Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход в высшем медицинском и фармацевтическом образовании'

Междисциплинарный подход в высшем медицинском и фармацевтическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / INTERDISCIPLINARY APPROACH / EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMPETENCE-BASED EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отвагин И. В., Козырев О. А., Матусков М. А.

Рассматривается проблема формирования междисциплинарного подхода в образовательной деятельности при реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета и бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of the interdisciplinary approach development in educational activities at the realization of basic professional educational programmes of the specialty and bachelor’s degree.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход в высшем медицинском и фармацевтическом образовании»

ПЕРЕДОВАЯ

УДК 61:378.147

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Отвагин И.В., Козырев О.А.,МатусковМ.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Рассматривается проблема формирования междисциплинарного подхода в образовательной деятельности при реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета и бакалавриата.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, образовательная деятельность, компетент-ностная модель обучения

INTERDISCIPLINARY APPROACH IN HIGHER MEDICAL AND PHARMACEUTICAL

TRAINING

Otvagin I.V., Kozyrev O.A., Matuskov M.A.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya Str., Smolensk, Russia, 214019

Summary. The article discusses the issue of the interdisciplinary approach development in educational activities at the realization of basic professional educational programmes of the specialty and bachelor's degree.

Key words: interdisciplinary approach, educational activities, competence-based educational model

В различных сферах профессиональной подготовки сегодня интенсивно осуществляется поиск новых подходов для повышения качества образования. В образовательной среде, в отрыве от педагогической науки, проходят интенсивные изменения: организационные, методические, содержательно-технологические. Нарастающая интенсивность реформирования системы не позволяет соблюдать принцип реверсивности - возможности возврата к прежним, проверенным позициям.

Жизнеспособность и устойчивость системы образования непосредственно зависят от ее безотлагательного перевода на инновационный вектор развития, поскольку именно система образования содержит в себе наибольшие резервы для совершен-

ствования здравоохранения. В то же время встает вопрос, как быть с традиционными, позитивно зарекомендовавшими себя в образовательных системах подходами?

Современная образовательная организация, функционирующая в рамках многоуровневой модели организации обучения, должна осуществлять творческую модернизацию имеющегося педагогического потенциала и выявлять новые возможности в арсенале традиционных подходов, технологий, методов и форм обучения.

Проблема реализации междисциплинарных связей и междисциплинарной интеграции в высшем образовании имеет достаточно длительную историю. В педагогической науке накоплен большой фонд исследований, авторы которых обосновы-

вали необходимость отражения взаимосвязей реального мира в обучении студентов, раскрывали мировоззренческую и формирующую функции междисциплинарных связей, их роль в формировании целостной системы знаний обучающихся, развитии творческого мышления.

В рамках реализации компетентностной модели обучения проблема реализации междисциплинарного подхода приобретает новое значение [1].

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентация на компе-тентностную парадигму, увеличение объемов самостоятельной работы студентов требуют пересмотра разработанных подходов к моделированию образовательной деятельности. Одним из существующих вариантов выхода из сложной ситуации является интеграция в системе высшего образования.

Исходя из положения о том, что компе-тентностная модель обучения делает акцент на результате образования как способности и готовности человека успешно осуществлять профессиональную деятельность, необходимо обратиться к исследованию характеристики образовательного потенциала содержательной и процессуальной интеграции в подготовке выпускников.

Компетенции, представленные в ФГОС ВО, а также приведенные в проектах новых вариантов федеральных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета групп специальностей «Клиническая медицина» и «Фармация», являются комплексными. Их освоение, как правило,предполагает получение обучающимися знаний, умений и навыков по целой группе учебных дисциплин и практик учебного плана.

Образовательная организация, реализующая образовательные программы высшего образования, обеспечивает освоение необходимых для осуществления выпускником профессиональной деятельности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Этот процесс может быть структурирован для выделения необходимых этапов. Одним из

этапов является планирование учебного процесса.

Планирование осуществляется путем определения необходимых для освоения компетенций учебных дисциплин, которые располагаются в учебном плане, исходя из логики постижения обучающимися знаний, умений и навыков. Для каждой учебной дисциплины определяется ее место в учебном плане в соответствии с ее содержанием и требуемым для ее освоения уровнем подготовки обучающегося.Этот этап планирования осуществляется деканом факультета, заведующими выпускающих кафедри профильными цикловыми методическими комиссиями.

Следующим этапом планирования является формирование рабочих программ учебных дисциплин и практик. В связи с отсутствием рекомендованных на федеральном уровне примерных рабочих программ учебных дисциплин и практик, их разработка осуществляется научно-педагогическими коллективами кафедр самостоятельно. При подготовке таких рабочих программ необходимо учитывать потребности будущих для выпускников работодателей, а также требования профессионального сообщества, представленные в соответствующих профессиональных стандартах. Таким образом, подготовка рабочих программ должна осуществляться наиболее опытными сотрудниками кафедр.

С учетом необходимости обеспечения логической взаимосвязи учебных дисциплин и практик в их разработке на этапе рецензирования и утверждения должны участвовать цикловые методические комиссии и ведущие сотрудники выпускающих ка-федр.Одной из задач педагогических коллективов и профильных цикловых комиссий следует считать формирование цепочек учебных дисциплин и практик, ориентированных на освоение обучающимися конкретной компетенции. Кроме этого, к разработке рабочих программ необходимо привлекать заинтересованных представителей работодателей. В результате формирования плана образовательной деятельности должен быть сформирован междисциплинарный педагогический комплекс.

Реализация учебного плана на современном этапе развития высшего образования предполагает как контактную с преподавателем работу обучающегося, так и самостоятельную образовательную деятельность. Научно-педагогические коллективы имеют большую самостоятельность в части выбора педагогических технологий, используемых в учебном процессе. Для обеспечения совместной целенаправленной деятельности обучающегося с преподавателем по освоению целевых компетенций должна использоваться учебно-методическая документация. В основе профессиональной подготовки на всех этапах образовательного процесса должна лежать деятельность обучающегося по освоению практических навыков всех компетенций, основанных на глубоком понимании теоретической составляющей объекта изучения.

Существенным элементом образовательного процесса является контроль эффективности образовательной деятельно-стиобучающегося. Для этого необходимо использовать заблаговременно разработанный фонд оценочных средств. Валид-ность и ориентированность на достижение практического результата образовательной деятельности - необходимые характеристики оценочных средств. Они должны систематически использоваться для закрепления достигнутых в образовательной деятельности результатов. Текущий, рубежный, промежуточный и итоговый контроль должны быть построены на основе междисциплинарного подхода. На каждом этапе необходимо контролировать освоение обучающимся практической составляющей целевых компетенций. Ключевыми с точки зрения фиксации результатов образовательной деятельности являются промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется наиболее компетентными научно-педагогическими работниками кафедр. Контроль проведения промежуточной аттестации осуществляется деканом соответствующего факультета. Такой подход позволяет обеспечить обратную связь с этапом планирования образовательной деятельности. На заключительном этапе

реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета проводится государственная итоговая аттестация обучающихся. Ее программа должна обеспечить контроль освоения всех компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по соответствующему направлению полготовки. Кроме предусмотренных образовательным стандартом компетенций, в ходе государственной итоговой аттестации должны быть оценены компетенции, разработанные образовательной организацией в соответствии с потребностями региональных работодателей. Государственная итоговая аттестации осуществляется комиссией, в составе которой на паритетных началах представлены работники практического здравоохранения и образовательной организации.

Проблема реализации междисциплинарного подхода в высшем образовании предполагает следующие его функции.

В качестве основной рассматривается-интегрирующая функция. Интеграция, означающая объединение разрозненных частей в единое целое, выступает как общенаучное понятие. Применительно к функциям междисциплинарного подхода мы рассматриваем интеграцию как феномен, наделенный объединяющей ролью по созданию целостности не только из разрозненной совокупности знаний, но и компонентов компетенций.

Большими возможностями в образовательном процессе обладает формирующая функция. Помимо формирования профессионального потенциала обучающегося, эта функция предполагает развитие кругозора, мировоззрения, культурных взглядов. Постижение единства мира, природы, че-ловекаобучающимся, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможно без использования междисциплинарного подхода.

Моделирующая функцияинтеграции в образовании предполагает формирование представлений о процессах подготовки, а также представлений о сущности профессии в виде модели. По сути, любая модель - это интегрированная система, которая позволяет получить целостную информацию о реальном процессе или объекте. И

поэтому моделирование «работает» на создание отлаженной системы построения целостной иерархии целей компетентност-ной модели.

Изучение междисциплинарного подхода в условиях реализации ФГОС и, соответственно, компетентностной модели обучения в вузе позволяет сделать вывод о том, что необходимо отдельно выделить такую функцию, как функция расширения и развития компетенций.

Согласно образовательной программе подготовки специалистов базовая часть обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом. Вариативная часть образовательной программы направлена на расширение и углубление компетенций, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных вузом дополнительно.

Внедрение в процесс обучения компе-тентностного подхода актуализировало проблемы формирования и диагностики компетенций студентов, ориентированных

на профессиональные стандарты медицинской и фармацевтической деятельности.

Основной задачей реализации ФГОС ВО является подготовка не только квалифицированного, но и компетентного специалиста, поэтому функция расширения и развития компетенций в рамках междисциплинарного подхода актуальна на сегодняшний день и выступает как прерогатива повышения качества образования.

В этих условиях необходимо признать общуюнаправленность на целостное ком-петентностное развитие личности будущего специалиста, при этом особенность профессиональной подготовки врача или провизора заключается в разносторонности и многоаспектности этого процес-са.Специалист должен не только владеть всем комплексом знаний и навыков по каждой учебной дисциплине, но и в соответствии с уровнем своей компетенции быть подготовлен к выполнению трудовых функций, определенных профессиональным стандартом.

Литература

1. Игнатова И.Г., Балашов А.Г., Соколова Н.Ю. Междисциплинарные проекты как способ формирования компетенций при реализации образовательных программ /И.Г. Игнатова, А.Г. Балашов, Н.Ю. Соколова //Высшее образование в России. № 5. 2014. - С. 86-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.