Научная статья на тему 'Междисциплинарная связь физической культуры и физики в средней общеобразовательной школе'

Междисциплинарная связь физической культуры и физики в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДМЕТОВ / ФИЗИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Байбурин И.А.

Охарактеризованы дидактические свойства междисциплинарных связей физической культуры и физики, преподаваемых учащимся на теоретических и практических занятиях в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная связь физической культуры и физики в средней общеобразовательной школе»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА № 7-8 / 2019

самостоятельности мышления, свободы суждений. Список использованной литературы:

1. Курбатова А.С., Ягин В.В. Проблема здоровьесбережения в современной российской школе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=24977 (дата обращения: 04.07.2019).

2. Рощина Г.О., Зеленцова Н.Н. Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка в учебном процессе В.Ф. Базарного: практическое пособие. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. - 60 с.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., Таравитова Т.В., 2019

УДК 373

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация И.А.Байбурин

старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Охарактеризованы дидактические свойства междисциплинарных связей физической культуры и физики, преподаваемых учащимся на теоретических и практических занятиях в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Междисциплинарная связь предметов, физика, физическая культура.

При проектировании и реализации междисциплинарных связей учителям и учащимся средних общеобразовательных школ следует иметь в виду такие факторы, как их влияние на повышение мотивации школьников к обучению различным предметам, на формирование у них целостной научной картины мира и на углубление ученических представлений на научной основе об изучаемом предмете [1].

Одинаковые корни слов «физика» и «физическая культура» являются необходимым условием для установления и развития междисциплинарных связей соответствующих учебных предметов современной средней общеобразовательной школы.

Выделим на конкретных учебных задачах достаточные условия успешного совершенствования междисциплинарных связей физической культуры и физики, определяющих ядро современного общего образования учащейся молодежи [2].

Методом постановки и решения учебных междисциплинарных задач физики и физической культуры выберем информационное моделирование объектов, процессов или явлений, состоящее из таких этапов или элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА № 7-8 / 2019

Исходя из того, что наиболее проявляющимися в физической культуре учащихся средних общеобразовательных школ являются механические процессы м явления, учителям следует устанавливать и развивать нижеследующие междисциплинарные темы, сопровождаемые постановкой и решением учащимися учебных задач.

1. Основы теории и практики измерений в экспериментальной науке - физике и в физической культуре во время проектирования и реализации спортивных соревнований среди школьников и спортсменов.

2. Кинематика и динамика движущегося тела под действием силы тяжести у поверхности Земли. Максимальная дальность полета спортивного мяча, достигаемая при угле вылета его по отношению к горизонту в сорок пять градусов. Независимость метания мяча или учебной гранаты на дальность от роста и конечностей школьника и спортсмена.

3. Инерция движущегося тела как физическое явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Необходимость учета данного явления при прыжках школьника или спортсмена. Достижение лучшего спортивного результата в прыжках посредством хорошего разбега участника соревнований.

4. Сила давления тела на различные опоры. Зависимость давления от площади опоры. Математический расчет силы давления на снег традиционной обувью пешехода длинными лыжами спортсмена. Определение зависимости глубины погружения в снег от площади опоры школьника или спортсмена.

5. Зависимость давления газа от температуры. Зависимость высоты отскока баскетбольного мяча во время его ведения от температуры окружающей мяча среды спортивного зала. Установление экспериментального факта о том, что когда температура воздуха внутри мяча понижается, поэтому скорость молекул газа уменьшается, что приводит к уменьшению числа соударений их со стенками мяча, тем самым давление в мяче уменьшается.

Дидактический опыт установления и развития на теоретических и практических занятиях в средних общеобразовательных школах междисциплинарной связи физической культуры и физики посредством постановки и решения методом информационного моделирования действительности соответствующих учебных задач показывает его положительное влияние на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи [4].

На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное установление и развитие междисциплинарных связей между учебными предметами физической культуры и физики есть необходимый элемент дидактики современной средней общеобразовательной школы для повышения качества образования учащихся.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Сборник «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики» материалов III Всероссийской научно-практической заочной конференции. - Уфа: Изд-во БГУ, 2014. - С. 57 - 60.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

4. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 3(25). - С. 152 - 156.

© Каримов М.Ф., Байбурин И.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.