Научная статья на тему 'УКРАДЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ: АТРИБУЦИЯ КАРТИНЫ КРУГА ГЕРБРАНДА ВАН ДЕН ЭКХАУТА'

УКРАДЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ: АТРИБУЦИЯ КАРТИНЫ КРУГА ГЕРБРАНДА ВАН ДЕН ЭКХАУТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибуция / Гербранд ван ден Экхаут / Исаак благословляет Иакова / Ветхий Завет / религиозная живопись / голландская школа / Рафаэль Санти / Маттиас Стом / attribution / Gerbrand van den Eeckhout / Isaac Blessing Jacob / Old Testament / religious painting / Dutch school / Raffael Santi / Matthias Stom

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дарья Молотникова

статья посвящена атрибуционному анализу живописного полотна круга Гербранда ван ден Экхаута «Исаак благословляет Иакова» из Большого собрания изящных искусств ASG. Описано влияние итальянских и голландских художников Рафаэля Санти (1483–1520), Луки Джордано (1634–1705) и Маттиаса Стома (1600–1650), Гербранда ван ден Экхаута (1621–1674) на данную интерпретацию сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACT: the article is dedicated to attribution analysis of painting of Gerbrand van den Eeckhout’s circle «Isaac Blessing Jacob» from The Grand Assembly of Fine Arts ASG. There is a description of influence of Italian and Dutch artists Raffael Santi (1483–1520), Luca Giordano (1634–1705) and Matthias Stom (1600–1650), Gerbrand van den Eeckhout (1621–1674) over this plot interpretation.

Текст научной работы на тему «УКРАДЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ: АТРИБУЦИЯ КАРТИНЫ КРУГА ГЕРБРАНДА ВАН ДЕН ЭКХАУТА»

УКРАДЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ: АТРИБУЦИЯ КАРТИНЫ КРУГА ГЕРБРАНДА ВАН ДЕН ЭКХАУТА

Дарья Молотникова,

искусствовед МИКН

АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуционному анализу живописного полотна круга Гербранда ван ден Экхаута «Исаак благословляет Иакова» из Большого собрания изящных искусств ASG. Описано влияние итальянских и голландских художников Рафаэля Санти (1483-1520), Луки Джордано (1634-1705) и Маттиаса Стома (1600-1650), Гербранда ван ден Экхаута (1621-1674) на данную интерпретацию сюжета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: атрибуция, Гербранд ван ден Экхаут, Исаак благословляет Иакова, Ветхий Завет, религиозная живопись, голландская школа, Рафаэль Санти, Маттиас Стом.

ABSTRACT: the article is dedicated to attribution analysis of painting of Gerbrand van den Eeckhout's circle «Isaac Blessing Jacob» from The Grand Assembly of Fine Arts ASG. There is a description of influence of Italian and Dutch artists Raffael Santi (1483-1520), Luca Giordano (1634-1705) and Matthias Stom (1600-1650), Gerbrand van den Eeckhout (1621-1674) over this plot interpretation.

KEYWORDS: attribution, Gerbrand van den Eeckhout, Isaac Blessing Jacob, Old Testament, religious painting, Dutch school, Raffael Santi, Matthias Stom.

Большое собрание изящных искусств ASG регулярно пополняется произведениями старых мастеров. В декабре 2022 года в коллекцию живописи БСИИ ASG поступило полотно голландской школы XVII века. Французские эксперты аукционного дома «Hôtel Drouot» атрибутировали сюжет картины таким образом: «Товия, исцеляющий отца от слепоты». Однако на произведении представлена совершенно иная ветхозаветная сцена, так как здесь не изображен архангел Рафаил.

Живописцы, которые создавали произведения на библейские сюжеты, чаще всего не отступали от иконографических канонов. Традиционно на картинах «Исцеление Тови-та» архангела Рафаила включают в композицию полотна. Примером могут служить работы Доменико Фетти («Исцеление Товита» 1621-1622 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Бернардо Строцци («Товия излечивает своего отца от слепоты» 1625 года, Художественный музей Кливленда), Саймона Хенрикса ван Амерсфорта («Товия и ангел, ис-

Фетти, Доменико

Исцеление Товита

1621—1622 годы

Дерево, масло. 66 * 85 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

(инв. ГЭ-136)

Строцци, Бернардо

Товия излечивает своего отца от

слепоты

1625 год

Дерево, масло. 42 x 65 см Художественный музей Кливленда

Беллис, Антонио де Исцеление Товита 1650 год

Холст, масло. 76 х 103 см Национальный музей Прадо, Мадрид

Саймона Хендрикса. ван Амерсфорт Товия и ангел, исцеляющие Товита от слепоты 1630 год

Дерево, масло. 63 х 47 см Бирмингемский художественный музей

целяющие Товита от слепоты» 1630 года, Бирмингемский художественный музей), Антонио де Беллиса («Исцеление Товита» 1600-1650 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид).

В ходе исследования нами было установлено, что композиция создана на основе сюжета из Книги Бытия - первой книги Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии: Исаак благословляет Иакова (Бытие 27:21-29). Супруга Исаака и мать братьев-близнецов Исава и Иакова Ревекка - подслушивает разговор

между супругом и его любимым сыном Исавом: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицом Господним, пред смертью моею» [1]. Ревекка советует своему любимому сыну - Иакову притвориться Исавом, чтобы получить благословение вместо брата: «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу

твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею» [1]. Тогда произнесенное отцом благословение считалось актом, формально признающим первенца основным наследником. Послушав свою мать, Иаков надел одежду Исава. Чтобы осуществить обман, он прикрыл руки овечьей шкурой, таким образом имитируя покрытые волосами руки своего брата. Далее он принес отцу приготовленное Ревеккой блюдо из козлятины. По вкусу оно должно было напоминать оленину. Почти полностью ослепший Исаак, не подозревая притворства, даровал благословение Иакову до возвращения Исава.

В центре произведения из БСИИ ASG изображён Иаков. Он преклонил колени перед отцом, лежащим в постели. Одной рукой Исаак благословляет сына, а другой - держит его ладони, облаченные в шерстяные перчатки. Над кроватью - красный балдахин, поддерживаемый девочкой-служанкой. Рядом с ней находится наблюдающая за происходящим Ревек-

ка. Справа на переднем плане - стол, покрытый узорчатым ковром и белой драпировкой. На столе - блюда с едой и высокий стеклянный бокал. Среди блюд можно заметить тарелку с мясом. Здесь же на полу - высокий сосуд. Иаков снял дорожную сумку и положил на пол, рядом с посохом. Пол выложен плиткой в шахматном порядке. Рядом с Ревеккой - собака. В глубине слева - дверной проём с мужским персонажем, входящим в комнату - это вернувшийся с охоты Исав, которого изначально хотел благословить его отец.

Данное произведение из БСИИ ASG написано в манере голландских живописцев XVII века, перенявших традиции классической итальянской школы живописи. Картина из нашего собрания композиционно близка к фреске Рафаэля Санти (1483 - 1520) в Ватикане. Мы видим общее между расположением персонажей и предметами мебели (стол, кровать), а также структурой пространства (проем в стене, пилястра). Работа живописца эпохи Воз-

Экхаут, Гербранд ван ден, круг Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 120*178 см БСИИ ASG Инв. № 04-5043

Санти, Рафаэль

Исаак, благословляющий Иакова Ватикан, между 1518 и 1519 годом Фреска

Музеи Ватикана

Венециано,Агостино Исаак благословляет Иакова Италия, 1524 год Бумага, 22 х 30 см Рейксмюсеум, Амстердам

Корнхерт, Дирк по мотивам Маартена ван Хемскерка Исаак благословляет Иакова 1549 год Бумага. 19х 24 мм Рейксмюсеум, Амстердам

рождения стала каноничным изображением благословления Иакова Исааком, подтверждением может послужить множество гравюрных копий фрески: например, работа Агостино Венециано ( ок. 1490 - ок. 1540) из Рейксмюсе-ума. Итальянский рисовальщик в свое время создал вместе с учителем множество гравюр по рисункам Рафаэля Санти.

Очевидно, что не только итальянские мастера, но и художники Золотого века голландской живописи обращались к рафаэлевскому композиционному построению сюжета. Однако многие из них перерабатывали его. Они меняли расположение персонажей, смещали акцент с пространства на героев, создавая при этом камерную обстановку. Позже рисовальщики использовали такую структуру для трактовки и других библейских сцен. Среди ряда таких работ можно выделить произведения: Дирка Корнхерта (1522-1590) по мотивам Маартена ван Хемскерка (1498-1574) « Исаак благословляет Иакова» 1549 года, две работы Маттиаса Стома (1600-1650) неаполитанского периода (ок. 1632-1639), картины Говерта Флинка (1615-1660) 1635 и 1638 года, Хусепе

Стом, Маттиас

Исаак благословляет Иакова Сицилия, около 1635 года Холст, масло. 136 x 182 см Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем

Флинк, Говерт

Исаак благословляет Иакова около 1635 года Холст, масло. 124 х 151 см Музей Катаринского монастыря, Утрехт

Флинк, Говерт

Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1638 год Холст, масло. 115 х 140 Рейксмюсеум, Амстердам

де Риберы (1591-1652) 1637 года и его ученика Луки Джордано (1634-1705), Геррита Виллемса Хорста (1612-1652), «Царь Давид вручает скипетр Соломону» фламандского живописца Корнелиса де Воса (1584-1651), Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) 1640-х годов и его учеников Карела Фабрициуса (1622-1654), Гербранда ван ден Экхаута (1621-1674) 1642 года и Яна Викторса 1650 года (1619-1676).

Хорст, Геррит Виллемс Исаак благословляет Иакова Голландия, 1638 год Холст, масло. 163 х 201 см Картинная галерея Далвича, Лондон

Вос, Корнелис де

Царь Давид вручает скипетр Соломону

Между 1601 и 1651 годами

Холст, масло. 174 х 243 см

Картина была продана на аукционе Christie's

7 июля 2006 года в Лондоне, лот 169

Гравюра по работе Мартина де Воса Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1639 год Бумага, 21 х 26 см Рейксмюсеум, Амстердам

Рембрандт Харменс ван Рейн Исаак благословляет Иакова 1640-е годы Бумага, тушь. 12*12.5 см Собрание Мелчетт, Лондон

Рембрандт Харменс ван Рейн Исаак благославляет Иакова 1642 год Бумага, тушь. 24*20 см Частная коллекция

Рембрандт Харменс ван Рейн Исаак благославляет Иакова 1642 год

Бумага, тушь. 12*17 см Музей Грунинге, Брюгге

Фабрициус, Карел Исаак благословляет Иакова

Амстердам, 1640 год Бумага, чернила. 20 х 16 см

Рейксмузей, Амстердам

Экхаут, Гербранд ван ден Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1642 год Холст, масло. 100 х 128 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Викторс, Ян

Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 165 х 203 см Музей Лувра, Париж

¿я*

|£| I 1

Г X :

Г

Мы считаем, что произведение из БСИИ ASG близко к живописи голландского художника Гербранда ван ден Экхоута, в особенности к его композициям «Исаак благословляет Иакова» и «Обещание Давида Вирсавии». Гербранд ван ден Экхоут был одним из лучших учеников Рембрандта: он работал в его мастерской с 1635/6 по 1640/1. Он оказался трудолюбивым и одаренным, по воображению превосходящим других учеников Рембрандта, таких как Фердинанд Бол, Говерт Флинк и Николас Мас. Его картина «Исаак благословляет Иакова» была написана в 1642 году, в то время живописец уже два года как не работал вместе со своим учителем. Считалось, что влияние мастера на бывшего ученика можно явно проследить в сравнении данной картины Ван ден Экхоута с ранними рисунками Рембрандта 1640-х годов на тот же сюжет. Однако сейчас эта информация не подтверждена, потому что некоторые графические работы утратили авторство.

В отличие от «коллег по цеху», в композиции «Исаак благословляет Иакова» Гербранд ван ден Экхаут возвращается к традициям Рафаэля - уделяет большое внимание окружению персонажей: пространству и предметному миру. Как и большинство рисовальщиков он написал сына Исаака стоящим на коленях перед слепым отцом. По мнению экспертов музея Метрополитен его художественная трактовка утратила не только свою камерность, но и акцент на характерах героев: «Исаак выглядит равнодушным, а не доверчивым, Ревекка изображена скорее назидательной матерью, чем двуличной. Сыновей можно попросту назвать «реквизитом», так как лицо Иакова не показано зрителю» [2]. Сравнение с картиной Говер-та Флинка 1638 года показывает, как многого мог бы достичь молодой художник, если бы его больше заботила интерпретация эмоций персонажей, чем подробное изображение интерьера и предметов домашнего обихода. Расположение кровати с причудливым изголовьем и изножьем, а также балдахином над ней, столом и помостом, вероятно, было навеяно знаменитой картиной Рембрандта «Даная» 1636 года (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Экхаут, Гербранд ван ден Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1642 год Холст, масло. 100 х 128 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Рембрандт Харменс ван Рейн Даная

1636-1647 годы Холст, масло. 185 * 203 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Инв.№ ГЭ-723

Картина «Исаак благословляет Иакова» из БСИИ ASG близка к живописи Гербранда ван ден Экхаута тем, что имеет схожую образную структуру. Живописец перенял с работы «Исаак благословляет Иакова» Экхаута некоторые атрибуты, предметы и их расположение: стол с восточной драпировкой, булочное изделие -круглая выпечка небольшого размера, курульное кресло, балдахин над кроватью. Наличествует и серебряный кувшин, но он отличается внешне и местоположением на картине. Ножки у стола в виде звериных лап были взяты с фрески Рафаэля, как и проем с выглядывающим из него Исавом. Это касается и движений фигур Исаака (характерный жест благословения правой рукой) и Иакова (опустившийся на колено сын перед отцом). Голландский художник, напи-

Экхаут, Гербранд ван ден, круг Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 120*178 см БСИИ ASG Инв. № 04-5043

савший картину из БСИИ ASG, явно был хорошо знаком с творчеством Гербранда ван ден Экха-ута, так как полотно из нашего собрания имеет много общего еще с работой «Обещание Давида Вирсавии» 1642-43 года. Помимо общего композиционного решения можно проследить сходство в написании кровати с балдахином, стола, положения персонажей, колонны и пилястры, проема со скруглёнными углами.

Еще одним подтверждением того, что автор полотна из БСИИ ASG был хорошо знаком не только с произведениями голландских мастеров на данный библейский сюжет, но и с итальянскими художниками и романистами, является схожее изображение внешности Ревекки, Исаака и Иакова с передачей обликов персонажей на картине «Исаак благословляет Иакова в присутствии Ревекки» последователя Маттиаса Стома - копия утерянного оригинала «Исаак благословляет Иакова в присутствии Ревекки». В основном голландские живописцы писали Исаака, облаченного в одежду, тогда как на картине из нашего собрания мы видим его с оголенным торсом, как у последователя Маттиаса Стома. Стом был известным утрехтским караваджистом и романистом. С 1615 по 1641 года он работал в Италии, а с 1632 по 1640 год пребывал в Неаполе и находился под влиянием испанского живописца-каравад-жиста Хусепе де Риберы. Наверняка он видел

Гербранд ван ден Экхаут Обещание Давида Вирсавии Голлландия, 1642-43 год Бумага, чернила, мел. 18 х 27 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Последователь Маттиаса Стома

Исаак благословляет Иакова в присутствии Ревекки

Италия, около 1632-1639 год

Холст, масло. 98 х 123 см

Музей Лувра, Париж

его картину «Исаак и Иаков» 1637 года, как и работы на данную тему Луки Джордано.

Полотно из БСИИ ASG имеет общие черты и с работой Луки Джордано, в особенности в изображении внешнего облика Исаака (обнаженный торс, лицевая маска, мышечный корсет, жест руки) и Иакова (положение фигуры, лицевая маска, цвет волос). Это можно объяснить тем, что в большей степени, чем в других жанрах живописи, голландские художники XVII века, писавшие библейские сцены, находились под влиянием итальянской школы живописи. Гравюры и

Рибера, Хусепе де Исаак и Иаков 1637 год

Холст, масло.110 x 291 см Музей Прадо, Мадрид

Джордано, Лука Исаак благословляет Иакова Италия, XVII век Бумага, сангина. 28 х 38

Национальный музей изящных искусств, Сантьяго

Джордано, Лука

Исаак благословляет Иакова

Италия, XVII век

Холст, масло.117 х 191 см

Национальный музей изящных искусств, Сантьяго

копии итальянских шедевров распространялись повсеместно, они предлагали определенные композиционные схемы. По мнению исследователей, произведение Джордано «Исаак благословляет Иакова» написано в его юные годы на основе полотна 1637 года его учителя. Лука Фа-Престо сохранил то же расположение фигур, что и Рибера, а также композиционное решение пространства - горизонтально развернутый приближенный передний план.

Если проследить динамику воздействия художественных решений библейской сцены «Исаак благословляет Иакова» голландских и итальянских мастеров на произведение из БСИИ ASG, то мы можем сделать следующий вывод: художник написал свое произведение на основе работ Гербранда ван ден Экхаута и Маттиаса Стома, некоторые фрагменты - предметы и внешность персонажей рисовальщик перенял у Рафаэля Санти и Луки Джордано.

Помимо этого существует работа «Исаак благословляет своего сына Иакова», проходив-

шая на старейшем аукционном доме Hampel (Мюнхен) как работа Жана Ресту II. Живописец жил в XVIII веке в Париже, эта его картина причисляется примерно к 1730 годам. В названии была допущена ошибка: «JAKOB SEGNET SEINEN SOHN ISAAK» - Иаков благословляет своего сына Исаака, должно быть «Исаак благословляет своего сына Иакова». Атрибуция основана на экспертизе исследователя Марио Мальканджи от 10 августа 1994 года. Мы считаем, что работы должны относиться не к французской, а голландской школе живописи, так как произведения по стилистике не похожи на картины Жана Ресту II. Например, «Христос, исцеляющий паралитика» 1725 года и «Крещение Христа» 1733 года из Лувра, Париж. Полотно из нашего собрания написано по этой работе из аукционного дома Hampel, так как оно практически идентично нашему в части композиции, сюжета и персонажей. Есть несущественные разночтения, такие как интерьер на заднем плане, пол, кувшин и стеклянный бокал на столе.

(TV. г г

т\

Ресту, Жан II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Христос, исцеляющий паралитика Франция, 1725 год Холст, масло. 384 х 450 см Музей Лувра, Париж

С^Ч *

к V

Ресту, Жан II Крещение Христа Франция, 1733 год Холст, масло. 386 х 673 см Музей Лувра, Париж

Ресту, Жан II

Исаак благословляет Иакова

Париж, 1730 год

Масло на меди. 84 х 114 см

Экхаут, Гербранд ван ден, круг Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 120*178 см БСИИ ASG Инв. № 04-5043

Источники:

1) Первая книга Моисеева. Бытие, глава 27. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bibleonline.ru/bible/rst-jbl/gen-27.7/ -Дата доступа: 21.09.2023

2) Dutch Paintings in the Metropolitan Museum of Art, Vol. №1. Walter A. Liedtke, Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=jtnQ7PIT8mcC&pg=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false -Дата доступа: 21.09.2023

ЭВОЛЮЦИЯ СЮЖЕТА «ИСААК БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ИАКОВА» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ XVI-XVПI ВЕКОВ

Санти, Рафаэль

Исаак, благословляющий Иакова Ватикан, между 1518 и 1519 годом Фреска

Музеи Ватикана

Венециано,Агостино Исаак благословляет Иакова Италия, 1524 год Бумага, 22 х 30 см

Рейксмюсеум, Амстердам

Корнхерт, Дирк

по мотивам Маартена ван Хемскерка Исаак благословляет Иакова 1549 год

Бумага. 19х 24 мм Рейксмюсеум, Амстердам

Флинк, Говерт

Исаак благословляет Иакова

около 1635 года

Холст, масло. 124 х 151 см

Музей Катаринского монастыря, Утрехт

Рибера, Хусепе де Исаак и Иаков 1637 год

Холст, масло.110 x 291 см Музей Прадо, Мадрид

Стом, Маттиас

Исаак благословляет Иакова около 1632-1639 Холст, масло. 136 x 182 см Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем

Последователь Маттиаса Стома Исаак благословляет Иакова в присутствии Ревекки

Италия, около 1632-1639 годы Холст, масло. 98 х 123 см Музей Лувра, Париж

Джордано, Лука

Исаак благословляет Иакова

Италия, XVII век

Бумага, сангина. 28 х 38

Национальный музей изящных искусств,

Сантьяго

Джордано, Лука

Исаак благословляет Иакова

Италия, XVII век

Холст, масло.117 х 191 см

Национальный музей изящных искусств,

Сантьяго

Флинк, Говерт

Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1638 год Холст, масло. 115 х 140 Рейксмюсеум, Амстердам

Хорст, Геррит Виллемс Исаак благословляет Иакова Голландия, 1638 год Холст, масло. 163 х 201 см Картинная галерея Далвича, Лондон

Вос, Корнелис де

Царь Давид вручает скипетр Соломону Между 1601 и 1651 годами Холст, масло. 174 х 243 см Картина была продана на аукционе Christie's

7 июля 2006 года в Лондоне, лот 169

Гравюра по работе Мартина де Воса Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1639 год Бумага, 21 х 26 см Рейксмюсеум, Амстердам

Фабрициус, Карел Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1640 год Бумага, чернила. 20 х 16 см Рейксмузей, Амстердам

Гербранд ван ден Экхаут Обещание Давида Вирсавии Голлландия, 1642-43 год Бумага, чернила, мел. 18 х 27 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Викторе, Ян

Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 165 х 203 см Музей Лувра, Париж

Экхаут, Гербранд ван ден, круг Исаак благословляет Иакова Голландия, около 1650 года Холст, масло. 120*178 см БСИИ ASG Инв. № 04-5043

Ресту, Жан II

Исаак благословляет Иакова

Париж, 1730 год

Масло на меди. 84 х 114 см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.