л* ■■
«МЕЖДУ БАРОККО И АРКАДИЕЙ»
В БСИИ ASG АТРИБУТИРОВАНА КАРТИНА НИКОЛА ВАККАРО
Алия Хисматуллина,
искусствовед-экскурсовод МИКН
АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуции картины Неаполитанской школы XVII века с изображением сцены из древнегреческого мифа «Алфей, преследующий Аретузу». Французские эксперты атрибутировали работу кругом Луки Джордано. В ходе исследования установлено авторство Никола Ваккаро, художника, творившего в одном городе в одно время с Джордано.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Никола Ваккаро, Лука Джордано, Алфей, Арету-за, Неаполь, древнегреческий миф.
ABSTRACT: the article is devoted to the attribution of the picture of the Neapolitan School of the 17th century with a description of the scene from the Ancient Greek myth "Alpheus chasing Arethusa". French experts attributed this artwork as a circle of Luca Giordano. The study found that the picture was painted by Nicola Vaccaro, an artist who worked in the same town, at the same time with Giordano.
KEYWORDS: Nicola Vaccaro, Luca Giordano, Alpheus, Arethuse, Naples, Ancient Greek myth.
Летом 2023 года в Большое собрание изящных искусств ASG поступило живописное полотно неаполитанской школы XVII века с изображением сцены из древнегреческой мифологии. Французские эксперты аукцион-
ного дома МШоп атрибутировали его кругом Луки Джордано. В процессе научной работы Международного института культурного наследия удалось выйти на авторство художника.
Ваккаро, Никола Алфей, преследующий Аретузу Неаполь, XVII век Холст, масло. 99*152 см БСИИ ASG, Инв. № 01-5151
VI № 2 (46) 2024
Сюжет этой картины - «Алфей,Алфей, преследующий Аретузу» («Alphée pourchassant Aréthuse»), как и многие другие древнегреческие мифы, был довольно популярным в живописи старых мастеров.
Описанная Овидием в «Метаморфозах» история повествует о нимфе Аретузе, решившей после охоты искупаться в реке. Там ее заметил речной бог Алфей, в то же мгновение воспылав к ней чувствами. В страхе Аретуза удалилась прочь от него, но он, приняв мужской облик, последовал за ней.
Отчаявшись, нимфа обратилась за помощью к богине Артемиде, и та превратила ее сначала в туманное облако, чтобы речной бог потерял ее след, а затем в поток воды. Алфей узнал в нем свою возлюбленную и, обратившись обратно в реку, слился с потоком.
Лаури, Филиппо Алфей, преследующий Аретузу Римская школа, XVII век Холст, масло. 27х42 см Музей Лувра, Париж
Юттенбрук, Мойзес ван Алфей, преследующий Аретузу Нидерланды, 1626 год Холст, масло. 41х66 см Частная коллекция
Ресту, Жан
Алфей и Аретуза
Франция, 1720 год
Холст, масло. 127х97,5 см
Хранилище музея Версальского дворца,
Франция
№ 2 (46) 2024 Щ.
Ваккаро, Никола
Главк, бегущий от Скиллы, Богиня Диана,
наблюдающая сверху
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 102,2x76,4 см
Аукцион Кристис, Лондон, 14 ноября 2007 года, лот 90 Эстимейт 6 000 - 8 000 €
В ноябре 2007 года аукционный дом Christie's продал полотно под названием «Главк, бегущий от Скиллы, Богиня Диана, наблюдающая сверху» («Glaucus fleeing from Skylla, the Goddess Diana looking down from above»).
Эта картина схожа с работой, представленной в БСИИ ASG, хотя имеет вертикальный формат размером 102,2x76,4 см. Эксперты из дома Christie's обращались за консультацией к историку искусства из Италии профессору Риккардо Латтуада (Riccardo Lattuada), который установил авторство итальянского художника - Никола Ваккаро. В 2009 году Латтуада стал соавтором книги «Никола Ваккаро (16401709). Художник из Неаполя между барокко и Аркадией» («Nicola Vaccaro (1640-1709). Un'artista a Napoli tra Barocco e Arcadia»), что вызывает доверие к его атрибуции.
Vi № 2 (46) 2024
Однако название картины вводит в замешательство, так как согласно мифу Древней Греции о Скилле и Главке, именно Скилла убегала от этого морского создания, который преследовал ее, мучимый страстью. И именно Главк обратился за помощью к божеству, в данной истории к Кирке. Поэтому здесь версия французских экспертов о сюжете выглядит ближе к истине.
Что касается авторства Никола Ваккаро, то если посмотреть на другие его работы, можно увидеть общие детали с картиной из БСИИ ASG.
Ваккаро, Никола Кающаяся Магдалина Подпись в центре на камне "NVF" Неаполь, XVIIвек Холст, масло. 101x76 см
Аукцион Кристис, Лондон, 2 ноября 2016 года, лот 163 Эстимейт 6 000 - 8 000 £
75
Фрагмент картины «Кающаяся Магдалина»
Фрагмент картины «Алфей, гоняющийся за Аретузой»
В первую очередь на картине «Кающаяся Магдалина» заметна общая манера написания, а именно колористика, прорисовка деревьев и анатомии человеческого тела. Женские персонажи изображены с идентичными прическами и выражением лица.
По аналогии с работой из БСИИ ASG на картине «Венера и Адонис» можно увидеть использование более светлой цветовой гаммы для изображения женского тела и более серые землистые оттенки для прорисовки мужского.
* ! (?
Яг >
Ваккаро, Никола
Венера и Адонис
Неаполь, XVII век
Холст, масло. 51,5x64,5 см
Сайт АгШе^ 23 ноября 2006 года
Верхний эстимейт 40 000 €
Фрагмент картины «Венера и Адонис»
В верхнем левом углу на обоих полотнах с одинаковым лицом изображены богини Венера и Артемида. Почти фотографично сходство и маленьких ангелочков слева от них.
Приведем еще два полотна, в которых уже узнается стиль Ваккаро - «Жертвоприношение Моисея» и «Магдалина в пустыне».
76
№ 2 (46) 2024 М.
Ваккаро, Никола
Жертвоприношение Моисея
Неаполь, 1660-1695 годы
Холст, масло. 134x185 см
Аукцион Кристис, Лондон, 19 апреля 2000
года, лот 87
Эстимейт 10 000 - 15 000 £
Ваккаро, Никола
Магдалина в пустыне
Неаполь, XVIIвек
Холст, масло. 93x115 см
Аукцион Finearte, Милан, 25 мая 2021
года, лот 108
Эстимейт 5 000 - 8 000 €
Никола Ваккаро (1640-1709) - неаполитанский художник, театральный режиссер и оперный либреттист. Родился в семье художника Андреа Ваккаро (1604-1670), который еще при жизни считался самым выдающимся живописцем Неаполя, но потерявший это звание с расцветом творческой деятельности Луки Джордано (1634-1705).
Никола учился рисованию у своего отца, затем он обучался в мастерской Николя Пуссена в Риме. Он также посещал занятия в Accademia del Nudo (Академия обнаженной натуры) в Неаполе, благодаря которым приобрел хорошие выразительные способности в изображении анатомии человеческого тела, жестов и физиогномики. Используя различные поверхности (деревянные панели, медь,
латунь, хрусталь), Ваккаро писал в основном религиозные, исторические и мифологические сюжеты.
Он также сотрудничал с другими художниками, такими как Авраам Брейгель, Фран-ческо Делла Куоста, Аньелло Асьоне и Андреа Бельведере, в тандеме с которыми создавал декоративные натюрморты и картины с цветочными гирляндами.
Среди неаполитанских художников творчество Николы Ваккаро рассматривают как альтернативу направлениям, представленным Лукой Джордано и Франческо Солименой, в котором он пытался адаптировать стилистические особенности неаполитанского академизма XVII века к новым тенденциям барокко с акцентом на аркадских пейзажах.
Ваккаро, Никола
Адам и Ева с младенцами Каином и Авелем
Неаполь, XVII - начало XVIII века Холст, масло. 133x178 см Частная коллекция
Vi № 2 (46) 2024
77
Ваккаро, Никола Кающаяся Магдалина в гирлянде из цветов Неаполь, 1660-1695 годы Холст, масло. 101x76 см Аукцион Cambi Casa d'Aste , Генуя, 13 декабря 2019 года, лот 91
Ваккаро, Никола Рекко, Джузеппе Поклонение волхвов в цветочной гирлянде Неаполь, 1660-1709 годы Холст, масло. 74,5x60 см Аукцион 1т К^ку, Вена, 12 апреля 2016 года, лот 5
Итальянский биограф Филиппо Бони отмечал, что Ваккаро настолько проникся палитрой пейзажей Сальватора Розы, копируя его стиль, что впоследствии несколько его полотен были проданы как работы Розы.
Также этот художник был известен скандальной связью с театральной певицей Джульеттой Дзуффи, в угоду которой он устроился на работу в оперный театр Сан-Бартоломео. Там он успешно организовал 18 постановок, попутно создавая либретто и разрабатывая
Ваккаро, Никола
Моисей, защищающий дочерей Иофора Неаполь, 1660-1695 года Холст, масло. 86x120 см
Аукцион Хампель, Мюнхен, 25 сентября 2019 года, лот 553
Эстимейт 30 000 - 35 000 €
театральные декорации. Из-за высокой занятости в театре его художественнаядеятель-ность сократилась.
Что касается атрибуции французских экспертов кругом Луки Джордано, то ее тоже можно считать верной. Безусловно, Ваккаро и Джордано знали о творчестве друг друга, так как были известными личностями в Неаполе в одну временную эпоху. К тому же именно отец Ваккаро, Андреа Ваккаро, был самым знаменитым неаполитанским художником, пока его
•7 V
\ ^ I я
г >
, V Ш ч Ж
- V- Ч \ w ч ж'? V-
Джордано, Лука и мастерская Пан и Сиринга Неаполь, конец XVII века Холст, масло. 216x305 см Частная коллекция
№ 2 (46) 2024 Щ.
Джордано, Лука, мастерская Эней, утешаемый Венерой Неаполь, XVII век Холст, масло. 106x136,5см Частная коллекция
Джордано, Лука
Распятие Святого Андрея
Неаполь, 1659 год
Холст, масло. 144x195 см
Национальная галерея Канады, Оттава
не потеснил Лука Джордано. И взаимное влияние художников можно увидеть на нескольких полотнах.
В Большом собрании изящных искусств ASG также имеется картина Луки Джордано, по иконографии схожая с работой Ваккаро, это полотно «Пан и Сиринга».
Атрибутированное полотно Никола Ваккаро дополняет картину Джордано с похожим сюжетом и заставляет задуматься о двух таких разных судьбах художников, которые жили в одном городе, в одно время, но выбрали разные пути. И, может быть, если бы Ваккаро не поддался страсти, а продолжил художественное развитие, то и он стал бы чем-то большим, чем просто представителем круга Луки Джордано, как его обозначили французские эксперты.
Лука Джордано Пан и Сиринга Неаполь, XVII в. Холст, масло. 52*86 см БСИИ ASG, инв. № 04-2151
Источники:
1. Овидий Публий Назон: Метаморфозы. Книга 5. - АСТ, 2021г.
2. Maria Claudia Izzo, Riccardo Lattuada: Nicola Vaccaro (1640-1709). Un'artista a Napoli tra Barocco e Arcadia. - Editrice Tau, 2009.
3. https://collectionsJouvre.fr/en/ark:/53355/cl010063930
4. https://mba.tours.fr/TPL_CODE/TPL_COLLECTIONPIECE/98-18e.htm?COLLECTIONNUM=13&PIECENUM=261&NOMARTISTE=RE STOUT+Jean
5. https://www.artnet.com/artists/moyses-van-uytenbroeck/alphée-poursuivant-aréthuse-NMzjVqAzDdNCWm5Xu8Yepg2
6. https://www.christies.com/en/lot/lot-4987480
7. https://www.christies.com/en/lot/lot-6030268
8. https://www.artnet.com/artists/nicola-vaccaro/venere-ed-adone-aci-e-galatea-2-works-zZGGw9qwiL_HZsYUqATIoQ2
9. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nicola_Vaccaro_-_The_Sacrifice_of_Moses.jpeg
10. https://www.finarte.it/auction/old-master-paintings-rome-2021-05-25/nicola-vaccaro-magdalene-in-the-desert-59114?lang=en
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ваккаро,_Никола
VI № 2 (46) 2024
79