Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход в подготовке молодых специалистов'

Междисциплинарный подход в подготовке молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛИНИЧЕСКИЕ ОРДИНАТОРЫ / INTERDISCIPLINARY APPROACH / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / CLINICAL INTERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарукова О.В., Губанов В.С., Охапкина Л.П.

Современный период развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. В системе высшего образования формирование профессиональных компетенций специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины в различных областях знаний обеспечивается междисциплинарными образовательными программами. На современном этапе задачи профессионального образования в сфере лечебной физкультуры и спортивной медицины связаны с разработкой эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной саморегуляции, способного к результативной профессиональной деятельности и самостоятельному инновационному труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern period of development of education in Russia is characterized by intensification of processes of modernization. In higher education, the formation of professional competence of specialists in physical therapy and sports medicine in the various areas of knowledge is provided by interdisciplinary educational programs. At the present stage problems of professional education in the field of medical physical culture and sports medicine are associated with the development of effective strategies of training, ready for personal self-regulation, capable for effective professional work and independent innovation work.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход в подготовке молодых специалистов»

УДК 615.825:378.147

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Сухарукова О.В., Губанов В.С., ОхапкинаЛ.П.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28.

Резюме. Современный период развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. В системе высшего образования формирование профессиональных компетенций специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины в различных областях знаний обеспечивается междисциплинарными образовательными программами.

На современном этапе задачи профессионального образования в сфере лечебной физкультуры и спортивной медицины связаны с разработкой эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной саморегуляции, способного к результативной профессиональной деятельности и самостоятельному инновационному труду.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, высшее профессиональное образование, клинические ординаторы.

INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE TRAINING OF YOUNG SPECIALISTS Sukharukova O.V., Gubanov V.S., Okhapkina L.P.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019.

Summary.The modern period of development of education in Russia is characterized by intensification of processes of modernization. In higher education, the formation of professional competence of specialists in physical therapy and sports medicine in the various areas of knowledge is provided by interdisciplinary educational programs.

At the present stage problems ofprofessional education in the field of medical physical culture and sports medicine are associated with the development of effective strategies of training, ready for personal self-regulation, capable for effective professional work and independent innovation work. Keywords: interdisciplinary approach, higher professional education, clinical interns.

Специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина» на современном уровне интегрировала во многие разделы медицины и обозначила широкий диапазон деятельности, начиная с сохранения здоровья людей и мер по предупреждению заболеваний и завершая медицинской реабилитацией на всех ее этапах восстановительного лечения [1]. Переосмысление роли лечебной физкультуры в системе реабилитации определяют новые требования к

подготовке молодых специалистов (клинических ординаторов).

В современных условиях специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в реабилитации кардиологических,

пульмонологических, неврологических и травматологических больных,

формировании здорового образа жизни, а также в подготовке спортсменов к

достижениям высоких спортивных результатов.

Основная профессиональная

образовательная программа высшего образования «Лечебная физкультура и спортивная медицина» является нормативно-методическим документом, регламентирующимсодержание и

организационно-методические формы обучения по данной специальности. Она обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебным планом. Для подготовки специалиста в современных условиях в программу обучения ординатора включены следующие модули: медицинский массаж, физиотерапия, неврология, травматология и ортопедия, знание которых необходимо в дальнейшей практической работе в сфере восстановительной медицины.

В Смоленском государственном медицинском университете обучение молодых специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины проходит по образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в клинической ординатуре на кафедре физической культуры, ЛФК и спортивной медицины. Изучение всех этапов медицинской реабилитации

осуществляется на клинических базах кафедры: ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Смоленска и ОГАУЗ «Смоленский областной врачебно-физкультурный

диспансер».

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих

профессиональное обучение и

профессиональную подготовку, в настоящее время связана с реализацией компетентностного подхода, в котором определяющим является совокупность знаний, умений, и, что очень важно, способность применить знания в профессиональной практической

деятельности [2]. Задачи программы обучения включают совершенствование знаний, приобретение умений, навыков,

профессиональных компетенций по данной специальности [3].

Профессиональная подготовка

молодого специалиста начинается с методически последовательного изучения теоретических основ лечебной

физкультуры и спортивной медицины, клинико-физиологического обоснования использования методов, систематизации физических упражнений, изучения частных методик ЛФК, биомеханики движений, биохимии мышечной деятельности и их клинической реализации. Ординаторы обучаются методам медицинской реабилитации в различных областях медицины. На лекциях и практических занятиях освещаются актуальные вопросы использования новых технологий в восстановительной медицине,

информационно-обучающих программ в реабилитационном процессе для приобретения профессиональных

компетенций.

В педагогическом процессе в качестве наглядного материала нами используются мультимедийная техника, электронные контролирующие и обучающие тесты, интернет-ресурсы, методические, учебные пособия, тренажеры. На практических занятиях ординаторами отрабатываются частные методики лечебной физкультуры, функциональные пробы для получения наиболее полной и всесторонней информации об эффективности

реабилитационного процесса, оценке состояния здоровья, показателях физической и умственной

работоспособности. В дальнейшем, усвоенные методики внедряются в практику лечения больных на различных этапах медицинской реабилитации. На основе полученных теоретических и практических знаний специалист может оказать квалифицированную

профилактическую и реабилитационную помощь для сохранения здоровья лицам и больным со сниженными

функциональными резервами организма.

Важной задачей в педагогическом процессе является разработка

оптимальных методов самостоятельной

работы. Она осуществляется при составлении и отработке методик лечебной физкультуры, написании аттестационных работ, рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях по внедрению новых технологий и методик в практическое здравоохранение.

В конце освоения отдельных модулей программы подводятся итоги в виде зачета и экзамена, компьютерного тестирования со сдачей практических навыков по специальности.

Таким образом, профессиональная подготовка ординатора по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» основана на современных инновационных технологиях, которые способствуют повышению качества образования специалиста. Компетенции, приобретаемые клиническими

ординаторами в процессе овладения профессией, перестают быть простым набором психофизиологических функций и свойств, необходимых для выполнения конкретных видов профессиональной деятельности, а становятся

универсальными характеристиками

личности специалиста по

реабилитационной медицине,

согласующимися с объективными изменениями содержания и характера его труда в современных условиях.

Литература

1. Гаврилова Е.А. Подготовка спортивных врачей в системе последипломного образования // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 4. - С. 59-62.

2. Гринченко Е.Л. Анализ состояния проблемы совершенствования студентов медицинского вуза в свете компетентностного подхода / Е.Л. Гринченко // Актуальные проблемы современной науки. - 2012. - №1 (63). - С. 48-51.

3. Ходжаян А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузет / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. - № 11 (часть 1). - С. 149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.