Научная статья на тему 'Междисциплинарное обучение с применением методики CBL у студентов медицинских вузов'

Междисциплинарное обучение с применением методики CBL у студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ / MEDICAL EDUCATION / INTERDISCIPLINARY AND INTEGRATED STUDIES / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ / ПәНАРАЛЫқ ЖәНЕ БіРіКТіРіЛГЕН САБАқ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабиева С.М., Жетписбаева Р.Э., Корнеева Е.А., Курилова В.В., Қыдыралиева М.О.

В статье приведен анализ эффективности использования методики Cased based learning (CBL) при проведении междисциплинарного занятия. Авторами отмечено, что применение активных методов обучения на занятиях повышает интерес и мотивацию к обучению, стимулирует развитие навыков эффективного общения, способствует формированию критического мышления с ранних курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабиева С.М., Жетписбаева Р.Э., Корнеева Е.А., Курилова В.В., Қыдыралиева М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY STUDIES USING CBL METHODOLOGY IN THE TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article is devoted to analysis of the effectiveness of the application of modern teaching methods Cased based learning (CBL) during the interdisciplinary studies. The authors established that applying the active teaching methods in education process increases the interest and motivation for learning, stimulates the development of effective communication skills, promotes the formation of critical thinking from early courses.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное обучение с применением методики CBL у студентов медицинских вузов»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 61(07)

С. М. Кабиева, Р. Э. Жетписбаева, Е. А. Корнеева, В. В. Курилова, М. О. Кыдыралиева

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ CBL У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Кафедра пропедевтики детских болезней Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Республика Казахстан)

В статье приведен анализ эффективности использования методики Cased based learning (CBL) при проведении междисциплинарного занятия. Авторами отмечено, что применение активных методов обучения на занятиях повышает интерес и мотивацию к обучению, стимулирует развитие навыков эффективного общения, способствует формированию критического мышления с ранних курсов.

Ключевые слова: медицинское образование, междисциплинарное интегрированное занятие

Современный Казахстан переживает время глобальных вызовов - это стремительное развитие науки, новые технологические достижения, инновации, разработка новейших ГГ-технологий, мобильность человеческих ресурсов. В таких условиях роль образования и науки в высшей школе возрастает как никогда. Ведь только обладая актуальными ценностными знаниями, можно повысить конкурентоспособность человеческого капитала.

1 марта 2016 г. был подписан указ президента РК о принятии Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 гг., одной из целей которой является подготовка конкурентоспособных кадров с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций для устойчивого развития экономики страны [6]. Обучение новым профессиональным навыкам, развитие исследовательских и творческих компетенций - задачи, которые предстоит выполнить высшим учебным заведениям [4].

Карагандинский государственный медицинский университет по праву занимает лидирующие позиции в рейтинге научно-инновационной, академической деятельности среди медицинских университетов Казахстана. В КГМУ разрабатывается собственный методический подход, успешно внедряются инновационные методы обучения и преподавания [1, 5]. Перед студентами стоит задача по освоению определенных клинических компетенций, которые формируются под влиянием нескольких дисциплин. В этой связи междисциплинарный подход к обучению является залогом осуществления данной задачи. В процессе смежного изучения один и тот же процесс рассматривается с разных сторон, позволяя при этом студентам самостоятельно осмыслить причинно-следственные связи [3]. Учитывая высокие

требования к выпускникам медицинских вузов, особое внимание уделяется использованию инновационных методов обучения, которые позволяют развивать аналитическое мышление, навыки работы в команде, а также повышать мотивацию студентов [1, 5]. Одним из таких методов является подготовка учащихся к клинической практике на основе использования подлинных клинических случаев. Методика связывает теорию с практикой, развивает критическое мышление, навыки принятия решений проблем, стимулирует совершенствование коммуникативных навыков у будущих врачей и навыка командной работы. У обучающихся формируются такие важные качества, как лидерство и сотрудничество, которые востребованы в профессии, но зачастую недостаточно развиты у выпускников [7].

Внедряемые на кафедре пропедевтики детских болезней прогрессивные образовательные технологии основываются на принципе интеграции базовых и клинических дисциплин и ранней клинической подготовки студентов [2]. В соответствии с ГОСО в программу подготовки бакалавров по специальности «Общая медицина» для студентов 3 курса на базе Областной детской клинической больницы было проведено междисциплинарное занятие с использованием методики СВЬ Совместная работа кафедры пропедевтики детских болезней и гистологии была посвящена теме: «Анатомо-физиологические особенности подкожно-жировой клетчатки у детей».

Для контроля исходного уровня знаний было проведено индивидуальное тестирование, включавшее в себя вопросы о гистологическом строении жировой ткани и методики осмотра подкожно-жировой клетчатки.

Основная часть занятия состояла из самостоятельной работы студентов: каждой малой группе были представлены пациенты с разной

конституцией и степенью развития подкожно-жировой клетчатки. В процессе курации пациента студенты получали сведения о жалобах, данных анамнеза заболевания и жизни. Затем на основании данных осмотра ребенка оценивали степень физического развития и упитанности, состояние подкожно-жировой клетчатки (степень развития, равномерность распределения, консистенцию) и тургор мягких тканей.

Перед студентами была поставлена задача интерпретировать результаты обследования, используя базовые знания из курса гистологии о строении жировой ткани, степени развития белого и бурого жира, функционировании адипоцитов и др. В заключение следовало определить причинно-следственную связь клинических проявлений с морфологической картиной.

В процессе работы студенты сами определили роли и участие каждого члена малой группы. Успех группы во многом зависел от способностей и знаний спикера, который представлял заключение от имени всей группы о морфологии гиподермы с учетом возраста, индивидуальных анатомо-физиологических особенностей пациента при патологии.

В завершении занятия обеим малым группам были представлены те же тестовые задания по обеим дисциплинам с целью оценки конечных знаний, приобретенных в ходе занятия.

Преподаватели обеих кафедр участвовали в качестве тьюторов, в помощь студентам ими был предоставлен арсенал технических средств обучения в виде флипчартов, проектора, микроскопов в комплекте с микропрепаратами. Роль тьюторов заключалась в мониторинге процесса обучения и своевременном направлении работы студентов. Для профессорско-преподавательского состава очень важно получать обратную связь от студентов для совершенствования своей деятельности. Поэтому участникам данного занятия было предложено анонимное анкетирование об эффективности занятия с возможностью представления дальнейших пожеланий относительно улучшения методики обучения и преподавания. Использовалась анкета, составленная на основе опросника Э. X. Рагте1ее и соавт. Анкета состоит из утверждений с ответами по шкале Ликерта, ранжированная следующим образом: «полностью не согласен», «не знаю», «полностью согласен». Участвовать в анкетировании согласились все 11 студентов.

Анализ результатов анкетирования показал, что междисциплинарное интегрированное

занятие, проведенное по методике СБЬ, вызва-

Рисунок 1 - Результаты анонимного анкетирования студентов

ло интерес у студентов (рис. 1).

Итоги анкетирования показали, что к проведению междисциплинарных занятий большинство студентов относятся положительно (91%), нейтрально отнеслись 9%, отрицательно - 0. В категории удовлетворенности работой преподавателей в 81,8% случаев студенты ответили положительно, в 18,2% - неопределенно, неудовлетворенных не было. В отношении улучшения качества занятий 72,7% студентов одобряют проведение таких занятий, 18,2% - не определились с ответом, 9% -относятся отрицательно. В графе предложений большинство студентов отметило, что при междисциплинарном подходе освоение темы занятия значительно лучше по сравнению с традиционной структурой занятия.

Преподаватели обеих кафедр солидарны со студентами и считают, что в ходе проведения междисциплинарного занятия с использованием методики СБЬ не просто достигнута основная цель: усвоение и закрепление темы, но и обеспечено формирование устойчивых знаний и навыков общения с пациентами и коллегами, преемственность и систематизация знаний базовых и клинических дисциплин.

В заключение тьютором была дана оценка выполнения заданий по критериям оценочного листа, отражавшая как количественную характеристику знаний, умений, навыков, так и уровень эффективности командной работы и вклад каждого участника в процесс.

Таким образом, междисциплинарное интегрированное обучение дает возможность студентам рассмотреть одну проблему на нескольких уровнях и в полной мере осмыслить

причинно-следственные связи патологических изменений, происходящих в человеческом организме.

Правильно организованная тьютором групповая работа таких занятий значительно повышает мотивацию к обучению и способствует формированию у студентов устойчивых знаний и навыков общения с пациентами и коллегами, обеспечивает преемственность знаний базовых и клинических дисциплин для развития клинического мышления на ранних этапах.

Конфликт интересов. Конфликт интересов не заявлен.

ЛИТЕРАТУРА

1 Досмагамбетова Р. С. Особенности медицинского образования в Казахстане /Р. С. Досмагамбетова, И. М. Риклефс, В. П. Рик-лефс //Медицинское образование и профессиональное развитие .-2014.-№4 (18).-С.75-85.

2 Кабиева С. М. Междисциплинарный подход в обучении студентов младших курсов /С. М. Кабиева, Н. К. Дюсембаева, Е. А. Корнеева //Медицина и экология. - 2017. -№1. - С. 150-153.

3 Мустафина И. О. Методы активного обучения CBL с позиции доказательности / И. О. Мустафина, Е. С. Утеалиев //Вестник КазН-МУ. - 2016. - №2. - С. 419-423.

4 Послание президента РК Н. А. Назарбаева: «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 г.

5 Телеуов М. К. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов студентов Карагандинского государственного медицинского университета: монография /М. К. Телеуов, Р. С. Досмагамбетова, В. Б. Молотов-Лучанский. - Караганда, 2010 . - 118 с.

6 Указ Президента Республики Казахстан об утверждении: Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан от 1 марта 2016 года //Стратегии и программы Республики Казахстан

7 HawkinsD. A Team-based Learning Guide for Faculty in the Health Professions. - England: AuthorHouse, 2014. -112 p.

REFERENCES

1 Dosmagambetova R. S. Osobennosti medicinskogo obrazovanija v Kazahstane /R. S. Dosmagambetova, I. M. Riklefs, V. P. Riklefs // Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvi-tie. - 2014. - №4 (18). - S. 75-85.

2 Kabieva S. M. Mezhdisciplinarnyj pod-hod v obuchenii studentov mladshih kursov /S. M. Kabieva, N. K. Djusembaeva, E. A. Korneeva // Medicina i jekologija.- 2017. - №1. - S. 150-153.

3 Mustafina I. O. Metody aktivnogo obuchenija CBL s pozicii dokazatel'nosti / I. O. Mustafina, E. S. Utealiev //Vestnik KazNMU. -2016. - №2. - S. 419-423.

4 Poslanie prezidenta RK N. A. Nazarbae-va: «Novye vozmozhnosti razvitija v uslovijah chetvertoj promyshlennoj revoljucii» ot 10 janvar-ja 2018 g.

5 Teleuov M. K. Innovacionnye tehnologii v obuchenii i ocenke uchebnyh dostizhenij studentov studentov Karagandinskogo gosudar-stvennogo medicinskogo universiteta: monografi-ja /M. K. Teleuov, R. S. Dosmagambetova, V. B. Molotov-Luchanskij. - Karaganda, 2010 . - 118 s.

6 Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ob utverzhdenii: Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija i nauki Respubliki Kazahstan ot 1 marta 2016 goda //Strategii i programmy Respubliki Kazahstan

7 HawkinsD. A Team-based Learning Guide for Faculty in the Health Professions. -England: AuthorHouse, 2014. -112 p.

S. M. Kabiyeva, R. Ye. Zhetpisbayeva, Ye. A. Korneyeva, V V. Kurilova, M. O. Kydyraiyeva

INTERDISCIPLINARY STUDIES USING CBL METHODOLOGY IN THE TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Department of children diseases propedeutics of Karaganda state medical university (Karaganda, Repubic of Kazakhstan)

The article is devoted to analysis of the effectiveness of the application of modern teaching methods Cased based learning (CBL) during the interdisciplinary studies. The authors established that applying the active teaching methods in education process increases the interest and motivation for learning, stimulates the development of effective communication skills, promotes the formation of critical thinking from early courses. Key words: medical education, interdisciplinary and integrated studies

С. М. Кабиева, Р. Э. Жетписбаева, Е А. Корнеева, В. В. Курилова, М. О. Кыдыралиева

МЕДИЦИНАЛЫК, ЖОFАРFЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНЫН СТУДЕНТТЕР1НЕ Б1Л1М БЕРУ БАРЫСЫН^Ы CBL МЕТОДИКАСЫ KOnjJAHbmFAH ПЭНАРАЛЫК ОКЫТУ

КараFанды мемлекеттк медицина университет,i балалар аурулары пропедевтикасы кафедрасы (КараFанды к, Казахстан Республикасы)

Бул макалада K,араFанды мемлекеттiк медицина университет^^ кш курс студенттерiн окыту барысында колданатын казiргi заманFа сай окыту эдстершщ бiрi - пэнаралык окыту шнде колданылатын клиникалык жаFдаИ негiзiнде курастырылатын СБЬ атты мысалы келтiрiлген. Макала авторлары бул жумыста инновациялык окыту эдiстердiн колдануы ерте курстардан бастап студенттердщ бiлiм алуFа деген кызыгушылыктарынын артуын, нэтижелi карым-катынастарды курудын даFдыларын белсендетуге жэне клиникалык ой санасын калыптастыруына Yлкен ыкпал ететiнiн дэлелдеген.

Кiлт сездер: медициналык бiлiм, пэнаралык жэне бiрiктiрiлген сабак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.