Научная статья на тему 'МЕЖДУ ГАЗЕТОЙ И ЖУРНАЛОМ: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК" В РЯДУ ДРУГИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ'

МЕЖДУ ГАЗЕТОЙ И ЖУРНАЛОМ: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК" В РЯДУ ДРУГИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА / "МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК" / М.Я. РАППАПОРТ / В.Я. СТОЮНИН / А.Н. СЕРОВ / HISTORY OF RUSSIAN JOURNALISM / THEATRICAL PERIODICALS / THE MUSIС AND THEATRE HERALD / MAVRIKIY RAPPAPORT / VLADIMIR STOYUNIN / ALEXANDER SEROV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотов Андрей Сергеевич

Дается общая характеристика журнала «Музыкальный и театральный вестник», выходившего в Санкт-Петербурге в 1856-1860 гг. Перечислены основные рубрики, постоянные сотрудники, отмечены наиболее заметные материалы, охарактеризована стратегия редактора М.Я. Раппапорта, кратко описаны обстоятельства закрытия журнала. Автор защищает идею, согласно которой в основе стратегии издателя специального театрального периодического органа лежит стремление к адекватности издания самому ритму театральной жизни. Этот ритм по определению более высокий, чем в литературе, отчасти из-за специфики театрального спектакля в эпоху до возникновения технических средств его фиксации, отчасти из-за исключительно текучего репертуара столичных императорских театров в середине XIX в. В качестве гипотезы предлагается идея, что формат «Музыкальный и театральный вестник» мог позаимствовать у просуществовавшей всего три месяца газеты «Театральная летопись», издание которой предприняли в 1845 г. А.А. Григорьев и В.С. Межевич. «Музыкальный и театральный вестник» был призван не просто занять нишу «Пантеона», отказавшегося от специально театрального статуса и ставшего общелитературным журналом, но и предложить русской публике принципиально новый издательский продукт, качественнее обслуживающий читателя-театрала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BETWEEN THE NEWSPAPER AND THE MAGAZINE:THE MUSIC AND THEATRE HERALD AS A THEATRE PERIODICAL

The paper gives the general characteristics of the “Music and Theatre Herald” magazine that was published in St. Petersburg in 1856-1860. The main publications and the permanent contributors are listed. The author shortly analyzes the most notable materials and the strategy of the editor Mavrikiy Rappaport in general. The circumstances of the magazine's closure are also described. The author defends the idea that the strategy of the publisher of a special theatrical periodical is based on the desire for the adequacy of the magazine format to the image/svg+xmlrhythm of theatrical life. This rhythm is by defi nition higher than in literature, partly because of the specifi cs of the theatrical performance in the era preceding the invention of technical means of its fi xation, partly because of the extremely fl uid repertoire of the Imperial theaters in Moscow and St. Petersburg in the middle of the 19th century. It is hypotheticaly stated that the The Musiс and Theatre Herald could have borrowed its format from the Theatre Сhronicle , the newspaper that was opened in 1845 by Apollon Grigoryev and Vasily Mezhevich but managed to hold out only for three months. The Musiс and Theatre Herald thus was intended not only to occupy a niche of The Pantheon that had lost it specifi cally theatrical status and became a general literary magazine in the 1850s but also to off er the Russian public a fundamentally new publishing product which would better serve the theatregoers.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУ ГАЗЕТОЙ И ЖУРНАЛОМ: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК" В РЯДУ ДРУГИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 4

А.С. Федотов

МЕЖДУ ГАЗЕТОЙ И ЖУРНАЛОМ: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК» В РЯДУ ДРУГИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

Дается общая характеристика журнала «Музыкальный и театральный вестник», выходившего в Санкт-Петербурге в 1856—1860 гг. Перечислены основные рубрики, постоянные сотрудники, отмечены наиболее заметные материалы, охарактеризована стратегия редактора М.Я. Раппапорта, кратко описаны обстоятельства закрытия журнала. Автор защищает идею, согласно которой в основе стратегии издателя специального театрального периодического органа лежит стремление к адекватности издания самому ритму театральной жизни. Этот ритм по определению более высокий, чем в литературе, отчасти из-за специфики театрального спектакля в эпоху до возникновения технических средств его фиксации, отчасти из-за исключительно текучего репертуара столичных императорских театров в середине XIX в. В качестве гипотезы предлагается идея, что формат «Музыкальный и театральный вестник» мог позаимствовать у просуществовавшей всего три месяца газеты «Театральная летопись», издание которой предприняли в 1845 г. А.А. Григорьев и В.С. Межевич. «Музыкальный и театральный вестник» был призван не просто занять нишу «Пантеона», отказавшегося от специально театрального статуса и ставшего общелитературным журналом, но и предложить русской публике принципиально новый издательский продукт, качественнее обслуживающий читателя-театрала.

Ключевые слова: история русской журналистики; театральная периодика; «Музыкальный и театральный вестник»; М.Я. Раппапорт; В.Я. Стоюнин; А.Н. Серов.

Журнал «Музыкальный и театральный вестник»2 (далее — МиТВ) изучен явно недостаточно [Медведева, 2003; Королев, 1999: 65—66].

Федотов Андрей Сергеевич — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: anfed86@icloud.com).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-312-20003.

2 С № 36 (15 сентября) за 1857 г. журнал стал называться «Театральный и музыкальный вестник». Изменение названия редакцией никак не пояснялось, но, вероятно, могло быть связано с изменением пропорций «музыкального» и «театрального» в издании в пользу последнего.

В этой статье я опишу основные особенности еженедельника, суммирую данные о его содержании, сотрудниках и композиции, а также впишу МиТВ в типологию русских театральных журналов и газет, тем самым определив его место в этой журналистской суботрасли. Принципиальным для меня будет вопрос об адекватности журнальной модели МиТВ темпу театральной жизни3.

1

МиТВ появился в 1856 г., как и ряд других периодических изданий, включавший «Русский вестник», возобновленный в новом формате «Сын Отечества», славянофильскую «Русскую беседу» и др. Резкое увеличение числа журналов связано со смертью Николая I в марте 1855 г. и окончанием действия распоряжения императора, чтобы новых повременных изданий в России не появлялось4.

Этот специальный театральный журнал в каком-то смысле занимал нишу «Пантеона», который начал существенно запаздывать в 1855 г. и прекратился в 1856 г. Впрочем, в последние годы «Пантеона» редактор Ф.А. Кони переформатировал издание в общелитературный журнал, оставив под театральные пьесы только специальное приложение. «Пантеон» не выдержал конкуренции с другими энциклопедическими журналами и одновременно потерял того читателя, который выписывал его собственно ради театральных пьес и рецензий.

МиТВ был еженедельной газетой или журналом5, сначала в 16, позднее — 12 (1858 г.), а в последние два года существования — 8—10 страниц газетного формата, напоминая в этом отношении «Литературную газету» или упомянутый «Сын Отечества». Объем журнала мог варьироваться и в течение года. В летние, скупые на события месяцы число листов могло уменьшаться. МиТВ издавался и редактировался театральным критиком М.Я. Раппапортом (1826—1884), печатавшимся в разное время в «Репертуаре и Пантеоне», «Сыне отечества», «Биржевых ведомостях», а впоследствии ставшим театральным антрепренером (см. некролог: [Стоюнин,

3 См. мои рассуждения на эту тему в связи с историей журнала «Репертуар и Пантеон»: [Федотов, 2016: 32—38].

4 «Циркуляром от 1 октября 1836 г. на некоторое время было запрещено подавать прошения об основании новых периодических изданий, при этом возобновление журнала рассматривалось как основание нового (14 октября 1839 г.)» [Патрушева, Фут, 2016: 31]. Тексты циркуляров см.: [там же: 65]. Циркуляр 1836 г. стал, видимо, прямым следствием запретительной резолюции Николая I («И без того много») на прошение об издании «Русского сборника» [Стасов, 1903: 588—589; Скабичевский, 2011: 308].

5 На разнице между газетой и журналом я остановлюсь позднее. Осознавая терминологическую условность, далее я буду называть МиТВ журналом.

1884]). С 1858 г. издание МиТВ и всех его приложений взял на себя Ф.Т. Стелловский, специализировавшийся в эти годы именно на производстве и распространении нот и других музыкальных изданий. С № 221860 г. Раппапорт более не значится редактором журнала. После этого момента журнал уже долго не протянет, без редактора выйдет всего 12 номеров.

Соединение в одном издании музыки и театра вполне закономерно. Эти сферы прочно связаны, эксплуатируют одни и те же помещения, адресованы одной и той же публике. Театрал середины XIX в. с более высокой степенью вероятности, чем нынешний, интересовался и драматическим театром, и оперой, и балетом. Видимо, до некоторой степени это связано с архаической синкретичностью самого театрального искусства этого времени, вынуждавшего драматических артистов много петь (например, в водевилях) и танцевать (в дивертисментах). Поскольку во время постов театральные спектакли были запрещены, музыкальные концерты фактически занимали их место. Это обеспечивало еженедельнику регулярный поток событий круглый год.

Раппапорту удалось в 1856 г. собрать в МиТВ сильную команду авторов. Практически обо всем, что связано с музыкой, здесь писал А.Н. Серов. Так, в 1856 г. Серов отрецензировал: 1) «Узкие башмаки», оперетку О. Дютша (№ 8); 2) оперу «Северная звезда» Дж. Мейербера (№ 6—10); 3) девятую симфонию Бетховена (№ 15, 17); 5) «Марту», оперу в 4-х действиях, соч. Ф. фон Флотова (№ 42—43); 6) оперу Дж. Верди «Травиата» (№ 45); 7) оперу Джоаккино Россини «Граф Ори» (№ 50-51). Беспрецедентной по объему стала рецензия Серова на «Русалку», новую оперу А.С. Даргомыжского, растянувшаяся на 12 номеров (№ 20, 24, 26, 28, 32-34, 36-39). Кроме того, Серов напечатал в МиТВ объемный «Курс музыкальной техники», подготовил к публикации «Заметки М.И. Глинки об инструментовке», вел регулярную рубрику «Новые музыкальные сочинения» под псевдонимом Модест З-н, полемизировал с музыкальными обозревателями «Северной пчелы» Ф.М. Толстым и Ю.К. Арнольдом, регулярно помещал в журнале обозрения концертов, оперных гастролей, рецензии на премьерные или дебютные выступления. Кроме собственных текстов Серов готовил для МиТВ многочисленные переводы: например, статьи Ф. Листа «"Роберт" Скриба и Мейербера», Л. Виардо «Музыка Бетховена к "Эгмонту" Гёте», Ф. фон Хиллера «Россини в Трувилле», статей и заметок А.Д. Улыбышева.

В 1857 г. вместо снизившего свою активность Серова (в первой половине года он не публикуется у Раппапорта вовсе) журналу удалось ненадолго привлечь Ю.К. Арнольда. Он вместе с Раппапортом вел регулярный, хотя просуществовавший и недолго театрально-музыкальный фельетон «Петербургский вестник».

В отличие от театральной части музыкальная включала множество практических, педагогических статей. Так, кроме уже упомянутого курса Серова в МиТВ была напечатана книга А. Контского «Изложение методы фортепианной игры», публикация которой растянулась на два года6, перевод труда Ф.-Ж. Фетиса «Изложение главных оснований музыкального искусства, или Краткое объяснение всего, что нужно знать, чтобы судить об этом искусстве, не имея в нем глубоких познаний и не будучи музыкантом»7 и др.

Самыми активными авторами театральной части были В.Я. Стою-нин и П.М. Шпилевский. Оба активнейшим образом сотрудничали в журнале до середины 1858 г., и их уход положил начало затяжному кризису издания. Шпилевский — известный литератор-этнограф, много писавший об истории и народной поэзии Белоруссии — в основном занимался в журнале регулярным рецензированием русских спектаклей в Петербурге. После долгой паузы он вновь ненадолго появится в журнале в 1859 г., но, как и Серов, прежней активности не проявит.

Стоюнин — известный петербургский педагог, преподаватель 3-й петербургской гимназии и автор важных сочинений о преподавании русской литературы в школе — в рубрике «Критические заметки» реагировал на публикации драматических пьес. Оставляя в стороне качество представления пьесы на сцене — это была епархия Шпи-левского — Стоюнин оценивал пьесы с литературной точки зрения. Надо заметить, что Стоюнин предъявлял серьезные требования к уровню рецензируемых пьес. В 1856 г., например, отдельного разбора заслужили «Князь Луповицкий», комедия К.С. Аксакова (№ 22), «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (№ 23), «Завтрак у предводителя» Тургенева (№ 35), пьесы В.А. Соллогуба и В.Р. Зотова, победившие в конкурсе к столетнему юбилею русского театра (№ 51). В «Критических заметках» Стоюнина 1858 г. разобраны «Три смерти» А.Н. Майкова (№ 7), «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина и «Не сошлись характерами!» Островского (№ 10), «Мишура» А.А. Поте-хина (№ 12), «Предубеждение» Н.М. Львова (№ 19).

У Стоюнина были не только критические амбиции. В 1856 г. он по частям опубликовал в «Музыкальном и театральном вестнике» свою книгу об А.П. Сумарокове, в этом же году вышедшую отдельным изданием [Стоюнин, 1856]. А в 1858 г. в «Вестнике» был помещен пространный теоретический цикл «Драматическое выражение страстей»

6 Контский не был для журнала обычным вкладчиком. Весной 1856 г. Раппапорт и Контский подавали прошение о разрешении издания версии журнала на польском языке, в которой редактором должен был стать именно Контский. В цензуре вопрос был решен положительно, но до издания польского журнала дело так и не дошло. [Медведева, 2003: 104; Королев, 1999: 66].

7 Фр. "La musique mise à la portée de tout le monde: exposé succinct de tout ce qui est nécessaire pour juger de cet art, et pour en parler sans l'avoir étudié" (1830).

(№ 41-43, 45), в котором Стоюнин пытался классифицировать типы драматической интриги по лежащим в ее основании «страстям».

С уходом Стоюнина и Шпилевского в «Вестнике» настает явный кадровый кризис. Его причина не только в активности этих критиков, но — рискну здесь на оценку — и в их весьма серьезном профессиональном уровне. Раппапорт осенью 1858 г. привлек к работе в журнале К.И. Званцова, который помогал с регулярными театральными обозрениями, рецензиями, фельетонами и проч., В.П. Петрова, который начал с юмористического отдела «Антракты», а затем участвовал и в других отделах. Отдел «Критические заметки» временно взял на себя Дм. Исаев. Уровень критики журнала существенно снизился, и Раппапорт продолжил поиски новой команды. Очередное обновление редакции происходит в середине 1859 г.: Исаев, Званцов и Петров сотрудничество в журнале закончили, им на смену пришел А.С. Гиероглифов.

С апреля 1859 г. «Критические заметки» перешли к Гиероглифову, он успел здесь отрецензировать, например, «Воспитанницу» Островского (№ 15), «Новейшего оракула» Потехина (№ 17). Гиероглифов вообще активно включился в дело и скоро прибрал и раздел «Театральная летопись», где обозревал спектакли Александринского театра.

Сам Раппапорт благодаря универсальным навыкам все время существования журнала не только снабжал его регулярными статьями, но и закрывал своими материалами образующиеся дыры, писал и о театре, и о музыке, сочинял фельетоны, театральную летопись и др. В начале 1860 г. он по сути вел умирающий журнал в одиночку, получая помощь разве что от московского корреспондента А. Баженова.

Журнал на протяжении всего своего существования публиковал мемуарные и исторические сочинения. Во второй половине 1857 г. здесь напечатаны «Картины прошедшего, записки русской артистки», А.Е. Асенковой, матери В.Н. Асенковой (№ 36-37, 39, 42, 44, 46, 49-51). На два года (1856-1857) растянулся «Исторический очерк театрального искусства на Западе и преимущественно в Германии», атрибутировать который пока не удалось. Вероятно, это было переводное сочинение.

Журнал с самого начала печатал массу приложений. В 1856 г. главным образом это были ноты, но иногда подписчики получали также портреты артистов. В 1857 г. еженедельник начал публиковать театральные пьесы. Ср., например: 1) Э. де Жирарден. Мать, сестра и невеста. Комедия в 1 д. (№ 9-11); 2) Актер С. Брянцев. Ростовщик, или Нашла коса на камень. Комедия в 1 д. (№ 13-14); 3) Актер С.О. Бойков. Купленный выстрел. Водевиль в 1 д. (№ 16-18); 4) А. Анненская. Редкий случай. Водевиль в 1 д. (№ 50-51). А. Дюма. Денежный вопрос. Комедия в 5 д. (№ 24-27, 29-30). В 1857 г. журнал напечатал также переводы повести Ж. Занд «Замок Дезерт» и А. Дюма

«Микель Анджело» и «Тициан Вечелли». Вообще готовность печатать художественные тексты для издания этого формата, видимо, свидетельствовала и о некотором кризисе наполнения.

После перехода хозяйственной части журнала в руки Стелловско-го в 1858 г. пьесы были вынесены в специальное ежемесячное приложение («Собрание театральных пьес»), что не отменило регулярных музыкальных приложений к журналу. Издание в этом отношении, видимо, воспользовалось опытом «Пантеона», также перенесшего театральные пьесы из основного корпуса в приложение.

«Вестник» имел раздел корреспонденции, где печатал регулярные известия из провинции и из-за границы. Из части мест материалы присылались нерегулярно, но, например, в Москве, Варшаве, Киеве, Воронеже журнал имел собственных постоянных авторов. Во второй половине 1858 г. путешествовавший Серов присылал регулярные «Письма из-за границы» с обзором текущей театральной жизни Европы. Еще один цикл «Заграничных писем» был опубликован летом 1859 г.

2

Поскольку для меня это ключевой вопрос, остановлюсь теперь на том, что я называю темпом театральной жизни. Литературная сфера потенциально не ограничена. В ней есть как бы избыток пространства, места: появление новой замечательной книги не отменяет «замечательности» книги, появившейся до этого. Выход рецензии на новую книгу с отставанием в несколько месяцев нежелателен, но все-таки это вполне распространенная практика. О том, что требуемая скорость критического отклика была довольно низкой и в то же время постоянно увеличивалась, на мой взгляд, свидетельствует, например, долгая жизнь и все-таки неизбежная смерть в 1850-е годы жанра годового обозрения литературы, в котором упражнялись все ведущие критики эпохи. Жанр умирает в том числе потому, что к моменту появления обозрения в начале следующего года все важнейшие литературные новинки оказывались уже основательно разобраны в рецензиях. И все-таки этот процесс свидетельствует не столько об изменениях в литературном ритме, сколько о наращивании объема литературной критики и увеличении ее разнообразия.

Театральная сфера была устроена совсем иначе. Из-за искусственного ограничения конкуренции в столицах — частные театры в Москве и Петербурге запрещены до 1882 г.— борьба за попадание в репертуар была крайне напряженной, а сам репертуар обновлялся исключительно часто: за несколько представлений пьесу успевала посмотреть вся театральная публика. Свое влияние оказывала и практика бенефисов, составлявших значительную долю всех спектаклей теа-

трального сезона: артист (или другой член труппы, в пользу которого назначался спектакль) был крайне заинтересован в том, чтобы афиша состояла из свежих, новых пьес, поскольку это обеспечивало хорошие сборы даже в том случае, если само имя бенефицианта не являлось надежной гарантией успеха. Все это приводило к тому, что многие спектакли, даже из числа заслуживающих внимания, быстро сходили со сцены. Опоздание с критическим откликом было в таком случае фатальным, потому что с театральной точки зрения то, что нельзя посмотреть, фактически и не существует. Обдумывая периодичность нового журнала о театре, Раппопорт учитывал эти факторы.

Наиболее известный русский специальный театральный журнал «Репертуар и Пантеон» не стал издательской моделью для МиТВ. Как я уже указывал, МиТВ должен был обслуживать ту аудиторию, которая утратила интерес к «Пантеону» Кони после его превращения в литературный журнал. Однако, как показали современные исследователи [Медведева, 2003: 102; Королев, 1999: 247], прошение о разрешении еженедельника о театре и музыке Раппапорт подал еще в 1853 г., а значит, он всерьез рассчитывал не просто занять освободившееся место, но и конкурировать с более авторитетным соперником. Очевидным преимуществом МиТВ должна была стать его ббльшая частота, ббльшая адекватность темпу театральной жизни. В этом отношении «Пантеон» не был прямым предшественником МиТВ. Тем не менее источники модели МиТВ могут быть названы.

Возможный образец упомянул директор императорских театров А.М. Гедеонов, указавший в отзыве на проект Раппапорта на важный прецедент: в 1846 г. Э.И. Губеру уже была запрещена «Театральная газета», которую тот планировал издавать ежедневно8. Однако прямым источником МиТВ может быть назван и другой, также запрещенный проект, к которому Раппапорт имел самое непосредственное отношение. В 1845 г. редакция «Репертуара и Пантеона», в котором в свое время сотрудничал и Раппапорт, решила отделить рубрику журнала под названием «Театральная летопись» в особый еженедельник.

«Театральная летопись» была полноформатной газетой, напоминавшей МиТВ, однако обладала статусом приложения к журналу, отдельная подписка на нее не принималась. Единственная цель, которую преследовали издатели, — сократить время между представлением и критической реакцией на него. Тогда как остальные материалы публиковались раз в месяц в журнале, рецензии на спектакли выходили бы в «Летописи» каждую неделю.

Эта цель была достигнута: в разделе «Прошедшая неделя» в № 1 говорилось о спектаклях 26-30 декабря, а обзор в № 2 доведен до спектаклей 5 января. Установка на скорость, оперативность реакции подчеркивалась и в декларации, помещенной в первом выпуске газе-

8 Соответствующий фрагмент донесения Гедеонова см.: [Медведева, 2003: 103].

ты: «В первый еще день Нового года «Театральная летопись» является к своим читателям в новом, преобразованном виде, составляя в то же самое время нераздельное целое с «Репертуаром и Пантеоном», которому она служит необходимым дополнением. Назначение ее — сообщать с возможной быстротою <курсив мой. — А.Ф.> все летучие новости о театрах русских (столичных и провинциальных), театрах иностранных и обо всем, что имеет к ним отношение» [Программа «Театральной летописи», 1845].

«Театральная летопись» как самостоятельная газета просуществовала всего два месяца. Цензура указала на отступление от программы журнала и потребовала возвращения «Театральной летописи» в его состав9. Несмотря на это, сама попытка создать еженедельник о театре свидетельствует, что именно такая периодичность представлялась издателям оптимальной для театральной критики. Возникновение «Музыкального и театрального вестника», рискну предположить, является реализацией этой идеи спустя 10 лет.

3

Последним номером МиТВ стал № 34 (28 августа) за 1860 г., в котором читателям кроме прочего сообщалось, что МиТВ прекращается с 1 сентября, подписчики вместо него будут получать журнал «Русский мир», который выходит два раза в неделю. Читателям обещали расширение театрального отдела «Русского мира» и издание музыкальных приложений, которые ранее сопровождали МиТВ.

В № 31 (7 августа) за 1860 г. издатель Стелловский тезисно обосновывал решение о закрытии журнала так: 1) спроса на специальное музыкальное и театральное издание в России нет; 2) поэтому читатели требуют политического и литературного отделов, но программа издания этого не позволяет. Проверить эти утверждения невозможно, однако следует констатировать, что ведущие журналы этого времени стремительно политизировались на фоне готовящихся реформ и что тем не менее ниша для специальной театральной периодики в России сохранялась.

Так, в 1864 г. в Москве и Петербурге одновременно появилось два театральных издания. В Москве было затеяно экспериментальное по форме издание «Театральные афиши и антракт», которое не выходило регулярно, а готовилось к очередному спектаклю и в котором статьи печатались на оборотной стороне театральной афиши. Тексты были как бы приложением к театральной программке и предназначались, видимо, именно для чтения в антракт. В 1866 г. это издание превратилось в более традиционный еженедельник «Антракт», по формату

9 Подробнее о неудавшемся проекте В.С. Межевича и А.А. Григорьева см.: [Федотов, 2016: 45-46].

напоминавший МиТВ. В Санкт-Петербурге под редакцией Н.В. Мих-но начал выходить журнал «Русская сцена», сначала ежемесячно, затем, с октября 1865 г.— два раза в неделю (с переименованием в «Русскую сцену. Театральную газету»). На мой взгляд, эти издания, вернее история их трансформаций, неизменно выбиравших промежуточную форму между ежедневной газетой и ежемесячным журналом, показывает, что именно эта модель была наиболее адекватной ритму театральной жизни середины XIX в. в России.

Список литературы

1. Королев Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX — начала XX веков. СПб, 1999.

2. Медведева Е.В. К истории создания журнала «Музыкальный и театральный вестник» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2003. № 1. С. 102-106.

3. Патрушева Н.Г., Фут И.П. Циркуляры цензурного ведомства Российской империи. Сборник документов. СПб, 2016.

4. [Программа «Театральной летописи»] // Театральная летопись. 1845. № 1. С. 1.

5. Скабичевский А.М. Очерки истории русской цензуры. 1700-1863. 2-е изд. М., 2011.

6. Стасов В.В. Цензура в царствование императора Николая I. Глава VI // Русская старина. 1903. № 3. С. 571-591.

7. Стоюнин В.Я. Александр Петрович Сумароков. СПб, 1856.

8. Стоюнин В.Я. М.Я. Раппапорт // Новости. 1884. № 320 (19 ноября).

9. Федотов А.С. Русский театральный журнал в культурном контексте 1840-х годов. Тарту, 2016.

Andrey Fedotov

BETWEEN THE NEWSPAPER AND THE MAGAZINE: THE MUSIC AND THEATRE HERALD AS A THEATRE PERIODICAL

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The paper gives the general characteristics of the "Music and Theatre Herald" magazine that was published in St. Petersburg in 1856-1860. The main publications and the permanent contributors are listed. The author shortly analyzes the most notable materials and the strategy of the editor Mavrikiy Rappaport in general. The circumstances of the magazine's closure are also described. The author defends the idea that the strategy of the publisher of a special theatrical periodical is based on the desire for the adequacy of the magazine format to the

rhythm of theatrical life. This rhythm is by definition higher than in literature, partly because of the specifics of the theatrical performance in the era preceding the invention of technical means of its fixation, partly because ofthe extremely fluid repertoire of the Imperial theaters in Moscow and St. Petersburg in the middle of the 19th century. It is hypotheticaly stated that the The Musk and Theatre Herald could have borrowed its format from the Theatre Сhronicle, the newspaper that was opened in 1845 by Apollon Grigoryev and Vasily Mezhevich but managed to hold out only for three months. The Musk and Theatre Herald thus was intended not only to occupy a niche of The Pantheon that had lost it specifically theatrical status and became a general literary magazine in the 1850s but also to offer the Russian public a fundamentally new publishing product which would better serve the theatregoers.

Key words: history of Russian journalism; theatrical periodicals; The Musk and Theatre Herald; Mavrikiy Rappaport; Vladimir Stoyunin; Alexander Serov.

About the author: Andrey Fedotov — PhD, Teaching Fellow, Department of the History of Russian Literature, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: anfed86@icloud.com).

References

1. Korolev D.G. Ocherki iz istorii izdaniia i rasprostraneniia teatral'noi knigi v Rossii XIX — nachala XX vekov [Essays on the History of Publication and Distribution of Theatrical Books in Russia in XIX — early XX centuries]. St. Petersburg: Russian National Library, 1999. 328 p.

2. Medvedeva E.V. K istorii sozdaniia zhurnala "Muzykal'nyi i teatral'nyi vest-nik" [On the History of the "Music and Theatre Herald" Magazine]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 2. Istoriia, iazykoznanie, literaturove-denie [St. Petersburg University Bulletin. Series 2. History. Linguistics. Literary Studies]. 2003. № 1, pp. 102-106.

3. Patrusheva N.G., Foot I.P. Tsirkuliary tsenzurnogo vedomstva Rossiskoi imperii. Sbornik dokumentov [Circulars of the Russian Empire Censorship. Collection of documents]. St. Petersburg: Russian National Library, 2016. 721 p.

4. <Programma «Teatral'noi letopisi»> [The Program of "Theatre chronicle"]. Teatral'naia letopis'[Theatre chronicle]. 1845. № 1, p. 1.

5. Skabichevskii A.M. Ocherki istorii russkoi tsenzury. 1700-1863 [Essays on the history of Russian censorship. 1700-1863]. 2nd edition. Moscow: URSS, 2011. 499 p.

6. Stasov V.V. Tsenzura v tsarstvovanie imperatora Nikolaia I. Glava VI [Censorship in the Reign of Emperor Nicholas I. Chapter VI]. Russkaia starina [Russian Antiquity]. 1903. № 3, pp. 571-591.

7. Stoyunin V.Ya. Aleksander Petrovich Sumarokov. St. Petersburg: Ionson's printing house, 1856. 172 p.

8. Stoyunin V.Ya. M.Ya. Rappaport. Novosti [News]. 1884. № 320 (November 19).

9. Fedotov A.S. Russkii teatral'nyi zhurnal v kul'turnom kontekste 1840-kh godov [Russian Theatrical Magazine in the Cultural Context of the 1840s.]. Tartu: University of Tartu Press, 2016. 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.