Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮВЕНОЛОГА'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮВЕНОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА / КОМОРБИДНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенькова А.И.

Кардинальные общественные изменения, произошедшие за последние годы, которые определили высокую социальную нагрузку на женщин требуют согласованной работы специалистов различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮВЕНОЛОГА»

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 618.179

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮВЕНОЛОГА

Семенькова А.И.,

врач акушер-гинеколог БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2»

Кардинальные общественные изменения, произошедшие за последние годы, которые определили высокую социальную нагрузку на женщин требуют согласованной работы специалистов различного профиля.

Ключевые слова: половое развитие, менструальный цикл, дефицит массы тела, коморбид-ные психические расстройства

Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов (ВОЗ). Репродуктивное здоровье начинает формироваться с раннего возраста. Половое созревание или пубертат — сложный процесс формирования репродуктивной функции женского организма, завершающийся способностью к воспроизведению потомства. Пубертат начинается с 7-9 лет и заканчивается в 17-19 лет [5]. В течение пубертатного периода выделяют: препубертат (от 7-9 до 10-11 лет), I фазу (от 10-11 до 12-14 лет), II фазу (от 12-14 до 17-19 лет) [5]. В препубертате под влиянием половых гормонов и соматотропного гормона происходит скачок роста и появляются первые признаки феминизации фигуры. Начало I фазы периода полового созревания у девочки знаменуется развитием молочных желез. Затем с интервалом 1-1,5 года последовательно появляются половое оволосение лобка и менструации [5]. Появление менструаций служит сигналом начала подготовки организма девочки к деторождению [5]. Нормальный менструальный цикл длится 24-38 дней с длительностью менструаций 4-8 дней, безболезненный, с кро-вопотерей 20-80 мл [1,2,5]. На первичном приеме очень важно оценить характер менструальной функции, выяснить какой образ жизни ведет пациентка, вредные привычки, особенности ее пищевого поведения, где учится, занимается ли физической культурой и спортом, наличие неблагоприятных бытовых условий, не испытывала ли за последнее время острый или хронический стресс. Частота нарушений

менструальной функции, как основного клинического проявления патологии пубертата, у девушек подросткового возраста неуклонно растет[6]. Эпидемиологические исследования указывают на то, что женщины примерно в 2 раза чаще страдают тревожно-депрессивными расстройствами, в стрессовых ситуациях наиболее склонны к интрапунитивным реакциям, чрезмерно считая себя ответственными за неблагоприятный исход, что приводит к срывам адаптационных механизмов[3,4]. С учетом влияния стрессового прессинга на менструальные циклы женщины возможны присоединение дисменореи, олиго- или аменореи, утяжеление синдрома предменструального напряжения [8]. Поэтому очень важно оценить эмоциональное состояние пациентки, установить психологический контакт с ней и своевременно внедрить консультативную психиатрическую помощь и психотерапию. Традиционно внимание исследователей при изучении влияния массы тела на становление и реализацию функции женской репродуктивной системы привлекает ожирение [9]. Между тем среди современных подростков и молодых женщин значительно более распространен дефицит массы тела [10]. Дефицит массы тела оказывает существенное негативное влияние на становление менструальной функции у девушек, прежде всего на возраст менархе, темпы становления менструальной функции и его характер [11]. Таких пациенток целесообразно вести совместно с эндокринологами и диетологами. Кардинальные общественные изменения, произошедшие за последние годы, которые определили высокую социальную нагрузку на женщин, пандемия, которая изменила образ жизни людей, добавив тревожность и

депрессию, бремя метаболического синдрома и борьбы с ним, привели к длительным стрессовым нагрузкам, ухудшению соматических заболеваний и требуют согласованной работы специалистов различного профиля.

Вывод

Более тщательный сбор анамнеза у пациенток с нарушениями менструального цикла, установление психологического контакта между врачом и пациентом при первичном осмотре, своевременная диагностика коморбидных психических расстройств, полное и систематическое обследование совместно со смежными специалистами улучшит репродуктивную функцию девочек-подростков.

Литература

1. Репродуктивное здоровье: учебное пособие/ Под.ред. В.Е.Радзинского. — М.: Изд-во РУДН, 2011. - 727 с.

2. Мелмед, Ш., Ларсен, Р.П., Полонски, К.С. Репродуктивная эндокринология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 504 с.

3. Мартынихин, И.А. Эпидемиология, особенности и специфические факторы риска расстройств депрессивного и тревожного спектра у женщин // Женское психическое здоровье. От истерии к гендерно-сенситивному подходу / под ред. Н.Г. Незнанова, А.В. Васильевой. — СПб.: Алеф-Пресс, 2018. — 304 с.

4. Насырова, Р.Ф. Психическое здоровье женщин с гинекологической патологией (клинико-пато-генетический, социально- психологический и реабилитационный аспекты) // Женское пси-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №4 2020

хическое здоровье. От истерии к гендерно-сен-ситивному подходу/ под ред. Н.Г. Незнанова,

A.В. Васильевой. — СПб.: Алеф-Пресс, 2018. — 304 с.

5. Очерки эндокринной гинекологии / под ред.

B.Е. Радзинского. — М.: редакция журнала StatusPresens, 2020. — 576 с.

6. Лебедев, Т.В. Современные аспекты репродуктивного здоровья девочек и девушек/ Т.Б. Лебедев, А.Н. Баранов//Журнал акушерства и женских болезней. — 2007. — № 4. — С. 66-73.

7. Долгих, В.В. Медико-социальные аспекты нарушения ритма менструаций у подростков (обзор литературы)/ В.В. Долгих, Е.Е. Храмова// Репродуктивное здоровье детей и подростков. -2009. - №3. - С. 50-59.

8. Васильева, А.В., Караваева, Т.А., Полторак, С.В. Затяжные формы невротических расстройств: клинико-психопатологические аспекты и вопросы терапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -2012. - №4. - С. 81-88.

9. Kilin, Н.Е., Bourguignon, J.P. True of central precocious puberty//curr. Ther. Endocrinol. Metab. - 1994. - №5. - Р.7-11.

10.Абдуллаева, В.О. Особенности формирования репродуктивного здоровья у девушек-подростков с дефицитом массы тела: автореф. дис. к.м.н. - М., 2009.

11.Хамошина, М.Б., Абдуллаева, Р.Г., Хасханова, Л.С., Шишкин, Е.А. Особенности становления менструальной функции девушек-подростков при дефиците массы тела// Вестник РУДН. Сер. «Медицина. Акушерство и гинекология.» -2009. - №5. - С.116-122.

© Семенькова А.И. 2020,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.