Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДННЧЕСТВЕ ПО ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (CПMPXB-SAICM)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДННЧЕСТВЕ ПО ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (CПMPXB-SAICM) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ / УМЕНЬШЕНИЕ РИСКОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВАМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курляндский Б.А., Виноградова А.А.

Приводятся основные положения Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN INTERNATIONAL COOPERATION IN LIGHT OF THE STRATEGIC APPROACH TO INLERNTITIONAL CHEMICALS MANAGEMENT (SAICM)

Main provisions of the Strategic Approach to International Chemicals Management are set forth.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДННЧЕСТВЕ ПО ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (CПMPXB-SAICM)»

УДК 614.878

Б.А.Курляндский, А.А.Виноградова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

(СПМРХВ-8Л1СМ)

ФГУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора, Москва

Приводятся основные положения Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ.

Ключевые слова: регулирование химических веществ, уменьшение рисков воздействия химических веществ на здоровье людей и окружающую среду, международные соглашения по химическим веществам.

Разработка Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ была начата по инициативе Руководящего Совета Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2002 г. и принята главами государств на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Иоханнесбурге в 2002 г. и на Всемирном саммите в Нью-Йорке в 2005 г. Стратегический подход представляет собой добровольную политику на мировом уровне, направленную на выполнение решений, изложенных в Иоханнесбургском плане и в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г., согласно которым «к 2020 г. химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы были сведены к минимуму значительные отрицательные последствия для здоровья человека и окружающей среды». Начало этих работ было заложено в целях по регулированию химических веществ, закрепленных в Повестке дня на XXI век Рио-де-Жанейровской декларации по окружающей среде и устойчивому развитию и принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г.

К моменту принятия СПМРХВ был уже утвержден ряд международных соглашений о химических веществах и отходах, в том числе Базельская конвенция о химических веществах и отходах и их удалению (1989), Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (1998), Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (2001), Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС), конвенции Международной организации труда (МОТ) № 170 о безопасно-

сти при использовании химических веществ на производстве и № 174 о предотвращении крупных промышленных аварий, Байская декларация по химической безопасности и Приоритеты для действий после 2000 г., принятые Межправительственным форумом по химической безопасности (МФХБ) на его третьей сессии в Сальвадоре (Бразилия) в 2000 г. Однако, как отметил исполнительный секретарь ЮНЕП Клаус Топ-фер, «в какой-то момент стало очевидным, что простой отказ от одной из групп химических веществ стал нецелесообразным. Необходим новый подход и новые пути регулирования химических веществ, которые в настоящий момент предлагаются в Стратегическом подходе к международному регулированию химических веществ».

Стратегический подход был утвержден на Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ-ICCM) в Дубае (ОАЭ), состоявшейся с 4 по 6 февраля 2006 г. Первая сессия МКРХМ была подготовлена и созвана ЮНЕП, Межорганизационной программой по рациональному регулированию химических веществ (МПРРХВ-ЮMC) и МФХБ. К числу организаций, входящих в состав МПРРХВ, кроме ЮНЕП, относятся Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Три другие организации, а именно Глобальный Фонд окружающей среды, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный банк, присоединились к МПРРХВ,

войдя в состав учрежденного руководящего комитета, призванного следить за осуществлением процесса разработки Стратегического подхода. Указанный состав учредителей разработки Стратегического подхода свидетельствует о масштабе и уровне сотрудничества в области регулирования химических веществ.

В Дубайской конференции приняли участие более 1700 делегатов от 170 стран, а также представители правительственных и неправительственных международных организаций, агентств ООН.

Принятый пакет документов включает Ду-байскую декларацию высокого уровня по Стратегическому подходу, Общепрограммную стратегию и Глобальный план действий.

B Дубайской декларации о регулировании химических веществ отмечены достижения в области международного сотрудничества по регулированию химических веществ. Ключевым фактором, лежащим в основе разработки Стратегического подхода, является осознание увеличивающегося разрыва между развитыми странами, с одной стороны, и развивающимися странами и странами с переходной экономикой, наименее развитыми странами и малыми островными развивающимися государствами с другой стороны, с точки зрения имеющихся у них возможностей рационального регулирования химических веществ для достижении цели, сформулированной в пункте 23 Йоханнесбургского плана выполнения решений, поскольку они не располагают для этого достаточными финансовыми и другими ресурсами. При этом отмечены проблемы, остающиеся и у развитых стран, в том числе усовершенствование мер по уменьшению рисков пагубного воздействия химических веществ на здоровье людей и окружающую среду; дублирование и отсутствие надлежащей согласованности в международном сотрудничестве, что ведет к разбазариванию имеющихся ресурсов; вопросы химической безопасности неоправданно зачастую не входят в соответствующие национальные директивные документы и в планы сотрудничества по оказанию экономической и научно-технической помощи; отсутствует надлежащая информация об огромном числе используемых химических веществ; необходимость усовершенствования мер по предотвращения вредного воздействия химических веществ на уязвимые группы населения, включая детей, беременных женщин, население детородного возраста, престарелых, работающих; незаконный международный оборот опасных веществ и продуктов; необходимость ускорить разработку более безопасных альтернатив химическим веществам, создающим риски, а также доступных устойчивых

технологий. Обеспечение химической безопасности увязывается также с улучшением общественного здравоохранения и содействием борьбе с нищетой. Стратегический подход нацелен на реализацию преимуществ химии, на устранения несоответствия возможностей устойчивого регулирования химических веществ, располагаемых в развитых странах и развивающихся странах и странах с переходной экономикой, за счет укрепления потенциала этих последних в данной области. Подчеркивается ответственность промышленности за предоставление информации по безопасному использованию химических веществ и произведенных из них продуктов. Стратегический подход должен явиться частью программ специализированных фондов и учреждений, включая программы в системе ООН.

Стратегический подход является добровольной инициативой и не имеет юридической силы и соответственно не изменяет права и обязанности участников международных соглашений, имеющих обязательную юридическую силу.

В основе Общепрограммной стратегии лежат обязательства Дубайской декларации, принятые в контексте Рио-де-Жанейровской декларации.

Участие всех соответствующих отраслей экономики и заинтересованных субъектов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях рассматривается как ключевой фактор достижения целей Стратегического подхода, так же как и участие общественных организаций в процессе его осуществления и принятия решений. Основными заинтересованными субъектами деятельности по осуществлению Стратегического подхода являются правительства, региональные организации экономической интеграции, межправительственные организации, неправительственные организации и отдельные лица, занимающиеся вопросами регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла во всех заинтересованных отраслях, включая, но не ограничиваясь этим, сельское хозяйство, окружающую среду, здравоохранение, промышленность, соответствующие экономические виды деятельности, сотрудничество в области развития, труд и науку. К отдельным заинтересованным субъектам относятся потребители, лица, отвечающие за утилизацию отходов, работодатели, фермеры, производители, регламентирующие органы, научно-исследовательские учреждения, поставщики, транспортники и непосредственно работающие в этих отраслях.

Сфера охвата включает экологические, экономические, здравоохранительные, социальные, профессиональные аспекты химической безопасности. В сферу охвата входят промышленные и сельскохозяйственные химические веще-

ства на всем протяжении их жизненного цикла, включая их применение в продуктах. При этом, СПМРХВ должен опираться на действующие механизмы и процедуры и учитывать в частности военное применение химических веществ. В сферу охвата Стратегии не входят продукты, аспекты безопасности которых регулируются национальными органами в области питания и фармацевтики.

Основополагающая стратегия формулирует основные цели Стратегического подхода. Они включают: А. уменьшение рисков; В. совершенствование информации и расширение знаний об опасных свойствах веществ; С. управление рациональным обращением химических веществ; Б. создание потенциала (инфраструктуры) и техническое сотрудничество в области обеспечения химической безопасности; Е. устранение незаконного оборота опасных веществ. Эти цели более полно раскрыты в документе «Глобальный план действий».

Общепрограммная стратегия включает также финансовые аспекты и раздел по реализация Стратегического подхода и оценке достигнутых результатов.

Наличие финансовых ресурсов, предоставляемых специализированными фондами, программами ООН, частным сектором, промышленностью, двусторонними, многосторонними и глобальными учреждениями или донорами во многом будет определять, насколько развивающиеся страны, особенно наименее развитые и малые островные развивающиеся государства, и страны с переходной экономикой смогут продвинуться в достижении цели, поставленной на 2020 г. Стратегический подход предусматривает привлечение существующих и новых источников финансовой поддержки, в том числе включение целей Стратегического подхода в соответствующие программы, планы и/или стратегии развития на различных уровнях и разработку экономических инструментов, которые могли бы содействовать покрытию расходов, связанных с рациональным регулированием химических веществ; предусматривается также включение целей Стратегического подхода в процессы многостороннего и двустороннего сотрудничества по оказанию помощи в целях развития, более эффективное использование и привлечение существующих источников соответствующего глобального финансирования, в частности, обращение к Глобальному фонду окружающей среды и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, а также к его Многостороннему фонду.

Реализация Стратегического подхода начинается с этапа обеспечения возможностей для

создания потенциала, необходимого для его реализации на национальном уровне в странах, где этот потенциал отсутствует или не развит. Потенциал для рационального регулирования химических веществ включает законодательство, соответствующую административную структуру, национальные досье, планы действий, инициативы заинтересованных субъектов, выявление имеющихся недостатков, а также определение приоритетов и потребностей.

На начальном этапе предусматривается также мобилизация дополнительных финансовых ресурсов путем реализации Программы ускоренного «запуска» проектов по наращиванию национального потенциала (ПУЗ) (Quick Start Programme-QSP), учрежденной на первой сессии Международной конференции по регулированию химических веществ в 2006 г. и направленной на оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам, наименее развитым странам, малым островным государствам и странам с экономикой переходного периода в деле создания начального потенциала для участия в Стратегическом подходе. ПУЗ действует под началом ЮНЕП, носит временный характер и рассчитана с 2006 до 2013 гг. Предварительно запланированный фонд составляет около 46 млн ам. дол. Донорами Программы являются в основном страны Евросоюза, группа стран JUSSCANNZ, включая США, Японию, Швейцарию, Канаду, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию. Донорами Программы явились также Индия, Нигерия, Словения. Программа финансируется также рядом межправительственных и международных организаций — Всемирным банком, Международным советом химических ассоциаций, Глобальным фондом окружающей среды, ОЭСР. Эти последние, помимо взносов в денежном выражении, оказывают различные услуги. В 2007 г. был утвержден бизнес-план ПБЗ, который определяет порядок и сроки мобилизации ресурсов, порядок подачи и рассмотрения заявок от заинтересованных стран, показатели выполнения намеченных мероприятий. ПУЗ подотчетна Международной конференции по регулированию химических веществ. Наибольшее число заявок на предоставление финансовой помощи по разработке отдельных аспектов инфраструктуры по обеспечению рационального регулирования химических веществ поступило от африканских стран. Для характеристики работы ПУЗ можно указать, что в четвертом раунде, закончившемся в марте 2008 г., было подано 37 заявок. В апреле 2008 г. на последующий период одобрено еще 13 на общую сумму около 4 млн ам. долл. Эти заявки поступили от 15-ти правительств и двух гражданских обществ и рас-

пространялись на 21 страну. В предыдущих раундах заявки были поданы также 8-ю странами с переходной экономикой. Результаты деятельности ПУЗ будут доложены и рассмотрены на 2-ой сессии МКРХВ в 2009 г.

Второй этап реализации Стратегического подхода состоит в выполнении конкретных мероприятий в планируемых областях деятельности. Те и другие изложены в Глобальном плане действия, являющемся практической частью Стратегического подхода; он охватывает области деятельности и связанные с ними мероприятия, которые могут быть осуществлены на добровольной основе заинтересованными субъектами для реализации обязательств и целей, закрепленных в Дубайской декларации о международном регулировании химических веществ и Общепрограммной стратегии. Этот план следует расценивать как директивный документ, подлежащий при необходимости пересмотру. Предусмотренные мероприятия подлежат осуществлению заинтересованными субъектами в основном на национальном уровне. В рамках Глобального плана указаны возможные области деятельности и связанные с ними мероприятия, предполагаемые исполнители, цели и сроки, а также показатели прогресса и аспекты осуществления. В Глобальном плане действий более широко трактуются основные цели Стратегического подхода, изложенные в Общепрограммной стратегии, а именно:

Цель А. Меры по уменьшению рисков. Речь идет о сведении их к минимуму, исходя из научно-обоснованной оценки и с учетом соответствующих затрат и выгод. Особое внимание уделяется применению превентивного подхода, оперативной оценке риска новых химических веществ в обращении, сокращению образования опасных отходов и их безопасной утилизации, разработке и внедрению безопасных альтернативных веществ и методов. Мероприятия в этой области распространяются в первую очередь на группы химических веществ, которые могут быть выделены в качестве приоритетных для проведения оценки и соответствующих исследований таких, как разработка и применение безопасных и эффективных альтернатив.

Цель В. Расширение знаний и информации. Соответствующие виды информации включают данные о воздействии химических веществ на здоровье человека и окружающую среду, присущих им свойствах, возможных видах их использования, мерах защиты от них и регулировании их использования; механизмы оповещения об опасности, в частности установленные в СГС; обеспечение объективных научных методов и информации для оценки воздействия хи-

мических веществ на людей и окружающую среду, в том числе посредством разработки и применения единых показателей; содействие применению определений и критериев, содержащихся в СГС; широкое распространение положений о сокращении рисков и других инструментов, например, Системы взаимного признания данных ОЭСР, базы данных об информации по химической безопасности, получаемой от межправительственных организаций (ИНКЭМ) в рамках Международной программы по химической безопасности (МПХБ), а также других рекомендаций, принятых различными организациями, такими как МПРРХВ; распространение знаний и информации относительно текущих и планируемых финансовых и иных последствий использования химических веществ для устойчивого развития, данных о нерациональном регулировании соответствующих химических веществ на глобальной уровне. К категории мер, относящихся к информации и расширению знаний, относятся также согласование оценок рисков, более активный мониторинг воздействия химических веществ на здоровье людей и окружающую среду, повсеместное применение СГС, опубликование национальных регистров выбросов и переноса загрязнителей. Стратегический подход предусматривает ответственность промышленности за предоставление информации о воздействии химических веществ и обеспечение открытого доступа к имеющейся информации при соблюдении конфиденциальности коммерческой информации и знаний. При этом информация, касающаяся здоровья и безопасности людей и окружающей среды, не рассматривается как конфиденциальная.

Цель С. Управление (руководство, законодательная и нормативная база, укрепление общей инфраструктуры в области химической безопасности, включая научные исследования). Основная роль в осуществлении Стратегического подхода возлагается на правительства, соответствующие международные организации, неправительственные организации и частный сектор. Главная задача состоит в разработке механизмов межотраслевого и всеобъемлющего характера на международном и национальном уровнях. Сюда относятся: обеспечение выполнения и принятие национальных законов и подзаконных актов, касающихся регулирования химических веществ, в том числе тех, которые обеспечивают выполнение международных соглашений; укрепление сотрудничества в области рационального регулирования химических веществ между правительствами, частным сектором и гражданским обществом на национальном, региональном и глобальном уровнях; содействие рационально-

му регулированию химических веществ в каждой соответствующей отрасли и осуществление межотраслевых программ по рациональному регулированию химических веществ; применение соответствующих кодексов поведения, включая те, которые касаются корпоративной природоохранной и социальной ответственности; предупреждение незаконного международного оборота химических веществ и обеспечение согласованности между стратегиями в области торговли и защитой окружающей среды. К сфере руководства относятся вопросы создания систем обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, вызванным химическими авариями и реагирования на них, определение ответственности и компенсация за нанесенный ущерб в результате производства и применения химических веществ.

Цель Б. Создание потенциала и техническое сотрудничество. Основными задачами Стратегического подхода в этом отношении являются устойчивое наращивание национального потенциала рационального регулирования химических веществ в развивающихся странах и странах с экономикой переходного периода и устранение увеличивающегося разрыва между развитыми странами, с одной стороны, и развивающимися странами и странами с экономикой переходного периода, с другой стороны; оказание помощи развитыми странами в создании такого потенциала; содействие повышению осведомленности доноров об использовании выделяемых ими средствах; повышение осведомленности многосторонних организаций и других соответствующих субъектов деятельности относительно актуальности обеспечения химической безопасности для сокращения масштабов нищеты и достижения цели устойчивого развития. Большое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для обеспечения реализации Стратегического подхода.

Цель Е. Незаконный международный оборот. Целями Стратегического подхода, касающимися незаконного международного оборота, являются: предотвращение незаконного международного оборота токсичных, опасных, запрещенных или строго ограниченных химических веществ, включая продукты, содержащие такие вещества, смеси, соединения и отходы; оказание содействия обмену информацией и укрепление потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на национальном и региональном уровнях в области предотвращения незаконного международного оборота и борьбы с ним.

Области деятельности, обеспечивающие достижение основных пяти целей Стратегического подхода, общим числом 36, изложены в таблице А Глобального плана действий. К ним от-

носятся: анализ национальных режимов регулирования химических веществ на предмет выявления пробелов и определения порядка очередности необходимых мер; охрана здоровья людей; безопасность и гигиена труда; дети и химическая безопасность; внедрение СГС; экологически чистое производство; рациональная сельскохозяйственная практика; восстановление загрязненных участков и определение охраняемых районов; свинец в топливе; стойкие, способные к бионакоплению и токсичные вещества (СБТ); весьма стойкие и способные к бионакоплению в очень больших количествах химические вещества; вещества, обладающие канцерогенными или мутагенными свойствами, или вещества, оказывающие вредное воздействие, в частности на репродуктивную, эндокринную, иммунную и нервную системы; стойкие органические загрязнители (СОЗ); ртуть и другие химические вещества, являющиеся предметом обеспокоенности в глобальном масштабе; химические вещества, производимые или используемые в больших количествах; те вещества, виды применения которых предполагают их широкое использование в условиях дисперсии; а также другие химические вещества, рассматриваемые как опасные на национальном уровне; оценка и регулирование рисков и информация о них; рациональное обращение с отходами и минимизация их образования: разработка превентивных и ответных мер по ослаблению последствий для окружающей среды и здоровья человека, вызванных чрезвычайными ситуациями, связанными с химическими веществами; исследования и мониторинг; сбор данных об опасных свойствах и обеспечение их доступности; содействие участию промышленности и ее ответственному подходу; работа с информацией и ее распространение; жизненный цикл веществ; регистры выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) — создание национальных и международных регистров; просвещение (осведомленность общественности) и подготовка кадров; участие заинтересованных субъектов; гибкое осуществление комплексных национальных программ рационального регулирования химических веществ на национальном уровне; международные соглашения; социальные и экономические соображения; ответственность и компенсация; правовые, директивные и организационные аспекты; оценка достигнутых результатов; предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных грузов; торговля и окружающая среда; создание потенциала в поддержку национальных мер по регулированию химических веществ; участие гражданского общества и неправительственных организаций, отстаивающих общественные интересы.

Мероприятия, рекомендуемые для каждой области деятельности, направлены на общее улучшение практики регулирования химических веществ. Поскольку Стратегический подход в значительной степени ориентирован на развивающиеся страны, то предусматриваемые мероприятия в большой степени касаются более рациональных методов ведения сельского хозяйства, включая применение нехимических альтернатив. К мерам, связанным с повышением социальной и экологической ответственности корпораций за безопасность производства и использования их продукции, относятся дальнейшее развитие и осуществление добровольных инициатив, таких как реализуемая промышленностью программа «Ответственный подход» и разработанный ФАО Международный кодекс поведения в области сбыта и использования.

В таблице А Глобального плана действий для каждой области деятельности приведены номера связанных с ними возможных мероприятий (их общее число около 300). В таблице В перечислены эти конкретные мероприятия, направленные на реализацию задач Стратегического подхода и увязанные с перечисленными выше областями деятельности, с указанием предполагаемых исполнителей, целей и сроков, показателей достигнутых результатов.

В качестве примера можно привести цель А по разработки мер по уменьшению рисков. Она охватывает 18 из перечисленных областей деятельности, такие как анализ национальных регламентов и нормативных документов по рациональному регулированию химических веществ, охрану здоровья населения, безопасность и гигиену труда, внедрение СГС, программу по пестицидам, создание экологически чистого производства, проблемы ртути и свинца в топливе, разработка мер и систем по предотвращению крупных химических аварий, ратификация и внедрение международных конвенций и др. и включает 78 мероприятий, в том числе, такие как разработка новых согласованных методов оценки риска, методов и критериев определения последствий воздействия химических веществ на здоровье людей, разработка механизмов передачи и распространения информации по уменьшению неопределенности при оценке риска, разработка директивных документов по вопросам безопасности труда, повышение ответственности работодателей, поставщиков химических веществ и правительств в деле внедрения СГС. Одни и те же мероприятия могут повторяться в различных областях деятельности. Основными исполнителями являются национальные правительства, промышленность, международные организации, неправительственные организации, профсоюзы. Показа-

тели прогресса определяются результатами реализации рекомендуемых мероприятий.

Глобальный план действий является руководством для всех заинтересованных субъектов на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях. Внимание обращается на то, что приоритеты и соответствующие сроки могут быть различными для разных стран в зависимости, например, от располагаемого потенциала для регулирования химических веществ и от возможности осуществления того или иного мероприятия в данной стране. Принимаемые на национальном уровне программы должны учитывать национальные условия и приоритеты.

Для применения комплексного подхода к регулированию химических веществ и для облегчения взаимодействия на национальном и международном уровнях каждое правительство должно назначить свой национальный координационный центр по Стратегическому подходу.

Большое значение придается проведению работ по Стратегическому подходу на региональном уровне, которые сыграли важную роль в его разработке. С 2006 г. число проведенных региональных совещаний и запланированных до 2009 г. составляет 12. Эти совещания состоялись до конца 2008 г. в Африканском регионе, регионе Центральной и Восточной Европы, Азиатско-Тихоокеанском регионе, регионе латиноамериканских стран и Карибского моря, в регионе западноевропейских стран, входящих в группу JUSSCАNNZ. Совещание этого последнего региона явилось наиболее значительным по составу участников и кругу обсуждавшихся вопросов. Оно было совмещено с заседанием стран-доноров и было проведено в штаб-квартире ОЭСР в Париже в феврале 2008 г. Группа арабских стран обсудила проблемы Стратегического подхода в Каире. Интенсивность международного сотрудничества по Стратегическому подходу указывает на придаваемое значение проблеме регулирования химических веществ. К этому следует добавить, что Стратегический подход был признан и принят 6-ю ведущими межправительственными организациями.

Согласно Общепрограммной стратегии одной из основных задач 2-ой Международной конференции по регулированию химических веществ в мае 2009 г. явится определение формы получения и оценки показателей о достигнутых результатах применения Стратегического подхода в целях дальнейшего планирования, определения программы работ и их приоритизации в охватываемых областях. В период после 1-го совещания МКРХВ эти показатели разрабатываются Международным руководящем комитетом проекта при финансовой поддержке Канады. На

сессии МКРХВ в 2009 г. предполагается утвердить руководство по представлению отчетности о достигнутом прогрессе. Показатели достигнутых результатов будут представляться в форме вопросника. Будут разработаны наборы показателей для различных групп участников, включая правительственные организации, неправительственные и общественные организации, промышленность и межправительственные организации. Поскольку окончательный вопросник по реализации задач Стратегического подхода будет принят только на сессии МКРХВ в 2009 г., секретариат предложил временный вопросник, использованный для отчетности на региональных совещаниях Стратегического подхода. Этот вопросник включает следующие разделы: 1. Координация работ на национальном уровне (наличие национального центра, охваченные отрасли экономики и промышленности, представленные в этом центре; наличие координационного соглашения между ними). 2. Наличие национального плана по реализации задач Стратегического подхода. 3. Оценка прогресса (информация о том, реализация каких задач была предпринята, включая снижение риска, развитие инфраструктуры в области химической безопасности и техническое сотрудничество, организацию и управление работами в области химической безопасности, научные знания и обеспечение информацией, нелегальный оборот химических веществ).

Второе заседание МКРХВ в 2009 г. состоится непосредственно после Конференции сторон Стокгольмской конвенции и перед 62-ой ассамблеей ВОЗ. Его подготовка возложена на Рабочую группу по юридическим и техническим вопросам с открытым членством, созданной по предложению группы JUSSCANNZ при поддержке стран Центральной и Восточной Европы. Она должна сформулировать предложения по процедурным вопросам, оценке прогресса в реализации Стратегического подхода, финансовым вопросам, сотрудничеству с Межправительственным форумом по химической безопасности.

Стратегический подход к международному регулированию химических веществ окажет значительное воздействие на международное сотрудничество в области химической безопас-

ности. По мнению американской стороны его область распространения сравнима с Киотским протоколом. Если этот последний стремится взять под контроль использование энергии во всем мире, то Стратегический подход стремится регулировать «все неживые физические объекты». С внедрением Стратегического подхода повысится обязательство государств ратифицировать международные конвенции. По мнению американской стороны прослеживается определенная связь между новым европейским регламентом по регистрации, оценке и авторизации химических веществ (РИЧ) и Стратегическим подходом. Обе системы имеют одну и ту же генеральную цель — минимизировать влияние химических веществ на здоровье людей и окружающую среду, предусматривают расширение информации о химических веществах, повышение ответственности и финансового бремени промышленности в обеспечении химической безопасности. По мнению американской стороны обе системы несут в себе элементы централизованной плановой экономики, которой не удалось решить многие экономические проблемы, проще разрешаемые в системе рыночной экономики. С точки зрения США затраты на рациональное регулирование химических веществ в развивающихся странах окажутся для них тяжелым бременем, а проблема регулирования химических веществ сможет быть решена в этих странах по мере роста их экономического благосостояния. Хотя некоторые доводы американской стороны представляются оправданными, тем не менее Стратегический подход отражает возросшую необходимость совместного решения вопросов безопасности производства и использования химических веществ в мире и сохранения окружающей среды и окажет влияние на политику в этой области как на национальном уровне, так и в международном сотрудничестве.

Более подробно ознакомиться с содержанием Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ можно в Интернете на сайте http://www.chem.unep.ch/saicm

Материал поступил в редакцию 05.06.08.

B.A.Kurlyandskiy, A.A.Vinogradova

MODERN TRENDS IN INTERNATIONAL COOPERATION IN LIGHT OF THE STRATEGIC APPROACH TO INTERNATIONAL CHEMICALS MANAGEMENT (SAICM)

Russian Register of Potentially Hazardous Chemical and Biological Substances, Rospotrebnadzor, Moscow Main provisions of the Strategic Approach to International Chemicals Management are set forth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.