МЕЖДИСЦИПЛИНАРНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. НИКИТИНА, ДОКТ. ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Ю.С. КОВАЛЕВА, ЗАМ. ДИРЕКТОРА ГОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 120» г. СНЕЖИНСКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Активный процесс установления связей между различными регионами земного шара ведет к расширению деловой коммуникации, культурному и информационному обмену, усилению взаимодействия и взаимовлияния социумов в самых разных сферах жизни, в том числе и профессиональной. В условиях развития официальных контактов, развития народной дипломатии, совместных предприятий и частного бизнеса потребность в специалистах в области права, менеджмента, информационных технологий и т.д., владеющих деловым общением, значительно возросла. Интернационализация образования в России -объективное следствие глобализации современного мира.
Глобализация ставит перед учебными заведениями задачи подготовки будущих специалистов к деятельности в условиях интегрированных рынков труда. Рыночно-ориентированная школа находится сегодня в условиях изменения учебных программ, сокращении объема универсального образования и усилении профессионального, специализированного обучения. Это подтверждается современными исследованиями, проводимыми П.К. Анохиным, А.Н. Джуринским, Е.В. Ткаченко и др. Но сегодня обществу нужны не просто носители определенных профессиональных знаний, а эрудированные специалисты, владеющие общей культурой в целом и делового общения в частности.
В то же время анализ научной литературы, изучение опыта работы в учебных заведениях, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя профессионального лицея показали, что на сегодняшний день уровень умений делового общения учащихся учебных заведений системы начального профессионального образования еще не отвечает новым социально-экономическим требованиям. Развитие у учащихся умений делового общения в основе своей не имеет достаточного научно-педагогического обоснования: отсутствуют четко поставленные цели, используются методики, рассчитанные на усвоение формальных аспектов делового общения. Результатом сложившейся практики в системе начального профессионального образования является тот факт, что в процессе профессиональной деятельности специалисты испытывают большие затруднения в понимании смысла профессиональной коммуникации в силу незнания норм и ценностей, свойственных профессиональной социокультуре других людей, несформированности поликультурного мировоззрения, личностных
поведенческих качеств, необходимых для эффективного делового общения. А ведь именно от умения правильно общаться зависит успешность профессиональной и общественной деятельности.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др., рассматривающих общение как важное условие развития человека, его социализации и индивидуализации.
В общении люди передают друг другу разнообразную информацию, обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности, заявляют о своих потребностях, интересах, целях, усваивают практические умения и навыки, нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции, ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем, принимают коллективные решения. Без общения невозможно функционирование человеческого общества как совокупности взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга индивидов, невозможно ведение совместной трудовой деятельности по реализации определенных целей и задач. Общение способствует познанию человеком окружающего мира, взаимопониманию людей, ведет к установлению между ними определенных межличностных и межгрупповых отношений.
Наше понимание категории «общение» основывается на исследованиях Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Д. Парыгина, М.В. Смирновой и др., согласно которым оно представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. При этом коммуникативная сторона общения представляет собой передачу информации, интерактивная -организацию взаимодействия обучающихся, а перцептивная - восприятие ими друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и эмоционального контакта. Такой подход охватывает ряд существенных аспектов процесса общения и позволяет говорить об общении как о многогранном социальном явлении. Кроме того, налицо обоюдный, активный характер общения, основанный на принципе обратной связи.
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям, которые определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности, целями и задачами, национальными и культурными традициями, общественным нормам поведения. Они фиксируются в виде делового и дипломатического протокола и существуют в виде общепринятых норм социального поведения, этикетных требований, ограничений временных рамок общения [3].
Развитие у учащихся начального профессионального образования умений делового общения - весьма сложный процесс, который следует рассматривать
и осмысливать с различных точек зрения. В науке представлена целая палитра теоретико-методологических подходов общенаучного уровня: системный
(системно-структурный, структурно-системный), деятельностный, комплексный, цивилизационный, оптимизационный, ситуационный и др.; и конкретно-научного уровня: маркетинговый, квалиметрический, технологический, парадигмальный, семиотический, личностно ориентированный, рефлексивный и др.
Наряду с этим в теории и практике профессионального образования наметилась тенденция синтеза уже известных ранее теоретикометодологических подходов. К ним мы относим и междисциплинарно-партисипативный подход, отдельные элементы которого просматриваются на протяжении всей истории познания человеческой мысли и могут быть детерминированы в русле развития настоящей проблемы. Опишем его составляющие.
Междисциплинарность подготовки будущих специалистов рассматривается современными зарубежными и российскими учеными как системообразующий фактор образования XXI века. Так, психологические основы реализации междисциплинарных связей обоснованы в работах П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Миллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной и др. По мнению этих исследователей, истоки образования междисциплинарных связей, с психологической точки зрения, находятся внутри учебной дисциплины, поэтому установление связей между дисциплинами является необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний у обучаемых [8].
Различные аспекты реализации междисциплинарных связей в образовании представлены в работах В.А. Далингер,
М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Н. Келбакиани, В.Н. Федоровой и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, отмечено положительное влияние междисциплинарных связей на формирование системы знаний обучаемых, разработана классификация междисциплинарных связей по различным категориям (основаниям) и методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин.
При развитии у учащихся начального профессионального образования умений делового общения возможна трансформация знаний, умений и навыков из таких дисциплин как «Русский язык», «Литература», «Культурология», «Основы правоведения», «Обществознание» и др.
Основными приемами реализации междисциплинарных связей при развитии у обучаемых умений делового общения являются: напоминание ранее изученных фактов, понятий и идей; постановка вопросов; составление обобщающих таблиц; подготовка сообщений на основе источников, относящихся к другим дисциплинам и др. Прием установления связей самостоятельно или под руководством преподавателя оказывает развивающее действие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему профессиональных знаний. Поэтому постановка как репродуктивных, так и
проблемных вопросов и заданий, требующих припоминания и синтезирования знаний или применения умений из разных дисциплин в новой ситуации, является важнейшим методологическим приемом реализации главных целей междисциплинарных связей [9].
Обобщая вышеизложенное, заметим, что междисциплинарные связи проявляются в следующих важнейших проявлениях процесса развития у учащихся начального профессионального образования умений делового общения.
1. Междисциплинарные связи способствуют повышению теоретического и научного уровня развития у учащихся умений делового общения. Их методологическая функция заключается в обнаружении единства нескольких учебных дисциплин при реализации названного процесса.
2. Междисциплинарные связи вносят системообразующее начало и обеспечивают целостность развития у будущих специалистов умений делового общения.
3. Осуществление междисциплинарных связей способствует приобщению обучаемых к системному методу мышления. Искомые связи расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения.
4. Междисциплинарные связи выступают как метод деятельности обучаемого, развивающий у него способность к синтезу знаний из различных дисциплин, вызывают у будущих специалистов потребность в развитии умений обобщать из различных дисциплин, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
5. Междисциплинарные связи обеспечивают систему в организации развития у будущих специалистов умений делового общения, побуждают преподавателя к самообразованию, творчеству, повышению педагогического мастерства.
Второй составляющей избранной нами теоретико-методологической стратегии является партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, М.В. Смирнова и др.). Анализ науковедческой литературы показал, что категория «партисипативность» соотносится с таким понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что, вероятно, обусловлено особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог искомому термину. Другие исследователи (У.Д. Дункан, W.E. Deming, O. Ermin, P.B. Peterson и др.) различают данные понятия и стремятся придать при этом категории «партисипативность» более широкий или, наоборот, узкий смысл, усилить его семантические оттенки.
Оперируя в своем исследовании категорией «партисипативность», перечислим слагаемые партисипативного подхода, исследуемого нами в целях развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения:
а) совместное принятие решений коммуникативных задач преподавателя и учащегося;
б) диалогическое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на паритетных началах;
в) добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;
г) консультации, поиски согласия между преподавателем и обучаемым, достижение консенсуса при решении коммуникативных задач.
Такой подход к пониманию партисипативности представляется нам наиболее полным, ибо акцент ставиться не только на самом факте совместного принятия решения, возникающих при анализе проблем делового общения учащихся профессионального лицея, но и на тех существенных чертах, характеризующих их взаимодействие: поиск согласия путем переговоров и консультаций, диалогический тип взаимодействия преподавателя и обучаемого. Данный тезис нашел свое развитие в научных изысканиях Т.М. Давыденко [1], которая справедливо подчеркнула следующее: «...актуализация потенциалов саморазвития участников образовательного процесса осуществляется эффективнее в случае их взаимодействия по типу диалога (полисубъектного диалогического взаимодействия)».
Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и обучаемого для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы, связанной с деловым общением, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности учащихся. В этой связи, как справедливо отмечает Е.Ю. Никитина, можно говорить о четырех основных парадигмах: доктрине научной организации труда, доктрине человеческих отношений, доктрине ценностных ориентаций и доктрине контрактации ответственности [3].
Осуществляя партисипативный подход к процессу развития у учащихся учреждений начального профессионального образования делового общения, преподаватель должен опираться на следующие постулаты:
а) каждый учащийся - уникальная личность, поэтому стандартные подходы к его профессиональному образованию не подходят; они должны быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации;
б) взаимодополняемость способностей обучаемых в учебной
группе и общность основных ценностных установок обеспечивают полноценное использование их
индивидуальных возможностей и особенностей при достижении общих целей в деловом общении;
в) необходимо наличие осмысленной межличностной
коммуникации между учащимися в учебной группе, незаурядные
цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия группы могла быть конструктивно направлена на их достижение;
г) активное участие всех обучаемых в анализе проблем и перспектив в овладении умениями делового общения, планировании совместных действий, оценки (самооценки) полученных результатов образования.
Следуя логике Д. Геста, Е.Ю. Никитиной, М.В. Смирновой и др., мы полагаем, что партисипативный подход к процессу развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения должен обеспечить:
а) организационную интеграцию: преподаватель принимает
разработанную и скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализует ее в своей деятельности, тесно взаимодействуя с обучающимися;
б) идентификацию базовых ценностных ориентации будущих специалистов, а также реализацию стоящих перед ними целей образования;
в) функциональную сторону: вариабельность функциональных
задач, предполагающую отказ от традиционного управления учебной деятельностью будущих специалистов и использование гибких педагогических технологий развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения.
Итак, междисциплинарно-партисипативный подход мы рассматриваем в качестве основы развития у учащихся начального профессионального образования умений делового общения, которая рассматривает обучаемого в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к детерминации в результате общения с другими личностями, на основе привлечения к принятию деловых решений, соучастия и организации совместной деятельности с преподавателем, а также неформальной и межличностной коммуникации, трансформации из разных учебных дисциплин элементов содержания, способствующих установлению смыслокоммуникации в ситуации взаимодействия людей в деловой сфере.
Список литературы
1. Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: Автореф. дис. на соиск. степени д-ра пед. наук. - М., 199б. - 36 с.
2. Маврин Н.В. Развитие у студентов вуза культуры деловой переписки: Дис. на соиск. степени канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 217 с.
3. Никитина Е.Ю., Смирнова М.В. Управление культурой иноязычного делового общения как фактор повышения качества образования конкурентоспособного менеджера // Сб. ст. межд. н.-м. конф. «Современный
российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» / Под ред. Б.Н. Герасимова. - Пенза, 2005. - С. 153-155.
4. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ , 2000.- 101 с.
5. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: Прогресс, 1989. - С.3-79.
6. Смирнова М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: Дис. на соиск. степени канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 193 с.
7. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: что ждет
работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского исследования). -М.: Аспект, 2004. - 32 с.
8. Усова А.В., Кузьмин Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985. - 17 с.
9. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. - Л.: Издательство ЛГПИ, 1983. - 88 с.