Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
250
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ / ПСИХОЛОГ-ЭКСПЕРТ / ЛИНГВИСТ-ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шмаков Артем Алексеевич

В данной статье автор рассматривает понятие и особенности применения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы в юридической практике на современном этапе. Автор приходит к выводу, что в настоящее время комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза представляет собой активно разрабатываемое направление в юридической психологии и юридической лингвистике, которое нацелено на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных познаний в области психологии и филологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF INTEGRATED JURIDICAL PSYCHOLOGICAL-LINGUISTIC EXPERTISE AT THE MODERN STAGE

In this article the author examines the concept and features of the application of integrated juridical psychological and linguistic expertise in legal practice at the present stage. The author comes to the conclusion that at present the integrated juridical psychological and linguistic forensic examination is an actively developed direction in legal psychology and legal linguistics, which is aimed at establishing the circumstances to be proved in a particular case, based on special knowledge in the field of psychology and philology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

алтаискии вестник

государственной и муниципальной службы

79i

2021

УДК 343.951

Артем Алексеевич Шмаков, доцент кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат филологических наук

В данной статье автор рассматривает понятие и особенности применения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы в юридической практике на современном этапе. Автор приходит к выводу, что в настоящее время комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза представляет собой активно разрабатываемое направление в юридической психологии и юридической лингвистике, которое нацелено на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных познаний в области психологии и филологии.

Ключевые слова: комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза, вербальные и невербальные тексты, психолог-эксперт, лингвист-эксперт.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

FEATURES OF THE APPLICATION OF INTEGRATED JURIDICAL PSYCHOLOGICAL-LINGUISTIC EXPERTISE AT THE MODERN

STAGE

В начале XXI века в российском судебном производстве источниками необходимых доказательств по уголовным, гражданским, арбитражным или административным делам все больше выступают видео- или аудиозаписи, письменные, устные и электронные тексты, которые служат объектом исследования для установления многочисленных фактов, имеющих значение доказательств в процессе следствия, дознания или суда. Для этого используются специальные познания в области лингвистики и психологии. Основной процессуальной формой применения такого рода специальных познаний все чаще становится назначение комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы, для производства которой привлекаются психологи и лингвисты.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости подробного освещения особенностей применения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы, за последние годы ставшей обязательной по категориям дел, где

без привлечения специальных психологических и лингвистических познаний невозможно или затруднительно установить событие правонарушения, совершаемого посредством устной или письменной речи.

Цель исследования - рассмотреть особенности применения комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы.

Развитие судебной психолого-лингвистической экспертизы в целом было определено изменением Уголовного кодекса РФ в январе 1997 года, появлением в нём в последующем новых статей и поправок, в существенной степени учитывающих субъективную сторону преступлений. Были разработаны её теоретические и методологические основы, выкри-ста л лизова л ись теперь уже к лассиче-ские предметные области и появились новые виды экспертиз. В то же время сложившаяся практика показывает наличие сложных для экспертов моментов как в традиционных, так и в новых направлениях исследований. Это обусловлено не только расширением

использования в судопроизводстве психологических знаний, но и изменениями процессуального законодательства, иным подходом следственных органов к оценке результатов уже устоявшихся видов экспертиз.

Назначение в судебной практике комплексной психолого-лингвистической экспертизы устных и письменных текстов позволяет «избежать одностороннего и необъективного изучения свойств, представленных объектов (аудио- и видеозаписей разговоров, письменных текстов СМИ и массовой коммуникации, протоколов допроса / опроса и т.п.)» [6, с. 6268]. Комплексный подход в экспертной деятельности реализует заключение, которое по форме и содержанию может отвечать основным экспертным критериям ясности, полноты и достоверности.

Поскольку устная и письменная речь является продуктом психической деятельности человека, не вызывает сомнения то, что текст должен рассматриваться на стыке лингвистики, психолингвистики и лингвопсихологии,

65

публичная власть

психологии. Психолингвистика, будучи разделом языкознания, занимается анализом процессов и продуктов восприятия и продуцирования речи, включая экспериментальное исследование психологической деятельности субъекта по усвоению и использованию языка как организованной и автономной системы [3].

Традиционно в лингвистике и психологии речь понимается как явление, данность, абстракция (средства выразительности, стили, правила, грамматика, стилистика) и как выражение личности, психический процесс, нечто живое (речь и мышление, речь и сознание). Выполняя важнейшую функцию в формировании и интегрировании сознательного уровня человеческой психики, речь охватывает остальные уровни и выходит за пределы собственно психических форм мозговой деятельности. Восприятие окружающего мира, специфичное для каждой языковой группы, находит отражение в речевой деятельности коллектива и фиксируется в языке в виде концептов, понятий, представлений и мнений, выражаемых в высказываниях и суждениях.

С точки зрения прагматики, речевое высказывание рассматривается как единица коммуникации, детерминированной потребностями общения и социально-историческим контекстом функционирования языка. В когнитивной лингвистике речь и речевая деятельность представляют собой вид обработки информации, закодированной языковыми средствами, познавательный процесс [3].

Речевое взаимодействие представляет собой постоянный процесс установления соответствия между интересами адресанта и адресата и интересами формирующейся общности, в ходе которого создается пространство речевой коммуникации, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения, определяющие характер психологического коммуникативного контакта. Исследование воздействия коммуникантов друг на друга связа-

но с установлением его вербальных и невербальных механизмов: «лингвистики лжи», лингвистической, или языковой, демагогии, речевых манипуляций, речевого планирования, контроля [2, с. 355]. Это позволяет адресанту ставить цели коммуникации и достигать их наиболее оптимальным способом. Отнесенность речи к сквозным, или интегральным психическим процессам (по Веккеру) позволяет говорить о том, что по речевым проявлениям можно судить о целом ряде личностных (индивидуально-психологических) особенностей.

Тем самым, предметом комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы становится не только и не столько значение (смысловое содержание) текста, но и восприятие данного текста адресатом, а также интенция адресанта, воздействие данного текста на адресата (что зависит как от содержания, так и от условий представления текста). Из экспертной практики следует, что для установления факта устного оскорбления, унижения чести и достоинства, умаления деловой репутации какого-либо лица, угрозы в адрес кого-либо часто недостаточно только лингвистического исследования словесной стороны высказывания, не менее ва ж но изу че-ние его невербальных компонентов (интонации, паралингвистических средств), например: «интонационно окрашенная инвективная, обсценная лексика может быть воспринята не как оскорбление, угроза, а как выражение восхищения, симпатии» [2, с. 355].

В психолингвистической судебно-экспертной практике основным предметом анализа становятся лингвистические и паралингвистиче-ские параметры продуктов устной или письменной речи, которые позволяют ответить на ряд вопросов следствия, дознания и суда.

Общий метод комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы состоит в определении психологических особенностей речевого поведения коммуникантов на основе исследований формальных и неформальных лингвистических и паралин-гвистических характеристик устного

или письменного текста для воссоздания целостного психологического речевого портрета коммуникантов в связи с поставленными вопросами.

В настоящее время расширяется практика расследования уголовных дел, возбуждаемых по ст. 128.1, 298.1 УК РФ («Клевета»), по делам о публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ), по делам о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), по делам о возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), по делам о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК РФ), по делам об оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ), а также производство по административным правонарушениям - ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»).

Возрастает количество исков по защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК РФ). Всё это обилие дел объективно требует привлечения для их разрешения специальных лингвистических и психологических познаний. Как правило, в таких случаях назначается судебная лингвистическая экспертиза в государственном или негосударственном экспертном учреждении либо персонально экспертам, то есть сведущим в данных областях науки лицам.

Существенным толчком к развитию новых и перспективных направлений психологических исследований стала разработка методики проведения экспертизы и принципов анализа текстов предположительно экстремистской направленности [5].

Так, определение объекта судеб-но-психологической экспертизы

информационных материалов как «текста» и продукта психической деятельности, представляющего собой замкнутую систему иерархической содержательно-смысловой структуры элементов, предмета как зафиксированных и отражённых в тексте особенностей функционирования психической деятельности автора, имеющих

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

119Л

'2021 Ж

юридическое значение и влекущих правовые последствия, и использование мотивационно-целевого анализа позволяет на научной основе «разрабатывать и проводить широкий спектр судебных исследований» [1, с. 11]. К ним могут относиться экспертизы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, предсмертных записей, текстов с угрозами, аудио и видеозаписей по делам о вымогательстве или даче взятки, рекламных, пропагандистских и иных материалов. По-видимому, в них ключевым является установление выраженного в тексте намерения автора сформировать у адресата установку на некое восприятие и поведение [4].

Не менее актуальным направлением судебно-психологической экспертизы, особенно после изменения в УПК института понятых, является исследование видеозаписей оперативный действий, допросов и проверки показаний на месте. В данном случае наиболее важным для следствия является установление того, давал ли фигурант дела зафиксированные на видеозаписи показания добровольно или вследствие оказания на него «неправомерного» психологического воздействия, что, как правило, бывает в случае изменения показаний обвиняемым на конечной стадии следствия. При этом изучение данной проблематики через анализ «наводящих вопросов» представляется перспективным, но существенно сужающим возможности судебной психолого-лингвистической экспертизы.

Комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза является самостоятельным родом

судебных экспертиз, эффективной (а потому крайне ответственной) процессуальной деятельностью по психо-лого-лингвистическомуисследованию речевой информации (зафиксированной на любом материальном носителе), имеющей значение доказательства. Результаты этой деятельности, жёстко регламентированной рамками уголовного, гражданского или арбитражного процесса, оформляются письменным заключением психолога и эксперта-лингвиста (или комиссии экспертов) по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в области психологии и языкознания.

Объектами психолого-лингвистической экспертизы являются единицы языка и речи, устные, письменные, электронные тексты, зафиксированные на любом материальном носителе, предметом судебной лингвистической экспертизы - установление фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области лингвистики. Данный вид экспертизы направлен на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных психологических и филологических познаний.

В настоящее время комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза - активно разрабатываемое направление в юридической психологии и юридической лингвистике. Накопленный на сегодняшний день опыт производства комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз показывает, что круг

обстоятельств, которые могут быть определены комплексным психолого-лингвистическим исследованием, расширяется, а число проводимых экспертиз значительно увеличивается.

1. Бердников Д.В. Психологическое исследование экстремистского текста: теоретические аспекты // Теория и практика судебной экспертизы. - 2014. -№ 4 (3б). - С.11.

2. Желтухина М.Р. Комплексная судебная экспертиза: психолого-лингвистический аспект // Юрислингвисти-ка-11: Право как дискурс, текст и слово: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Н.Д. Го-лева и К.И. Бринева; Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2011. - С. 355.

3. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. -Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. -656 с.

4. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Теоретические и методологические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. - М.: ГУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2011. - 326 с.

5. Секераж Т.Н. Актуальные вопросы психологического исследования материалов по делам, связанным с проявлениями экстремизма // Психология и право. - 2014. - № 4. - С. 89.

6. Трошина Н.Н. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - С. 62-68.

Artem Alekseevich Shmakov, Associate Professor of the Department of Psychology and Sociology of Management of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Philological Sciences

In this article the author examines the concept and features of the application of integrated juridical psychological and linguistic expertise in legal practice at the present stage. The author comes to the conclusion that at present the integrated juridical psychological and linguistic forensic examination is an actively developed direction in legal psychology and legal linguistics, which is aimed at establishing the circumstances to be proved in a particular case, based on special knowledge in the field of psychology and philology.

Keywords: integrated juridical psychological and linguistic examination, verbal and non-verbal texts, psychologist-expert, linguist-expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.