Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Я.Ф. Измеров, Е.Б. Гурвич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК в14.7»в0)-07 (100)

Н. Ф. Измеров, Е. Б. Гурвич

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

V В последние десятилетия международная об-чцественность проявляет особый интерес к проблеме охраны окружающей среды. Это обусловлено серьезными изменениями качественных и количественных характеристик загрязнений окружающей среды вследствие как увеличения масштабов производства и внедрения новых технологических процессов, так и постоянного расширения использования химических веществ во всех сферах жизни. Признание особой важности данной проблемы связано также с углублением имеющихся и получением новых знаний о биологическом действии загрязнителей окружающей среды и возможных неблагоприятных последствиях для настоящего и будущих поколений.

Осознание масштабов и актуальности проблемы, необходимости ее неотложного и эффектив-I ного решения обусловило понимание того, что важнейшей предпосылкой успешной деятельности является международное сотрудничество. Первым шагом в этом направлении явился созыв конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 г. в Стокгольме. Делегаты 113 наций разработали план действий, состоящий из 109 рекомендаций, а также декларацию из 26 «общих принципов», V касающихся прав и обязанностей человека в отношении окружающей среды в глобальном масштабе.

Рекомендации конференции были рассмотрены на 27-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая утвердила также специальную рекомендацию относительно организационных и финансовых мер для учреждения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В январе 1973 г. ЮНЕП начала функционировать с штаб-квартирой сначала в Женеве, а затем в Найроби (Кения). Это была первая глобальная организация ООН, сосредоточенная в развивающейся стране. При разработке Првграммы в основу были положены два важных соображения. Во-первых, ни одно из агентств или фондов ООН не могло бы самостоятельно решать сложные проблемы окружающей среды; было ясно, что необходим международный подход, при котором страны могли бы координировать свои усилия с помощью специальных новых и уже существующих объедине-, ний. Во-вторых, на современном этапе стала оче-^ видной невозможность каких-либо существенных изменений в поведении общества, в частности в его отношении к проблемам окружающей среды, без широкой общественной инициативы в международном масштабе, направляемой в единое русло.

Учитывая сказанное, важнейшей задачей, возложенной на ЮНЕП, явилось привлечение к осуществлению Программы широкого круга международных и национальных организаций. В настоящее время ЮНЕП проявляет инициативу, стимулирует, поддерживает и координирует деятельность, направленную на решение различных проблем окружающей среды, содействует осуществлению различных проектов по ее оздоровлению. Важная роль отводится организации постоянного наблюдения за состоянием окружающей среды и анализу выявленных тенденций.

ЮНЕП функционирует главным образом в рамках ООН, однако в отдельных случаях контактирует и независимо с мультинациональными или транснациональными организациями, имеющими отношение к экономическому сотрудничеству, торговле и промышленности, науке и технике. На национальном уровне ЮНЕП поддерживает связь с правительственными учреждениями, помогая обеспечить правильность решений по актуальным проблемам в стране, касающимся окружающей среды, что имеет особое значение для развивающихся стран.

В деятельности ЮНЕП особое место занимает служба информационного обеспечения, к которой принадлежат три крупные системы: GEMS — Глобальная система постоянного наблюдения за состоянием окружающей среды, Infoterra — Всемирная информационная сеть ЮНЕП и IRPTC — Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ).

Советский Союз активно участвует в Программе ООН по окружающей среде, в частности в деятельности МРПТХВ, который является «весьма важным орудием в оптимизации использования химических веществ для благосостояния человека и в то же время в обеспечении системы глобального раннего предупреждения нежелательных воздействий на окружающую среду» 1. В настоящее время Координированным международным планом намечено поставить под контроль более 70 ООО химических веществ, используемых во всех странах. В этой трудной задаче МРПТХВ предполагается отвести роль центра по сбору и хранению соответствующей информации.

Одним из важнейших направлений в деятельности МРПТХВ является сотрудничество с Международной организацией труда в области создания Международной системы профессиональной без-

1 МРПТХВ. Бюллетень, 1980, т. 3, № I, с. I.

опасности и предупреждения об опасности для здоровья, в частности вызванной химическими веществами. В задачи данной системы входит распространение срочной информации не только в вновь выявленных профессиональных факторах риска и производственных ситуациях, опасных для здоровья работающих, но и о нов^х эффективных методах профилактики и средствах защиты. С этой целью в 98 странах организованы национальные Координационные центры. В СССР такой центр действует на базе НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. МРПТХВ имеет право подать сигнал о ранее неизвестной опасности, связанной с воздействием химических факторов на работающих. В обязанности Международной организации труда (МОТ) входит передача таких сигналов, при этом в случае необходимости она может запросить дополнительную информацию Цо данному вопросу.

Следующим этапом на пути решения проблем здоровья в связи с воздействием химических веществ является организация под эгидой ВОЗ Международной программы химической безопасности (МПХБ). В апреле 1980 г. исполнительные комитеты ЮНЕП, МОТ и ВОЗ подписали меморандум, в соответствии с которым осуществление МПХБ стало общей задачей трех этих организаций. Основными направлениями Международной программы химической безопасности являются: 1) оценка влияния химических веществ на здоровье человека и окружающую среду; 2) установление предельно допустимых уровней вредных веществ в воздухе, пище, воде и производственной среде; 3) разработка методов оценки токсичности химических веществ, эпидемиологических и клинических исследований и оценка риска; 4) координация экспериментальных и эпидемиологических исследован:.й, развитие исследований, направленных на изучение зависимостей доза — эффект и механизмов биологического действия химических веществ; 5) распространение информации о средствах борьбы с несчастными случаями при воздействии химических веществ, содействие сотрудничеству в области контроля химических веществ в государствах — членах ВОЗ, а также подготовке и обучению персонала.

Следует отметить, что ВОЗ уже давно уделяет серьезное внимание проблеме безопасности при воздействии химических веществ. Более 20 лет в сотрудничестве с ФАО определялась токсичность пищевых добавок, остаточных количеств пестицидов в пище. В сотрудничестве с МОТ устанавливались допустимые уровни воздействия вредных факторов в условиях профессиональной деятельности. Международное агентство по изучению рака (МАИР) располагает данными о канцерогенной опасности более чем 450 химических веществ. При поддержке ЮНЕП издаются документы из серии «Критерии здоровья окружающей среды» (вышли в свет монографии об окиси углерода, сероуглероде, шуме и др.).

Разработаны и продолжают разрабатываться международные и европейские стандарты на питьевую воду. Все эти направления будут развиваться и усиливаться на основе международного сотрудничества в рамках МПХБ. /

МПХБ имеет следующую организационную структуру: центральный орган при штаб-квартн-ре ВОЗ, сеть национальных ведущих учреждений, подгруппа участвующих учреждений, сеть на-циональных координационных центров. Рабочим ^ механизмом МПХБ является сеть ведущих и участвующих учреждений. Ведущее учреждение ответственно за какую-либо группу или подгруппу химических веществ (пищевые красители, вещества, используемые в промышленности, и др.). Ведущие институты отвечают за подготовку персонала, распространение срочной информации об опас-' ности для здоровья и др. Ведущее учреждение выбирается, исходя из его высокой компетенции и международного признания в определенной области исследований. Подразумевается, что данные учреждения будут работать над тематикой, которая более всего отвечает национальным интересам. Вместе с тем в качестве ведущего учреждения к программе могут привлекаться как национальные, так и международные организации.

Так, МАИР является ведущим по проблеме химического канцерогенеза, а ведущим учреждением по сбору и распространению информации — МРПТХВ при участии 1пЫегга (Всемирная информационная сеть ЮНЕП).

При штаб-квартире ВОЗ в Женеве функционирует Центральный орган, ответственный за проведение и выполнение МПХБ в соответствии с уста- . новками ВОЗ. Центральный орган оказывает на- ^ учную и административную помощь ведущим и участвующим учреждениям в организации учебных курсов и конференций по обмену и распространению научных данных, полученных МПХБ, а также по выпуску, переводу и публикации соответствующих документов.

В реализации программы важную роль играют три -комитета (Программный, Консультативный и Технический) и Координационный интеркомитет.

Программный консультативный комитет, состоящий из 20 членов, назначаемых генеральным директором ВОЗ при консультации с другими сотрудничающими организациями, помогает определить основные направления работы, рабочий план и бюджет МПХБ.

Технический комитет, состоящий из руководнте-. лей ведущих учреждений, выбирает приоритетные темы для исследований, обеспечивает научное руководство и управление программой, гарантируя приемлемость результатов на международном уровне, консультирует центральный орган по различ- у ным вопросам управления и выполнения программы.

Координационный ннтеркомитет, в котором представлены три международные сотрудничающие организаций — ВОЗ, ЛЮТ и. ЮНЕП, рас-

сматривает и принимает решения по предложениям и рабочим планам, представленным и рекомендованным Программным консультативным и Техническим комитетами, и обеспечению штата центрального органа.

В январе 1981 г. был подписан меморандум между Минздравом СССР и ВОЗ, ЛЮТ и Программой ООН по окружающей среде относительно сотруд-ннчества в МПХБ. Ведущими учреждениями наз-Ц начены НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР и НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР. В осуществлении программы будут также участвовать: НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова Минздрава СССР (Ленинград), Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева Минздрава УССР (Киев), Институт медицинской генетики АМН СССР (Москва), Институт гигиены труда и профзаболеваний Минздрава УССР (Киев), Институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (Москва).

Исследования в рамках МПХБ будут развиваться в первую очередь по следующим направлениям: оценка совместного воздействия физических и химических факторов на биосистемы, оценка воздействия химических веществ, используемых в промышленности, на состояние сердечно-сосудистой системы, интермиттирующее действие химических веществ.

Следует подчеркнуть, что осуществлением МПХБ по разделу, касающемуся производственной среды,

*

УДК 613.646:621.

В статье освещаются результаты экспериментального изучения резервных возможностей сер-дечно-сосудистой системы у лиц, работающих в специализированных помещениях по изготовлению микросхем при различном режиме аэроионизации. Авторы приходят к выводу о положительном влиянии на функциональное состояние сердечно-сосу-дистой системы рабочих (женщин в возрасте 20— 25 лет) искусственной биполярной аэроионизации, создаваемой управляемым ионизатором типа АИСВ-1—76. Ознакомление с фактическим материалом, представленным в статье, убеждает, од-

1 «Гигиена и санитария», 1981, № 11, с. 18—21.

тесно связано с Программой охраны здоровья работающих, которая была одобрена на XXXIII Всемирной ассамблее здравоохранения. Основной долгосрочной задачей этой Программы к 2000-му году является обеспечение всех рабочих, включая работающих в отдаленных районах, в сельском хозяйстве и на мелких промышленных предприятиях, профилактической медико-санитарной помощью. Один из разделов этой Программы посвящен проблеме расширения международного сотрудничества в области гигиенического нормирования производственных факторов, в частности химических веществ. В Программе указывается, что одной из ее целей является разработка международных рекомендаций в'отношении допустимых уровней воздействия неблагоприятных производственных факторов, в первую очередь наиболее важных и часто используемых химических веществ. Подчеркиба-ется, что разработка таких рекомендаций явится серьезным шагом в создании адекватных национальных стандартов в развивающихся странах.

В заключение следует подчеркнуть, что в достижении' генеральной цели ВОЗ — «здоровье для всех , к 2000-му году» — важное значение имеет проблема обеспечения химической безопасности для всех контингентов населения, решению которой будет в существенной мере способствовать эффективное международное сотрудничество.

Поступила 07.07.82

нако, в том, что такой вывод сделан, без достаточных оснований.

Авторы основывают свое заключение на данных функциональных проб с физической нагрузкой (15 приседаний) и вариационной кардионнтервало-метрии. При этом, как можно предположить, при проведении проб измеряли артериальное давление по Короткову, а частоту сердечных сокращений определяли пальпаторно. Точность измерения при этом, как известно, весьма относительна. Для строгих научных исследований необходимо использование объективных методов регистрации физиологических показателей. Если даже допустить, что авторы при проведении функциональных проб

Дискуссии и отклики читателей

)

381-07:6 I 2.13/. 17(049.2)

А. М. Лакшин, В. В. Оглезнев (Москва)

О СТАТЬЕ А. М. СКОРОБОГАТОВОЙ, Г. М. ТАРАСОВОЙ, Г. Ф. ЧУМАКОВА «ОЦЕНКА ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОГО РЕЖИМА АЭРОИОНИЗАЦИИ» 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.