Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНыЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНыЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ПОВЕДЕНИЕ / БИБЛИОТЕКАРЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Езова Светлана Андреевна

Излагаются результаты исследования и построения типов поведения библиотекарей и читателей в библиотеках разных типов и видов в Улан-Удэ, Чите, Иркутске. Предлагается психологическая типология библиотекарей как основа для помощи библиотекарям в осознании особенностей своего типа поведения, критической самооценке, формировании мотивации к самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНыЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ»

Методология НИР :

УДК 159.9 : 02 ББК 88.4

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ

БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ

© С.А. Езова, 2007

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Излагаются результаты исследования и построения типов поведения библиотекарей и читателей в библиотеках разных типов и видов в Улан-Удэ, Чите, Иркутске. Предлагается психологическая типология библиотекарей как основа для помощи библиотекарям в осознании особенностей своего типа поведения, критической самооценке, формировании мотивации к самосовершенствованию.

Ключевые слова: психологические типы, поведение, библиотекарь.

Профессиональное поведение библиотекаря, его взаимоотношения с читателем характеризуются множеством признаков, на основе которых можно выстроить различные типологии библиотекарей. Эти типологии имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Они помогут библиотекарям осознать особенности своего типа поведения, критически взглянуть на себя, сформировать мотивации к самосовершенствованию. В средней и высшей библиотечной школе, в системе повышения квалификации библиотекарей типологии поведения библиотекарей могут служить инструментом для подготовки и переподготовки кадров в ракурсе распознавания ими своего типа поведения и обучения оптимальным типам профессионального поведения.

Однако, как справедливо замечает Н.С. Карташов, один из недостатков библиотековедения -это слабое применение типологических подходов. По его мнению, это связано с тем, что в библиотековедении пока работают люди с преимущественно эмпирическим складом мышления, в их работах преобладает фактологический материал. Мнение

Н.С. Карташова [1] можно в полной мере распространить и на интересующую нас область изучения. В статье делается попытка осветить различные пути обращения к междисциплинарному подходу в целях исследования и построения типов поведения библиотекарей и читателей в библиотеках разных типов и видов в Улан-Удэ, Чите, Иркутске.

Главным в использовании типологии был научный поиск объективных типообразующих признаков, которые отражают значимые, существенные стороны профессионального поведения библиотекаря. Это оказалось возможным на стыке

психологии и библиотековедения, где психология выступала фундаментальной базой поиска.

Кратко рассмотрим различные аспекты обращения к психологии в целях изучения психологических типов поведения библиотекарей и читателей.

1) Прогнозирование на концептуальном уровне психологических типов поведения библиотекаря.

Так как Я-концепция личности (совокупность представлений индивида о себе) является «важным фактором организации психики и поведения человека» (Р. Бернс), мной была сделана попытка построить типологию профессионального поведения библиотекаря, положив в основу типологии такие важнейшие критерии Я-концепции с точки зрения Р. Бернса, как самооценка и уверенность в компетенции, и представить ее графически следующим образом:

IV тип Высокая самооценка I тип

Не ПК ПК

(Неуверенность в 0 (Уверенность в

проф. компетентности) проф. компетенции)

III тип Низкая самооценка II тип

В каждой четверти системы координат представлен прогнозируемый тип поведения библиотекаря. Характеристика всех типов отражает результаты наблюдений за поведением библиотекарей в отделах обслуживания фундаментальной библиотеки Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств [2].

Наряду с Я-концепцией взаимодействие личности обусловлено не в меньшей степени и системой ее представления о партнере по общению, которую по аналогии целесообразно считать «Вы-концепцией», т.е. направленностью личности на партнера, умением понимать его психическое состояние, выбирать адекватную тактику поведения.

Таким образом, исходя из сказанного, взаимодействие библиотекаря и читателя в сфере обслуживания, эффективность профессионального поведения библиотекаря обусловлены сформирован-ностью его «Я»- и «Вы»- концепциями, которые положим в основу психологической типологии поведения библиотекаря и представим в системе координат:

IV тип Положительная Я-концепция I тип

Отрицательная 0 Положительная

Вы-концепция Вы-концепция

III тип Отрицательная Я-концепция II тип

В каждой четверти системы координат располагается прогнозируемый тип поведения библиотекаря. В дальнейшем при их изучении использовали тестирование.

2) Психологические типы поведения людей, их психологические основания послужили методологической базой для построения типов поведения библиотекарей и читателей. Знакомство с работой

Э. Шострома, его типологией поведения людей (манипуляторы и актуализаторы) подсказало решение о целесообразности использования ее для изучения и систематизации данных опроса о профессиональном поведении библиотекарей Национальной библиотеки Республики Бурятия в интерпретации читателей-студентов. В итоге выявлены два ярко выраженных типа библиотекаря: манипулятор и актуализатор [3].

Библиотекарь-манипулятор относится к читателям (по их оценке) как к предмету, держит с читателем дистанцию, что не способствует пониманию читателей, умению их выслушивать. Он стремится лишь к полуконтакту из-за боязни, что читателю приоткроется его профессиональная некомпетентность, невысокий интеллект, отсутствие духовных интересов, нелюбовь к профессии, чтению, к читателям, равнодушие, безответственность и др. Среди манипуляторов библиотекари с завышенной или заниженной самооценкой. Они не оставляют за читателем право на критику, замечания в свой адрес.

Библиотекарь-актуализатор относится к читателю как к субъекту, видит в нем равноправного

партнера по общению, он в состоянии понять, выслушать и посочувствовать читателю. У актуали-затора более тесные контакты с читателями, его воспринимают как помощника, хорошего друга, советчика. Он способен и склонен к полноценному контакту, который предполагает взаимообмен взглядами, мнениями, оценками на литературу, искусство, проблемы жизни, он имеет свой взгляд, свою неординарную оценку, умеет выразить себя, свою индивидуальность, чем и привлекает внимание читателя. Актуализатор - личность, работающая над собой: читателям импонируют эрудированные, начитанные библиотекари. Библиотекарю присуще доверие, открытость во взаимодействии с читателями, о проявлении которых можно судить по данным читателями характеристикам.

Рассмотрение следующих типов поведения библиотекарей обогащает представление об актуа-лизаторах и манипуляторах.

На путь поиска типообразующих признаков натолкнули работы Лилиан Гласс «Вредные люди», «Полезные люди». Появилась идея изучить специфику проявления качеств вредных и полезных людей у библиотекарей и пользователей [4, 5].

Уточнение искомых понятий «вредный», «полезный» шло по словарям О. Даля, С. Ожегова, работам Л. Гласс. Типообразующим признаком «вредного» библиотекаря, пользователя стало следующее: библиотекарь, пользователь, доставляющие дискомфорт друг другу и окружающим в библиотеке.

В словаре С. Ожегова услуга (а ведь деятельность библиотекаря направлена на оказание библиотечных услуг пользователю) интерпретируется как действие, приносящее пользу, помощь другому. Критерии полезного человека с точки зрения Л. Гласс: кто делает другому хоть немножко лучше, кто поднимает настроение, придает уверенность, кто пробуждает в человеке лучшее, кто помогает человеку «осознать свой внутренний потенциал» и др. - взяты в качестве логического основания при выявлении полезных библиотекарей и пользователей.

Эти типообразующие признаки определили выбор методов исследования: анкетирование, интервью и трансактный анаше (изучались подарки, которые «дарят» полезные библиотекари и пользователи Состоянию Эго Ребенка друг друга, и «дразнилки», которые используют вредные библиотекари и пользователи в отношении Состояния Родителя друг друга).

3) Построение следующей типологии основывалось на интеграции типообразующих признаков, разработанных в библиотековедении и психологии.

Решение проблемы оптимизации библиотечного общения лежит в русле изучения типов библио-

текарей и читателей - партнеров по взаимодействию. При выборе типообразующих признаков я исходила из того, что деятельность библиотекаря и читателя эффективны, если библиотекарь владеет профессиональной и социально-психологической компетенцией, а читатель - читательской и социально-психологической компетенцией. Далее требовалось уточнить искомые понятия, памятуя о том, что высокая степень их детализации сделает исследование тяжеловесным и практически нереальным.

Для выделения типов библиотекарей (исследование методом наблюдения проводилось в отделах обслуживания в ЦБС г. Улан-Удэ) использовали критерии профессиональной компетенции - знания, умения, навыки по удовлетворению читательских потребностей и вооружению читателей способами удовлетворения своих потребностей, т. е. воспитанию культуры чтения.

Критериями читательской компетенции пользователей, обслуживаемых в ЦБС, выбраны: владение культурой чтения, т. е. вооруженность средствами удовлетворения своих читательских потребностей.

Было введено ограниченное количество критериев, касающихся социально-психологической компетенции библиотекарей и читателей, которые существенны для типизации и в то же время относительно легко выявляемы в процессе наблюдения за библиотекарями и читателями. Опираясь на большой круг печатных источников по психологии общения, сочли целесообразным взять за основу социально-психологической компетенции два качества: доброжелательность и общительность, которые, в свою очередь, были подвергнуты опера-ционализации. В итоге было выявлено по восемь

типов библиотекарей и читателей, дана их сравнительная характеристика [6].

Таким образом, обращение к междисциплинарному подходу в изучении и построении типологий повысило методологический, концептуальный уровень библиотековедческих исследований, углубило выявление сущности каждого изученного типа, обеспечило наглядное, образное восприятие каждого типа, существенных различий между типами, специфику каждого изученного типа; способствовало выбору оптимальных методов изучения типологии. Междисциплинарный подход можно использовать в целях прогнозирования типов поведения библиотекарей и читателей. Он вооружает исследователя способами проникновения в механизмы функционирования типов, формирует объективный и целостный взгляд на изучаемые явления.

Список литературы

1. Карташов, Н. С. Методы классификации библиотек: дихотомия и типология // Библиография. - 2000. -№ 1. - С. 62-71.

2. Езова, С. А. Профессиональное поведение библиотекаря в ракурсе психологии // Формирование и развитие положительной Я-концепции библиотекаря (социально-психологический тренинг) / С. А Езова. -Улан-Удэ, 1995. - С. 10-17.

3. Езова, С. А. Библиотекарь-манипулятор, актуализатор // Там же. - С. 63-67.

4. Езова, С. А. Вредные библиотекари, вредные пользователи // Науч. и техн. б-ки. - 1998. - № 6. - С. 34-41.

5. Езова, С. А. Полезные пользователи, полезные библиотекари // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 5. -С. 27-32.

6. Езова, С. А. О типологии библиотекарей и читателей // Библиотечное общение / С. А. Езова. - Улан-Удэ, 1990. - С. 28-32.

Материал поступил в редакцию 1.03.2007 г.

Сведения об авторе: Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор, декан библиотечноинформационного факультета, академик Международной академии информатизации при ООН, тел.: (3012) 23-50-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.