М 2 (27), 2008
жизнь Юга России "
-135
достоверных оценок использованы классические статистические методы, в том числе корреляции и регрессии.
Одним из эффективных методов сбора информации (прежде всего, статистической) стала паспортизация. В паспорте содержится информация, необходимая для анализа поселенческой структуры, демографической ситуации региона, состава сети учреждений и организаций отрасли культуры, уровня квалификации, степени обеспеченности учреждений культуры работниками различных специальностей, т. е. фиксируется информация о кадровом дефиците на рынке труда.
С нашей точки зрения, модель такого паспорта должна проектироваться, во-первых, в соответствии с концепцией разработки рынка труда и существующей государственной статистической отчетности, во-вторых, с учетом особенностей сельских муниципальных округов, городов и субъектов Федерации. Это, прежде всего, вызвано тем, что инфрастру ктура отрасли в больших городах и сельских населенных пунктах сильно различается по составу и назначению, а также формам собственности. Именно данное отличие в основном определяет спрос на специалистов культуры разных профессий.
V. A. SEMENOV. THE LABOR MARKET IN THE BRANCH OF CULTURE
In this article the problem of the effective function of the labor market in the branch of culture and the ways of its studying are considered. The theoretical model of the labor market in the regional socio-cultural environment has been described by the author with the help of the descriptive method and normative approach, the basis of which is the method of passportization.
Key words: Labor market, model, regional socio-cultural environment.
Г. А. ГРИГОРЯН
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (конец XIX - начало XX века)
В данной статье рассматривается формирование театральной инфраструктуры российской провинции (в частности, Кубанской области и Черноморской губернии) сквозь призму театральной периодической печати. Статья основана на материалах московских и петербургских журналов: «Артист», «Театр и искусство», «Театрал», «Дневник артиста» и др.
Ключевые слова: периодическая печать, театральная инфраструктура, театральная жизнь, провинциальная хроника, театральные рецензии, отчеты о гастролях, театральный репертуар.
На рубеже Х1Х-ХХ веков рост количества театров, интерес общества к проблемам искусства сцены, успехи драматургии создали предпосылки для увеличения количества театральных изданий, их качественного и типологического разнообразия. Журналы, посвященные театру («Артист», «Театр и искусство», «Театральная библиотека», «Театрал», «Театр», «Рампа и жизнь», «Дневник артиста» и др.), печатались в основном в Москве и Петербурге. Существовали также повременные издания, публиковавшие материалы по различным видам искусства, включая театр (1).
Столичные периодические издания освещали деятельность театров, в том числе и провинциальных, в различных ее аспектах. В свою очередь, провинциальные издания помещали материалы как о деятельности местных трупп, так и о гастролерах из столиц, публиковали письма своих столичных корреспондентов.
Многие провинциальные театральные издания носили справочный характер, ограничиваясь публикацией репертуарных планов, имен занятых в спектаклях актеров, рецензий на постановки, сводящихся в основном к оценке игры
актеров и оформления сцены. В начале XX века театральный отдел был в большинстве городских газет, в том числе Кубанской области и Черноморской губернии (2).
Журнал «Артист» имел собственных корреспондентов в провинции, в его хронике помещались сведения о составе трупп и репертуаре провинциальных театров. В издании была рубрика «Объявления», помогавшая антрепренерам, нуждавшимся в артистах, и артистам, которые искали ангажемент. В отделе «Провинциальная хроника» давались подробные отчеты о гастролях различных трупп и товариществ по городам, сообщались состав труппы, репертуар, количество спектаклей и валовой сбор от них.
Обозрением театров провинции ценно и приложение к «Артисту» - «Дневник артиста», где в рубрике «Провинциальная хроника» помещалась информация о состоянии театров, о гастролях отдельных артистов и трупп, давалось подробное описание театральных зданий, печатались отчеты театров за минувший сезон, высказывались мнения о деятельности театрального агентства Е. Н. Рассохиной, о работе любительских кружков и обществ.
"Культурная жизнь Юга России "
136 —
М> 2 (27), 2008
Из журнальных хроник можно было узнать о строительстве новых зданий для театров, их реконструкции, обновлении костюмов и декораций, о мастерстве гастролеров. Давались оценки текущего сезона и прогнозы на будущее. Например, в 1891 году корреспондент «Дневника артиста» сообщал: «Настоящий летний сезон составляет приятное исключение. Дела товарищества Н. Н. Синельникова хороши. Публика ежедневно наполняет наш вместительный театр. Даже дождливая погода не останавливает ее. Екатеринодар сделался театральным городом» (3). А журнал «Театральная библиотека» оперативно освещал ситуацию в Ейске: «20 июня 1894 года в Ейском театре начались спектакли драматической труппы под управлением А. Н. Ягиллова. Несмотря на то, что артисты играют недурно и репертуар состоит из новых пьес, публика театра не посещает» (4).
В отчетах товариществ и трупп содержалась характеристика репертуара, информация об их составе, количестве спектаклей, расходах и прибылях от гастролей, перечень посещенных городов. На страницах журнала печатался «список драматических произведений на русском языке, рассмотренных драматической цензурой и дозволенных к представлению» на определенный период.
Театральные журналы печатали объявления, в которых предлагались для театральных постановок услуги капельдинеров, суфлеров, режиссеров и их помощников, декораторов, прокат костюмов и др.
Благодаря сохранившимся в периодических изданиях рекламным объявлениям о сдаче в арен-
ду театра можно восстановить сведения о театральном здании, количестве мест, гастролерах, суммах сбора по обыкновенным или бенефисным ценам, стоимости билетов в зависимости от мест, оптимальных постановках для зимних и летних сезонов. Здесь же отдельно прописывалось, что входило в арендную плату антрепренера и за что должен заплатить арендатор с «вечерового прихода» (т. е. от денежной суммы, вырученной за каждый спектакль). Более подробную информацию о сдаче театра в аренду товарищество артистов или арендатор получали при подписании договора с владельцем театра или органами местного самоуправления.
Театральная периодическая печать как пространство коммуникации организаторов театра, актеров и зрителей играла большую роль в российском обществе конца XIX — начала XX века. Ее материалы являются уникальным источником по истории театральной жизни.
Литература
1. Подробнее об этом см.: Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л,, 1971. С. 38.
2. Дечееа А. В. К истории становления театральной рубрики в «Кубанских войсковых (областных) ведомостях» // Четвертые кубанские литературно-исторические чтения / науч. ред. В. К. Чумаченко Краснодар, 2003. С. 213-214.
2. Артист. 1893. № 28. С. 212.
3. Театральная библиотека. 1894. № 39. С. 62.
G. A. GRIG0RYAN. THEATRE PERIODICALS AS A SOURCE OF RUSSIAN PROVINCIAL THEATRE LIFE (END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY)
The present article revises the publications on the formation of theatre environment in Russian province, in particular, in Kuban area and Chernomorskaya government. The article is based on the publications of Moscow and Saint-Petersburg magazines «The Actor», «Theatre and Art», «Theatre-goer», «The Actor's Journal», etc.
Key words: periodical press, theatre infrastructure, theatre life, provincial chronicle, theatrical notices, tour reports, theatre repertoire.
Н. А. ЗЕМКА
ДИАЛОГ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ: СОКРАТ И М. М. БАХТИН
Диалог -универсальный принцип человеческих отношений. Обращение к нему как к поиску истины и смысла бытия человека со стороны Сократа было продолжено М. М. Бахтиным в концепции диалога культур, которая пронизывает время насквозь, соединяя сознание людей разных классов, народов, эпох.
Ключевые слова: диалог, диалог культур, микродиалог, макродиалог, сократовский диалог, беседа, истина, майэвтика, диалогические отношения.
Изменившиеся условия жизни актуализируют проблему диалога в современном знании. Являясь теоретической и практической базой для межличностного общения, диалог активизирует мысль, нацеливает личность на созидание.
В формировании современного взгляда на диалог как теоретический концепт участвуют разные ученые. Нам представляется интересным
сравнить отношение к концепту «диалог» двух великих мыслителей, живших в разные эпохи: Сократа, заложившего начальные представления об этом феномене, и М. М. Бахтина, основоположника концепции диалога культур.
В центре сократовского философствования, по мнению В. С. Нерсесянца, нравственные добродетели, моральные качества человека. Беседы опре-