Научная статья на тему 'О СТАТЬЕ А.М. СКОРОБОГАТОВОЙ, Г.М. ТАРАСОВОЙ, Г.Ф. ЧУМАКОВА «ОЦЕНКА ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОГО РЕЖИМА АЭРОИОНИЗАЦИИ»'

О СТАТЬЕ А.М. СКОРОБОГАТОВОЙ, Г.М. ТАРАСОВОЙ, Г.Ф. ЧУМАКОВА «ОЦЕНКА ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОГО РЕЖИМА АЭРОИОНИЗАЦИИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СТАТЬЕ А.М. СКОРОБОГАТОВОЙ, Г.М. ТАРАСОВОЙ, Г.Ф. ЧУМАКОВА «ОЦЕНКА ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОГО РЕЖИМА АЭРОИОНИЗАЦИИ»»

сматривает и принимает решения по предложениям и рабочим планам, представленным и рекомендованным Программным консультативным и Техническим комитетами, и обеспечению штата центрального органа.

В январе 1981 г. был подписан меморандум между Минздравом СССР и ВОЗ, ЛЮТ и Программой ООН по окружающей среде относительно сотруд-ничества в МПХБ. Ведущими учреждениями наз-Ц начены НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР и НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР. В осуществлении программы будут также участвовать: НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова Минздрава СССР (Ленинград), Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева Минздрава УССР (Киев), Институт медицинской генетики АМН СССР (Москва), Институт гигиены труда и профзаболеваний Минздрава УССР (Киев), Институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (Москва).

Исследования в рамках МПХБ будут развиваться в первую очередь по следующим направлениям: оценка совместного воздействия физических и химических факторов на биосистемы, оценка воздействия химических веществ, используемых в промышленности, на состояние сердечно-сосудистой системы, интермиттирующее действие химических веществ.

Следует подчеркнуть, что осуществлением МПХБ по разделу, касающемуся производственной среды,

*

УДК 613.646:621.

В статье освещаются результаты экспериментального изучения резервных возможностей сер-дечно-сосудистой системы у лиц, работающих в специализированных помещениях по изготовлению микросхем при различном режиме аэроионизации. Авторы приходят к выводу о положительном влиянии на функциональное состояние сердечно-сосу-дистой системы рабочих (женщин в возрасте 20— 25 лет) искусственной биполярной аэроионизации, создаваемой управляемым ионизатором типа АИСВ-1—76. Ознакомление с фактическим материалом, представленным в статье, убеждает, од-

1 «Гигиена и санитария», 1981, № 11, с. 18—21.

тесно связано с Программой охраны здоровья работающих, которая была одобрена на XXXIII Всемирной ассамблее здравоохранения. Основной долгосрочной задачей этой Программы к 2000-му году является обеспечение всех рабочих, включая работающих в отдаленных районах, в сельском хозяйстве и на мелких промышленных предприятиях, профилактической медико-санитарной помощью. Один из разделов этой Программы посвящен проблеме расширения международного сотрудничества в области гигиенического нормирования производственных факторов, в частности химических веществ. В Программе указывается, что одной из ее целей является разработка международных рекомендаций в'отношении допустимых уровней воздействия неблагоприятных производственных факторов, в первую очередь наиболее важных и часто используемых химических веществ. Подчеркиба-ется, что разработка таких рекомендаций явится серьезным шагом в создании адекватных национальных стандартов в развивающихся странах.

В заключение следует подчеркнуть, что в достижении' генеральной цели ВОЗ — «здоровье для всех , к 2000-му году» — важное значение имеет проблема обеспечения химической безопасности для всех контингентов населения, решению которой будет в существенной мере способствовать эффективное международное сотрудничество.

Поступила 07.07.82

нако, в том, что такой вывод сделан, без достаточных оснований.

Авторы основывают свое заключение на данных функциональных проб с физической нагрузкой (15 приседаний) и вариационной кардионнтервало-метрии. При этом, как можно предположить, при проведении проб измеряли артериальное давление по Короткову, а частоту сердечных сокращений определяли пальпаторно. Точность измерения при этом, как известно, весьма относительна. Для строгих научных исследований необходимо использование объективных методов регистрации физиологических показателей. Если даже допустить, что авторы при проведении функциональных проб

Дискуссии и отклики читателей

)

361-07:612.13/*17(049.2)

А. М. Лакшин, В. В. Оглезнев (Москва)

О СТАТЬЕ А. М. СКОРОБОГАТОВОЙ, Г. М. ТАРАСОВОЙ, Г. Ф. ЧУМАКОВА «ОЦЕНКА ФУКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОГО РЕЖИМА АЭРОИОНИЗАЦИИ» 1

применили объективные методы регистрации пульса и артериального давления, то и при этом условии правомерно подвергнуть сомнению достоверность различия пульса и артериального давления и производных от них величин у обследованных обеих групп, работавших при различном аэроионном режиме, из-за неясности того, насколько однородны эти группы по состоянию здоровья, режиму питания, отдыха, бытовым условиям.

Из-за этОй неясности нет уверенности в том, что выявленные авторами различия в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку обусловлены неодинаковым аэроионным режимом помещений. Эта неуверенность в значительной мере могла бы быть устранена, если бы в статье были представлены фоновые данные обследования.

Не складывается хорошего впечатления от статьи также из-за содержащихся в ней противоречивых и ошибочных трактовок. Так, в одном месте говорится об изменении регуляции системы кровообращения и повышении тонуса симпатической иннервации у работающих в комнате без искусственной аэроионизации, а в другом на основании данных кардиоинтервалометрии делается заключение о том, что у этих обследованных деятельность сердечнососудистой системы носила «выраженно нормотони-ческий характер». Вместе с тем авторы констатируют факт снижения периферического сопротивления току крови и тут же объясняют это не уменьшением, как можно было бы предположить, а увеличением тонуса сосудов прекапиллярного русла.

Далее авторы ссылаются на данные кардиоинтервалометрии, представленные в табл. 3. На самом же деле в этой таблице этих данных нет. Затем авторы, ссылаясь на табл. 4, указывают, что у всех обследованных, работающих в условиях компенсации аэроионной недостаточности, устанавливается оптимальные • равновесие регулирующих влияний симпатической и парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность. На самом же деле, судя по названию, в этой таблице содержатся данные, полученные у работающих в комнатах без искусственной аэроионизации. Невозможно понять, к обследованным какой группы относятся показатели табл. 4 и почему не приведены в сравнении данные по обеим группам.

Анализируя фактические данные, авторы по ходу текста утверждают, что пульсовое давление после дозированной физической нагрузки у обследованных, работавших в комнате, где проводилась искусственная аэроионизация, «уменьшалось более чем в 2 раза». При рассмотрении же табл. 3, в которой представлены все гемодинамические показатели, видно, что пульсовое давление у этих людей не только не уменьшалось, а, наоборот, довольно значительно увеличивалось по сравнению с исходными. Чему же верить?

К общим недостаткам статьи следует отнести следующие: не описана методика проведения исследований, нет исходных фоновых гемодинамиче-ских показателей в условиях .'естественной аэро-

ионизации, полученных до начала работы, отсутствует характеристика гигиенических условий работы обследованных обеих групп, характеристика использованного в исследованиях ионизатора АИСВ-1—76 (проходил ли этот прибор официальные испытания?); не указан тип ионометра, с помощью которого проводился контроль за аэроионным режимом в помещениях, где находились обследованные; не оценена статистически достоверность различий показателей, полученных при обсле- ^ довании рабочих обеих групп (доверительный коэффициент, средняя ошибка разности и др.).

Невозможно согласиться с утверждением авторов, что ими обеспечивался оптимальный режим аэроионизации при исследованиях одной группы рабочих (помещения типа Б), а другая группа находилась в условиях деионизации. Оба утверждения, по нашему мнению, неправильны. Считать, что примененный авторами режим искусственной аэроионизации является оптимальным, нет достаточных оснований. Авторы ссылаются при этом на «Указания по компенсации аэроионной недостаточности и эксплуатации аэроионизаторов», которыми они руководствовались. Нормы искусственной аэроионизации, изложенные в этих указаниях, оспариваются рядом ведущих ученых нашей страны. В частности, в письме заместителю министра здравоохранения СССР акад. АМН СССР П. Н. Бургасову заместитель председателя союзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды», руководитель секции физических факторов проф. М. Г. Шандала и акад. АМН СССР проф. А. А. Минх в связи с выходом в свет этих «Указаний» отмечают, что «вопрос о ч минимально необходимых и оптимальных уровнях аэроионов, а также о необходимых режимах при длительном систематическом воздействии аэроионизации еще не нашел своего окончательного решения». Поэтому утверждать, что был искусственно создан оптимальный режим аэроионизации, по крайней мере необоснованно.

Неправильно также утверждение о деионизации воздуха в комнатах типа А. Следует принимать во внимание то, что, как бы ни обрабатывался воздух системами кондиционирования, попадая в помещение, он вновь будет ионизироваться в той или иной степени вследствие ионизирующего воздействия космического излучения и радиоактивных элементов, содержащихся в строительных материалах, конструкциях и др. При некоторых условиях, по-видимому, может наблюдаться частичная деионизация воздуха, но -полной деионизации быть не может.

Поскольку вопрос об искусственной аэроионизации в помещениях с аэроионной недостаточностью ' представляется принципиально важным как с тео- у ретической, так и с практической точки зрения, рекомендуем авторам в дальнейшем проводить работы по этой проблеме на более высоком методологическом уровне, более тщательно анализировать и обрабатывать полученный материал.

В заключение следует отметить, что проблема аэроионизации в приложении к медицине, в частности к гигиене, нередко освещается неправильно, особенно в научно-популярной литературе. Многие авторы, часто не имеющие медицинского образова-

ния, рекламируют аэроионизацию как панацею и универсальное профилактическое и лечебное средство и тем самым дискредитируют этот метод и наносят ущерб делу его рационального использования.

1Поступнло 01.06.82

УДК(Б72.К1>053.2

[И. А. Комиссарова (Москва)

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫКРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИИ О НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Знакомство с опубликованными в журнале «Гигиена и санитария» статьями, в которых затрагиваются аспекты оценки физического развития детей и подростков (1981, № 12 и 1982, № 2) показывает, что и на данном этапе не достигнуто единства мнений по терминологическим, методическим, а главное биологическим основам этой проблемы. Вполне понятно, что в подобной ситуации следует приветствовать разносторонее обсуждение проблемы, которая имеет важное теоретическое и практическое значение.

В этом плане важны работы, в которых делаются определенные обобщения, направленные на стандартизацию и унификацию понятий в оценке физического развития 1 и соответственно методических принципов и подходов 2, используемых для характеристики морфофункциональных особенностей организма. Ни у кого не вызывает сомнений, что фи-^ зическое развитие является важнейшим интегра-тивным положительным критерием состояния здоровья. Однако не следует забывать, что антропометрические параметры и их производные по сути своей отражают морфологические (структурные) особенности организма, которые в свою очередь при соответствующем подходе позволяют оценить характер наиболее обших закономерностей, лежащих в основе прогрессивного развития. Именно в такой совокупности различные размерные признаки и могут рассматриваться как морфофункциональные и как критерии, являющиеся информацией об особенностях ростовых процессов.

В этом аспекте становится очевидным, что такую информацию можно дополнить, но никак не заменить 3 сведениями о состоянии биохимических, физиологических и тому' подобных реакций, сведениями о степени-совершенства острой и долгосрочной адаптации. В свою очередь при введении всяких дополнительных комплексных оценок прежде

1 Гигиена и санитария, 1981, № 12, с. 50.

2 Там же, 1981, № 12, с. 24; 1982, № 2, с. 71.

'Там же, 1981, № 2, с. 44.

всего должна быть доказана их рациональность и информативная значимость. В частности, это относится и к работе на выносливость. Не исключена возможность, что Г. Л. Апанасенко и соавт. наконец удалось по общим антропометрическим параметрам разработать критерии отбора перспективных контингентов в плане выполнения определенных видов физической нагрузки. Однако это не пополняет наши представления об особенностях ростовых процессов, характере динамики развития и прогнозе состояния здоровья.

Мы не случайно подчеркиваем необходимость получения разносторонних сведений о характере прогрессивного развития детей и подростков именно на основе антропометрических признаков. Как показали детальные теоретические и практические исследования, в морфологических параметрах и особенностях их динамики во времени проецируются характерологические черты биохимической индивидуальности раннего и позднего этапов онтогенеза. Однако для того, чтобы можно было выявить биохимическую индивидуальность и предсказать ход ее изменений в наиболее поздних периодах жизни человека, необходимо иметь сведения о динамике размерных признаков от самого рождения до полного прекращения ростовых процессов. Более того, обнаруженные нами закономерности требуют, чтобы сведения об основных исходных, конечных антропометрических размерах и возрасте прекращения процессов роста стали бы паспортными данными, как сведения о группе крови и ее резус-принадлежности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть также, что характер дискуссии по оценке физического развития показывает, что медицинская антропология нуждается в разработке своих методологических основ, а для этого необходимо иметь теоретически и практически подготовленных специалистов, которые бы хорошо владели основами биологии человека и биологии развития.

Поступила 30.07.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.