Научная статья на тему 'С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ: СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ИСКУССТВА СТАРЫХ МАСТЕРОВ'

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ: СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ИСКУССТВА СТАРЫХ МАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
915
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старые мастера / провенанс / бэкграунд / тема произведения / художественный стиль / конъюнктура / коммерческий успех / old masters / provenance / background / theme of the work / artistic style / conjuncture / commercial success

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена ценовой политике мировых аукционов, торгующих произведениями изобразительного искусства старых мастеров, и факторам коммерческой успешности картин из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the pricing policy of world auctions that sell works of fine art of old masters, and the factors of commercial success of paintings from the ASG Great Collection Of Fine Arts.

Текст научной работы на тему «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ: СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ИСКУССТВА СТАРЫХ МАСТЕРОВ»

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ

СТОИМОСТЬ И ЦЕНА ИСКУССТВА СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена ценовой политике мировых аукционов, торгующих произведениями изобразительного искусства старых мастеров, и факторам коммерческой успешности картин из Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старые мастера, провенанс, бэкграунд, тема произведения, художественный стиль, конъюнктура, коммерческий успех.

ABSTRACT: the article is devoted to the pricing policy of world auctions that sell works of fine art of old masters, and the factors of commercial success of paintings from the ASG Great Collection Of Fine Arts.

KEYWORDS: old masters, provenance, background, theme of the work, artistic style, conjuncture, commercial success.

Как часто, глядя на картину в музее, мы задаёмся вопросами: «Что на ней изображено?», «Кто её автор?», «Нравится ли мне она?». А далее возникают более циничные, но не менее любопытные мысли: «Сколько она может стоить?». Говорить о цене музейных экспонатов довольно сложно и неэтично, особенно научным сотрудникам. А вот ценовая политика аукционов, на которых эти произведения искусства продаются, тема интересная, сложная и многокомпонентная.

Аукционисты всего мира, не важно, какое искусство они продают (первобытное, средневековое, барочное или современное), назначают за него определенную цену. Из чего они исходят? После осмотра состояния произведения, его атрибуции, составления провенанса и каталогизации группа экспертов аукционных домов устанавливает на их взгляд минимальную стоимость данного предмета, а затем прогнозирует возможную сумму, за которую он будет продан. Иногда аукционистам удается угадать итоговую стоимость, иногда она превосходит их ожидания, а порой и не оправдывает. Зачастую первоклассные произведения признанных мастеров уходят

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулга

(Чир искусств

по цене, гораздо ниже предполагаемой. Так почему это происходит?

В нашей статье мы выделим пять основных факторов, влияющих на формирование стоимости, спрос и успех продаж того или иного произведения искусства, проходящего лотом на аукционе:

I. значимость (место) художника в истории искусства (обстоятельства биографии, эпоха, критика и т.д.);

II. спрос у коллекционеров на определенные темы и стили;

III. симпатии и антипатии в сфере искусства;

IV. благополучный провенанс («чистая репутация») произведения;

V. конъюнктура рынка, включающая экономические, культурные, политические, психологические и эмоциональные элементы.

ХУДОЖНИК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

В нашем представлении образ художника как представителя богемы овеян романтической притягательной аурой. Помимо достоверных данных (установленных историками на основе доку-

ментальных источников) биографии знаменитых художников со временем обрастают мифами и легендами, и чем занимательнее, скандальнее, порочнее (алкоголизм, тюремные сроки, безумие, эксцентричность поведения и внешнего облика) и даже трагичнее они будут, тем с большим успехом произведения этих мастеров будут продаваться на аукционах. Другими словами - картины живописцев со сложной и драматичной судьбой в финансовом и эмоциональном плане ценятся у коллекционеров значительно выше. Художники-творцы, наделенные редким даром, должны иметь какие-либо отклонения от нормы, вести себя и выглядеть так, чтобы быть замеченными. Их беспорядочный, а подчас и маргинальный образ жизни - знак избранности и напоминание о том, что их искусство уникально, а значит, и финансово ценно.

Чаще всего художники оказывались в тюрьмах по трем причинам: долги, оппозиция действующей власти и непристойное поведение. Нельзя говорить о том, что тюремный срок живописца непременно повысит стоимость его картин, однако он придаст ему орел героической смелости, жертвенности или, напротив, скандальности, что поможет привлечь покупателей.

Безумие - спутник многих талантливых живописцев. Если верить психиатрам, то творческие способности идут рука об руку с психическим отклонением. Замкнутость художника, его обособленный образ жизни, постоянные самокопания и самоанализ приводят к продолжительным депрессиям, странностям поведения и ограждению от внешнего мира. Многие мастера сознательно отказывались от лечения, боясь выздоровления, а вместе с ним и утраты дара, ведь часто во время галлюцинаций художникам являлись их будущие гениальные творения. Любопытно, что, если во время торгов всплывает информация, о том, что художник на момент создания продаваемой картины страдал от психического заболевания, то она резко подскакивает в цене, поскольку приступ безумия мог способствовать созданию выдающегося произведения искусства. И напротив, аукционисты редко упоминают о физических недугах или старости, так как это отпугивает покупателей: «Что, если проблемы со здоровьем или старческая немощь повлияли на качество исполнения работы?». Лучше продаются полотна, написанные художниками в расцвете сил.

Результатом безумия часто становится самоубийство художника. Доведённый до отчаяния сомнениями в собственных силах, одиночеством

или психическими припадками он, часто лишает себя жизни. Подобная смерть овеяна трагизмом и положительно влияет на динамику продаж работ живописца. Кроме того, безвременная смерть ограничивает количество произведений художника на рынке, тем самым делая их более ценными и эксклюзивными. Яркий пример - Франче-ско Бассано, покончивший жизнь самоубийством, выбросившись из окна вскоре после смерти отца в 1592 году. Склонность к ипохондрии художник унаследовал от матери. Он тонко чувствовал красоту и глубоко переживал происходящее с ним, что выделяет его композиции среди работ других представителей рода. Младшего Бассано сегодня называют самым талантливым художником династии. Вероятно, на его одаренность повлиял недуг, но, несомненно, драматический конец жизни этого живописца и малое число его картин делают Франческо чрезвычайно привлекательным мастером на арт-рынке.

Как лидера продаж искусства XX века можно назвать Винсента Ван Гога, с его лечением в психиатрических клиниках, отрезанным ухом, галлюцинациями и выстрелом в себя, подорвавшего здоровье алкоголем и умершего в возрасте 35 лет, Амедео Модильяни и его покончившую с собой жену, а также прикованную к постели в результате аварии Фриду Кало. В топ-число старых мастеров входят бунтарь Караваджо, слепнущий Шарден, вечные антиподы - успешный Рубенс и не признанный современниками Рембрандт. Безусловно, искусство этих художников ценится, в первую очередь, за талант, мастерство и высочайший уровень исполнения произведений. Однако очень многих покупателей куда больше волнует и стимулирует к покупке не тот факт, что Караваджо был основателем нового стиля в живописи (караваджизм), а то, что в 1606 году его обвинили в убийстве. Так же и с Рубенсом -только искусствоведов и глубоких ценителей искусства занимают события 1608 года, когда Рубенс возвращается из Италии во Фландрию, где провозглашает начало новой эры, в которой отныне господствует неукротимый дух барокко. Увлекательнее данные о покупке роскошного дома в Антверпене и расходах живописца на его убранство. К ним присоединится и изящный Питер Кодде. Мало кто вспомнит полное название одного из лучших его произведений - «Тощей компании» - «Офицеры компании амстердамской арбалетной гражданской гвардии под командованием капитана Рейнера Реала и лейтенанта Корнелиуса Микаэля Блау». Но многие с удоволь-

ствием обсудят то, что художник был уличен в измене жене, арестован, после чего приобрел дом за 5000 флоринов в Кайзерграхте и завещал его своей экономке.

Питер Кодде, круг Галантная сцена 1638 г.

Дерево, масло. 40,5*50,5 см 27 октября 2010 г., Лондон, аукцион Bonhams London, лот 41 £ 3,360

Питер Кодде

Семейный портрет

Дерево (дуб), масло. 75*122 см

9 июля 2015 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот

117

£ 245,000 (эстимейт £ 60,000 - 80,000)

Данную работу атрибутировал известный истории искусств и научный консультант Sotheby's Фред Мейер, интервью с которым вы можете прочитать в Вестнике Международного института антиквариата «Мир искусств» №4 (16) 2016.

é : %

Питер Кодде, круг Галантная сцена Голландия, XVII в. Дерево (дуб), масло. 51,5*65 см БСИИ ASG, инв. № 04-2224

Впрочем, «скучная биография», буржуазный или консервативный образ жизни еще не отменяют успешности продаж картин художника на аукционах. Так, выдающийся портретист Никола де Ларжильер на протяжении всей своей жизни благополучно работал по заказам королей и придворной знати. Удача не изменяла ему. То же самое можно сказать и еще об одном живописце -Геоцинте Риго, чья творческая жизнь сложилась успешно, а заказов было столь много, что часто за самого художника работали ученики. Оба мастера не терзались творческими кризисами и сомнениями, имели множество регалий, были финансово успешны и признаны. Сегодня, когда их работы появляются на аукционных торгах, они неизменно поднимаются в цене и критерий успеха продаж здесь один - талант.

Никола де Ларжильер Мужской портрет

Холст, масло. Овал 80*64 см 25 января 2002 г., Нью-Йорк, аукцион Christie's, лот 58 $ 32,900 (эстимейт $ 20,000 - 30,000)

2V£up аскуеет Б

А

вернуться к содержанию

Геоцинт Риго, мастерская Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского

Холст, масло. 137x100 см 17 июня 2004 г., Нью-Йорк, аукцион Christies, лот 27 $ 41,825 (эстимейт $ 15,000 - 20,000)

Гиацинта Риго написал портрет герцога Бургундского в 1703 году. Эта работа была показана на выставке в Лувре в 1704 году. Сегодня картина хранится в музее Кенвуд (132*104 см, Лондон, 2003 г., кат. 36, 160 - 163, репр.). Полотно имело большой успех и неоднократно было повторено мастерской Риго. В одном только музее Версаля хранится четыре его копии.

Геоцинт Риго, мастерская

Портрет дофина Людовика, герцога

Бургундского

Франция, XVIII в.

Холст, масло, 170*121 см

БСИИ ASG, инв. № 04-2216

Во время торгов не менее важную роль играет и момент узнаваемости художника потенциальными покупателями. Живопись каждого большого мастера - это своего рода бренд, и чем более типичным и узнаваемым он будет, тем с большим успехом он продастся. Именно крупные аукционные дома отныне формируют и распространяют эти бренды. К числу самых известных и узнаваемых картин сегодня можно отнести - «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Крик» Эдварда Мунка, «Сотворение Адама» и «Давида» Микеланджело, «Рождение Венеры» Боттичелли, «Подсолнухи»

Никола де Ларжи-льер, круг Портрет юриста Жана ле Камю Франция, ок 1700 г. Холст, масло, 80*64 см БСИИ ASG, инв. № 02-0828

Ван Гога, «Свободу на баррикадах» Делакруа, «Американскую готику» Гранта Вуда и скульптуры Родена. Возможно, этот список несколько субъективен, но именно эти произведения знакомы абсолютному большинству даже тех людей, которые никогда искусством не интересовались (стоить отметить, что в XIX веке этот список выглядел бы иначе и первое место в нем занимали картины Рафаэля). Данные шедевры репродуцируются в интерьерах, на рекламных щитах, подарочной продукции, одежде, и дают возможность обывателям почувствовать свою сопричастность миру известных образов. Стоит ли говорить, что появление на торгах авторских или ученических реплик, копий или же просто вещей, созданных под влиянием этих знаменитых образов, будет иметь успех? Каждому покупателю в аукционном зале приятно про себя или в слух отметить момент узнавания художника по каким-либо характерным образам, чертам или живописному почерку. Человек, обладающий широким визуальным лексиконом, слышит имя Франса Сней-дерса и перед ним возникают динамичные сцены охоты на диких зверей и роскошные натюрморты, семейство Бассано - множество фигур крестьян на переднем плане, домашних животных, зодиа-

$ 1

кальные аллегории и пейзажи в глубине, Гвидо Рени - вихрь движения и крупные фигуры страдающих святых, Адриан Браувер - пляски в тавернах, драки, искаженные пьяными гримасами лица, Герард Терборх - строгие и не большие по формату изображения голландцев в одеждах, характерных для протестантов, колкий взгляд обращенный на зрителя, и та особая тишина, которая свойственна лишь голландскому искусству XVII столетия.

Якопо Бассано, круг Строительство Ноева ковчега Италия, кон. XVI в. Холст, масло. 130*164 см БСИИ ASG, инв. № 04-2259

Якопо Бассано, совместно с мастерской

Чудо изведения воды из скалы

Холст, масло. 100x152,5 см

6 декабря 2011 г., Лондон, аукцион Christies, лот

25

£ 193,250 (эстимейт £ 70,000 - 100,000)

Герард Терборх младший Портрет молодого мужчины Холст, масло. 50*42 см

4 июля 2013 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 184

£ 110,500 (эстимейт £ 50,000 - 70,000)

Герард Терборх младший Мужской портрет Голландия, XVII в. Холст, масло. 42*29 см БСИИ ASG, инв. № 02-2040

Таким образом, чем типичнее для данного художника работа, тем выше она будет котироваться на торгах. Именно поэтому аукционные консультанты советуют своим клиентам остерегаться не свойственных для художника произведений: например, портретная живопись того же семейства Бассано будет оценена значительно ниже их многофигурной аллегорической и религиозной живописи. Так, проходивший в 2012 году в Стокгольме на аукционе Bukowskis мужской портрет Леандро Бассано вообще не был продан, возможно именно по причине не характерности данного жанра для художников этой династии.

Леандро Бассано, круг Мужской портрет Италия, кон. XVI в. Холст, масло. 99*79,5 см БСИИ ASG, инв. № 02-3425

Леандро Бассано Портрет мужчины в черной шляпе Холст, масло. 111,5*84 см 4 декабря 2012 г., Стокгольм, аукцион Bukowskis, лот 413

Эстимейт 50 000 - 75 000 SEK

Портрет не был продан

Обращение художника к не типичной для него манере письма, сюжетной или образной тематике можно рассматривать как творческий поиск и эксперимент, причем не всегда удачный. Однако здесь есть важный нюанс. Если мы говорим о торгах живописью старых мастеров, то вплоть до XIX века сложно найти художника, который бы резко сменил манеру письма и привычную ему тематику, поскольку все живописцы работали в строгих рамках той стилистики, в эпоху которой жили. Отдельное место занимают художники, работавшие на рубеже XIX - XX веков. Клод Моне пишет «Впечатление. Восход солнца» и в 1874 году экспонирует его на первой выставке импрессионистов. Данное событие стало точкой отсчета для абсолютно нового искусства - ведь ничего подобного ранее не создавалось. Импрессионизм «оставил за бортом» многих художников-классицистов XIX столетия. Мастера старой школы пробовали свои силы в новом искусстве, радикально меняли манеру письма и пытались приспособиться к требованиям «искусства впечатлений». Но практически все они терпели поражение. В этом смысле художники XX века выглядят более эклектичными. Они меняют техники, жанры, манеру письма, хотя и не всегда удачно. Так, Ренуар на склоне лет вместо юных красавиц, завтраков и персонажей Монмартра стал изображать грузных обнаженных купальщиц. Позднее творчество Ренуара искусствоведы называют провальным, а картины этого периода уходят с аукционов по более низкой цене. Примером удачного перехода от романтизма к импрессионизму может служить творчество мало известного в России художника Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823 - 1883). В Большом собрании изящных искусств ASG хранится образец его позднеро-мантической живописи «Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года». Художник работал над картиной в 1867 году, так и не завершив её. В данной композиции он еще не отступает от повествовательных традиций исторической живописи. Но проходит девять лет, «Восход солнца» Моне уже явлен миру, и мы видим совершенно иного Белле дю Пуаза. Около 1876 года он пишет «Мол в Трувиле» - легкий, наполненный светом и воздухом, чисто импрессионистический пленэр. Так Белле дю Пуаза стал одним из немногих, кто смог влиться в струю нового искусства. Сегодня цены на его живопись, как романтического, так и импрессионистического периода, достигают отметки в 100 тысяч евро.

вернуться к содержанию

Wüp ыскуеетБ

Жозеф Альфред Белле дю Пуаза Мол в Трувиле

Жозеф Альфред Белле дю Пуаза Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского около {дуб года 26 мая 1521 года Франция, 1867 г. Холст, масло. 273*360 см БСИИ ASG, инв. № 04-3588

Холст, масло. 71*118 см Музей Бургуэн-Жальё

На торгах живописью существует еще одно примечательное явление, связанное со знаменитыми художественными образами - это картины, имитирующие стиль работ какого-то большого мастера или же повторяющие его произведения. Для таких работ аукционисты используют термин «пастиш» (фр. pastiche: от итал. Pasticcio - пастич-чо, букв. «смесь, паштет»). В основном подобные картины имеют успех на аукционах, поскольку покупатели «ведутся» на уже знакомые образы и ассоциации, с ними связанные. Нет ничего зазорного в том, что художники обращаются к великим работам да Винчи, Микеланджело, Рубенса, ведь они так прекрасны! Сотрудники аукционов часто пользуются подобными внушениями, дабы продать пастиши подороже. Чаще им это удается, но иногда случай играет и злую шутку, покупатели боятся быть обманутыми: что, если художник просто исписался, исчерпал запас творческой индивидуальности и занялся плагиатом? В данном случае остается опираться на качество исполнения пастиша, имя художника, создавшего его, и собственный эстетический вкус. Приведем пример нескольких пастишей из Большого собрания изящных искусств ASG, в которых художник круга Перино дель Ваги обращается к фреске Микеланджело «Сотворение Адама», мастерская Яко-по Пальмы изображает Нептуна в той же позе, что и «Аллегория Дня» с надгробия Джулиано Медичи во Флоренции (автор Микеланджело), а Иоганн Купецкий пишет мужской портрет в образе Рембрандта.

Перино дель Вага, круг Сотворение Адама Италия, XVI в. Дерево, масло. 103*88,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-3357

Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама Ок. 1511 г.

Сикстинская капелла, Ватикан

Еще две причины, повышающие успех продаж картин на аукционных торгах, - это творческий кризис, настигший художника на момент написания работы, и наличие дневниковых записей, которые могли бы пролить свет на обстоятельства ее создания. Периоды творческого бессилия бывают даже у гениальных художников, и справиться им с ними сложнее, чем писателям или музыкантам. У писателя, как и у композитора, весь творческий процесс происходит в голове. В любой момент он может прервать абзац и продолжить на следующий день. Для работы ему необходим лишь стол и письменные принадлежности. Конечно, и с писателями было не без особенностей, например, Шиллер мог творить лишь тогда, когда погружал ноги в ледяную воду. Композитору же необходим инструмент и нотный стан. Художники оказываются зависимыми от множества жизненных и визуальных факторов: может произойти конфликт с заказчиком, измениться погода и свет, уйти натурщик, пропасть тактильное удовольствие от контакта с художественными материалами. Все эти «капризы» только поднимают в глазах коллекционеров ценность творений, появившихся в муках.

Дневники вели многие живописцы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Делакруа, Ван

Якопо Пальма Младший, мастерская Нептун и Амфитрита в окружении нереид и тритонов

Италия, начало XVII в. Холст, масло. 75*300 см БСИИ ASG, инв. № 04-2686

Микеланджело Буонарроти День

1520 - 1534 гг.

Капелла Медичи, Флоренция

Гог, некоторые импрессионисты и Энди Уорхол. Сегодня эти записи ценятся не только как великолепно написанные литературные образцы (многие художники обладали и писательским даром, в частности, Микеланджело оставил прекрасные стихи) или альбомы с уникальными зарисовками, но и как дополнительные штрихи к личности их автора-художника. Мы не говорим о том, что любая картина художника будет продаваться на аукционе дороже, только лишь от того, что он вел дневники. Но именно благодаря им мы яснее можем представить себе бэкграунд художника, точнее оценить его искусство и определить оправданность стоимости его произведений на аукционе.

Что касается гендерного фактора и влияния на успех аукционных продаж картин, написанных женщинами, то здесь никакой явной закономерности не выявляется. Уже в наши дни Национальная галерея Лондона провела перепись всех художников, экспонирующихся в ней. Выяснилось, что среди них всего четыре женщины [2, с. 36]. Вплоть до XIX столетия женщины-живописцы вообще были явлением уникальным. Самой известной и одаренной женщиной-художницей в числе старых мастеров была, безусловно, Артемизия Джентилески, имя которой знаменито наравне с ее отцом кара-ваджистом Орацио Джентилески.

^й/р вклниккеклжарошого инсти1угаанти<а№и«а

¡Чир искусств

Марианна Луар Портрет дамы с цветочной корзиной Холст, масло. 101*80,5 см 11 февраля 2015 г., Париж, аукцион Sotheby's, лот 108 S 58,750 (эстимейт € 20,000 - 30,000)

В XIX веке громкими стали имена Ангелики Кауфман, которая смело бралась за портретную, религиозную и мифологическую живопись, Элизабет Виже-Лебрен, Аделаиды Лабиль-Жиар, Розы Бонёр, позднее Мэри Кассатт и др. Мы можем отметить и еще одну интересную тенденцию - женщинам-художницам позировали, в большинстве случаев, женщины. Мужчины отказывались это делать, не желая ставить под угрозу свою мужественность.

Некоторые искусствоведы полагают, что картины, написанные женщинами, отличает излишняя скрупулёзность исполнения, что делает их композиции довольно скучными. Художниц авангардного жанра долгое время вообще не принимали всерьез, поскольку считали, что им далеко до той свободы и полета фантазии, на которые способны мужчины. Однако, если посмотреть на высокие суммы, за которые сегодня с торгов уходят картины Артемизии Джентилески и одной из самых продаваемых художниц XX века Гвен Джон (рекорд продажи ее картины составил сто шестьдесят девять тысяч фунтов) [2, с. 39], все вышеперечисленные доводы покажутся сомнительными, тем более, что в XXI веке социальная

Артемизия Джентилески Мария Магдалина Холст, масло. 81*105 см

26 июня 2014 г., Париж, аукцион Sotheby's, лот 24 € 865,500 (эстимейт € 200,000 - 300,000)

Марианна Луар Портрет дамы с собачкой Франция, XVIII в. Холст, масло. 81*64,5 см БСИИ ASG, инв. № 01-3173

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

феминизация настолько утвердилась в сознании общества, что гендерный фактор утратил свое влияние на продажи «женского искусства».

ТЕМЫ, СТИЛИ И ЖАНРЫ КАК

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Сразу оговорим, что основу Большого собрания изящных искусств АБС составляют коллекции старых мастеров, а потому в нашей статье мы не будем рассматривать стили и характерные для них темы, появившиеся в XX веке: абстрактное и концептуальное искусство, импрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, формализм, конструктивизм и сотни других «измов». Хотя именно искусство XX века сегодня продается на рынке куда лучше, чем искусство старых мастеров. Количество коллекционеров живописи старых мастеров значительно уступает числу собирателей современного искусства. Дело в том, что для того, чтобы понять и по достоинству оценить искусство старых мастеров, необходимо владеть большим запасом дополнительной информации, знать библейскую и классическую иконографию. Их картины - всегда шифр, который для неподготовленного зрителя останется темным и непонятным. В

VW аЕстикмэадународного шституга «muewvATA

(Чир искусств

композициях старых мастеров каждый предмет наделен тайным, зачастую сакральным, смыслом, всякое действие имеет смысловое значение, а персонаж играет определенную роль. Тогда как искусство импрессионистов может просто услаждать взор зрителя изображением игры солнечного света на воде, стога сена или зелени травы. Оно не несет идейной или нравственной нагрузки. Как писал Ренуар: «Самым важным в нашем движении я считаю то, что мы освободили живопись от сюжетов. Я волен писать цветы и называть их попросту «цветами», без того, чтобы у них была своя история» [1].

Первым «измом» можно считать «классицизм», данный термин впервые был употреблен в 1830-е годы и означал приверженность античному стилю. Далее настала очередь «романтизма» - 1840-е годы, «натурализма» и «реализма» - 1850-е годы. Художник обязательно должен соответствовать некоему «изму», чтобы стать понятным зрителям. Принадлежность определенному «изму» - это еще и одно из слагаемых бренда. Как мы уже говорили выше, покупатели стараются приобретать типичные для данного художника произведения, а значит точно так же будут пользоваться спросом работы, характерные для определенных «измов».

Религиозная и историческая живопись. Данные жанры самые распространенные в искусстве старых мастеров. Сюда же можно включить и мифологическую живопись. Однако они сегодня не столь популярны на рынке. Библейские сцены, как правило, предполагают гибель того или иного святого. Сцены распятия и мученичества святых во многих покупателей вселяют страх физической боли. Исключение составляет мученичество Святого Себастьяна, которого принято изображать обнаженным юным красавцем, чье лицо не искажено страданиями, хотя тело пронзено стрелами.

Гвидо Рени, мастерская Святой Себастьян Италия, XVII в. Холст, масло. 132,5*96 см БСИИ ASG, инв. № 041004

Джованни Джакомо Сементи, мастерская

Сусанна и старцы

Италия, XVII в.

Холст, масло. 130*161 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3839

Лучше продаются картины на ветхозаветные сюжеты, в которых присутствует тема любви или женской красоты - «Давид и Вирсавия», «Сусанна и старцы», «Эсфирь и Артаксеркс», «Самсон и Далила», «Исаак и Ревекка» и др. Но из любых правил бывают исключения. Достаточно вспомнить «Избиение младенцев» Рубенса, где сцена детоубийства изображена с чудовищными подробностями. Картина была продана за рекордные $75,930 млн и стала самой дорогой картиной великого фламандца.

Самая дорогая картина Питера Пауля Рубенса

Избиение младенцев

1609 -1611 гг.

Холст, масло. 142*182 см

2002 год, аукцион Sotheby's

$ 75,930 млн

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

Картина до реставрации

Франц Ксавъвр Людвиг Хохр Кающаяся Мария Магдалина Франция, 1789 г. Холст, масло. Овал 117x62 см БСИИ ASG, инв. № 01-0795

Картина после реставрации

Большой нелюбовью аукционистов пользуются картины с изображением символов смерти -скелетов и черепов. Продать их бывает сложно, так как редко находятся коллекционеры, желающие, чтобы в их домах находились предметы, ежедневно напоминающие им о бренности всего живого. Приведем два показательных примера из Большого собрания изящных искусств ASG. Первый - работа французского мастера Франса Кса-вьера Людвига Хохра «Кающаяся Мария Магдалина». Картина поступила в собрание летом 2010 года и атрибутировалась как женский портрет работы неизвестного итальянского мастера XVII века. Полотно нуждалась в реставрации, в ходе которой, открылась подпись автора и дата создания: «Р Ю. HOHR/INV&PIN. 1789». Оказалось, что это вовсе не итальянец, а француз. И написана композиция в год начала Великой французской революции. Помимо даты и подписи, под слоем записей обнаружилось и изображением черепа -атрибута Святой Марии Магдалины. Почему же был скрыт череп? Скорее всего, некий художник записал его по просьбе последнего владельца, не желавшего видеть на картине этот мрачный предмет, навевающий на него тоску. Незадачливый художник так постарался, что заодно лишил

картину и авторства. Можно ли считать данный прецедент актом вандализма? Вероятнее всего, да. Ведь с исчезновением черепа утратился основной посыл работы - раскаяние - и исказилась авторская композиция. Однако сегодня после реставрации полотну вернулся его первоначальный облик и авторство. Загрязнения и записи были удалены, а значит и цена его возросла в разы.

Аналогичная история произошла и с картиной последователя испанца Хуана де Вальдеса Ле-аля, одно латинское название которой внушает трепет - !п ОсиП («В мгновение ока») .

Картина до реставрации

ТИ* аЕстикмэадународного шстиряа «токацулга

(Чир искусств

Данное полотно было приобретено на аукционе Р1АБА БА 24 июня 2011 года и изначально представляло собой натюрморт в жанре Vanitas Vanitatum («Суета сует»). Натюрморты с таким названием носят аллегорический характер, олицетворяющий быстротечность всего земного и неизбежность смерти. Каждый предмет на картине соответствует ее идейному содержанию. «Случайные» россыпи старых книг символизируют уже ушедшее время. Папская тиара, митра епископа с жезлом, императорская и королевская короны, цепь ордена Золотого руна, собранные вместе, означают власть, как церковную, так и светскую, которую с собой в иную жизнь не возьмет никто. Свеча - символ угасающей жизни, шпага и доспехи напоминают нам о том, что и оружие не может защитить от смерти, даже глобус - символ Земли - олицетворяет неизбежность конца на нашей планете. Все в работе несет глубокий философский смысл и призывает человека задуматься о тщетности бытия и скоротечности жизни.

Хуан де Вальдес Леаль, последователь

1п 1сШ ОсыН («В мгновение ока») Испания, XVII в. Холст, масло. 123*164 см БСИИ ASG, инв. № 04-2232

В ходе изучения коллекции испанской живописи XVII века выяснились интересные подробности относительного данного полотна. Оказалось, что в церкви Госпиталя Братства Милосердия Господня в Севилье хранится работа художника, которая послужила основой для нашего натюрморта, воспроизводящего нижнюю часть картины из Севильи без изображения фигуры смерти в виде скелета, держащего косу и гроб. Верхняя часть холста оказалась срезанной, а изображение скелета в нижней части - записанным по заказу прежнего владельца. При этом на поверхности холста на глобусе проступало изображение кости нижней конечности скелета и контура косы. В результате чего было принято решение восстановить первоначальный облик произведения.

В мастерских Международного института антиквариата была проведена большая работа по наращиванию верхней части холста и воссозданию изображения скелета с его атрибутами. Кромку, по которой был наращён холст, сознательно сделали заметной для того, чтобы зрители легко могли воспринимать нижнюю старинную часть полотна (XVII век) и верхнюю - современную (XXI век).

Здесь изображение скелета с косой, гробом и гаснущей свечой в канделябре исчезли, видимо, по той же причине, что и на картине Хохра. Правда, тут символика уже не просто мрачна, а страшна и даже зловеща. Хотя могла быть и другая, более прозаическая, причина - картина достаточно велика и имеет округлое завершение. Возможно, она просто не вошла по форме или величине в то помещение, в котором должна была находиться. В любом случае это не оправдывает варварские манипуляции, совершенные с полотном.

После проведения подобной реставрации всегда возникают вопросы: «Насколько теперь эту работу можно считать авторской?» «Какой процент новодела в ней?» и «Какова теперь ее оценочная стоимость на рынке?». Ответим: свой первоначальный авторский замысел картина утратила уже до того, как была отреставрирована нами. Предположительно часть полотна была срезана, а ноги скелета записаны в XIX веке. А значит, мы просто реанимировали его. Тот натюрморт в жанре Vanitas Vanitatum, сохранившийся с XVII века, не имел такой

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

духовной энергии, магической притягательности образа, той силы воздействия на зрителей, которой он обладает теперь, когда восстановлено изображение смерти. Сейчас композиция выглядит так, как должна выглядеть, логика ее ясна и авторский замысел восстановлен.

Благодаря тому, что кромка, по которой был наращён холст, явно визуализируется, можно четко понять, какая часть полотна является современной. А значит, зритель не будет введен в заблуждение относительно процента вмешательств и может оценить, насколько близко мастер-реставратор смог воспроизвести живописный почерк Вальдеса Леаля, подобрать необходимые тона и лессировки, соблюсти композиционное соотношение.

Подведем итог - картина примечательна благодаря необычной судьбе, интересному и символичному образному ряду, сложному, смелому и успешному реставрационному проекту. В работу вложено много ресурсов, которые не могут не повлиять на увеличение ее стоимости на арт-рынке.

Историческая живопись, как и религиозная, сегодня продается плохо. Для современного зрителя она неестественна, театральна, жестока и непонятна: мало кто разбирается в античной мифологии. Разумеется, картины мастера такого масштаба, как Жак-Луи Давид, пользуются успехом. Публику влечет его холодная, иногда аффектированная изысканность. В целом же, на торгах исторической живописью сюжет большой роли не играет, покупатель может и вовсе его не знать. Здесь картины оцениваются по наитию - нравит-ся\не нравится, вписывается в интерьер\не вписывается.

Портрет. Данный жанр имеет свою классификацию коммерческой успешности:

1. Портреты юных красавиц;

2. Портреты знаменитых исторических личностей;

3. Психологический портрет.

Портреты, на которых запечатлены молодые красавицы, продаются в несколько раз дороже изображений стариков. Не важно, насколько мастерски написан старик, не важно, что автором портрета является ван Дейк или Ян Ливенс - цена его будет ниже женского портрета, даже если он выполнен хуже. Никто не хочет стареть, как и не желает, чтобы портреты с изображениями людей в преклонных летах, глядя со стен, ежедневно напоминали своим владельцам, что это неизбежно.

Идентификация портретируемого положительно сказывается на цене, тем более, если это

ГСир ШкуеетБ

известная историческая личность типа Мюрата Иоахима или муза художника, например, Хен-дрикье Стоффельс - возлюбленная Рембрандта. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится несколько портретов, в ходе работы над которыми удалось установить личности портретируемых. Так, в коллекцию английской живописи XVII века поступила работа последователя Питера Лели «Кающаяся Мария Магдалина». Исследование установило, что на полотне изображена Элеонора Гвин - одна из первых профессиональных актрис Европы, бывшая кумиром любителей театра в Англии, среди которых был и сам король. В историю театра Элеонора Гвин вошла как первая характерная актриса.

Автору полотна удалось передать мечтательный образ молодой женщины, склонившей голову и задумчиво смотрящей на зрителя. Художник сумел прочувствовать артистизм натуры. Перед нами не просто грустящая женщина, а действительно актриса, играющая роль.

Симон Верелст (?)

Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины Англия, 80-е гг. XVII в. Холст, масло. 51,5*65 см БСИИ ASG, инв. № 01-1790

Кроме личности портретируемой, установлено и авторство. По манере письма, характерным деталям и особенностям техники портрет наиболее близок к картинам Симона Верелста - одного из последователей Питера Лели, получившего позднее популярность и признание, соизмеримые с его учителем.

До недавнего времени безымянным кардиналом оставался и Джованни Ганганелли, буду-

^ вернуться к содержанию

щий папа Климент XIV (1705 - 1774), вошедший в историю как большой покровитель искусств и инициатор упразднения в XVIII веке ордена иезуитов. В Большое собрание изящных искусств АБС работа поступила как «Портрет кардинала». В результате исследований и консультаций с сотрудниками Исторического музея археологии Сантарканджело-ди-Романья, где находится аналог данного портрета работы итальянской школы второй половины XVIII века, был не только идентифицирован портретируемый, но и определена дата создания полотна - 1 759-1 769 годы.

Витторе Гисланди, круг

Портрет кардинала Джованни Ганганелли

1759 - 1769 гг.

Холст, масло. 73*58 см

БСИИ ASG, инв. №02-1757

На аукционах портреты кардиналов, в особенности тех, кто впоследствии стали папами, пользуются большим успехом. В первую очередь, по причине высокого технического уровня их исполнения - кардиналы не доверяли свои портреты кому попало, их писали только признанные мастера. Художникам такие портреты в полной мере позволяли раскрыть себя как талантливых колористов - фиолетовый и пурпурные оттенки кардинальской мантии, перстни с драгоценными камнями обеспечивали такую возможность с лихвой. Вершиной этого жанра в искусстве старых мастеров является портрет Иннокентия X работы Диего Веласкеса (1650 год, Галерея Дори-а-Памфили, Рим). Увидев своё изображение, сам папа воскликнул: «Слишком правдиво!». Подозрительный и сосредоточенный взгляд, плотно сжа-

тые губы, все выдает в Иннокентии X человека умного и энергичного.

В искусстве старых мастеров изображения кардиналов и пап всегда окружал ореол величия, таинственности и коварства. Лишь изредка в выражении лица, позе или в предметах одеяния можно было встретить намек на сомнения в нравственной чистоте, на любовь к роскоши или потворство собственным слабостям. С XIX века в изображениях кардиналов стали преобладать черты антиклерикализма, на что повлияла ведущая политическая тенденция - конфликт либералов и консервативной Церкви. Тайная, закулисная, порой неприглядная жизнь духовенства будоражила умы художников и зрителей. Публике нравилось, когда церковники изображались в облике заурядном, а порой и недостойном. Миряне с удовольствием обнаруживали, что кардиналы подвержены тем же порокам и искушениям, что и они сами. Отныне портреты заменялись жанровыми сценами, происходящими в роскошно убранных кардинальских дворцах за закрытыми дверями, куда зрители могли проникнуть, лишь заглянув в замочную скважину. Кардиналы изображались вкушающими устриц, удящими рыбу, отгоняющими мух, курящими, а на картине самого ярого художника-антиклерикала Гюстава Курбе «Кюре, возвращающиеся с церковного совещания» и вовсе пьяными. Подобные полотна вызывали в зрителях усмешку и отвращение, но параллельно с этим внутреннюю радость морального освобождения от догматов Римско-католической церкви. Радость эта порождала желание владеть этими полотнами. Именно поэтому художники охотно брались за подобные сюжеты - не только для того чтобы низвергнуть институт Церкви, но еще и потому, что антиклерикальное искусство хорошо продается.

Жан-Жорж Вибер Третий пасьянс Дерево, масло.

93*73 см 9 мая 2014 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 54

$ 68,750 (эстимейт $ 40,000 -60,000)

ч

Луи-Мишель ван Лоо, круг Портрет Фени де ла Прад в образе весталки Франция, XVIII в.

Холст, масло. 80*63 см БСИИ ASG, инв. № 01-2225

Возвращаясь к портретному жанру, отметим, что идентификация портретируемого не всегда влияет на увеличение стоимости композиции. Одного имени недостаточно. В собрании АБС хранится портрет некой Фени де ла Прад художника из окружения Луи-Мишеля ван Лоо. Ни нам, ни французским аукционистам не удалось установить, кем она была, соответственно и имя ее на цену портрета большого влияния не оказало. В случае, если обстоятельства жизни Фени де ла Прад станут известными, портрет будет стоить дороже. Пока же больший интерес представляет изображение её в образе весталки - жрицы богини Весты в Древнем Риме.

Однако, если портрет написал сам Рембрандт, то отсутствие информации об имени и личности изображенного на итоговую сумму продаж не повлияет, в любом случае, она будет очень высокой. Доказательство - «Портрет подбоченившегося мужчины». Его цена - $ 32,9 млн.

Определенную роль в увеличении стоимости портрета могут сыграть предметы туалета и аксессуары. Так, портреты кавалеров какого-либо ордена с изображениями их на кафтанах продаются дороже.

К категории дорогих портретов относятся и парадные. Их могли позволить себе только состоятельные люди, делая заказы лучшим мастерам

ТИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулга

(Чир искусств

ж

фш-срьт

Рембрандт Харменс ван Рейн Портрет подбоченившегося мужчины 1658 год

Холст, масло. 107,5x87см 2009 г., аукцион Christie's $ 32,9 млн

за огромные суммы. В разные годы в Италии обращались к Тициану и Бронзино, во Фландрии -к Рубенсу и ван Дейку, в Голландии - к Халсу и Рембрандту, в Германии - к Холбейну младшему и Антону Рафаэлю Менгсу, в Испании - к Веласке-су и Гойе, во Франции - к Филиппу де Шампе-ню и Энгру, в Англии - к Рейнолдсу и Гейнсборо. Утонченность и шик, с которыми эти портреты исполнены, льстят не только моделям, но и их нынешним владельцам, так же, как и статусность, значимость и богатство портретируемых проецируются и на обладателей их изображений.

Якопо Понтор-мо

Портрет Кози-мо I Медичи 1530 год Дерево, масло.

92x72 см 1989 г., аукцион Christies $ 35,2 млн

№ 2 (26) 2019 57

Если обратиться к психологическому портрету, то здесь лидирующие позиции на рынке занимают автопортреты художников. Жанр автопортрета - это всегда эксперимент и невероятная психологическая глубина. Кого художник знает лучше самого себя? Кто может стать для него более требовательной моделью, чем он сам? Творец открывается зрителю, предлагает ему неожиданную, но всегда проницательную версию самого себя, избавленную от всего лишнего. Он пускает публику в свой внутренний мир, а это и есть самое ценное.

. ллш

M

■ь

i

АН

Жан-Батист Грёз

Автопортрет

Бумага, пастель. 55*43 см

22 мая 2018 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лот 132

$ 62,500 (эстимейт $ 25,000 - 35,000)

Жанровая живопись. Данный жанр коммерчески успешен благодаря простоте и незамысловатости сюжетов. В отличие от религиозной или исторической живописи, которые заставляют работать ум и душу, жанр легко усваивается. Все в нем привычно, хорошо знакомо, трогательно, а иногда и комично. В большинстве случаев он не требует дополнительных объяснений сюже-

Ангелика Кауфман

Автопортрет с палитрой и кистями Холст, масло. 61*48,5 см

2 февраля 2018 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 233

$ 87,500 (эстимейт $ 30,000 - 40,000)

та. Сцены веселых праздников и пирушек в духе Брейгеля понятны и привлекательны для всех, пикантные ухаживания с полотен Фрагонара и Буше вызывают улыбку, изображения врачевания Герарда Доу или ареста за воровство Уилья-ми Хогарта изобилуют большим количеством деталей, каждую из которых хочется рассмотреть, они же рождают интерес к медицине и законодательству прошлых столетий, а от босоногих детей Эстебана Мурильо и вовсе нельзя оторваться! Всё это - жизнь как она есть со всеми страстями, людям нравится узнавать в ней себя, идентифицировать с представителями далеких эпох, разделять их повседневные заботы и чувства. Зрители любят, когда художник напоминает им, что поступки и чувства далекого прошлого мало чем отличаются от нынешних. Секрет успеха продаж жанровой живописи старых мастеров прост - она занимается не только воспитанием и улучшением нравов, как, например, религиозная, главное -она развлекает.

8естнж международного института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Корнелис Дюсарт

Крестьяне, играющие в кегли перед постоялым двором

Холст, масло. 35,5*44 см

4 декабря 2014 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 138

£ 50,000 (эстимейт $ 12,000 - 18,000)

%

Корнелис Дюсарт Чтение газеты Голландия, XVII в.

Дерево, изображение на двух дубовых досках с вертикальным расположением волокон, масло. 58*45 см БСИИ ASG, инв. № 04-1787

Ян Ливенс

Игроки в карты

Холст, масло. 97,5*105,5 см

8 мая 2007 г., Амстердам, аукцион Sotheby's,

лот 77

€ 1,768,000 (эстимейт € 150,000 - 200,000)

Ян Ливенс, круг Курители трубок Голландия, XVII в. Холст, масло. 116*93 см БСИИ ASG, инв. № 04-2929

Караваджизм. Самым дорогим стилем в искусстве старых мастеров является караваджизм. Яркая жизнь основателя этого стиля Микелан-джело Меризи да Караваджо, его живопись с удивительными эффектами светотени, узнаваемыми персонажи и интенсивным колоритом вызывает восхищение покупателей. Хорошо продаются и художники XVII века, подражавшие ему.

H f>,

Микеланджело Меризи да Караваджо, последователь Концерт

Холст, масло. 108*150 см 8 июля 2015 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 9 £ 461,000 (эстимейт £ 100,000 - 150,000)

Караваджист Бернардо Строцци Святая Цецилия Холст, масло. 69*53 см

6 июня 2012 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 22 $ 80,500 (эстимейт $ 40,000 - 60,000)

Бернардо Строцци, мастерская Святой Франциск Ассизский Италия, XVII в. Холст, масло. 115*104 см БСИИ ASG, инв. № 04-1755

Пейзажи. Дороже продаются те композиции, в которых удается определить место, изображенное на пейзаже. Цена анонимных пейзажей будет значительно ниже. Топографическая идентификация пейзажей важна, и тут даже существует своеобразный рейтинг изображенных европейских городов: лучше всего продаются виды Венеции, Рима, Флоренции и Парижа. Повышает цену ландшафтных пейзажей и включение в их композиции изображений архитектурных построек, портов и стаффажа.

Аполлонио Доменичини

Падуя, вид на северо-западную часть города по направлению к Вилле Фоскарини Росси со стороны реки Бренты Холст, масло. 53,5*82 см

23 января 2014 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 220 £ 30,000 (эстимейт £ 15,000 - 20,000)

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао инамплялнпкшпип

(Чир искусств

Аполлонио Доменичини

Вид на город Бассано-дель-Граппа со стороны

реки Бренты

Италия, XVIII в.

Холст, масло. 60*90 см

БСИИ ASG, инв. № 04-0819

Карло Бонавия

Итальянский речной пейзаж с акведуком (Возможно вид Неаполя) Холст, масло. 99,5x136,5 см 25 января 2007 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 111

$ 240,000 (эстимейт $ 150,000 - 200,000)

Анималистический жанр. Художники запечатлевали на своих картинах животных еще с эпохи Ренессанса. Изображения кошек, собак, оленей, львов, лошадей, овец и различных диких животных пользуются на торгах неизменным успехом. Популярны сцены охоты - в них всегда присутствует доля эмоционального участия: зрители переживают смерть горделивого оленя, ярость льва, неистовую силу и агрессию охотничьих псов. Конечно, не у всех покупателей вызывают симпатию сцены жестокости и насилия над животными. Здесь необходимо понимание того, что в прежние века люди смотрели на подобные вещи иначе, проще. Охота - одно из любимых развлечений знати, убитое животное - трофей и источник питания. Только в XIX веке в искусстве проявится антропоморфизм, животных начнут наделять человеческими чертами, в них признают наличие души и разума. Живописцы даже станут писать их с почти человеческими мимикой и взглядом. Отныне их не так легко убивать на охоте. В живописи старых мастеров этого нет, здесь господствует натурализм и природное звериное нутро. Животные всецело покоряются воле человека. Их гибель на охоте не вселяет ужас, ведь для этого они и существуют! Однако подобная философия отношения к животным сегодня принимается далеко не всеми покупателями в аукционных залах. Многие из гуманных соображений отказываются приобретать изображения подстреленной дичи. Картины с изображениями павлинов и вовсе плохо продаются, особенно, если эти павлины подстрелены. Здесь срабатывает распространенный предрассудок о том, что изображение павлина приносит несчастье, с другой стороны - охота на павлинов сегодня считается недостойным занятием. Милые изображения домашних питомцев в

Карло Бонавия

Пейзаж с храмом Минервы Медики (Рим) Италия, XVIII в. Холст, масло. 56*69 см БСИИ ASG, инв. № 04-1786

Франс Снейдерс, мастерская Охота на кабана Холст, масло. 204*354 см

26 мая 2016 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 42 $ 60,000 (эстимейт $ 30,000 - 40,000)

Пауль де Вос, последователь Травля кабана

Холст, масло. 174,5*247,5 см

25 апреля 2006 г., Лондон, аукцион Sotheby's,

лот 254

£ 16,800 (эстимейт £ 6,000 - 8,000)

Пауль де Вос, мастерская Травля кабана Фландрия, XVII в. Холст, масло. 145*247 см БСИИ ASG, инв. № 04-2297

Филипп Петер Роос Пейзаж с козлом и овцами Холст, масло. 92*148 см

6 июля 2006 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 260 £ 19,200 (эстимейт £ 10,000 - 15,000)

Филипп Петер Роос Стадо с пастухом и собакой Германия, XVII в. Холст, масло. 117*166 см БСИИ ASG, инв. № 04-2098

живописи старых мастеров крайне редки. Можно вспомнить единичные примеры у Тициана или Ве-ласкеса, где домашние псы изображены вместе со своими хозяевами на портретах. Лучше всего продаются овцы и коровы - как невинный символ идиллической сельской жизни. В интерьерах картины с ними создают ощущение спокойствия и благонадежности.

Натюрморт. Цена на натюрморт зависит от того, какие предметы он изображает. Лучше всего продаются цветы, фрукты, книги и музыкальные инструменты, хуже - битая дичь и композиции в жанре ванитас, напоминающие о смерти. Бессменными лидерами продаж в области натюрморта остаются голландские мастера XVII -

Питер Клас

Натюрморт с лимонами, оливками и бокалом вина

Дерево, масло. 44,5*61см

30 января 2019 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 22 $ 2,535,000 (эстимейт $ 700,000 - 900,000)

XVIII веков: Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Вил-лем Калф, Абрахам ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум.

t

Педро де Кампробин

Натюрморт с грушами, сливами и яблоками 23 января 2003 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 15

$ 153,600 (эстимейт $ 30,000 - 40,000)

Педро де Кампробин Натюрморт с грушами Испания, 1670-е гг. Холст, масло. 66*50 см БСИИ ASG, инв. № 04-0823

Мартинус Неллиус

Натюрморт с айвой, лимоном, устрицей, бокалом вина, бабочкой и мухой Холст, масло. 24*19,5 см

5 июля 2007 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 149 £ 74,400 (эстимейт £ 10,000 - 15,000)

Мартинус Неллиус

Натюрморт с фруктами и устрицами Голландия, XVII в. Холст, масло. 33,5*25,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1937

Пир искусств

вернуться к содержанию

Отто Марсеус ван Скрик

Натюрморт с цветами, змеей и бабочками

Холст, масло. 70,5*54,5см

1 февраля 2018 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's,

лот 44

$ 112,500 (эстимейт $ 80,000 - 120,000)

Экзотика. Экзотика всегда хорошо продается. Зрители любят живописцев, вдохновляющихся путешествиями в далекие не известные страны, ведь итогами этих странствий становятся произведения, удивляющие восторженную публику необычными диковинными образами и картинами. Если говорить об искусстве старых мастеров, то здесь источником экзотических сюжетов была Италия. Многие художники XVI - XIX веков стремились в Италию за новыми впечатлениями и совершенно иными пейзажами центрального Средиземноморья. Здесь они приобщались к античной культуре и обычаям итальянского народа, проникались другими канонами красоты. Многие художники, награжденные Римской премией, после завершения своего «Grand Tour» возвращались домой, напитавшись впечатлениями от соприкосновения с предметами античного и ренессансного искусства, под влиянием которого менялась их собственная живопись. Другие оставались в Италии на долгие годы, а были и те, кто переселялся сюда насовсем. Самым ярким художником итальянского экзотизма был Клод Лоррен. Именно он создал образ Италии, сделав ее пейзажи каноничными. Вслед за Лорреном художники-пейзажисты будут утверждать этот ка-

Отто Марсеус ван Скрик

Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой

Голландия, XVII в.

Холст, масло. 116*92 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3436

нон до тех пор, пока не сведут его до трафаретности, и тема итальянского экзотизма полностью иссякнет.

Клод Лоррен

Пейзаж долины Аньене, близь Тиволи, с руинами и акведук

Коричневые чернила. 23,5*35см

31 января 2018 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's,

лот 2

$ 1,635,000 (эстимейт $ 600,000 - 800,000)

Далее художники XIX века откроют Восток. Делакруа будет черпать вдохновение в Северной Африке и странах арабского мира. Ван Гог обратится к Японии, а Гоген уедет на Таити. Сегодня на арт-рынке их картины вызывают огромный ажиотаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этьен Аллегрен

Классицистический пейзаж с фигурами людей и животных на берегу

11 июля 2002 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 208 £ 31,070 (эстимейт £ 15,000 - 20,000)

Этьен Аллегрен Речной пейзаж

Франция, последняя четверть XVII - первая

треть XVIII вв.

Дерево, масло. 76x103 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3916

Батальный жанр. Сцены военных действий в исполнении старых мастеров отличаются по-становочностью, живописностью и повышенной героизацией. Сражения трактуются, скорее, как театр военных действий или же праздничные зрелища. Даже если художники сами станови-

лись участниками битв, для нас, зрителей, они изображали их с безопасного расстояния, оставляя ужасные стороны боев на долю солдат. Подобные изображения войны плохо продаются, поскольку покупатели ждут от батального жанра накала, мук драматизма и самоотречённости подвига. Сегодня самыми дорогими на европейских аукционах являются сцены Первой мировой войны. Ранее человечество не сталкивалось со столь масштабными вооруженными конфликтами. Впервые примененные в 1915 году газовые атаки вселили в людей ужас. Первая мировая послужила и своеобразным водоразделом для истории искусства, кардинально изменившим её: отныне тема экзистенциального страха и пугающие сюрреалистические видения надолго станут ведущими темами в творчестве многих живописцев. Некоторые художники стали непосредственными участниками Первой мировой, среди них были и погибшие в боях (Умберто Боччони, Франц Марк, Август Маке), другие, вернувшись к мирной жизни, не смогли достичь довоенного уровня, их новые работы были менее удачными. Вряд ли можно говорить о том, что эти художники исчерпали себя, скорее тяжкие впечатления, вынесенные из этой войны, погасили творческий запал,

Кристофер Ричард Винни Невинсон

Рассвет, 1914 год

Холст, масло. 56,5x47,5 см

21 ноября 2017 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 5

£ 1,869,000 (эстимейт £ 700,000 - 1,000,000)

подточили душевные силы, столь необходимые для созидания в искусстве. Война на полотнах этих живописцев - это клубок боли, страданий, ужаса, грязи, оружия и вывернутых в крике ртов. Здесь нет места героической патетике и патрио-

тизму, воспетым старыми мастерами. Именно художники XX века на собственном опыте показали миру, что в войне нет ничего романтического и возвышенного. И дороже столь горького опыта не может быть ничего.

Пауль Кастельс Осада города 1668 год

Холст, масло. 67*95 см 27 марта 2007 г., Амстердам, аукцион Sotheby's, лот 29 € 11,400 (эстимейт € 7,000 - 9,000)

Пауль Кастельс Явление Святого Иакова в битве при

Клавихо Фландрия, XVII в. Холст, масло. 113*194 см БСИИ ASG, инв. № 04-2237

Список использованной литературы:

1. Воллар А. Ренуар. Сезанн. / пер. с фр. Н.Тырсы, Е.Малкиной. - М.: Республика, 2000. - 415 с.: ил.

2. Хук Ф. Завтрак у Sotheby's: Мир искусства от А до Я / пер. с англ. В. Ахтырской. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 416 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.