Научная статья на тему 'Траектория развития проблемы формирования медиа образования студентов вузов'

Траектория развития проблемы формирования медиа образования студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИА ОБРАЗОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / HIGHER SCHOOL STUDENTS' MEDIA-EDUCATION / MEDIA-EDUCATION / SITUATIONAL APPROACH / TEXT-CENTRED APPROACH / PARTICIPATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Наталья Владимировна

В данной статье обосновывается актуальность проблемы формирования медиа образованности студентов вузов, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методическая основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Trajectory of the Higher School Students' Media-Education Forming

The article proves the topicality of the problem of higher school students' media-education forming; specifies the fundamental notions of the research, its structural components, theoretical-and-methodological basis.

Текст научной работы на тему «Траектория развития проблемы формирования медиа образования студентов вузов»

УДК 76.012 ББК 45.9

Максименко Наталья Владимировна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Maksimenko Natalia Vladimirovna Post-graduate

Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Траектория развития проблемы формирования медиа - образования студентов вузов Development Trajectory of the Higher School Students’ Media-Education

Forming

В данной статье обосновывается актуальность проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методическая основа.

The article proves the topicality of the problem of higher school students’ media-education forming; specifies the fundamental notions of the research, its structural components, theoretical-and-methodological basis.

Ключевые слова: медиа - образование, медиа - образованность студентов вузов, ситуационный подход, текстоцентрический подход, партисипативный подход.

Key words: media-education, higher school students’ media-education, situational approach, text-centred approach, participative approach.

Проблема формирования медиа-образованности студентов вузов является одной из актуальных проблем современного профессионального образования.

Сегодня человечество переживает стадию развития, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные, медиа - продукты и услуги. Происходит переход от индустриального общества к обществу информационному. В документах Правительства Российской Федерации подчеркивается, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и медиа -технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [4]. Международный опыт показывает, что

современные медийные технологии уже стали локомотивом социальноэкономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств. В связи с этим к выпускникам высших учебных заведений предъявляются требования, связанные с их умением ориентироваться в современной культуре масс - медиа, применять новые медиа - технологии, максимально эффективно использовать сведения, полученные из различных источников СМК.

Динамика показателей развития медиа - образованности выпускников высших учебных заведений в России не позволяет рассчитывать на существенные позитивные изменения в этой области в ближайшем будущем без целенаправленных усилий представителей высшей школы.

Мы можем отметить что, богатый потенциал российского медиа -образования в должной мере не используется отечественной педагогикой, хотя интенсивность информационного потока растет. В научной литературе последних лет встречаются разные толкования медиа-образования. Среди всех имеющихся определений рассматриваемого понятия первым общепризнанным принято считать дефиницию, сформулированную в документах ЮНЕСКО в 1973 году: под медиа - образованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география" [6]. Мы разделяем мнение К. Ворснопа, В.Гура, В. Монастырского, А. Короченского, Дж. Пандженте, С. Пензина, И. Розера, Д. Сюсса, Л. Усенко, Т. Шак и других медиа - педагогов, считающих, что медиа - образованность является результатом процесса медиа - образования личности. Однако, на наш взгляд, следует прислушаться и к мнению исследователя Дафны Лемиш, которая считает, что лишь первоначально существовало различие между медиа - образованием, являющимся более широким понятием, и медиа -образованностью. По мнению Д. Лемиш в настоящее время эти термины

невозможно и не следует разделять, они взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нет смысла устанавливать теоретические различия. В одном из последних энциклопедических изданий "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) медиа - образование определяется как "направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео, и т.д.)". Здесь акцент сделан на изучении закономерностей СМК, обучении теории и практическим умениям для овладения современными СМК, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике, т.е. на первый план выступают задачи приобщения к пониманию закономерностей общих процессов, связанных с массовой коммуникацией, скорее ориентация на профессиональную подготовку, а не на подготовку "грамотного потребителя" массово-коммуникационной продукции, в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. Особое внимание педагогов обращает на этот момент Л.С. Зазнобина, которая отмечает, что цели медиа - образования должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний в области информологии (науки о процессах и законах создания, передачи, распределения, обработки и преобразования информации) и средств массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. Медиа - образование выступает как компонент общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации [1]. Аналогичный вывод мы находим в исследованиях Н.П. Петровой, которая отмечает, что сегодня можно утверждать: наряду с профессиональным, актуальным для подготовки

специалистов индустрии телевидения и радиовещания, необходимо говорить и об общем медиа - образовании, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимся знаний о средствах массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. Так, Н.П. Петрова считает, что в силу расширения влияния СМК медиа - образование сегодня должно быть частью непрерывного образования, от детского сада до вуза. Ю.Н. Усов определяет медиа - образование как процесс "развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации" [5]. Нет единого мнения и на

определение других основных понятий медиа - образования: массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, масс - медиа, критическое мышление и др.

На основе общепедагогического подхода и ретроспективного анализа нами уточняется понятие «медиа - образование», которое мы рассматриваем как педагогическое явление, представляющее собой процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.

Результатом медиа - образования студента вуза является медиа -образованность, рассматриваемая нами как значимое качество личности, которое существенно влияет на позицию личности в целом. Медиа - образованность выпускника вуза определяется нами как совокупность систематизированных медиа-знаний, умений, ценностного отношения к медиа - образованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа -образования в процессе решения производственных задач.

Теоретико-методической основой нашего исследования выступает интеграция ситуационного (конкретно-научный уровень), текстоцентрического, и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов, выбор которых определялся эвристическими возможностями для исследования теоретических и практических аспектов процесса формирования медиаобразованности студентов вуза.

Ситуационный подход (Г.В. Власова, У. Д. Дункан, Л.Н. Смирнова, Д.С. Синк, Ф. Фидлер, Т.Б. Гребенюк, В.А. Сластенин и др.) концентрируется на том, что пригодность различных технологий формирования медиаобразованности выпускников вуза определяется конкретной ситуацией. Ситуационный подход к формированию медиа-образованности выпускников вуза проявляется в том, что вся искомая система подготовки обучаемых есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Обозначим слагаемые ситуационного подхода в рамках нашего исследования:

• центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на будущего выпускника вуза в данный момент;

• используя данный подход, исследователь, может качественно выявить, какие формы и методы формирования медиа-образованности способствуют достижению более высокого уровня медиаобразованности будущих выпускников вуза;

• ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это есть способ мышления об организационных вопросах и решениях исследуемой проблемы;

• результаты формирования медиа-образованности выпускников вуза анализируются; выявляются наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на их показатели развития в динамике; прогнозируются результаты;

• на основании полученных результатов планируется дальнейшая работа по совершенствованию формирования медиа-образованности выпускников вуза.

Основанием разработки текстоцентрического подхода является многофункциональность текста, проявляющаяся в процессе преподавания многих дисциплин, направленных на формирование медиа - образованности.

Многие исследователи (М.М. Бахтин, А.А. Веряев, Н.В. Елухина) сходятся в том, что общение между людьми происходит не посредством слов и предложений, а посредством текста. Именно текст является продуктом и инструментом коммуникации в процессе формирования медиа -образованности студентов вузов. Умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различные медиа - тексты, организовывать на их основе учебную и дальнейшую профессиональную деятельность является важнейшим критерием формирования медиа - образованности студентов.

Понимание текста не завершается процессом извлечения информации, а требует дальнейшего применения полученных знаний. Анализ литературы, посвященной данной проблеме, позволил выявить этапы работы над медиа -текстом. Предтекстовый этап формирует учебно - коммуникативную ситуацию, предваряющую чтение текста. Второй этап - это непосредственно чтение текста, во время которого происходит проверка, уточнение прогнозов, выдвинутых перед чтением текста на основании истолкования заголовков,

иллюстраций и т.д. Третий этап выполняет задачу проверки понимания прочитанного. Целью четвертого этапа является информационная переработка текста с целью присвоения информации и языковых средств, необходимых для порождения собственного устно - речевого высказывания. Пятый этап связан с постановкой и решением коммуникативной задачи при говорении. Причем содержание и объем этапов зависят от того, с какой целью предполагается использовать тот или иной текст и порождение какого высказывания планируется на его основе [2].

Методико-технологической основой исследования является

партисипативный подход, разработанный Е.Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования. Данный подход с точки зрения реферируемого исследования предполагает привлечение к решению проблемы формирования медиа-образованности на основе соучастия и включенности студентов на паритетных началах с педагогом.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) педагога и обучаемого для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным [3].

Становится возможным назвать следующие этапы осуществления партисипативного подхода:

1. Постановка проблемы процесса формирования медиа-образованности студентов вуза, выявление ее симптомов, причин, а также ее оценка с точки зрения важности. При этом инициатива постановки проблемы может исходить как от преподавателя, так и от студента.

2. Определение «принадлежности» проблемы.

3. Определение стадий вовлечения обучаемого в разрешение проблемы с целью согласования понимания самой проблемы, ее формулировки и оценки.

4. Разработка плана и процедуры совместной деятельности, четкое регулирование хода обсуждения, стремление к устранению нерелевантных отступлений, экономия времени, нейтрализация возможных негативных межличностных эффектов.

5. Построение модели проблемной коммуникативной ситуации. Наиболее эффективный способ достижения указанного - включение студентов в проблемно -конфликтную ситуацию.

6. Этап поиска решения. В ходе него происходит выдвижение альтернатив для решения указанной проблемы, поиск и выбор оптимального варианта на основании разработанных или уже имеющихся критериев и ограничений.

7. Принятие решения. Основной особенностью совместных решений является то, что они являются результатом консенсуса, позволяющего участникам образовательного процесса наиболее полно ощутить свой вклад в общее решение, принять его осознанно.

8. Согласование решения в учебной группе.

9. Координационная деятельность педагога, выступающего одним из участников совместной деятельности по разрешению проблемы на диалогических паритетных началах, так как именно педагог обладает комплексом необходимых знаний и умений для согласования действий обучаемых.

Таким образом, медиа - образование является приоритетной областью культурно-педагогического развития ХХ1 века, медиа - педагогика в нашей стране имеет большие перспективы. В России наступил момент обостренного интереса к медиа - образованию.Так как это педагогическое направление, имеющее богатую историю и широкую географию, оказалось необыкновенно актуальным в современной российской ситуации.

Библиографический список

1) Зазнобина, Л. С. Медиаобразование в современной российской школе // Магистр. -1995. - № 1. - С. 17-29.

2) Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю Никитина, О.Ю. Афанасьева - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

3) Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования». - 2006. - № 2 . - М.: ИСОМ, 2006. - С. 101 - 108.

4) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // "Российская газета" - 2008.- 02. - № 16. - С.16.

5) Усов, Ю.Н. Медиа - образование в России (на материале экранных искусств) // Материалы Российско-Британского семинара по медиа - образованию (2-8 октября 1995 г.). -М. , 1995. - 17 с.

6) Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93p.

Bibliography

1) Information Society Developing Strategy in the Russian Federation // "Russian Newspaper". - 2008. - 02. - № 16. - Р.16.

2) Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93 p.

3) Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - M.: MANPO, 2006. -154 p.

4) Nikitina, E.Yu. Interdisciplinary-and-Participative Approach as a Methodological Basis for Primary Professional Education Students’ Business Communication Skills Developing / E.Yu. Nikitina // "Professional Education" Journal / "New Pedagogical Research" Application. - 2006. -№ 2. - M.: Isom, 2006. - P. 101 - 108.

5) Usov, Yu. N. Media-Education in Russia (On the Material of Screen Arts) Works of the Russian-British Media-Education Seminars (October, 2-8, 1995). - M., 1995. - 17 p.

6) Zaznobina, L.S. Media-Education in Modern Russian School // Master. - 1995. - № 1. - З.

17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.