Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЭКСПЕРТИЗ, ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОТОРЫХ ВЫСТУПАЕТ АКТ КОММУНИКАЦИИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЭКСПЕРТИЗ, ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОТОРЫХ ВЫСТУПАЕТ АКТ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Анна Сергеевна

В статье излагается позиция автора относительно возможностей комплексной психолого-лингвистической экспертизы при анализе актов коммуникации с участием несовершеннолетних, в которых реализована импликация темы разговора либо применены средства языковой маскировки. Поскольку объектом комплексных психолого-лингвистических исследований являются продукты речи, ключевым звеном выступает лингвистика и ее прикладные аспекты; автором же формулируются критерии, при наличии которых целесообразно назначение именно комплексной психолого-лингвистической экспертизы. Обусловливается необходимость расширения круга дел, по которым назначается комплексная психолого-лингвистическая экспертиза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTERDISCIPLINARY APPROACH IN CONDUCTING FORENSIC EXPERTISE FOR CRIMINAL CASES INVOLVING MINORS, THE OBJECT OF THE EXAMINATION BEING THE ACT OF COMMUNICATION

The article presents the author’s position on the possibilities of comprehensive psychological and linguistic expertise while analyzing the acts of communication involving minors, in which the implication of the topic of conversation is implemented or the means of language concealment are used. Since the object of complex psychological and linguistic research is products of speech, the key element is linguistics and its applied aspects; the author also formulates criteria that make it appropriate to order a complex psychological and linguistic expertise. The author argues for necessity of expanding the range of cases for which a comprehensive psychological and linguistic examination is to be carried out

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЭКСПЕРТИЗ, ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОТОРЫХ ВЫСТУПАЕТ АКТ КОММУНИКАЦИИ»

А. С. МЕДВЕДЕВА УДК 343.9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЭКСПЕРТИЗ, ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОТОРЫХ ВЫСТУПАЕТ АКТ КОММУНИКАЦИИ

В настоящее время в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России наблюдается тенденция увеличения количества назначаемых комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз, что обусловлено появлением новых спорных объектов и необходимостью решения задач, связанных с их исследованием. Прежде всего речь идет о материалах экстремистской направленности, потребность в исследовании которых возникла у правоохранительных органов и определила дальнейшее создание и совершенствование соответствующего методического обеспечения1. Вместе с тем в экспертном сообществе стали интенсивно развиваться и другие вицы психолого-лингвистических исследований.

Фактором, определяющим рост назначаемых комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз, стала популяризация (особенно среди несовершеннолетних) нового коммуникативного пространства, реализуемого посредством сети «Интернет». Интернет-общение характеризуется относительной анонимностью, что позволяет человеку проявлять большую свободу слова и действий (вплоть до использования нецензурной лексики и сексуальных домогательств несовершеннолетних), так как при этом риск разоблачения и негативной оценки со стороны окружающих минимален2.

Несовершеннолетние — особая группа лиц, нуждающихся в усиленной правовой

1 Кукушкина О. В., Сафонова Ю. А., Секе-раж Т. Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М., 2014. 97 с.

2 Шевченко И. С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении // CU-BERPSY : интернет-проект : сайт. URL: http:// cyberpsy.ru/articles/dynamic_self-presentation/

(дата обращения: 23.06.2020).

защите для обеспечения полноценного физического, умственного и нравственного развития. В настоящее время комплексные судебные психолого-лингвистические экспертизы проводятся по уголовным делам с участием несовершеннолетних, связанным с проявлением экстремизма и терроризма (ст. 280, 280.1, ч. 1 ст. 205.2, ч. 1 ст. 354 УК РФ), сексуальными домогательствами в сети «Интернет» (ст. 133, 135 УК РФ), распространением порнографии (ст. 242 УК РФ), привлечением к занятию проституцией (ст. 240, 241 УК РФ), мошенничеством (ст. 159 УК РФ), склонением к совершению суицидальных действий (ст. 110.1 УК РФ), подготовкой и нападением на учебные учреждения (ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ) и др.3

Необходимость в производстве комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз возникает при наличии двух обязательных условий:

имеются материалы с вербальным компонентом, изложенным на русском языке, содержащие речевые произведения несовершеннолетних или обращенные к ним;

имеется необходимость экспертного анализа данных объектов.

Следует отметить, что для правоприменителей потребность в привлечении эксперта-лингвиста при необходимости осуществить анализ речевой продукции более чем очевидна вне зависимости от категории дела. В то же время анализ экспертной практики свидетельствует о том, что значение привлечения эксперта-психолога нередко недооценивается.

Применительно к делам о преступлениях экстремистской направленности справед-

3 Секераж Т. Н., Кузнецов В. О. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза: формы, виды, перспективы развития // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. № 4 (44). С. 98-107.

КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОРД

ливо отмечается, что особая сложность возникает у лингвистов при оценке материала на предмет наличия таких признаков, как возбуждение вражды и ненависти, побуждение к совершению насильственных, разрушительных действий, пропаганда каких-либо взглядов, унижение человеческого достоинства и др., поскольку они связаны исключительно с психологическими феноменами (агрессия, провокация и др.)1. Именно эксперт-психолог определяет выраженность механизмов формирования враждебного отношения и побуждения к любым негативным (противоправным) действиям (например, при вербовке в террористические организации) в случаях, когда они заключены не в самой речи автора, а во всей коммуникативной ситуации, а воздействие на адресата является не прямым, а косвенным, сопровождающимся актуализацией структур психики. Именно благодаря привлечению эксперта-психолога становится возможным определить социально-психологическую направленность информационного материала.

В целом традиционно в процессе лингвистического исследования производится семантическое протоколирование (анализ каждой коммуникативной единицы текста для определения смыслового наполнения и цели), выявляются основные темы обсуждений, инициаторы коммуникации, особенности взаимодействия коммуникантов (например, длительность и близость общения), содержательно-концептуальная информация (тематический лексикон, когнитивный тезаурус), речевые стратегии собеседников, диалогические ходы, применяемые ими для достижения цели разговора. Психологический анализ направлен на исследование межличностных особенностей взаимодействия коммуникантов, определение их коммуникативных целей, выявление наличия (отсутствия) психологических признаков побуждения несовершеннолетнего к

1 Смирнова С. А., Секераж Т. Н., Кузнецов В. О. Междисциплинарные исследования в судебно-экспертных учреждениях Минюста России: актуальные направления лингвистической и психологической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. № 12 (4). С. 6 — 11.

каким-либо действиям, признаков оказания психологического воздействия на несовершеннолетнего. В результате получается не сложение (набор) признаков, а совокупность, которая позволяет экспертам дать ответ на поставленный вопрос.

В доктрине отмечено, что если объектом исследования является звучащая речь, то наряду с собственно языковым (лингвистическим) компонентом должны быть также учтены и невербальные (экстралингвистические) компоненты. В ряде случаев значение экстралингвистического компонента имеет важное значение и для уяснения смысла сказанного. Невозможно понять смысл без трактовки таких характеристик, как громкость и темп речи говорящего, паузы, интонации и пр., имеющих значение для выражения личного субъективного отношения к поступившей информации и чувств (сомнения, иронии, протеста и др.). Потому анализ речевой продукции требует исследования как вербального компонента, так и невербального.

Участие несовершеннолетнего лица независимо от категории дела предсказуемо обусловит усложнение речевых актов наличием специфичных для несовершеннолетних речевых особенностей, например употребление сленга. Даже при отсутствии выраженных патологических особенностей, оказывающих негативное влияние на мыслительную и речевую деятельность, возрастные и личностные особенности обусловят присущие несовершеннолетним особенности языковой компетенции.

Достаточно сложными представляются ситуации, когда объектом экспертного исследования является не просто речевая продукция, а акт коммуникации, в процессе которого одним либо несколькими коммуникантами применяется эвфемизация (маскировка, направленная на снижение эмоциональной нагрузки) коммуникативных целей. В таких ситуациях перед экспертом встает задача уяснения (выявления) этой коммуникативной цели, а также выявления самих средств маскировки. При решении данной задачи фокусировка эксперта на вы-

явлении только коммуникативной цели не всегда позволяет дать ответы на поставленные вопросы; необходимо также разрешить вопрос о средствах достижения коммуникативной цели, в том числе о возможной импликации темы разговора.

А. Е. Козлов и Я. Х. Саженина приводят следующие средства подобной эвфемизации и примеры их использования:

«1. Прямой отказ, уклонение от обсуждения темы, резкая немотивированная смена темы ("Не по телефону!", "Не хочу об этом говорить сейчас!" и иное).

2. Переадресация ("По этому вопросу лучше со старшим поговорить").

3. Использование речевого кода, непонятного стороннему слушателю ("закрытого"). Данный признак сокрытия информации устанавливается при выявлении явных расхождений между параметрами коммуникативной ситуации и используемым речевым кодом (например, следующий разговор между коммуникантами, ни один из которых не является малолетним:

- Папочка, ты мне вкусняшку приготовил?

- Да, роднулька!

- Сколько коробочек?

- Семь.

- Ты их выбрось в окно часиков в семь, а я побегу и заберу.

- Хорошо, милая!).

4. Использование лексических единиц в анафорической функции без антецедента1 ("Ты с собой взял?", "Куда мы это денем?", "Туда все отвез?").

5. Импликатуры, недомолвки, намеки:

- Ты приди ко мне.

- А что случилось?

- Надо кое-что.

- Приду, раз надо»2.

Важно отметить, что, безусловно, каждый из перечисленных признаков по отдельно-

1 Имеется в виду невозможность (сложность) интерпретации высказывания, поскольку отсутствует его зависимость от другого (ранее не встретившегося в тексте) высказывания.

2 Козлов А. Е., Саженина Я. Х. Семантические и прагматические показатели маскировки в экономических преступлениях // Лингвокультуро-логия. 2016. № 10. С. 167—186.

сти может и не свидетельствовать о сокрытии коммуникантами информации (особенно в ситуации с несовершеннолетними). Без знаний в сфере возрастной психологии эксперту-лингвисту будет затруднительно, не допустив экспертной ошибки, сделать вывод об использовании в речи средств маскировки либо об отсутствии их использования.

Таким образом, независимо от категории уголовного дела условиями целесообразности назначения именно комплексной психолого-лингвистической экспертизы являются:

несовершеннолетие одного либо нескольких участников уголовного судопроизводства;

наличие объекта — акта коммуникации с участием несовершеннолетнего лица;

необходимость уяснения коммуникативной цели и выявления средств, которыми она достигается.

Как уже было упомянуто, определяющими факторами будет являться не только несовершеннолетие участника уголовного судопроизводства, но и наличие актов коммуникации, в которых коммуникантами, один либо несколько из которых несовершеннолетние, была осуществлена маскировка коммуникативной цели. Помимо «традиционных» для назначения комплексной психолого-лингвистической экспертизы преступлений, как то: преступления террористической направленности, развратные действия в отношении несовершеннолетних в сети «Интернет», такие акты коммуникации нередко осуществляются при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, мошенничества и иных.

В последнее время наблюдается доминирование комплексных психолого-лингвистических экспертиз по сравнению с однородными психологическими и лингвистическими исследованиями, что подтверждает эффективность комплексного, междисциплинарного подхода и обусловливает необходимость дальнейшей интеграции специальных знаний и разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОРД

Библиографический список

1. Козлов, А. Е. Семантические и прагматические показатели маскировки в экономических преступлениях / А. Е. Козлов, Я. Х. Саженина // Лингвокультурология. — 2016. — № 10. — С. 167—186.

2. Кукушкина, О. В. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму / О. В. Кукушкина, Ю. А. Сафонова, Т. Н. Секераж ; М-во юстиции Российской Федерации, Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при М-ве юстиции Российской Федерации. — Москва : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. — 96, [1] с.

— ISBN 978-5-91133-143-6.

3. Секераж, Т. Н. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза: формы, виды, перспективы развития / Т. Н. Секераж,

B. О. Кузнецов // Теория и практика судебной экспертизы. — 2016. — № 4 (44). — С. 98—107.

4. Смирнова, С. А. Междисциплинарные исследования в судебно-экспертных учреждениях Минюста России: актуальные направления лингвистической и психологической экспертизы /

C. А. Смирнова, Т. Н. Секераж, В. О. Кузнецов // Теория и практика судебной экспертизы. — 2017.

— № 12 (4). — С. 6 — 11.

5. Шевченко, И. С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении / И. С. Шевченко // CUBERPSY : интернет-проект : [сайт]. URL: http://cyberpsy.ru/articles/dynamic_self-presentation/ (дата обращения: 23.06.2020).

Конституция Российской Федерации в ст. 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует принцип рассмотрения экологических вопросов наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне и право на доступ к информации, касающейся окружающей среды, провозглашенные в Декларации по

References

1. Kozlov, A. E. Semanticheskie i pragmati-cheskie pokazateli maskirovki v ekonomicheskih

prestupleniyah / A. E. Kozlov, YA. H. Sazhenina // Lingvokul'turologiya. — 2016. — № 10. — S. 167 — 186.

2. Kukushkina, O. V. Metodika provedeniya sudebnoj psihologo-lingvisticheskoj ekspertizy materialov po delam, svyazannym s protivodejst-viem ekstremizmu i terrorizmu / O. V. Kukushkina, YU. A. Safonova, T. N. Sekerazh ; M-vo yus-ticii Rossijskoj Federacii, Federal'noe byudzhetnoe uchrezhdenie Rossijskij federal'nyj centr sudebnoj ekspertizy pri M-ve yusticii Rossijskoj Federacii. — Moskva : FBU RFCSE pri Minyuste Rossii, 2014. — 96, [1] s. — ISBN 978-5-91133-143-6.

3. Sekerazh, T. N. Kompleksnaya sudebnaya psi-hologo-lingvisticheskaya ekspertiza: formy, vidy, perspektivy razvitiya / T. N. Sekerazh, V. O. Kuzne-cov // Teoriya i praktika sudebnoj ekspertizy. — 2016. — № 4 (44). — S. 98—107.

4. SHevchenko, I. S. Faktory dinamichnosti samo-prezentacij v Internet-obshchenii / I. S. SHevchenko // CUBERPSY : internet-proekt : [sajt]. URL: http:// cyberpsy.ru/articles/dynamic_self-presentation/ (data obrashcheniya: 23.06.2020).

5. Smirnova, S. A. Mezhdisciplinarnye issle-dovaniya v sudebno-ekspertnyh uchrezhdeni-yah Minyusta Rossii: aktual'nye napravleniya lingvisticheskoj i psihologicheskoj ekspertizy / S. A. Smirnova, T. N. Sekerazh, V. O. Kuznecov // Teoriya i praktika sudebnoj ekspertizy. — 2017. — № 12 (4). — S. 6 — 11.

УДК 343.98

окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Конференция ООН 14 июня 1992 г.)1.

Сказанное позволяет согласиться с исследователями, рассматривающими обеспечение экологической безопасности в качестве

1 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей

11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1421-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Е. Б. СЕРОВА

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ И ОЦЕНКЕ ПРОКУРОРОМ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.