Научная статья на тему 'Междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования'

Междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1936
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И ЕГО НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTERDISCIPLINARY APPROACH AND ITS SCIENTIFIC POTENTIAL / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовская Н. В., Кошкина Е. А.

В статье обосновывается актуальность междисциплинарного подхода к изучению и поиску путей совершенствования современного образования. Раскрывается потенциал междисциплинарного подхода к изучению не только структурно-функциональных и пространственно-временных изменений в образовательном пространстве и образовательной среде, но и комплексного влияния обучения, воспитания и образования на развитие современного человека. На примере изучения и развития терминологической компетентности педагога в области дидактики содержательно раскрывается специфика реализации междисциплинарного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary research as a scientific resource of development of modern education

The article proves the relevance of the interdisciplinary approach to studying and searching the ways to improve modern education. It reveals the potential of the interdisciplinary approach to study not only structural, functional and spatiotemporal changes in the educational space and educational environment but also the complex influence of training and education on the development of modern man. On the example of studying and developing the terminological competence of the teacher in the field of didactics the paper singles out the specifics of the implementation of the interdisciplinary approach.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования»

3. Выготский Л.С. Психология искусств. - М., 1968.- 560 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - 610 с.

5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. - М., 2002. - 431 с.

6. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» /С чего начинается личность. М., 1979. - 240 с.

7. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования - СПб., Нестор-История, 2016. - 180 с.

8. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 560 с.

9. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 612 с.

10. Межуев В.М. Современное знание о культуре. - СПб., 2008. - 26 с.

11. Русская литература для детей /Под ред. Т.Д. Полозовой. - М., ACADEMA, 2000. - 506 с.

12. Скатов Н. О культуре. - СПб.: СПб ГУП, 2010. - 365 с.

13.Сухомлинский В.А. О воспитании /Составитель С. Соловейчик. - М., 1973. - 271 с.

14. Успенский Л. Слово о словах. - М., 1957. - 380 с.

Бордовская Н.В., Кошкина Е.А.

междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования1

На данном этапе развития наук об образовании, к которым традиционно относятся педагогика и педагогическая антропология, психология образования, экономика, социология и философия образования, наряду с тенденцией разрастания «дерева» тематических знаний все же более актуальны процессы группировки и интегрирования отдельных дисциплин, образования междисциплинарных связок и формирования устойчивых внутри-дисциплинарных и мультидисциплинарных кластеров. Связано это с тем, что накопленные к настоящему времени знания о большинстве изучаемых (или управляемых) объектов образовательной практики представляют собой гигантские массивы узко предметной информации, которые по своему объёму

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 16-06-00486).

и разнообразию заведомо превышают информационные и организационные возможности не только одного, даже очень талантливого исследователя или одаренной группы ученых. Но именно такой период развития современной науки расширяет возможности применения междисциплинарных комплексных исследований в поиске новых и более эффективных путей, стратегий и механизмов развития отечественного образования, очень нуждающегося в прорывных идеях, инновационных проектах и оптимальных решениях.

Объясняется это следующим. Во-первых, процесс развития науки в настоящее время имеет устойчивую тенденцию к объединению областей знания в крупные комплексы, на пересечении (стыках) которых возникают сложные многоплановые фундаментальные и прикладные проблемы, которые не могут быть решены в рамках одной дисциплины и требуют междисциплинарного подхода. Во-вторых, междисциплинарность - это характеристика области знаний или научной проблемы, где успех возможен только при совместных усилиях ученых разных наук, поэтому междисциплинарный подход обладает рядом преимуществ по сравнению с монодисциплинарным, так как обеспечивает:

• свободу от дисциплинарных стереотипов, устаревающих ментальных моделей, сдерживающих ограничений научной мысли и поиска;

• возможность преодоления проблем, связанных с различием масштабов единиц исследования в рамках предметной области;

• возможность трансферта знаний, инструментально-методического аппарата, эмпирических данных из одной исследовательской сферы в другую;

• отказ от концепции «жесткой рациональности» в проектировании и описании объектов современной образовательной практики;

• синтез социальных, экономических, исторических, педагогических, психологических и иных аспектов в поиске оптимальных решений и др.

В-третьих, если объектом таких исследований могут рассматриваться явления, процессы и объекты образовательной практики, то в качестве предмета - те пространственные, структурные, функциональные или временные аспекты, которые порой ускользают от внимания исследователей, придерживающихся монодисциплинарной традиции.

В результате накопления опыта такого рода исследований (психолого-педагогических, социально-экономическо-педагогических, социолого-психолого-педагогических и пр.), имеющего уже вполне значимую историю его применения, постепенно формируется и специфический для междисциплинарных исследований аппарат исследований, а также язык и соответствующие ментальные модели, «мягкие» и «жесткие» исследовательские модели, характерные соответственно для социально-гуманитарных и естественно-математических наук. То есть, мы имеем в виду новые возможности, когда идеи, концепты и результаты разных наук применяются в качестве «строительного материала» для поиска комплексного решения образовательных проблем, обеспечивая более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений и процессов образования современного человека.

Аналогичного мнения придерживаются крупнейшие российские и зарубежные исследователи социально-экономических, медико-педагогических, психолого-педагогических, нейро-психолого-дидактических и других процессов в образовании (С.Б. Малых, В.М. Полтерович, И. Адизес и др.). Именно кооперация отдельных ученых (или даже научных коллективов), специализирующихся в различных областях, может быть продуктивной для решения общих, междисциплинарных задач. При этом надо понимать, что работа в подобном направлении занимает не одно десятилетие и приводит к необходимости оформления накопленных знаний в виде новой междисциплинарной области научного знания (например, социальная педагогика или лингводидактика) или передачи знаний путем создания системы междисциплинарного образования (например, психолого-педагогического, военно-медицинского или инклюзивного образования).

Мы согласны с теми, кто считает, что успешность и продуктивность поиска оптимальных путей модернизации отечественного образования и повышения его конкурентоспособности в условиях нарастающей глобализации в мировом образовательном пространстве сегодня существенно зависит от включенности российской науки в эти процессы. Для этого и нужны концепции и программы совместного участия университетского, школьного и академического сообщества в развитии междисциплинарных исследований, аккумулировании и применении междисциплинарных знаний в реализации как масштабных, федеральных, так и региональных и локальных образовательных проектов, в том числе и международной подготовки научных и профессиональных кадров.

Однако заметим, что до сих пор для получения объективной научной информации об образовании человека (социальной группы) чаще всего используются междисциплинарные знания для оценки исследуемых явлений и поиска причинно-следственных связей, преимущественно, в рамках предмета педагогики, психологии, физиологии или других наук. Даже научные специальности, по которым защищают докторские диссертации, которые должны демонстрировать прорывные идеи и новые направления, до сих пор, как правило, выполняются в рамках предметной области отдельной научной специальности.

А между тем, место образования в жизни общества определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, компетентности, а также создаваемые ими новые возможности и методы развития когнитивных, личностных и профессиональных качеств. В современных условиях эта роль постоянного усложняется и становится все более значимой для сохранения природы, развития не только экономики или производства, но и самого человека. Поэтому, с нашей точки зрения, для того чтобы изучить особенности практики образования и ее совершенствования в контексте проблем самого человека и его отношений с предметно-социальным миром в процессе обучения, воспитания и развития (возрастного, когнитивного, личностного, профессионального), необходимо использовать целый комплекс междисциплинарных (а не только гуманитарных) знаний. Благодаря этому

исследуемое явление или процесс в образовательной практике становится одновременно предметом объяснения, описания, проектирования или интерпретации различных наук.

В связи с этим применительно к нашему контексту важно уточнить, какого же рода образовательные проблемы обладают признаками междисциплинарности, то есть, для решения которых так важны сегодня междисциплинарные исследования, и что это за исследования. Какова их тематика и насколько она актуальна для поиска самых эффективных путей и способов развития отечественного образования в условиях возрастающих социально-экономических вызовов, расширения рынка образовательных услуг и обновления видов труда, информатизации жизни и деятельности человека на разных этапах его непрерывного образования.

Приведем примеры таких проблем в современном образовании и попытаемся выделить основания для включения ученых из разных областей научного знания, исследования которых и позволят в совокупности найти самые продуктивные способы их решения.

Одним из ярких примеров в школьном образовании являются междисциплинарные связи, выстроенные всеми педагогами на научной основе в предметной системе обучения (В.Н. Максимова и др.), которые снимают противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека. Роль связей как внутри предметной области, так и между разными предметными областями в обучении закреплена дидактическим принципом междисциплинарных связей, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин. В этом значении междисциплинарная интеграция способствует преемственности в обучении в условиях конкретной школы или вуза.

Другой пример из высшего профессионального образования. Сегодня очевидно существование заинтересованности рынка труда в выпускниках, получивших образование на междисциплинарной основе. Это значит, что с позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности. Но именно компетентностный подход приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции, что адекватно отражено в требованиях ФГОС в виде междициплинарности содержания (модулей) образовательных программ. Заметим, что в современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений и междисциплинарная интеграция в этом контексте может обеспечиваться через целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Сегодня ученые отмечают, что междисциплинарная интеграция не только

повышает уровень научности и теоретическую обобщенность знаний, но и способствует расширению образовательного пространства для обучающихся, если педагоги создадут виртуальную или учебную междисциплинарную лабораторию, в рамках которой обучающиеся многократно применяют знания по каждой дисциплине за рамками учебных дисциплин. Это лишь элемент активно развивающейся междисциплинарной подготовки профессиональных и научных кадров [1].

К настоящему времени накоплен определенный опыт реализации междисциплинарных образовательных программ в ведущих университетах России (Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет и др.) и современного мира (Оксфордский, Стэндфордский университеты и др.). Междисциплинарные образовательные программы основаны на единстве образовательного, научного и инновационного процессов в вузе и характеризуются наличием межпредметных связей. Их разработчиками проведен обзор форм, видов и современных подходов к реализации междисциплинарной подготовки научных кадров в современных образовательных системах, а также определены механизмы и инструменты реализации междисциплинарного компонента образовательных программ, используемых для подготовки научных кадров в условиях межвузовской кооперации. Расширение междисциплинарной подготовки в России становится возможным на основе принципов интеграции в единое международное образовательное пространство и пространство научных исследований, концентрации всех ресурсов на приоритетных направлениях подготовки научных кадров и научных исследований, поддержке ведущих научных школ и создании межфакультетских и межвузовских образовательных и исследовательских программ. Однако опять подчеркнем, что успешность такого рода сложнейших задач государственного масштаба возможно только на основе целенаправленной консолидации ученых, практиков и руководителей научно-образовательных организаций при поддержке системы управления российским образованием и наукой. Иначе все благие намерения так и не смогут реализоваться на практике. Наш опыт экспертной деятельности показывает, что именно такого рода проекты поддерживаются отечественными научными фондами, такими, как РНФ и РФФИ, что усиливает надежду на продуктивность наметившегося процесса.

В подтверждение сказанному, в качестве примера междисциплинарного исследования, поддержанного РФФИ (РГНФ) и выполняемого авторами этой статьи совместно со своими коллегами, раскроем специфику междисциплинарного подхода и приведем отдельные результаты, связанные с решением комплексных практически значимых проблем на стыке таких наук, как педагогика, педагогическая психология и лингвистика. В частности, нами выделены основные направления исследований, определяющие в совокупности междисциплинарный характер решения проблемы изучения и развития

терминологической компетентности педагога в области дидактики.

Первое направление объединяет исследования, раскрывающие теоретические основы применения компетентностного подхода в решении задач формирования профессиональной компетентности современного специалиста (В.И. Байденко, Н.В. Бордовская, ОН. Грибан, Э.Ф. Зеер, ОН. Шахматова и др.). В рамках этого направления нами обосновывается, что терминологичность, как одна из основных особенностей научного стиля, информативное ядро лексики языка науки и профессии, должна найти свое отражение на всех этапах подготовки к профессиональной деятельности и коммуникации [2].

Второе направление представлено исследованиями в области терминоведения как интегративной научной дисциплины, раскрывающей логико-лингвистическую сущность терминов и их организаций. Лингвистические аспекты функционирования терминологии раскрываются через оценку специфики термина и его места в лексико-семантической системе языка (Н.В. Васильева, В.П. Даниленко, И.С. Квитко, В.М. Лейчик, Н.В. Подольская, А.В. Суперанская, и др.), характеристику термина как языкового знака (Я.А. Климовицкий, В.М. Овчаренко и др.), выделение специфических черт языка науки (Н.Б. Гвишиани, В.П. Даниленко, Л.Л. Кутина и др.), определение принципов и методики работы по систематизации терминологии (Д.С. Лотте, В.М. Лейчик). На этой основе изучена история развития отечественной терминологии в области дидактики и разработана классификация, которая принята нами в качестве научно-языковой «нормы» освоения дидактической терминологии современным педагогом [3].

Для понимания сущности терминологической компетентности как сложного и многоуровневого явления, формирующегося в процессе профессионального образования и профессионального развития личности специалиста, особую значимость имели исследования в области когнитивной и педагогической психологии. Это третье направление в реализации междисциплинарного подхода в нашем исследовании. Оно представлено исследованиями психологов, в которых раскрываются свойства понятийных психических структур как интегральных когнитивных структур, предметный характер понятия и специфика понятийного обобщения [4]. Понятийное мышление педагога также рассматривается с междисциплинарных позиций с опорой на психологические характеристики межпонятийных связей, свойства понятийных способностей и их зависимость от продуктивности интеллектуальной деятельности (концептуальные структуры, креативность, когнитивные стили и компетентность) [5].

В рамках четвертого направления раскрывается структура и функции педагогической терминологии (Н.В. Бордовская, В.М. Полонский и др.); закономерности и тенденции исторического развития педагогической терминологии (Н.В. Бордовская, И.М. Кантор, Б.Б. Комаровский, Е.А. Кошкина, А.Н. Рыжов и др.); осуществлен поиск решения проблемы однозначности терминов и их упорядочения в рамках педагогики и ее отраслей (В.В. Краевский, Н.Л. Коршунова, Е.В. Титова и др.). В рамках этого направления определены методические аспекты обучения профессиональной терминологии в условиях

учебного процесса (Н.В. Бутылов, С.К. Гураль, Г.И. Железовская и др.) и раскрыты возможности метода понятийных карт не только как средства обучения (Novak, J.D., Gowin, D.B.; Бершадский М.Е., Дегтярев С.Н.,), но и как метода оценки уровня их усвоения (Mintzes, J.J., Wandersee, J.H., Novak, J.D.; Gowin, D.B. и др.); средства их представления и визуализации (Anohina, A., Grundspenkis, J., Cañas, A.J., Hill G., et al., Novak, J.D. и др.).

Таким образом, исследование процесса формирования и развития терминологической компетентности педагога в области дидактики на междисциплинарной основе потребовал разработки и применения комплексной методики, позволяющей определить влияние на изучаемый объект социально-профессиональных характеристик респондентов, уровни ее проявления согласно выявленным параметрам и опосредованность развития психологическими факторами. База исследования представлена студентами, обучающимися по программам среднего профессионального, высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), педагогами образовательных организаций общего и профессионального образования.

литература

1. Междисциплинарная подготовка научных кадров: монография / Т.А. Кузнецова [и др.]; под общ. ред. проф. В.Ю. Петрова. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011. 105 с.

2. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 97-109.

3. Кошкина Е.А. Анализ подходов к структурированию терминологии отечественной дидактики // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (психолого-педагогические науки). - 2014. - №170. - С.17 - 25.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

5. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.