На сегодня возможно предсказать повышение интеграции, роста грузоперевозок, импортозамещение в объединённых рамках трех государств и увеличение товарооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION: PROSPECTS FOR LIBERALIZATION AND TRADE FACILITATION

The article analyzes the term “world economic integration”, and also defines the forms and stages of economic integration. The Government of the Russian Federation is attempting to gradually implement the principles of liberalization of foreign economic activity and systematically expand the smooth and regulated economic integration of the state into the world economy. The creation in 2010 of the Customs Union is one of the last steps in this direction. A positive impact in this regard is the removal of obvious trade barriers and an increase in the integration of the economies of Belarus, Kazakhstan and Russia, which gives impetus to the last formation of commodity producers of the three states. Today, it is possible to predict an increase in integration, growth in freight traffic, import substitution in the combined framework of the three states and an increase in trade turnover.

Текст научной работы на тему «Международная экономическая интеграция: перспективы либерализации и упрощения торговли»

УДК 33.339.5 JEL: M31

ББК 65.01

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И УПРОЩЕНИЯ ТОРГОВЛИ

ПоздняковаЖ.С., преподаватель Южно-Уральский институт управления и экономики

e-mail: pozdnakovags@inueco.ru Белокобыльская В.К., студент Южно-Уральский институт управления и экономики

e-mail: belokobylskaya.v@bk.ru

Аннотация

В статье проанализирован термин «мировая экономическая интеграция», а также определены формы и этапы экономической интеграции. Правительство Российской Федерации делает попытку постепенно реализовать принципы либерализации внешнеэкономической деятельности и систематически расширить плавную и регулируемую экономическую интеграцию государства в мировую экономику. Создание в 2010 г. Таможенного Союза - один из последних шагов в этом направлении. Положительное воздействие в этом плане оказывает устранение явных торговых барьеров и увеличение интеграции экономик Белоруссии, Казахстана и России, что даёт стимул к последнему формированию товаропроизводителей трех государств. На сегодня возможно предсказать повышение интеграции, роста грузоперевозок, импортозамещение в объединённых рамках трех государств и увеличение товарооборота.

Ключевые слова: интеграция, либерализация, торговля, упрощение, государство, мировая интеграция, таможенный союз

Интеграция (в переводе с латинского) - это объединение отдельных частей в одно целое. Это понятие как экономический термин, впервые вошло в обиход в 1930-х гг. для определения взаимодействия фирм на основе разного вида соглашений. С началом возникновения западноевропейской экономической интеграции его толкование изменилось. Тогда впервые заговорили о международной интеграции1. Международная экономическая интеграция сегодня это важная черта нынешнего этапа развития мирового хозяйства.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а сегодня их уже более 60. В начале третьего тысячелетия в процессы интеграции в той или иной степени включились практически все страны мира. Некоторые из них принимают участие во множестве соглашений, которые направлены на сближение с зарубежными партнёрами по торгово-экономической сфере.

Таким образом, мировая экономическая интеграция - это процедура сближения и коадаптации отдельных национальных экономик на основе развития глубоких, прочных взаимосвязей и разделения труда между государствами, взаимопроникновения их воспроизводственных структур в различных формах и на различных уровнях. Одним словом, основным фактором интеграции считаются требования высокоразвитых производительных сил, никак не вмещающихся в рамки собственных национальных хозяйств.

В настоящее время в научном мире нет единой трактовки термина «экономическая интеграция». Это напрямую зависит от того, что исследователи выбирают различные характеристики, которые могут однозначно отделить интеграционное явление от других. Есть множество определений понятия «международная экономическая интеграция», но наиболее ёмкими, конкретно отражающими сущность самого явления, представляются трактовки, которые дали доктора экономических наук В.А. Шлямин и С.Ф. Сутырин.

По мнению В.А. Шлямина, экономическая интеграция - это определённая форма взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов, подразумевающая высокую степень взаимопроникновения и взаимозависимости2.

Так процесс постепенного сращивания и взаимного приспособления друг к другу национальных хозяйств двух и более стран, усовершенствования их экономических структур и образования на этой основе единого хозяйственного комплекса предлагает рассматривать международную экономическую интеграцию С.Ф. Сутырин3.

Экономическая интеграция - это процесс, эволюционно развивающийся от простых к более сложным формам. И это даёт возможность определить по общим признакам пять основных структурных образований интеграции (типов интеграционных соглашений) в

1 4

соответствии с рисунком 1

Рисунок 1. Формы и этапы экономической интеграции

Исторически интеграция меняется, проходя несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно вытекает из предыдущей. Начальная и самая распространенная в мире форма соглашений между государствами - преференциальные торговые соглашения. Они заключаются либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже имеющейся интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. Подчиняясь этим соглашениям, страны могут сократить таможенные пошлины на импорт всех товаров, кроме капитала, для каждого участника соглашения, оставляя свои первоначальные тарифы для всего остального мира. При таком соглашении, кроме тарифов на импорт, можно уменьшить и другие торговые ограничения на ряд товаров и услуг. Но при этом не вводится единый для участников преференциального соглашения внешний тариф по отношению к третьим странам.

Создание зон свободной торговли - это вторая форма международной экономической интеграции. Страны, в ней участвующие, полностью отменяют таможенные тарифы во взаимной торговле, но сохраняют национальные таможенные тарифы в отношениях для третьих стран. Во многих случаях условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства.

Третий этап интеграции, таможенный союз, предполагает отмену по общей договорённости единых таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли с третьими государствами.

Планируется введение беспошлинной внутри интеграционной торговли товарами и услугами и полной свободы их передвижения внутри региона. Как правило, на этом этапе имеет место создание таможенной границы стран-участниц, формирование системы

межгосударственных органов, координирующих проведение единой внешнеторговой политики.

На четвёртом этапе развития международной экономической интеграции - а это общий рынок - две или более стран, входящих в его состав, дополняют условия таможенного союза свободным передвижением всех элементов производства между собой. При отсутствии тарифных ограничений в условиях общего рынка остаются их нетарифные варианты: разница в технических нормах, поддержка фиксированных валютных курсов на валюту друг друга и др. Довольно свободное функционирование национальных экономик в системе общего рынка предусматривает организационно более значительный уровень межгосударственного регулирования экономической политики стран-участниц общего рынка.

Самый главный, пятый этап - экономический союз. На данном этапе возникает необходимость не просто управлять экономической политикой, проводимой национальными экономиками, но и принимать оперативные управленческие решения от лица всего интеграционного сообщества. Правительства стран-участниц одновременно отказываются от некоторых своих функций и полномочий в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по ряду вопросов, не согласовывая с ними.

Таблица 1 - Формы и этапы международной интеграции

Форма Обязательства

интеграции Преференциаль Свободная Единые Свободное Единая

ные торговые торговля тарифы и движение экономическ

соглашения внутри квоты к факторов ая политика

союза третьим странам производств а внутри союза стран-участниц

Преференциаль + - - - -

ная зона

Зона свободной + + - - -

торговли

Таможенный + + + - -

союз

Общий рынок + + + + -

Экономически + + + + +

й союз

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что переход от низших форм экономической интеграции к высшим предполагает собой смену этапов, продолжительность и особенность которых формируются комплексом разных факторов внутриэкономического, внешнеэкономического и политического характера.

Как показывает мировой опыт, проще всего преодолеть первоначальные рубежи экономической интеграции вплоть до формирования таможенного союза. Большая часть современных интеграционных формирований пребывает в стадии или преференциальных торговых соглашений, или свободной торговли, которые не содержат, как следует из вышесказанного, каких-либо обязательств согласно договору или унификации макроэкономической политики и более элементарны для практической реализации.

В рост мировой экономики может внести свой положительный вклад либерализация. Как и многие другие слова и выражения, относящиеся к теме «интеграция», термин «либерализация» латинского происхождения (liber, т.е. свободный). Таким образом, либерализовать значит сделать свободным, освободить от препятствий, ограничений5.

Именно в этом значении данное понятие обычно используется общественными науками для характеристики процесса исключения обстоятельств, влияющих на ограничение свободы поведения участников разных категорий общественных отношений.

Либерализация же в юридическом смысле есть устранение именно тех ограничений, которое накладывает государство на общественные отношения. То есть юридическая либерализация призвана обеспечить удаление не любых потенциальных препятствий, основывающихся, например, на социальных обычаях или природных факторах, а именно тех, которые когда-то были определены самим же государством, и теперь, по его мнению, требуют смягчения или полного уничтожения6.

Переходя теперь напрямую к вопросу либерализации внешнеэкономической деятельности, нужно заметить, что в праве Европейского Союза этот термин используется всегда на всех уровнях системы его источников, начиная с учредительных документов. Уже в первой редакции Римского договора (Договор о ЕЭС 1957 г.) мы встречаемся с ним, например, в следующих сочетаниях: как либерализация услуг (избавление от жёстких рамок трансграничного оказания услуг различного характера в контексте свободы их продвижения), либерализация перемещения капиталов (предоставление свободы передвижения капиталов), либерализация перемещений работников (устранение препятствий для свободного передвижения работников) или степень либерализации (в отношении отмены количественных ограничений и эквивалентных мер, которые препятствуют свободному передвижению товаров).

Какова же единая теоретическая оценка глобальных интеграционных процессов и их воздействия на либерализацию внешнеэкономической деятельности? В условиях полной или фрагментарной либерализации торговли сегодня проведено достаточное количество исследований по стандартизации международной экономики. Все подобные работы преследуют единую главную цель- определить диапазон влияния последующей либерализации мировой экономики на государства в целом и ряд регионов в частности, а также на общую обеспеченность благами цивилизации всего мира.

Из- за проведения политики либерализации ясно просматривается тенденция уменьшения ожиданий роста. Модели, которые при этом используются, безусловно, разные, но общий тренд снижения оценки вероятных последствий для мировой экономики в целом стабилен и говорит об определённой потере интереса научного сообщества к либерализации как к самому притягательному и, конечно же, необходимому варианту дальнейшего прогресса. К объективным причинам, влияющим на подобного рода ожидания можно отнести введение особых условий торговли, что усиливает интеграцию и уменьшает эффект всеобщей работы, рост числа двух и многосторонних договоров между странами, избегающих ВТО в целом. Значительную роль, кроме того, играет неизменное улучшение качества и приемлемости статистической информации, которое с конкретным скоротечным лагом подтверждает уже достаточно глубокий уровень экономической интеграции национальных экономик на нынешнем этапе. При этом важны также особенности моделирования, различия в экономических элементах, составных частях моделей, применяемых коэффициентов и других исследовательских направлений.

Однако все без исключения итоги исследований остаются позитивными, а это свидетельствует о возможных практических инвестициях либерализации в усиление и укрепление мировой экономики. Полная либерализация, ликвидация тарифов, внутренних дотаций и субсидий, по данным Антуана Буэ, приведет к росту мирового благосостояния (общего дохода на 100 млрд. долларов или 0,33% мирового ВВП). При этом 73,8% дохода придется на развитые страны, 24,1% - на развивающиеся и 2,2% - на категорию слабо развитых7. Согласно данным руководителя ВТО Паскаля Лами, единый положительный эффект будет равняться 130 млрд долларов. Некоторые наиболее оптимистичные исследования приводят еще более высокие цифры с абсолютно другими пропорциями разделения итогового результата между государствами. Все они, правда, соглашаются в том, что эффект для мира в целом, может быть, несущественным, но, безусловно,

положительным, хотя всегда могут быть определенные предположения и обстоятельства. Либерализация не может создать новые выгоды для подавляющего большинства членов общества, это необходимо чётко понимать. Определённые категории людей имеют все шансы потерять в процессе разделения производственных функций и нового потока прибыли, к чему приведет такого рода экономическая политика.

Даже в широко применяемых фундаментальных моделях международной торговли, с помощью которых зачастую обосновывают необходимость свободной торговли, есть явные расхождения, что наглядно аргументируется, к примеру, в работах Рикардо или Хекшера-Олина8. Проблемы распределения вероятных эффектов находятся в зависимости от профиля государства и его конкурентных достоинств, а распределение доходов внутри нации обуславливается, в первую очередь, разделением прав собственности на факторы производства и, чаще всего, получаемая прибыль одних достигается лишь за счет утрат других. Отсюда, реальный рост общего благосостояния невозможно охарактеризовать целиком положительным, если большие слои населения при этом могут быть поставлены в более жёсткие рамки, что, в свою очередь, приведёт к повышению социальной напряженности, расслоению и снижению стабильности в обществе, что, к сожалению, не всегда учитывается в ходе исследований результатов свободной торговли.

Учёные Ф. Родригес и Д. Родрик подвергли сомнению воздействие либерализации на рост национальной экономики в целом, а через него и на уменьшение бедности в государстве, рассматривая специфику экономического роста стран с низкими и высокими коммерческими барьерами. Они выявляют ряд общих течений, опираясь на опыт человечества и обширные наблюдения. Это, например, пошаговая либерализация торговли с увеличением благосостояния государства или получение время от времени фирмами технологии и иных привилегий от экспортной торговли. Считая либерализацию многообещающим направлением, авторы обращают внимание на различные условия, которые имею все шансы сделать некоторые покровительственные меры эффективными9.

Из всего сказанного можно сделать вывод о противоречивости оценок воздействия либерализации торговли на государственную экономику и потребности весьма серьёзно подходить к этой проблеме. Необходимо продумать меры по возмещению вероятных рисков. Подтверждением данного положения является детальное применение различных мер защиты внутреннего рынка и поддержки своих производителей большинством стран мира. Очень серьезный шаг к либерализации внешнеэкономической деятельности страны - вступление РФ во Всемирную торговую организацию. Но было бы не совсем верным заявлять, что экономики в системе ВТО функционируют в независимом от протекционизма режиме, и торговля считается абсолютно открытой. С целью укрепления собственных национальных экономик сегодня все государства, вступающие в ВТО, применяют много как тарифных, так и нетарифных ограничений. Если обратить внимание на современную финансовую обстановку в целом и мировую торговлю, ослабленную экономическим ухудшением, можно увидеть усиление защитных мер, как следствие этого, дальнейшая либерализация может быть временно отложена. И это несмотря на все призывы отказаться сейчас от политики государств, направленной на ограждение национальных экономик от иностранной конкуренции. Тщательное исследование опыта работы государств-членов компании и их финансовой политики необходимо для последующей адаптации этого опыта и разработки действенной политики для РФ в современных условиях.

Анализируя способы поддержки рынка, применяемые сегодня в РФ, возможно установить то, что они нередко обладают низкой эффективностью, а часть из них в скором времени станет совсем недоступна из-за необходимости придерживаться норм ВТО. Поэтому нужен выбор новых стратегий защиты национальных производителей.

При этом необходимо иметь ввиду то, что каждая ограничительная стратегия в версии строгого квотирования, непосредственных запретов или значительных тарифов приводит к повышению стоимости для внутренних потребителей. А в результате это ведёт к прямому отражению абсолютно всех тарифных мер в конечной стоимости продукта. Можно с

уверенностью отметить, что огромные стремления страны гарантировать наиболее подходящие требования для национальных производителей за счет типичной тарифной политики оплачиваются общественностью. Естественно, при введении государственных ограничений в торговлю, страдают, в первую очередь, потребители, вынужденные оплачивать повышенную стоимость за товар, в то время как производители рискуют разбалансировать внутренний рынок, производя больше требуемого. Из-за больших издержек покупателей, перевешивающих выгоды изготовителей и возможный доход страны, согласно теориям рыночного равновесия, приобретаемая неуравновешенность в каждом случае приводит к единым утратам в экономике. При рассмотрении квот или субсидий также следует выделить расходы хозяйствующих субъектов на возможность получения финансовой поддержки или распределяемой ренты (разрешения реализовать условленное число продуктов по выгодной цене в границах квоты), которые нередко ведут к конкурентной борьбе. Имея в виду наличие наиболее результативных торговых систем и рационального комплекса мер, дающих возможность довести до максимума все, без исключения, выгоды от внешнеэкономической деятельности, их введение является практически невозможным из-за значительного воздействия заинтересованных профессиональных агентов. Анализируя способности реализации такой помощи внутреннего рынка, следует предполагать, что обязательно найдутся заинтересованные группы, которые сумеют продвинуть свою сферу интересов и оказать влияние на принятие политических решений. Принимая во внимание факт недопустимости идеальной политической концепции можно прийти к мысли о том, что свободная торговая деятельность, как разновидность абсолютного отсутствия стабилизирующих мер, приведет к наиболее объективным и единым условиям для всех игроков.

Структурные изменения экономики имеют все шансы случиться только лишь вследствие глубоких сдвигов экономических концепций, обширной переориентации экономики. Аналогичных сдвигов, возможно, достичь из-за частичной либерализации и увеличения конкурентной борьбы. Открытая экономика как раз и представляется здесь одним из элементов активизации внутренних ресурсов. К примеру, свободная торговая деятельность, как результат процесса либерализации, формирует предпосылки с целью увеличения и консолидации, что даёт возможность продуктивнее применять эффект масштаба. Кроме этого, она создаёт новейшую конкурентоспособную сферу, открытую к инновациям и новым идеям, даёт возможность увеличению давления со стороны зарубежных предприятий и повышает необходимость в модернизации, увеличении собственной конкурентоспособности. Наряду с этим, возникают способности и потребность обучаться и перенимать зарубежный опыт. Однако, как было отмечено ранее, следует весьма аккуратно использовать аналогичные инструменты развития.

Правительство РФ старается постепенно реализовывать принципы либерализации внешнеэкономической деятельности и систематически расширять поэтапную и регулируемую экономическую интеграцию государства в мировую экономику. Одним из последних шагов в этом направлении считается организация в 2010 г. Таможенного Союза. Устранение конкретных торговых барьеров и повышение интеграции экономик Белоруссии, Казахстана и России обеспечивает положительное воздействие и даёт стимул к последующему формированию товаропроизводителей трех государств (здесь необходимо выделить имеющиеся связи экономик и конкретные рамки этого интеграционного проекта). Данный эффект сопряжен также с фундаментальными связями как рынков, так и производственных секторов трех государств. На сегодня возможно предсказать повышение интеграции, роста грузоперевозок, импортозамещение в объединённых рамках трех государств и увеличение товарооборота. Но при этом предполагается увеличение производственной кооперации и вероятно наиболее полное формирование иных форм организации производства, что повысит конкурентоспособность отечественных изготовителей и возместит возникновение новых игроков на рынке РФ.

Такое объединение, возможно, также рассматривать как коллективный план, который направлен на защиту от конкурентной борьбы со стороны стран дальнего зарубежья. Осуществление подобных планов считается образцом институциональных перемен. Весьма сложно планируемыми и исполняемыми считаются основные реформы рынка и изменение «правил игры». Вместе с этим управляемая либерализация торговли в рамках четко ограниченного и изученного пространства позволит организовать основу и повернуть институциональную базу государств-участников в сторону последующей оптимизации и усовершенствования, подтолкнёт к новым экономическим процессам и к мотивации создания производства. Принимая во внимание потребность снятия тарифных ограничений, это также обеспечит мотив к формированию нетарифных способов защиты рынка и поиску нового равновесия между протекционизмом и углублением интеграции.

Кроме Таможенного Союза, необходимо находить и прочие многообещающие интеграционные планы, имеющие интересный потенциал, но обладающие минимумом рисков для внутреннего рынка. В первую очередь, следует сосредоточить внимание на пространство СНГ, владеющее некоторыми исторически сформированными социально-экономическими связями. В качестве значимого партнера здесь необходимо отметить Азербайджан, показывающий в последние годы мощный экономический рост и владеющий неплохим потенциалом для развития. Несмотря на это, Азербайджан нацелен на диверсификацию (перепрофилирование рынков сбыта) своей экономики. Присутствие значительного числа зарубежных инвесторов образовало отличную базу и навык с целью формирования международных проектов.

Завершая данную работу, хотелось бы еще раз обратить внимание на наличие отличительных черт и двойственность воздействия процессов глубокой либерализации на государственную экономику в целом и на материальное благополучие граждан в частности. В условиях, когда сфера интересов обширных слоёв населения, по всей вероятности, может понести убытки, проблемы интеграции в мировую экономику переходят из экономической плоскости в социально-политическую. Доказательство этого мы видим в действиях множества стран, которые сегодня в условиях упадка и хаотичности на всемирных рынках, ищут способы защиты отечественных изготовителей и увеличивают диапазон протекционизма. При этом возникают новейшие приборы и методы внутренней помощи, развиваются новые, более современные институциональные обстоятельства работы государственных экономических систем. Аргументированной и верной стратегией, по этой причине, считается постепенная интеграция в мировую экономику и осторожное вхождение постсоветских стран в ВТО. Правительство обязано осуществлять поочерёдную политику либерализации в длительном проекте, несмотря на трудность осуществления, необходимость учета большого числа характеристик и вероятных результатов. Но, учитывая современное положение международной экономики, присутствие обширного масштаба политических и финансовых рынков, важно определить правильный период и, вероятно, взять паузу. Наибольшее предпочтение требуется отдавать менее масштабным, но прогнозируемым, определённым и контролируемым проектам в сфере международного партнёрства и интеграции государства в систему массовых экономических связей, не забывая при этом о разумном применении и постоянном увеличении эффективности защитных мер в экономике. Следует обратить внимание на ближайших соседей и сосредоточить усилия на точечных проектах, которые помогут наладить новые мосты между постсоветскими странами. Направлениями, приносящими максимум пользы абсолютно всем партнерам при минимальных рисках, могут быть координирование индустриальной политической деятельности и создание общего рынка. Раздельное усиление интеграционных процессов и либерализация торговли должны сочетаться с адаптацией мер содействия внутреннему рынку и формированием новейших приборов государственной помощи и поощрения конкурентоспособности экономики стран.

Примечания

1 Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - М. : ИНФА - М, 2017. - 350 с. - (Высшее образование: Бакалавриат) .

2 Шарапов, В.В. Особенности экономической интеграции между странами с разным уровнем развития / В. В. Шарапов // Экономика российских регионов: Материалы II Молодежного экономического форума. (Петразаводск,12-13 ноября 2009 г.) — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010.

3 Сутырин, С.Ф. Международные экономические отношения. СПб., 2002. 210 с.

4 Шимко, П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для бакалавриата, специалиста и магистратуры / под ред. проф. И. А. Максимцева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. 392 с.

5 Четверников, А.О. Либерализация и ограничения трансграничных отношений в современном интеграционном праве (сравнительно- правовое исследование): монография. - М: РосНОУ, 2010. 280 с.

6 Сосланд, А.И Всякая культура репрессивна // Знание - сила. - 2010. - №6 (996). - 41 с.

7 Bouet A., 2008 The expected benefits of trade liberalization for world income and development: Opening the «black box» of global trade modeling // International Food Policy Research Institute (IFPRI), Washington, D.C. . - 2008. - 160 p.

8 Driskil R., 2007 Deconstructing the argument for free trade. Economics and Philosophy, 28(1), p. 1-30.

9 Родригес Ф., Родрик Д. Торговая политика и экономический рост: руководство, скептика по межнациональным доказательствам. 1999. 82 с.

INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION: PROSPECTS FOR LIBERALIZATION

AND TRADE FACILITATION

Pozdnyakova Zh.S., Belokobylskaya V.K.

South Ural Institute of Management and Economics, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article analyzes the term "world economic integration", and also defines the forms and stages of economic integration. The Government of the Russian Federation is attempting to gradually implement the principles of liberalization of foreign economic activity and systematically expand the smooth and regulated economic integration of the state into the world economy. The creation in 2010 of the Customs Union is one of the last steps in this direction. A positive impact in this regard is the removal of obvious trade barriers and an increase in the integration of the economies of Belarus, Kazakhstan and Russia, which gives impetus to the last formation of commodity producers of the three states. Today, it is possible to predict an increase in integration, growth in freight traffic, import substitution in the combined framework of the three states and an increase in trade turnover.

Keywords: integration, liberalization, trade, simplification, state, world integration, customs union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.