Научная статья на тему 'ОРКЕСТР КРАСНОЯРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА'

ОРКЕСТР КРАСНОЯРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОСТАВ ОРКЕСТРА / ДИРИЖЁР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаяхметова Альфия Камельевна, Кроткова Екатерина Сергеевна

Цель исследования - выявить значимость оркестра Красноярского музыкального театра (Театр музыкальной комедии) как неотъемлемого компонента театрализованного представления в аспекте современного музыкально-театрального исполнительства на территории Красноярского края. Научная новизна заключается в изучении оркестра как самобытной и значимой единицы театрального состава; впервые в ракурсе изучения - фактологические данные о современном состоянии оркестра, его составе, влиянии дирижёров на репертуарную политику театра. В результате доказано, что оркестр Красноярского музыкального театра - важный формообразующий фактор в становлении музыкального исполнительства в Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASNOYARSK MUSICAL THEATRE ORCHESTRA IN THE CONTEXT OF MODERN MUSICAL AND THEATRICAL PERFORMANCE

The paper reveals the role of Krasnoyarsk Musical Theatre orchestra as an integral part of theatrical performance. The orchestra’s activity is analysed in the context of modern musical and theatrical art. Scientific originality of the study lies in the fact that the orchestra is considered as a full-fledged member of the theatre troupe. The researchers’ attention is focused on the following issues: the orchestra’s current activity, the staff, the conductors’ influence on the repertoire policy. The research findings are as follows: the authors prove that Krasnoyarsk Musical Theatre orchestra’s activity contributes largely to musical performance development in Krasnoyarsk region.

Текст научной работы на тему «ОРКЕСТР КРАСНОЯРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

rpornoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 3. С. 543-548 | 2021. Volume 14. Issue 3. P. 543-548

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Оркестр Красноярского музыкального театра

в контексте современного музыкально-театрального исполнительства

Шаяхметова А. К., Кроткова Е. С.

Аннотация. Цель исследования - выявить значимость оркестра Красноярского музыкального театра (Театр музыкальной комедии) как неотъемлемого компонента театрализованного представления в аспекте современного музыкально-театрального исполнительства на территории Красноярского края. Научная новизна заключается в изучении оркестра как самобытной и значимой единицы театрального состава; впервые в ракурсе изучения - фактологические данные о современном состоянии оркестра, его составе, влиянии дирижёров на репертуарную политику театра. В результате доказано, что оркестр Красноярского музыкального театра - важный формообразующий фактор в становлении музыкального исполнительства в Красноярском крае.

Krasnoyarsk Musical Theatre Orchestra

in the Context of Modern Musical and Theatrical Performance

Shayakhmetova A. K., Krotkova E. S.

Abstract. The paper reveals the role of Krasnoyarsk Musical Theatre orchestra as an integral part of theatrical performance. The orchestra's activity is analysed in the context of modern musical and theatrical art. Scientific originality of the study lies in the fact that the orchestra is considered as a full-fledged membei of the theatre troupe. The researchers' attention is focused on the following issues: the orchestra's current activity, the staff, the conductors' influence on the repertoire policy. The research findings are as follows: the authors prove that Krasnoyarsk Musical Theatre orchestra's activity contributes largely to musical performance development in Krasnoyarsk region.

Введение

Музыкальный театр как явление включает в себя несколько жанровых пластов: более строгие, высокие, жанры (опера, балет) и облегченные жанры (оперетта, мюзикл, музыкальная комедии, водевиль), выросшие также на основе европейского опыта. В данной работе нас интересует роль оркестрового начала в легкожанровой сфере в Красноярске. В настоящее время одним из очагов легких музыкально-театральных жанров стал Красноярский музыкальный театр (Театр музыкальной комедии), открытый в 1959 году, именуемый в прошлом Театр музыкальной комедии. Сегодня музыкальное сопровождение в том или ином спектакле по-прежнему является неотъемлемой и очень важной частью театральной композиции. В данной работе мы проследим и выявим особенности именно оркестровой составляющей в театрализованном представлении рассматриваемого театра.

Актуальность исследования представляется очевидной ввиду назревшей необходимости в системном, целенаправленном изучении материалов об оркестре Красноярского музыкального театра, в региональном музыкознании ему не уделено достаточного внимания.

Задачи исследования: представить фактологические, статические данные по Красноярскому музыкальному театру на современном этапе развития; представить репертуарную политику театра; определить роль оркестра в музыкально-театральном жанре в данном театре, его состав и дирижеров; рассмотреть программу развития на сегодняшний день, сольные проекты оркестра, отношение к фонограмме в театральном представлении.

Методы работы по выбранной тематике были взяты из научных трудов по красноярскому музыкальному краеведению. Работа опирается на принцип историзма, который предполагает исследование событий в историческом контексте, во взаимосвязи с социальными явлениями определенного времени. Установление необходимого массива эмпирического материала, поиск, отбор и анализ разрозненных архивных документов

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210102

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

потребовали обращения к источниковедческому методу. Особую роль в раскрытии темы исследования играл метод интервьюирования. Были проведены и записаны на аудионосителе личные беседы с действующим дирижером оркестра Красноярского музыкального театра В. Н. Шелеповым в декабре 2019 г. Их целью стало, в контексте личного общения дирижера и артиста оркестра, проанализировать и представить взгляд на проблематику «роль музыкального компонента в современном музыкальном театре». А также были проведены интервью с другими музыкантами оркестра: А. С. Мягковой и Л. Н. Рыжовой. Метод беседы во многом помог структурировать работу и обеспечил получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах дирижера от первого лица.

Теоретическая значимость работы заключается в научной важности исследуемого нами материала сквозь призму музыкально-театрального исполнительства как основополагающего для современного развития культуры Красноярского края. Избранная тема как область изучения краеведения является особенно ценной, так как раскрывает региональный компонент. Несмотря на то, что к музыкальной истории Красноярска обращался ряд исследователей, в данный момент по-прежнему существуют неизвестные страницы в прошлом города Красноярска. Культурной и музыкальной жизни Красноярска посвящены работы таких исследователей, как Л. В. Гаврилова [1], Б. Г. Кривошея [4], Л. Г. Лаврушева [5], Э. М. Прейсман [6], Е. В. Прыгун [7], Е. С. Царева [10]. В перечисленных трудах уделялось место рассмотрению развития и функционирования жанра музыкальной комедии в Красноярске. Также имеется ряд статей обзорного характера из местных красноярских газет [2; 3; 8, с. 7]. Вместе с тем вопрос о роли и особенности оркестра в региональном музыкальном театре оставался на периферии исследовательского внимания.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты данного исследования могут стать существенным дополнением к дальнейшему изучению регионального музыкально-театрального исполнительства. Они применимы в музыкально-образовательном процессе вузов, ссузов искусства и культуры Сибири, а именно: в вузовских курсах «История музыки Сибири», «История исполнительского искусства», «История театра», а также в курсах музыкального краеведения колледжей искусств и культуры Сибирского региона.

Красноярский музыкальный театр сегодня

В России сегодня насчитывается около 30 различных музыкальных театров и театров музыкальной комедии. В Красноярском крае ведут свою деятельность два театра: Театр музыкальной комедии в Железногорске и Красноярский музыкальный театр. История Красноярского музыкального театра насчитывает более 60 лет. А история музыкальной комедии как жанра в целом в жизни города Красноярска уходит своими корнями в XIX век (первый период начинается с первого документального упоминания о театральном искусстве европейской традиции в Красноярске в середине XIX века и до 1920 года, когда к власти начали приходить большевики и привычный уклад жизни стал меняться. 15 ноября 1944 в газете «Красноярский рабочий» появляется сообщение об организации Красноярского краевого театра музыкальной комедии на базе ансамбля оперетты Всесоюзного гастрольного объединения [1, с. 35]. Тогда Краевой театр музыкальной комедии открылся премьерой постановки «Марицы», дирижировал Белявский. Следующий период повествует об общих исторических событиях в культурной жизни Красноярска и заканчивается в 1958 году, когда был организован ныне работающий Музыкальный театр. И последнее разделение на период обусловлено переименованием данного театра. Мы намеренно пропустили период смены политической власти в 1991 году, так как на жизни и укладе театра это сильно не отразилось. Все изменения были постепенные и официально утвердились именно в 2008 году, когда театр поменял свой статус). 2008 год ознаменовался для театра необычным событием: театр был переименован из Красноярского государственного театра музыкальной комедии в Красноярский музыкальный театр. И, несмотря на небольшую разницу в словах, для театра это были большие изменения, ведь, помимо этого, театр стал автономным учреждением. Во-первых, автономия освободила театр от государственного заказа и казначейства, теперь театр мог сам распределять заработанные средства, но при этом учредителем остается Министерство культуры Красноярского края. Во-вторых, расширяются репертуарные возможности. Труппа не ограничена опереттами и музыкальными комедиями, в репертуар начинали входить мюзиклы, рок-оперы, музыкально-драматические спектакли и многое другое.

В современных реалиях, среди множества высокотехнологичных и легкодоступных развлечений, все сложнее становится сохранять внимание зрителя. Строго академические коллективы (Красноярский симфонический оркестр, Театр оперы и балета им. Д. Хворостовского) последнее время всё чаще создают микстовые программы, включающие легкожанровые и эстрадные элементы, чтобы расширять круг своей слушательской аудитории. Театр, изначально призванный быть очагом легкодоступных жанров со скромно аккомпанирующей его ролью, придерживается академизации своей деятельности.

Репертуар

В музыкальном театре, в отличие от театра музыкальной комедии, жанровые рамки гораздо шире. Репертуар театра регулярно расширяется совершенно новыми формами. Но если вникнуть в репертуар Красноярского музыкального театра прошлых лет, можно увидеть, что уже ставились мюзиклы и некоторые нестандартные

постановки. Чаще всего их не называли своими именами, чтоб формально не выходить за рамки своего позиционирования. Сейчас рамок почти никаких нет. Всё время ищутся новые формы, новые жанры для привлечения большего количества зрителей, для привлечения молодежи.

В настоящий момент в репертуар входят: оперетты (И. Кальман «Марица», И. Дунаевский «Белая акация»), музыкальные комедии (О. Фельцман «Здравствуйте, я Ваша тётя», Г. Гладков «Собака на сене»), мюзиклы (Е. Загот «Винил», Г. Гладков «Обыкновенное чудо», В. Ильин, В Лукашов «Как вернуть мужа»), музыкальные сказки («Летучий корабль», «Емелино счастье»), музыкальные спектакли (Ю. Цехановский «В союзе звуков, чувств и дум...»), рок-опера (А. Рыбников «"Юнона" и "Авось"»), комедия-водевиль (Г. Канчели «Ханума»), лайт-опера (А. Пантыкин «Мертвые души»), музыкально-литературная композиция (Ю. Цехановский «На войне как на войне»), театральная фантазия («Волшебная лампа Аладдина»), история folk fusion (Л. Сивых «Жила-была деревня»), музыкально-драматический спектакль (Ю. Цехановский «Мне осталась одна забава») и балетный спектакль («Линия времени»). А также регулярно проходят концерты, приуроченные к различным событиям. Как видно из перечисленного, у театра большое разнообразие жанров и никаких границ.

По мнению многих исследователей, легкие для восприятия музыкальные жанры (оперетта, мюзикл, водевили) являются для неподготовленного зрителя переходным пластом, адаптационным проводником, к более высоким и сложным опусам (опера, балет, симфонические концерты). К сожалению, отношение к артистам этой сферы бывает менее серьёзное, что далеко не всегда заслуженно и подтверждается уровнем их мастерства. Надеемся, что выход на концертную эстраду с академическим репертуаром станет не только точечной личностной акцией, играющей во многом роль компенсаторного механизма для коллектива, стремившегося выжить в современных условиях.

Роль оркестра в музыкально-театральном жанре

С развитием театра стали появляться и новые театральные формы инструментального типа, такие как дивертисменты. Музыкальные номера были включены в театральную пьесу. Как правило, такая музыка звучала за сценой, а актеры в это время либо танцевали (танцевальные сцены), либо жестикулировали.

В первую очередь роль оркестра в театре аккомпанирующая. Необходимо уметь подстраиваться под солиста, под хор и под режиссёра. Оркестр находится в оркестровой яме и не видит сцену и актеров. А дирижёр стоит лицом к сцене на небольшой возвышенности и является связующим звеном между солистом и оркестром.

Иногда режиссёры решают как-то отличить свою постановку от других и задействовать оркестр по-иному. Один из ярких примеров - это спектакль «Скрипач на крыше» в постановке А. Зыкова по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва». Был задействован небольшой ансамбль из музыкантов оркестра, который режиссёр поместил на сцену. Данный ансамбль не просто выполнял функцию музыкального аккомпанирования действу, но и был представлен в постановке спектакля как отдельное действующее «лицо». В спектакле «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе артистов оркестра одели в красивые театральные костюмы и вывели на сцену позади всего основного действия, образы дирижёра и оркестрантов воплощали богов Олимпа и были частью постановки. В театральной практике подобное уже не ново. И театр драмы им. А. С. Пушкина, и Театр юного зрителя в различных постановках выставляют музыкантов на сцену. Особой роли или необычной функции это не несёт, основная задача остается прежней - музыкальное сопровождение.

В основном репертуар Красноярского музыкального театра представляет собой классические, традиционные концерты, спектакли. Самое яркое событие прошлых лет - это шоу «Снежное ревю» (хореограф постановки М. С. Годенко, режиссер - Ю. И. Гвоздиков). К сожалению, подробного описания действия не сохранилось, но везде отмечаются необычность и удачность данной постановки.

Театральный сезон 2018-2019 гг. для театра был юбилейный - 60 лет. Помимо юбилейного концерта было множество бенефисов солистов, а также бенефисы других цехов: хор, балет и оркестр. В этот театральный сезон был представлен сольный проект балета «Линия времени» (хореограф-постановщик Е. Слободчикова), где музыкальное сопровождение было под фонограмму с участием виолончелистки оркестра Валентины Бурдуковой, которая сидела на сцене и играла вместе с фонограммой, являясь частью постановки.

Сольные проекты оркестра

Коллектив оркестра данного театра как отдельная единица не может существовать и развиваться вне общей театральной деятельности. Концерты, приуроченные к различным мероприятиям театра, в основном состоят из вокальных и танцевальных номеров, где оркестр исполняет роль аккомпанемента. В редких случаях небольшой камерный состав располагают в фойе театра, оркестр создаёт музыкальный фон перед основным действием, пока собираются гости. Обычно это оплаченные мероприятия для крупных или государственных организаций.

Самое значимое событие произошло в октябре 2018 года, в юбилейный сезон: бенефис оркестра. Главный дирижер долго вынашивал идею такого проекта. Была проведена долгая и тщательная подготовка. В концерте принимали участие все действующие дирижеры театра, каждый подобрал произведение для исполнения оркестром под своим руководством, сделал подходящую аранжировку. Были исполнены полноценные оркестровые

номера, сольно выступили музыканты практически из всех групп, и даже сами дирижеры оригинально «сходили» со своего дирижерского помоста. Н. Н. Балышев спел с солисткой театра Н. Кармаевой песню "Sway", Т. Кабдушев сыграл Либертанго А. Пьяцоллы на аккордеоне, В. Н. Шелепов исполнил армянскую народную песню Дле Яман на дудуке с солисткой-вокалисткой М. Селиверстовой. В заключение была сыграна пьеса-шутка «Музыкальный кавардак из Козьего болота» А. Гончарова, за дирижерским пультом стоял Н. Балышев, а соло исполнили В. Шелепов (дудук), Т. Кабдушев (аккордеон) и В. Убиенных (гармоника). Оркестр показал себя как профессиональный коллектив, который имеет высочайший уровень исполнительства (в составе оркестра в основном выпускники Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского).

Состав оркестра

Состав оркестра формируется на основе исполняемой музыки, то есть на репертуаре. Как уже оговаривалось, репертуар в таком театре довольно разнообразен и необычен. Музыканты должны быть гибкими и многофункциональными. Состав оркестра получается не симфонический или камерный, а эстрадно-джазовый. Но при этом бывает необходимость исполнять музыку для классических составов. В настоящее время в оркестр входят: струнная группа (1 и 2 скрипки, альты и виолончель), деревянные духовые (2 флейты, гобой, 2 кларнета, фагот), медные духовые (валторна, 2 трубы, 2 тромбона) и ритм-секция (фортепиано, бас-гитара и ударные инструменты). В соответствии с поставленными задачами оркестр может трансформироваться в классический камерный и симфонический состав, иногда прибегая к помощи приглашенных артистов.

Состав оркестра в прошлые годы

Подробной информации о музыкантах, работавших в самые ранние годы театра, нет. В прессе чаще всего об оркестре отзывались положительно, отмечая профессионализм и хорошее звучание. По словам главного дирижера В. Н. Шелепова [11] и артистки оркестра Л. Н. Рыжовой (1-я скрипка, работает в театре с 1980 года) [9], с кадровым составом оркестра были сложности. Инструментарий зачастую сохранялся весь, в количественном составе могло не хватать людей в той или иной группе. Также было много совместителей, которые, соответственно, не могли полноценно участвовать в жизни театра. Такие пробелы в кадрах приходилось заполнять имеющимися музыкантами. Здесь вступало в ход мастерство аранжировки: меняли форму, переписывали партии, вписывали упущенные голоса другим инструментам. В начале 2000-х годов оркестр состоял в основном из музыкантов со средним специальным музыкальным образованием. В настоящее время артисты оркестра в большей части имеют высшее профессиональное образование, находятся в основном штате театра.

Дирижёр

В Красноярском музыкальном театре в должности дирижера работали выдающиеся музыканты современности. В настоящее время в Красноярском музыкальном театре работают четыре действующих дирижера: Валерий Николаевич Шелепов (главный дирижер), Василий Григорьевич Убиенных, Тимур Сансызбаевич Кабдушев и Николай Николаевич Балышев.

Остановимся более подробно на главном дирижере. Валерий Николаевич Шелепов родился 12 февраля в 1973 году в г. Кызыле. Окончил Красноярский государственный институт искусств по классу баяна и дирижирования народным оркестром в 1998 году, в 2001 году окончил аспирантуру Красноярской академии музыки и театра по классу дирижирования народным оркестром, а в 2016 году окончил Красноярский государственный институт искусств по специальности «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором». Первый раз работал дирижером в Красноярском театре музыкальной комедии с 2001 по 2003 гг. С 2003 года работал главным дирижером Северского музыкального театра в городе Томске. В 2006 году Валерия Николаевича пригласили на должность главного дирижера в Красноярский театр музыкальной комедии. 12 лет преподавал в Красноярском краевом колледже искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, а также 9 лет был художественным руководителем студенческого симфонического оркестра КГАМиТ. В настоящий момент параллельно с Красноярским музыкальным театром работает главным дирижером и художественным руководителем Красноярского филармонического русского оркестра имени А. Ю. Бардина. Под его руководством было поставлено более 25 спектаклей, таких как «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе, «Летучая мышь» И. Штрауса, рок-мюзикл «Овод» А. Колкера, лайт-опера «Мертвые души» А. Пантыкина и многие другие. Является лауреатом всероссийского конкурса дирижеров и дипломантом фестиваля «Театральная весна», а также обладателем «Золотой маски» за лучшую работу дирижера в номинации «Оперетта, мюзикл», за работу дирижера в спектакле Е. Загота «Винил» (2019 г.).

Самое большое отличие дирижера музыкального театра от любого другого - это необходимость делать аранжировки. Для оркестров филармонических, оперных имеется большое композиторское наследие, а для жанров музыкальной комедии надо многое адаптировать под имеющийся оркестр. Регулярно появляются новые произведения современных композиторов, в которых необходимо редактировать партитуры, и это делает дирижёр. И наоборот, когда берётся классическая музыка, рассчитанная на большой симфонический состав,

дирижёру нужно переписывать под эстрадно-джазовый оркестр. Необходимо переделывать старый материал, который неактуален уже по акустическим свойствам звука. К разным концертам регулярно нужно адаптировать отдельные произведения, музыкальные номера. Часто бывает необходимость в транскрипции. Раньше все это приходилось делать вручную, рукописным способом, каждую партию нужно было переписывать. Сейчас облегчают этот процесс современные компьютерные программы, которые позволяют быстрее делать транспонирование в другие тональности.

В. Н. Шелепов всегда сам аранжирует музыкальную ткань театральных постановок, которыми дирижирует. В. Г. Убиенных также перерабатывает партитуры спектаклей, которые ставятся под его руководством. Последние известные нам дирижёры, Ю. Ю. Поломский и Л. З. Гельруд, также сами занимались аранжировками и редактированием оркестровых партитур. Ныне молодые дирижёры театра Т. Кабдушев и Н. Балышев работают по уже проработанным партитурам.

Фонограмма

Не все спектакли в Красноярском музыкальном театре проходят в сопровождении оркестра, часть идёт под фонограмму. Их использование началось примерно с 80-х годов. Тогда это было очень необычно и ново. Обосновывалось поиском нового звучания. В репертуар входили спектакли формата мюзикл, а оркестр того времени не мог обеспечить нужного звучания. Современный состав, по мнению главного дирижёра В. Шелепова, не только в состоянии заменить фонограмму, но и готов зазвучать лучше неё. Многие режиссеры сейчас снова стали отдавать предпочтение оркестровому звучанию вместо записи.

В поисках новизны Ким и Валерия Брейтбург решили совместить оркестр и фонограмму. Ранее в постановках К. Брейтбург со своей командой использовал исключительно фонограммы («Казанова», «Голубая камея»). В последней постановке, мюзикл «Джейн Эйр» по произведению Ш. Бронте, была использована музыкальная запись всего спектакля. Затем некоторые партии были выписаны и выучены музыкантами оркестра. В итоге спектакль идет в сопровождении фонограммы и с дублированием этой музыки оркестром.

Заключение

Красноярский музыкальный театр внес огромный вклад в становление и развитие музыкально-театрального исполнительства в Красноярском крае, претерпевая сложности в процессе создания данной традиции. Фактологические данные показали, что в театре всегда в большей или меньшей степени была сложность с репертуарным планом и с профессиональными кадрами оркестра. Примерно в 1980-х годах, с появлением фонограммы в постановках спектаклей, звучание живого оркестра стало отходить на второй план. В современное время, с возобновлением режиссёрского интереса к фонограмме, последовали ответные действия дирижера и музыкантов, призванные сохранить роль и функцию оркестра. В итоге появились сольные концертные оркестровые программы, включающие классические произведения, оркестр стали выводить на авансцену в качестве главного действующего лица, тем самым способствуя повышению исполнительского уровня музыкантов-оркестрантов.

За всем этим стоит личностная позиция дирижёра и его музыкантов-единомышленников. Главный дирижер театра В. Н. Шелепов, обладатель премии «Золотая маска», долго вынашивал идею сольного проекта оркестра. Воплотить идею получилось в юбилейный год театра: был поставлен и трижды показан бенефис оркестра. И музыканты оркестра, и дирижёры показали свой профессионализм, завоевали любовь зрителя к живому звучанию музыкального материала. Оркестр становится не просто аккомпанирующим элементом в театральном представлении, а является важным идейным компонентом в представлении театрализованного действа.

В контексте активного наступления в звуковом театральном пространстве массовой музыки регулярные концертные оркестровые программы Красноярского музыкального театра смогут сформировать оплот профессионализма, воспитанного на академических традициях, и одну из конструктивных тенденций современного музыкально-театрального исполнительства Красноярска.

Список источников

1. Гаврилова Л. В. Страницы истории музыкальной культуры Красноярска. Красноярск: Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры (КНУЦ), 2013. 126 с.

2. Коновалова Е. «Скрипач» снес «крышу» музкомедии [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/article/ 202288 (дата обращения: 12.12.2020).

3. Красноярский музыкальный театр [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://muztk.ru/ (дата обращения: 13.04.2020).

4. Кривошея Б. Г. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. 176 с.

5. Лаврушева Л. Г. Опера и оперетта в дореволюционном Красноярске // Музыкальная культура Красноярска: в 3-х т. Красноярск: Красноярская академия музыки и театра, 2009. Т. 1 (1628-1920). С. 302-322.

6. Прейсман Э. М. О музыке и музыкантах: время, события: монографические очерки и статьи. Красноярск: КГАМиТ, 2013. 260 с.

7. Прыгун Е. В. Музыкальный театр в Красноярске // Музыкальная культура Красноярска: в 3-х т. Красноярск: Красноярская академия музыки и театра, 2009. Т. 1 (1628-1920). С. 255-301.

8. Русанова Н., Ясонова М., Шелепов В., Портнягин О. «Мы первопроходцы, но за нами пойдут»: беседа с сотрудниками Красноярского государственного театра музыкальной комедии / беседовала Е. Нафталевич // Первый ряд. 2008. № 21.

9. Рыжова Л. Н. Личная беседа. Аудиозапись беседы от 18 декабря 2019 г.

10. Царева Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: пути формирования музыкальной культуры европейского типа. Красноярск: КГАМиТ, 2014. 366 с.

11. Шелепов В. Личная беседа. Аудиозапись беседы от 13 декабря 2019 г.

Информация об авторах | Author information

RU

Шаяхметова Альфия Камельевна1, к. иск., доц. Кроткова Екатерина Сергеевна2

1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск

2 Красноярский музыкальный театр

EN

Shayakhmetova Alfiya Kamelievna1, PhD Krotkova Ekaterina Sergeevna2

1 Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk

2 Krasnoyarsk Musical Theater

1 alfiya007@list.ru, 2 krotkotsega@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 24.02.2021; опубликовано (published): 09.04.2021.

Ключевые слова (keywords): Красноярский край; музыкально-театральное исполнительство; музыкальные традиции; состав оркестра; дирижёр; Krasnoyarsk region; musical and theatrical performance; musical traditions; orchestra's staff; conductor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.