УДК 76.012 ББК 45.9
Максименко Наталья Владимировна
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Maksimenko Natalia Vladimirovna Post-graduate
Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Траектория развития проблемы формирования медиа - образования студентов вузов Development Trajectory of the Higher School Students’ Media-Education
Forming
В данной статье обосновывается актуальность проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методическая основа.
The article proves the topicality of the problem of higher school students’ media-education forming; specifies the fundamental notions of the research, its structural components, theoretical-and-methodological basis.
Ключевые слова: медиа - образование, медиа - образованность студентов вузов, ситуационный подход, текстоцентрический подход, партисипативный подход.
Key words: media-education, higher school students’ media-education, situational approach, text-centred approach, participative approach.
Проблема формирования медиа-образованности студентов вузов является одной из актуальных проблем современного профессионального образования.
Сегодня человечество переживает стадию развития, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные, медиа - продукты и услуги. Происходит переход от индустриального общества к обществу информационному. В документах Правительства Российской Федерации подчеркивается, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и медиа -технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [4]. Международный опыт показывает, что
современные медийные технологии уже стали локомотивом социальноэкономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств. В связи с этим к выпускникам высших учебных заведений предъявляются требования, связанные с их умением ориентироваться в современной культуре масс - медиа, применять новые медиа - технологии, максимально эффективно использовать сведения, полученные из различных источников СМК.
Динамика показателей развития медиа - образованности выпускников высших учебных заведений в России не позволяет рассчитывать на существенные позитивные изменения в этой области в ближайшем будущем без целенаправленных усилий представителей высшей школы.
Мы можем отметить что, богатый потенциал российского медиа -образования в должной мере не используется отечественной педагогикой, хотя интенсивность информационного потока растет. В научной литературе последних лет встречаются разные толкования медиа-образования. Среди всех имеющихся определений рассматриваемого понятия первым общепризнанным принято считать дефиницию, сформулированную в документах ЮНЕСКО в 1973 году: под медиа - образованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география" [6]. Мы разделяем мнение К. Ворснопа, В.Гура, В. Монастырского, А. Короченского, Дж. Пандженте, С. Пензина, И. Розера, Д. Сюсса, Л. Усенко, Т. Шак и других медиа - педагогов, считающих, что медиа - образованность является результатом процесса медиа - образования личности. Однако, на наш взгляд, следует прислушаться и к мнению исследователя Дафны Лемиш, которая считает, что лишь первоначально существовало различие между медиа - образованием, являющимся более широким понятием, и медиа -образованностью. По мнению Д. Лемиш в настоящее время эти термины
невозможно и не следует разделять, они взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нет смысла устанавливать теоретические различия. В одном из последних энциклопедических изданий "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) медиа - образование определяется как "направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео, и т.д.)". Здесь акцент сделан на изучении закономерностей СМК, обучении теории и практическим умениям для овладения современными СМК, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике, т.е. на первый план выступают задачи приобщения к пониманию закономерностей общих процессов, связанных с массовой коммуникацией, скорее ориентация на профессиональную подготовку, а не на подготовку "грамотного потребителя" массово-коммуникационной продукции, в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. Особое внимание педагогов обращает на этот момент Л.С. Зазнобина, которая отмечает, что цели медиа - образования должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний в области информологии (науки о процессах и законах создания, передачи, распределения, обработки и преобразования информации) и средств массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. Медиа - образование выступает как компонент общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации [1]. Аналогичный вывод мы находим в исследованиях Н.П. Петровой, которая отмечает, что сегодня можно утверждать: наряду с профессиональным, актуальным для подготовки
специалистов индустрии телевидения и радиовещания, необходимо говорить и об общем медиа - образовании, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимся знаний о средствах массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. Так, Н.П. Петрова считает, что в силу расширения влияния СМК медиа - образование сегодня должно быть частью непрерывного образования, от детского сада до вуза. Ю.Н. Усов определяет медиа - образование как процесс "развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации" [5]. Нет единого мнения и на
определение других основных понятий медиа - образования: массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, масс - медиа, критическое мышление и др.
На основе общепедагогического подхода и ретроспективного анализа нами уточняется понятие «медиа - образование», которое мы рассматриваем как педагогическое явление, представляющее собой процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.
Результатом медиа - образования студента вуза является медиа -образованность, рассматриваемая нами как значимое качество личности, которое существенно влияет на позицию личности в целом. Медиа - образованность выпускника вуза определяется нами как совокупность систематизированных медиа-знаний, умений, ценностного отношения к медиа - образованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа -образования в процессе решения производственных задач.
Теоретико-методической основой нашего исследования выступает интеграция ситуационного (конкретно-научный уровень), текстоцентрического, и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов, выбор которых определялся эвристическими возможностями для исследования теоретических и практических аспектов процесса формирования медиаобразованности студентов вуза.
Ситуационный подход (Г.В. Власова, У. Д. Дункан, Л.Н. Смирнова, Д.С. Синк, Ф. Фидлер, Т.Б. Гребенюк, В.А. Сластенин и др.) концентрируется на том, что пригодность различных технологий формирования медиаобразованности выпускников вуза определяется конкретной ситуацией. Ситуационный подход к формированию медиа-образованности выпускников вуза проявляется в том, что вся искомая система подготовки обучаемых есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Обозначим слагаемые ситуационного подхода в рамках нашего исследования:
• центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на будущего выпускника вуза в данный момент;
• используя данный подход, исследователь, может качественно выявить, какие формы и методы формирования медиа-образованности способствуют достижению более высокого уровня медиаобразованности будущих выпускников вуза;
• ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это есть способ мышления об организационных вопросах и решениях исследуемой проблемы;
• результаты формирования медиа-образованности выпускников вуза анализируются; выявляются наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на их показатели развития в динамике; прогнозируются результаты;
• на основании полученных результатов планируется дальнейшая работа по совершенствованию формирования медиа-образованности выпускников вуза.
Основанием разработки текстоцентрического подхода является многофункциональность текста, проявляющаяся в процессе преподавания многих дисциплин, направленных на формирование медиа - образованности.
Многие исследователи (М.М. Бахтин, А.А. Веряев, Н.В. Елухина) сходятся в том, что общение между людьми происходит не посредством слов и предложений, а посредством текста. Именно текст является продуктом и инструментом коммуникации в процессе формирования медиа -образованности студентов вузов. Умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различные медиа - тексты, организовывать на их основе учебную и дальнейшую профессиональную деятельность является важнейшим критерием формирования медиа - образованности студентов.
Понимание текста не завершается процессом извлечения информации, а требует дальнейшего применения полученных знаний. Анализ литературы, посвященной данной проблеме, позволил выявить этапы работы над медиа -текстом. Предтекстовый этап формирует учебно - коммуникативную ситуацию, предваряющую чтение текста. Второй этап - это непосредственно чтение текста, во время которого происходит проверка, уточнение прогнозов, выдвинутых перед чтением текста на основании истолкования заголовков,
иллюстраций и т.д. Третий этап выполняет задачу проверки понимания прочитанного. Целью четвертого этапа является информационная переработка текста с целью присвоения информации и языковых средств, необходимых для порождения собственного устно - речевого высказывания. Пятый этап связан с постановкой и решением коммуникативной задачи при говорении. Причем содержание и объем этапов зависят от того, с какой целью предполагается использовать тот или иной текст и порождение какого высказывания планируется на его основе [2].
Методико-технологической основой исследования является
партисипативный подход, разработанный Е.Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования. Данный подход с точки зрения реферируемого исследования предполагает привлечение к решению проблемы формирования медиа-образованности на основе соучастия и включенности студентов на паритетных началах с педагогом.
Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) педагога и обучаемого для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным [3].
Становится возможным назвать следующие этапы осуществления партисипативного подхода:
1. Постановка проблемы процесса формирования медиа-образованности студентов вуза, выявление ее симптомов, причин, а также ее оценка с точки зрения важности. При этом инициатива постановки проблемы может исходить как от преподавателя, так и от студента.
2. Определение «принадлежности» проблемы.
3. Определение стадий вовлечения обучаемого в разрешение проблемы с целью согласования понимания самой проблемы, ее формулировки и оценки.
4. Разработка плана и процедуры совместной деятельности, четкое регулирование хода обсуждения, стремление к устранению нерелевантных отступлений, экономия времени, нейтрализация возможных негативных межличностных эффектов.
5. Построение модели проблемной коммуникативной ситуации. Наиболее эффективный способ достижения указанного - включение студентов в проблемно -конфликтную ситуацию.
6. Этап поиска решения. В ходе него происходит выдвижение альтернатив для решения указанной проблемы, поиск и выбор оптимального варианта на основании разработанных или уже имеющихся критериев и ограничений.
7. Принятие решения. Основной особенностью совместных решений является то, что они являются результатом консенсуса, позволяющего участникам образовательного процесса наиболее полно ощутить свой вклад в общее решение, принять его осознанно.
8. Согласование решения в учебной группе.
9. Координационная деятельность педагога, выступающего одним из участников совместной деятельности по разрешению проблемы на диалогических паритетных началах, так как именно педагог обладает комплексом необходимых знаний и умений для согласования действий обучаемых.
Таким образом, медиа - образование является приоритетной областью культурно-педагогического развития ХХ1 века, медиа - педагогика в нашей стране имеет большие перспективы. В России наступил момент обостренного интереса к медиа - образованию.Так как это педагогическое направление, имеющее богатую историю и широкую географию, оказалось необыкновенно актуальным в современной российской ситуации.
Библиографический список
1) Зазнобина, Л. С. Медиаобразование в современной российской школе // Магистр. -1995. - № 1. - С. 17-29.
2) Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю Никитина, О.Ю. Афанасьева - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
3) Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования». - 2006. - № 2 . - М.: ИСОМ, 2006. - С. 101 - 108.
4) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // "Российская газета" - 2008.- 02. - № 16. - С.16.
5) Усов, Ю.Н. Медиа - образование в России (на материале экранных искусств) // Материалы Российско-Британского семинара по медиа - образованию (2-8 октября 1995 г.). -М. , 1995. - 17 с.
6) Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93p.
Bibliography
1) Information Society Developing Strategy in the Russian Federation // "Russian Newspaper". - 2008. - 02. - № 16. - Р.16.
2) Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93 p.
3) Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - M.: MANPO, 2006. -154 p.
4) Nikitina, E.Yu. Interdisciplinary-and-Participative Approach as a Methodological Basis for Primary Professional Education Students’ Business Communication Skills Developing / E.Yu. Nikitina // "Professional Education" Journal / "New Pedagogical Research" Application. - 2006. -№ 2. - M.: Isom, 2006. - P. 101 - 108.
5) Usov, Yu. N. Media-Education in Russia (On the Material of Screen Arts) Works of the Russian-British Media-Education Seminars (October, 2-8, 1995). - M., 1995. - 17 p.
6) Zaznobina, L.S. Media-Education in Modern Russian School // Master. - 1995. - № 1. - З.
17-29.