Научная статья на тему 'Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании'

Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА КООРДИНАТ / ПОВЕДЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Езова Светлана Андреевна

Излагаются возможности декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания типов различных социальных феноменов. Описано применение данного метода для иллюстрации типов поведения библиотекарей в этико-психологическом ракурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании»

Методология НИР

УДК 159.9 : 02 ББК 88.4+78.30

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКАРТОВОЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ В ПРИКЛАДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

© С.А. Езова, 2GG?

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Излагаются возможности декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания типов различных социальных феноменов. Описано применение данного метода для иллюстрации типов поведения библиотекарей в этико-психологическом ракурсе.

Ключевые слова: система координат, поведение библиотекарей, прикладные исследования.

Система координат опробована на библиотечно-информационном факультете Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в целях: 1) дать иллюстрации типов поведения библиотекарей в этикопсихологическом ракурсе при изучении авторских курсов «Библиотечное общение», «Профессиональная этика» (этот аспект освещен в книге Езо-вой С.А. «Культура общения библиотекаря» и ее статьях в специальной печати») и 2) вооружить студентов эффективным способом диагностики типов поведения библиотекарей-читателей в библиотечно-информационной деятельности при изучении курса «Основы научных исследований»; этому аспекту и посвящен данный материал.

Декартову прямоугольную систему координат следует рассматривать не в качестве частнонаучного метода или узкопроцедурной методики, а как универсальное средство распознавания типов различных социальных феноменов, в частности типов поведения (деятельности) личности.

В литературе по педагогике, психологии встречается использование системы координат, но крайне редко и не в целях проведения прикладного научного исследования.

На мысль исследовать в наглядной форме различные взаимозависимости, определяющие типы поведения библиотечных специалистов, навел инструмент, с помощью которого психологи Джо Луфт и Гарри Ингэм изучали соотношение между самораскрытием личности и обратной связью во взаимодействии и который был назван Окном Джогари [1, с. 129-131].

За основу изучения взаимосвязей и взаимозависимостей нами была использована прямоугольная декартова система координат. Для ее заданно-сти на плоскости были указаны две взаимно-

перпендикулярные прямые, на каждой из которых выбрано положительное направление осей координат: первая х - ось абсцисс, вторая у - ось ординат. Точка О пересечения осей координат является началом системы координат (рис. 1).

На осях х и у располагаем взаимозависимые признаки. Нумерация четвертей (квадрантов) определялась по часовой стрелке (классический вариант - против часовой стрелки). Отрезки символически отражают примерную длину выраженности в той или иной четверти взаимозависимых признаков. На их пересечении фиксируется вектор взаимосвязи изучаемых признаков в каждой четверти, а четверть (квадрант) отражает тип, полученный в результате логических операций с объектом изучения [2, с. 10].

Далее обратимся к уточнению исходного понятия типологии (греч. typos - отпечаток, образец) -т.е. научному методу, в основе которого лежит

расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа [3, с. 398].

В системе координат можем представить только две пары признаков объекта, например в коммуникационной компетенции в соответствии с трактовкой Б. Спицберга выделяем ее признаки: достижение в коммуникации (общении) цели, соответствие коммуникации ситуации [1, с. 26].

В том случае, когда объект, например «культура общения», многомерен, расчленяем его на шесть парных признаков и соответственно каждую пару представляем в системе координат.

Выбор логического основания (признаков) для системы координат может носить гипотетический характер (исключение составляют взятые для изучения апробированные в науке основания тех или иных объектов).

В качестве примера использования системы координат в прикладном исследовании рассмотрим применение фундаментального принципа коммуникации американского эксперта Пауля Вацла-вика (в интерпретации Веры Ф. Биркенбиль): общение между людьми осуществляется на двух уровнях: на уровне содержания и на уровне отношений, причем последний определяет первый [4].

Осознание этих уровней общения во взаимоотношениях библиотекаря и читателя - это путь к совершенствованию их взаимодействия. Обратимся к рис. 2. На оси х расположим уровень содержания, на оси у - уровень отношений.

IV у ' Невключение содержания в общение 1 I Положительные отношения между библиотекарем и читателем

/ Б1Ч1 (библиотекаря и читателя) Включение содержания в общение

О III х Отрицательные отношения между библиотекарем и читателем II

Рис. 2.

В I четверти библиотекарь выходит на содержательный уровень общения, который обусловлен уровнем положительных отношений.

Во II четверти негативные отношения не способствуют содержательному общению.

В III четверти происходит выяснение отношений, отсутствует выход партнеров на содержательную беседу.

В IV четверти отношения общающихся положительные, но у них отсутствует потребность в содержательном общении.

Перечисленные гипотетически выстроенные характеристики способствуют разработке формулировок вопросов для анкетирования или интервьюирования, а также выдвижению гипотез о процентном соотношении типов поведения библиотекарей в каждой четверти.

Читатель опрашивается после его взаимодействия с библиотекарем в библиотеке конкретного типа, вида.

Вопросы включают варианты ответов, в соответствии с которыми можно определить констатируемые читателями типы поведения библиотекарей. Например:

Каким было отношение библиотекаря к Вам в процессе обслуживания?

1. Положительное, как к равному партнеру.

2. Пренебрежительное, свысока.

3. Безразличное.

4. Заискивающее.

5. Другой вариант.

Ваше отношение к содержательной стороне взаимодействия с библиотекарем?

1. Общение было содержательным (о прочитанной книге, о новинках и т. п.).

2. Библиотекарь до конца не дослушал меня, в результате неточно выполнил запрос, вследствие чего отношения испортились.

3. Общение свелось к выяснению отношений с библиотекарем (в этом виноваты две стороны, одна сторона) по поводу моей задолженности, его плохого настроения, пассивности библиотекаря и т. д.

4. Не общались, так как мне нужно было только сдать книгу (взять книгу).

5. Другой вариант.

В зависимости от ответов на данные вопросы, а также на контрольные к ним становится возможным определение типа поведения библиотекаря с данным читателем в той или иной четверти.

При отборе репрезентативного материала в системе координат в каждой четверти вырисовывается процентное соотношение типов поведения библиотекарей, причем каждый тип поведения обретает качественную характеристику, обогащенную за счет свободно формулируемых читателями вариантов ответов на полузакрытые вопросы.

Систему координат можно использовать при сборе данных методом наблюдения, соответственно в карточке наблюдения отражаются признаки, на основе которых гипотетически выстроены характеристики в каждой четверти координат и которые фиксируются в процессе наблюдения за поведением библиотекарей (читателей) в ходе обслуживания.

В заключение отмечу, что использование системы координат повышает теоретический уровень осмысления проблемы исследования, обогащает терминосистему библиотековедения, способствует выходу исследователя на уровень типологического анализа.

Список литературы

1. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -320 с. - (Серия «Главный учебник»).

2. Математическая энциклопедия / гл. ред. И. М. Виноградов. Т. 3. КОО-Од. - М. : Сов. энцикл., 1982. -1184 стб., ил.

3. Юзвишин, И. И. Энциклопедия информациологии : учеб. пособие / И. И. Юзвишин ; под ред. А. М. Прохорова. - М. : Междунар. изд-во «Информациоло-гия», 2000. - 467 с.

4. Биркенбиль, Вера Ф. Коммуникационный тренинг: наука общения для всех : пер. с нем. Н. Чунеева / Вера Ф. Биркенбиль. - М. : ФАИР-ПРЕСС. - 2002. - 228 с.

Материал поступил в редакцию 9.04.2007 г.

Сведения об авторе: Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор, декан библиотечноинформационного факультета, академик Международной академии информатизации при ООН, тел.: (3012) 23-50-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.