Научная статья на тему 'Междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики в средней общеобразовательной школе'

Междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОВАЛЕНТНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ АТОМОВ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов М.Ф., Гильванова Л.Ф.

Выделены необходимые для успешного изучения старшеклассниками естественно математических учебных предметов междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики в средней общеобразовательной школе»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА № 7-8 / 2019

УДК 373

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Гильванова Л.Ф. студент факультета биологии и химии г. Бирск, Российская Федерация

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ, ХИМИИ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены необходимые для успешного изучения старшеклассниками естественно - математических учебных предметов междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Ковалентная химическая связь атомов молекул органической природы.

Ряд настоящих и будущих учителей биологии средней общеобразовательной школы считает, что они с учащимися изучают молекулы органических веществ в таких крупных масштабах, что им не надо знать ничего сверх основ нерелятивистской квантовой механики и традиционной модели молекулы достаточно для описания взаимодействий между триллионами органических молекул.

Творчески целеустремленным, интеллектуально активным и научно компетентным старшеклассникам, студентам и учителям следует прочно знать нижеследующие междисциплинарные связи биологии, химии и квантовой физики.

1. Символический язык математики, физики, химии и биологии на элементарном и высшем уровнях

[1].

2. Системно-структурно-функциональные модели атомов простейших и сложных неорганических и органических веществ.

3. Дифференциальное уравнение Эрвина Шредингера (1887, Эрдберг - 1961, Вена) как основа квантовой физики элементарных частиц, атомов и молекул [2].

4. Радиальные, сферические и азимутальные волновые функции в решении уравнения Шредингера для водородоподобного атома вещества.

5. Атомная орбиталь как одноэлектронная волновая функция электрона, полученная решением уравнения Шредингера для данного атома вещества, задаваемая главным, орбитальным и магнитным квантовыми числами.

6. Вектор спина или собственного момента импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и несвязанный с перемещением микрочастицы как целого в пространстве.

7. Принцип запрета Вольфганга Паули (1900, Вена - 1958, Цюрих), объяснивший строение электронных оболочек атомов и электронных уровней химических элементов, расположенных в периодической системе Дмитрия Ивановича Менделеева (1934, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) [3].

8. Ковалентная (от латинского co - «совместно» и vales - «имеющий силу») химическая связь атомов, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных (находящихся на внешних оболочках атомов) электронных облаков.

9. Ковалентная химическая связь атомов, имеющая свойства направленности, насыщаемости, полярности и поляризуемости, определяющая химические и физические свойства соединений.

10. Ковалентная химическая связь как основная химическая связь атомов в органических соединениях, образуемая при взаимодействии атомов, электроотрицательности которых равны или

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА № 7-8 / 2019

незначительно отличаются.

11. Дезоксирибонуклеиновая кислота как макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы функционирования и развития живых организмов.

12. Биологическая химия как наука, изучающая состав организмов, соструктуру, свойства и локализацию обнаруживаемых в них химических соединений, пути и закономерности их образования и превращений.

13. Биологическая физика как наука, изучающая физические аспекты существования живой природы на всех её уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом.

14. Возможность хранения и наследования генетического материала живых организмов посредством сохранения информации в высокомолекулярных соединениях в разных квантовых состояниях.

15. Использование квантового туннельного эффекта в ферментах - катализаторах химических реакций в клетках организмов для перемещения электрона или протона из одной части молекулы в другую.

Опыт проектирования и реализации междисциплинарных связей биологии, химии и квантовой физики на теоретических и практических занятиях старшеклассниками средних общеобразовательных школ показывает его эффективность в повышении качества образования учащейся молодежи [4].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что обучение старшеклассников средней общеобразовательной школы биологии на основе междисциплинарных связей с химией и квантовой физикой есть требование двадцать первого века. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

3. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Гильванова Л.Ф., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Л.М.Маннанова учитель математики гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация

ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ НАЧАЛО ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФРАГМЕНТОВ ПРИРОДНОЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрена интегративность учебного математического моделирования объектов, процессов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.