г
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
)
Е.В. КАРАВАЕВА, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, зам. проректора МГУ им. М.В. Ломоносова
Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования
В статье предлагается адаптированный к российским условиям алгоритм создания образовательных программ, основанный на методологии общеевропейского образования TUNING ( «Тюнинг» ). Анализируются новые возможности разработки образовательных программ в модульном формате в условиях введения «рамочных» федеральных государственных образовательных стандартов - ФГОС 3+ и в перспективе - ФГОС-4. Даются практические рекомендации по реализации компетентностно-го подхода при проектировании и реализации образовательных программ.
Ключевые слова: образовательные программы высшего образования, компетенции выпускников, планируемые результаты обучения, модули, зачетные единицы, Европейская система накопления и переноса кредитов, методология «Тюнинг», федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС 3+
Система государственной стандартизации программ высшего образования, действующая в России с середины 1990-х гг., с момента введения ФГОС (2011 г.) все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью (ГОС-1 и ГОС-2) и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения (ФГОС, ФГОС 3+, в перспективе - ФГОС-4).
Вследствие этого российские организации высшего образования получают все большую свободу в формировании основных образовательных программ, что, безусловно, увеличивает их возможности точнее реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международном рынках образовательных услуг, одновременно значительно повышая их ответственность самих образовательных организаций за качество предлагаемых образовательных программ.
ФГОС в качестве обязательных требований предусматривают ориентацию на ре-
зультаты освоения программ в виде общекультурных и профессиональных компетенций и оценку трудоемкости учебной работы студента в зачетных (кредитных) единицах, а в качестве рекомендации определяют модульное построение образовательных программ, что соответствует основным методологическим принципам Европейского пространства высшего образования [1]. Однако проведенный Ассоциацией классических университетов России (АКУР) по заданию Минобрнауки России в 2011-2012 гг. мониторинг эффективности внедрения ФГОС в организацияхвысшего образования выявил серьезные трудности в применении российскими университетами инструментов, разработанных базовым методологическим проектом «Болонского процесса» -TUNING («Тюнинг») (компетенции выпускников, планируемые результаты обучения по модулям и другие элементы образовательной программы, зачетные единицы) [2]. В значительной мере эти трудности оказались обусловлены несовершенством самих ФГОС. В процессе мониторинга были выявлены следующие его недостатки:
6
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
• перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС, не унифицированы по количеству и по используемым подходам даже в родственных направлениях подготовки;
• перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и плохо структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников (во многих - вообще не структурированы); в них не выделено «ядро » направления подготовки, то есть тот набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику образовательной программы, что приводит к вынужденной необходимости при проектировании ООП вуза «отрабатывать » весь набор заданных компетенций (от 30 до 80 в программах бакалавриата);
• результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы (циклам, разделам), заданные в ФГОС в разделе 6 («Структура ООП»), слабо коррелируют с набором компетенций, заданном в разделе 5;
• цикловая (горизонтальная) структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах, заданные в разделе 6, не позволяют вузам проектировать модульные (вертикальные) элементы образовательных программ и реализовывать программу в модульном формате, определенном Европейской системой накопления и переноса академических кредитов (ECTS) [3].
В новой редакции (ФГОС 3+) указанные недостатки во многом преодолены: убрано требование к цикловой структуре образовательных программ; определены понятия «базовая» и «вариативная» части образовательной программы, указаны требования к соотношению объемов этих частей; сделана попытка максимально унифицировать общекультурные компетенции по уровням образования; в каждом направлении подготовки выделено «ядро» общепрофессиональных компетенций, остальные профес-
сиональные компетенции четко разнесены под различные виды профессиональной деятельности с указанием, что при разработке образовательной программы организация выбирает один или несколько основных видов деятельности, на которые ориентируется образовательная программа. Утвержденный приказом Минобрнауки России №1367 от 19 декабря 2013 г. «По-рядокорганизации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» четко разграничил понятия «компетенции выпускников» и «планируемые результаты обучения» по элементам образовательной программы, определил их взаимосвязь и установил требования по их применению в организации образовательного процесса.
В связи с этим на повестку дня встал вопрос о необходимости обновления как основных образовательных программ (ООП), разрабатываемых организациями высшего образования, так и примерных основных образовательных программ (ПООП), разрабатываемых УМО.
При разработке новых и обновлении действующих ООП и ПООП мы рекомендуем разработчикам воспользоваться методикой и пошаговым алгоритмом создания образовательных программ, разработанных на основе методологии TUNING и адаптированных к требования ФГОС 3+ в рамках реализации проекта «Тюнинг в России » (2010-2013) [4; 5].
Модель TUNING для разработки образовательной программы
Рекомендуемая модель включает следующие ключевые элементы:
• определение востребованности программы (консультации со всеми заинтересованными сторонами);
• обеспечение доступа к необходимым ресурсам;
Практика модернизации образования
7
• формулировка целей программы и определение требований к компетенциям выпускников (универсальных и профессиональных);
• планирование и описание измеряемых результатов обучения, необходимых для развития компетенций выпускников;
• формирование и описание структуры программы (набор модулей, для каждого из которых обозначены результаты обучения и указан объем в зачетных единицах);
• определение подходящих стратегий преподавания, обучения и оценки для обеспечения достижения запланированных результатов обучения и развития требуемых компетенций выпускников;
• составление рабочих программ модулей (дисциплин, практик) с указанием видов и объема (в часах) контактной работы обучающегося с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося; составление учебных планов и календарных учебных графиков;
• создание подходящей системы оценки и гарантии качества для обеспечения логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи.
Предварительным условием проектирования образовательной программы является определение востребованности программы студентами и обществом, что требует тщательного и объективного рассмотрения таких факторов, как динамика рынка труда, прогнозы развития предметной области, развитие технологий и т.д. Для определения востребованности образовательной программы необходимо провести консультации со всеми заинтересованными сторонами. Эти консультации должны распространиться не только на академическое сообщество, а в первую очередь - на профессионалов в данной предметной области (профессиональные объединения, конкретных работодателей и т.д.). Для получения необходимой информации в TUNING разработан инструментарий(опросники, специальные программы для обработки и ана-
лиза полученной информации), позволяющий провести исследование на предмет значимости универсальных и профессиональных компетенций. В результате опросов формируются национальные и международные ключевые ориентиры для проектирования образовательных программ в предметных областях (ключевые ориентиры для разработки образовательных программ в девяти предметных областях, изданные по результатам «ТюнингРоссия», можно найти по ссылке: http://tuningrussia.org).
Важным условием для осуществления образовательной программы является наличие необходимых ресурсов. Ресурсы включают необходимое количество и качество профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала, а в случае обучения на рабочем месте - руководителей учебным процессом на производстве (в профессиональной организации). Материально-техническое обеспечение образовательного процесса и проведения научных исследований также исключительно важно. Оно требует постоянного мониторинга и обновления.
Проектирование образовательных программ (определение компетенций выпускников и результатов обучения, необходимых для развития этих компетенций, формирование модулей программы под запланированные результаты обучения, распределение зачетных единиц по всем элементам программы) требует командной работы профессорско-преподавательского коллектива, обеспечивающего данную образовательную программу. При реализации образовательных программ, ориентированных на достижение студентом запланированных результатов обучения, преподаватели, участвующие в обеспечении различных модулей и дисциплин, разделяют ответственность за формирование у студентов заявленных в программе компетенций.
Важным элементом проектирования образовательной программы является планирование результатов обучения для от-
8
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
дельных элементов программы (модулей или дисциплин и практик), которое следует за определением универсальных и профессиональных компетенций. Достижение обучающимся запланированных результатов обучения по всем элементам программы в совокупности должно обеспечить ему на выпуске тот уровень компетенций, который был заявлен при разработке программы как ее основная цель. Образовательные программы должны содержать указания на четкую последовательность в овладении компетенциями и демонстрации запланированных результатов обучения. Методология TUNING рекомендует при проектировании образовательных программ силами команды преподавателей-ме-тодологов «проработать » каждую заявленную в программе компетенцию выпускника с точки зрения возможных технологий ее развития у обучающегося и контроля (оценивания) уровня ее достижения на разных этапах реализации образовательной программы. Формы представления каждой компетенции через возможные уровни ее достижения обучающимся с указанием соответствующих этомууровню индикаторов (результатов обучения) и дескрипторов (показателей успешности достижения результатов обучения) могут быть самыми различными (паспорта компетенций, карты компетенций, матрицы, текстовые описания). Важно, чтобы «проработанная» на этапе проектирования образовательной программы и осознанная коллективом преподавателей компетенция выпускника легла в основу формирования рабочих программ модулей или других элементов образовательной программы.
С целью обеспечения возможностей индивидуализации образовательных траекторий обучающихся и постоянной «настройки» программ на потребности национального и международного рынков труда TUNING рекомендует университетам, стремящимся к гибкости образовательных программ, проектировать и реализовывать
программы в модульном формате. Методология TUNING и Руководство по применению ECTS [3] определяют модульную образовательную программу следующим образом: это программа, каждый элемент которой (модуль) равен заданному числу кредитов (зачетных единиц) или кратен заданному числу кредитов.
Модуль в системе ECTS - относительно самостоятельный (завершенный с точки зрения целей и результатов) структурный элемент программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля, выраженная в кредитах (зачетных единицах), должна быть равна заданному числу кредитов или быть кратной этому числу.
Методология TUNING предлагает следующую типологию образовательных модулей:
• основные модули (определяющие «ядро» программы);
• поддерживающие модули (освоение этих модулей необходимо для освоения основных модулей);
• переносящие модули (модули, переносящие знания на практику);
• специализированные модули (модули, определяющие направленность - профиль, специализацию программы);
• непрофилирующие (необязательные, факультативные модули).
По мнению российских экспертов, участвовавших в проекте «Тюнинг Россия», оптимальной «структурной единицей» для российских образовательных программ можно считать 3 зачетные единицы. В таком случае образовательные программы можно строить из структурных элементов (модулей) трудоемкостью 6, 9, 15 и более зачетных единиц (модули трудоемкостью 3 зачетные единицы не являются оптимальными с точки зрения возможности обеспечения значимых результаты обучения, хотя наличие небольшого количества таких модулей в программе возможно).
Практика модернизации образования
9
В идеале при проектировании образовательных программ необходимо стремиться к построению образовательных программ, состоящих из равновеликих модулей (европейский опыт показывает, что оптимальная трудоемкость модуля - 6 зачетных единиц, то есть пять модулей в семестре и десять модулей в году). В этом случае наиболее реалистично обеспечить обучающимся максимальную индивидуализацию образовательной траектории как внутри образовательной организации, так и в сети образовательных организаций (при реализации программ в сетевой форме, в том числе с зарубежными вузами-партне-рами). Однако в период перехода от циклово-дисциплинарного формата реализации образовательных программ (в котором работают в настоящее время абсолютное большинство российских вузов) к модульному (или частично модульному), спроектировать такие равновеликие модули очень сложно.
Российские эксперты проекта «Тюнинг Россия» и эксперты АКУР рекомендуют российским университетам после вступления в силу новой редакции стандартов (ФГОС 3+) осуществлять постепенный переход на модульный формат построения программ. При этом под модулем образовательной программы рекомендуется понимать именно деятельностный (или компе-тентностно-ориентированный) модуль как структурный элемент образовательной программы, имеющий определённую логическую завершённость по отношению к требуемым результатам освоения образовательной программы в целом (компетенциям или определенным уровням достижения компетенций). Модуль имеет «входные требования » в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить обучающемуся освоение определенного этапа (уровня) компетенции. Модуль может со-
стоять из отдельных учебных элементов (дисциплин, частей дисциплин, междисциплинарных видов учебной деятельности). Если модуль столь велик, что не может быть освоен в течение одного учебного года, его целесообразно разделить на курсовые учебные элементы, каждый из которых реализуется в рамках одного семестра или учебного года. Для курсовых учебных элементов должны быть определены свои результаты обучения (имеющие промежуточный характер по отношению к результатам обучения по модулю в целом), создано соответствующее учебно-методическое обеспечение (согласованное с рабочей программой всего модуля). Курсовые учебные элементы модуля, которые реализуются в рамках одного семестра (триместра) или учебного года, должны заканчиваться промежуточной аттестацией. По результатам освоения всего модуля рекомендуется проводить рубежный контроль уровня сформи-рованности компетенции (компетенций). Модуль может осваиваться параллельно или последовательно с другими структурными элементами образовательной программы, дискретно или непрерывно.
При проектировании и реализации модульных образовательных программ такого рода рекомендуется разрабатывать три вида учебных планов:
• основной (базовый) учебный план;
• рабочие учебные планы по годам обучения;
• индивидуальные планы обучающихся.
В основном (базовом) учебном плане следует указать распределение всех элементов образовательной программы (модулей (дисциплин), практик, мероприятий ГИА) с указанием их объемов в зачетных единицах по периодам обучения (годам, семестрам или триместрам). Рекомендуется с помощью системы индексов или другим способом отметить модули (дисциплины), которые должны быть освоены студентом обязательно и в определенной по-
10
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
следовательности; модули, которые должны быть освоены студентом обязательно, но не обязательно в период обучения, отмеченный в основном (базовом)учебном плане; модули (дисциплины), которые студент может освоить на выбор из списка предложенных (элективы), и модули (дисциплины), которые студент может не осваивать (факультативы). В основном (базовом) учебном плане рекомендуется сформировать одно или несколько «окон мобильности », то есть выделить период обучения, в котором студенту будет наиболее удобно осуществить обучение в другом вузе (в том числе зарубежном), отметить те модули, который студент обязан освоить в своей образовательной организации, и те, которые возможно освоить в другой образовательной организации. Если программа будет реализовываться в сетевой форме, необходимо четко указать, какие модули, на каком периоде обучения и в какой организации должен будет осваивать студент.
В рабочем учебном плане указывается последовательность освоения модулей, курсовых учебных элементов, составляющих модули, дисциплин, а также порядок прохождения практик, аттестационных испытаний ГИА, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах и часов (академических или астрономических) контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для каждого модуля, курсового учебного элемента, дисциплины, практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся. Данный план должен быть полностью сопряжен с рабочими программами модулей и курсовых учебных элементов, составляющих модули, с рабочими программами дисциплин и практик. Рабочий план служит для составления расписания занятий, а также для расчета нагрузки преподавателей.
Индивидуальный учебный план студента определяет его индивидуальную
образовательную траекторию на период обучения или на весь срок обучения.
Десять шагов для разработки новых
и модернизации существующих образовательных программ
1. Определение востребованности программы. Обеспечение доступа к необходимым ресурсам.
• Проведите опросы заинтересованных сторон (работодателей, абитуриентов, студентов, преподавателей) для определения необходимости в разработке новой образовательной программы.
• Определите, вписывается ли данная программа в круг уже существующих направлений подготовки или требует открытия нового направления подготовки, либо является междисциплинарной программой.
• Оцените имеющиеся в вашем университете кадровые, материально-технические и финансовые условия с точки зрения возможности обеспечить реализацию новой программы. Если ресурсов недостаточно, изучите возможность реализовать программу в сетевой форме (с привлечением ресурсов других университетов, промышленных предприятий и(или) научных организаций).
2. Определение основных параметров программы, общих и профессиональных компетенций.
• Определите цель образовательной программы, обязательно связав ее с основной Миссией вашего университета.
• Установите общественную и личностную значимость программы, определите потенциальные области профессиональной деятельности выпускников программы.
• Определите ориентацию программы - академическую или практико-ориентированную (прикладную). Укажите основные виды деятельности выпускников программы (с учетом положений профессиональных стандартов в соответствующей области профессиональной деятельности). Определите направленность (профиль) программы.
Практика модернизации образования
11
• Определите взаимосвязь образовательной программы с другими образовательными программами в соответствующей образовательной области или Укрупненной группе направлений и специальностей высшего образования.
• Сформулируйте универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Если ваша образовательная организация работает на основе ФГОС, то соответствующий набор компетенций из ФГОС дополните компетенциями, обеспечивающими направленность (профиль) программы. Если ваша образовательная организация работает на основе самостоятельно устанавливаемыхобразовательных стандартов, обеспечьте максимальное участие потенциальных работодателей и(или) заказчиков программы в определении требуемого набора компетенций выпускников. Можете воспользоваться Ключевыми ориентирами для создания образовательных программ в данной предметной области, разработанными в проекте «Тюнинг Россия»).
• Опишите данные компетенции по уровням освоения (или этапам) и планируемым измеримым результатам обучения, например, путем составления «карты компетенций ». Для каждого результата обучения сформулируйте дескрипторы (показатели), показывающие успешность достижения обучающимся данного результата обучения. Это поможет вам в дальнейшем создать прозрачную систему оценивания успеваемости обучающегося и достигнутого им уровня развития компетенций (сформировать соответствующие фонды оценочных средств - ФОС).
3. Проектирование первого варианта структуры программы.
• Поставьте в соответствие каждому планируемому результату обучения (результаты обучения возьмите из «карт компетенций», составленных на предыдущем шаге) учебный элемент или образовательную технологию.
• Силами творческого коллектива, состоящего из методологов и потенциальных преподавателей программы, спроектируйте рабочий вариант структуры программы, оптимально объединив разные учебные элементы в модули образовательной программы, обеспечивающие достижение определенных уровней освоения компетенции, или в дисциплины, обеспечивающие «целостные» знания.
4. Определение объема (трудоемкости) основных компонентов программы, выраженного в зачетных единицах (кредитах).
• Примите решение, будете ли вы проектировать программу в модульном «европейском» формате (то есть будет ли каждый структурный элемент программы иметь одинаковый объем в зачетных единицах или объем, кратный заданному числу зачетных единиц).
• «Сверху» распределите количество зачетных единиц (кредитов), выражающее общий объем программы (например, объем программы бакалавриата со сроком освоения четыре года - 240 зачетных единиц, объем программы магистратуры со сроком освоения два года - 120 зачетных единиц), по всем компонентам программы, определенным вами на предыдущем шаге. «Сверху» означает, что вам следует максимально абстрагироваться от действующих учебных планов и сложившегося распределения учебной нагрузки по конкретным кафедрам и преподавателям. Нужно руководствоваться, во-первых, значимостью результатов обучения по заданному компоненту программы для достижения одной или нескольких компетенций, во-вторых, оценкой необходимого объема трудозатрат среднего студента на освоение данного компонента программы, в-третьих, принятым вами решениям о следовании (или не следовании) принципу равновеликости или кратности заданному числу зачетных единиц.
5. Определение методов преподавания и организации самостоятельной работы
12
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
обучающихся, образовательных технологий.
• Силами творческого коллектива, состоящего из методологов и потенциальных преподавателей программы, определите, какими методами и образовательными технологиями необходимо воспользоваться для развития у обучающихся заявленных в программе компетенций (как в целом по программе, так и по отдельным элементам программы).
• Предусмотрите широкий спектр методов преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся.
6. Определение видов и форм контроля (аттестации) обучающихся.
• Примите решение, будете вы применять балльно-рейтинговую систему контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся при освоении образовательной программы или нет.
• Определите формы и процедуры текущего контроля успеваемости (обязательный вид контроля, предусмотренный нормативными документами), промежуточной аттестации (обязательный вид аттестации по дисциплинам и курсовым учебным элементам модулей при завершении периода обучения), государственной итоговой аттестации (обязательный вид аттестации, завершающий освоение программы в целом), рубежного контроля (рекомендованный вид контроля, завершающий освоение модуля образовательной программы; имеет целью определение уровня освоения компетенций обучающихся по завершении освоения образовательного модуля, может проводиться в форме решения комплексной задачи, защиты курсовых работ и проектов, защиты исследовательской работы, составления портфолио обучающихся и др.; по срокам проведения может совпасть со временем проведения промежуточной аттестации).
• Определите, какие компетенции выпускников (из перечней универсальных, общепрофессиональных и профессиональ-
ных компетенций) вы будете выносить на государственную итоговую аттестацию (ГИА). Определите типы аттестационных испытаний и формы их проведения. Разработайте фонды оценочных средств для ГИА.
7. Уточнение объема (трудоемкости) каждого модуля в зачетных единицах (кредитах) и определение последовательности освоения модулей (составление основного (базового) учебного плана).
• На основе запланированных к применению образовательных технологий, методов преподавания и форм организации самостоятельной работы обучающихся, а также видов и форм контроля (аттестации) уточните объем (трудоемкость) каждого модуля, выраженный в зачетных единицах.
• Определите последовательность освоения модулей (курсовыхучебных элементов модулей) и распределите их по годам обучения (из расчета 60 зачетных единиц в год при очной форме обучения).
• Составьте основной (базовый) учебный план, в котором укажите ориентировочное распределение всех крупных элементов образовательной программы: модулей, дисциплин, практик, мероприятий итоговой аттестации (с указанием типа модулей и их объемов в зачетных единицах) по годам обучения. С помощью системы индексов или другим способом отметьте модули, которые должны быть освоены студентом обязательно и в определенной последовательности, модули, которые должны быть освоены студентом обязательно, но не обязательно в период обучения, отмеченный в основном (базовом)учебном плане, модули, которые студент может освоить на выбор из списка предложенных (элективы), и модули, которые студент может не осваивать (факультативы). Постарайтесь сформировать в основном (базовом) учебном плане одно или несколько «окон мобильности». Если программа будет реализовываться в сетевой форме, четко укажите, какие модули, на каком пери-
Практика модернизации образования
13
оде обучения и в какой организации должен будет осваивать студент.
8. Анализ составленного основного (базового) учебного плана на предмет обеспечения обучающимся возможности освоения требуемых компетенций в рамках проектируемой образовательной программы (запуск «обратной связи »).
• Проанализируйте составленный основной (базовый) учебный план, выбранные образовательные технологии, методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающегося, виды и формы контроля (аттестации) и убедитесь, что все заявленные в программе компетенции могут быть достигнуты студентом в случае добросовестного освоения образовательной программы (например, составьте матрицу соответствия всех запланированных результатов обучения (из «карт компетенций») структурным элементам основного (базового) учебного плана и образовательным технологиям).
• В случае выявления несоответствий между запланированными результатами обучения по всем элементам программы и заявленными компетенциями выпускника программы или несоответствия между запланированными результатами обучения по каждому элементу программы и его объему, выраженному в зачетных единицах, внесите необходимые коррективы в основной (базовый) учебный план или скорректируйте исходные параметры самой образовательной программы (шаг 2).
9. Разработка рабочих программ модулей, определение необходимого количества часов контактной работы студента с преподавателем и количества часов самостоятельной работы студента (по каждому модулю), составление рабочих учебных планов по каждому году обучения.
• Поручите преподавателям и методическим комиссиям разработать рабочие программы модулей и их учебно-методическое обеспечение в соответствии с запланированными для этого модуля результа-
тами обучения, объемом модуля (выделенным на модуль количеством зачетных единиц), отобранными образовательными технологиями, методиками преподавания и формами организации самостоятельной работы, видами и формами контроля (аттестации). В рабочей программе каждого модуля должны быть указаны объемы (в академических или астрономических часах) контактной работы студента с преподавателем и самостоятельной работы студента и соответствующие виды учебных занятий (для контактной работы - занятия лекционного или семинарского типа, групповые и индивидуальные консультации и др., для самостоятельной работы студента - небольшие исследовательские проекты, в том числе групповые, подготовка рефератов, кейсов и пр.). В рабочей программе каждого модуля должна быть подробно описана система оценивания успешности достижения студентом запланированных результатов обучения и приведены фонды оценочных средств.
• Составьте рабочий учебный план на первый год обучения (и проекты рабочих учебных планов на каждый последующий год обучения), в которых укажите последовательность освоения модулей, курсовых учебных элементов, составляющих модули, дисциплин, порядок прохождения практик, аттестационных испытаний ГИА, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, а также с указанием часов (академических или астрономических) контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для каждого модуля, курсового учебного элемента, дисциплины, практики укажите форму промежуточной аттестации обучающихся. Данный план должен быть полностью сопряжен с рабочими программами модулей и курсовых учебных элементов, составляющих модули, с рабочими программами дисциплин и практик.
10. Реализация образовательной про-
14
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
граммы, определение сбалансированности элементов программы, мониторинг и внесение изменений.
• Внедрение новой программы в образовательный процесс производите в соответствии с разработанным планом.
• Пользуйтесь методиками обратной связи и прогнозирования для определения сбалансированности элементов программы и внесения необходимых изменений.
• Производите регулярный мониторинг реализации программы и ее отдельных компонентов. используя анкеты для студентов и преподавателей.
• Убедитесь. что зачетные единицы распределены в соответствии с реальными трудозатратами студента. а также что программа может быть освоена в запланированные сроки.
• Используйте информацию. полученную в ходе проведения анкетирования и опросов. для улучшения программы.
Создайте и непрерывно улучшайте условия для реализации индивидуального подхода к обучению каждого студента. введите систему формирования индивидуальных учебных планов для каждого студента (в том числе - студентов бакалавриата). используйте современные образовательные технологии и системы оценивания: балльно-рейтинговую систему оценивания достижений студентов. систему формирования портфолио каждого студента и другие.
В завершение информируем читателя о том. что по заданию Минобрнауки России в 2014 г. АКУР создала информационноаналитический и консультационно-методический центр содействия интеграции России в Европейское пространство высшего образования (головной центр - на базе экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. партнеры - более 10 региональных университетов. в том числе пять федеральных университетов). Среди основных задач созданной сетевой структуры -
распространение лучших практик образовательных организаций по решению задач гармонизации отечественного образования с общеевропейским. оказание консультационно-методической помощи разработчикам ООП и ПООП в формировании образовательных программ в кредитно-модульном формате. в выявлении требуемых компетенций выпускников на основе исследования рынка труда. в составлении «карт» универсальных и общепрофессиональных компетенций и т.д.
Центр приглашает к сотрудничеству российские и европейские университеты.
Литература
1. Karavaeva Y.V., Kovtun Y.N. Adapting the
Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education // Tuning Journal for Higher Education ISSN: 2340-8170. Issue No. 1. November 2013.
2. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова
М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах// Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3-13.
3. Руководство по использованию ECTS (2009)
(в переводе на русский язык). URL: http:/ /www.umo.msu.ru/ docs/EPVO/ECTS_ RUS.pdf
4. Дюкарев И.А., Котлобовский И.Б., Кара-
ваева Е.В., Демчук А.Л., Телешова И.Г., Эченикэ В.Х., Ульянова М.Е. О проекте «Тюнинг Россия» // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 78-87.
5. На пути к сопоставимости программ выс-
шего образования. Информационный обзор (Под ред. И. Дюкарева. Е. Караваевой. А. Демчука. П. Бенейтоне. Х. Гонсалес и Р. Вагенара). Бильбао: Университет Деусто (Deusto University Press. ISBN: 97884-15772-32-3). 2013. 198 ^URL: http:// tuningrussia.org/index.php?option=com_ content&view=article&id = 116&Itemid = 152&lang=ru
Практика модернизации образования
15
Автор:
КАРАВАЕВА Евгения Владимировна - канд. физ.-мат. наук, доцент, заместитель проректора, МГУ им. М.В. Ломоносова, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России (АКУР), karavaevamsu@mail.ru
KARAVAEVA E.V. RECOMMENDED PROCEDURE FOR HIGHER EDUCATION PROGRAMS DESIGN
Abstract. The article proposes an algorithm for the development of educational programs of higher education in Russia, adapted from the “Tuning” methodology for the European educational standards. New possibilities for the development of modular educational programs are analyzed, taking into account new “framework” federal state educational standards (FSES 3+, and in future FSES-4).The article provides practical recommendations on the application of the competencies approach in the development and implementation of the educational programs of higher education.
Keywords: educational programs of higher education, competencies, expected results of the education, modules, credit units, European Credit Transfer System, “Tuning”methodology, federal state educational standards in Russia (FSES 3+)
References
1. Karavaeva E.V., Kovtun Y.N. (2013) Adapting
the Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education, Tuning Journal for Higher Education, no. 1.
2. Karavaeva E.V., Teleshova I.G., Ul’yanova
M.E., Echenike V.J. (2013) [Applicability of the methodological principles of European education at Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia].No. 1, рp. 3-13. (In Russ., abstract in Eng.)
3. ECTS Users’ Guide (2009). Available at: http:/
/ www.umo.msu.ru/ docs/EPVO/ECTS_ RUS.pdf (In Russ.)
4. Dyukarev I.A., Kotlobovskiy I.B., Karavaeva
E.V., Demchuk A.L., Teleshova I.G., Echenike V.J., Ul’yanova M.E.(2013) [On the “Tuning Russia” project]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 89, рp. 78-87. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Demchuk A., Dyukarev I., Karavaeva E., Pablo Beneitone, Julia Gonzalez and Robert Wage-naar (eds) (2013) Na puti k sopostavimosti programm vysshego obrazovaniya. Informa-tsionnyy obzor [Towards Comparability of Higher Education Programmes. Information Review]. Bilbao: Deusto University Press, 198 p. Available at: http://www.deusto-publicaciones.es/index.php/main/libro/ 1023/es
Author:
KARAVAEVA Evgeniya V. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., Deputy Pro-rector, Lomonosov Moscow State University, Executive Director, Association of the Classical Universities in Russia (ACUR), Moscow, Russia, karavaevamsu@mail.ru