Научная статья на тему 'Оценка учащимися средней общеобразовательной школы валентных возможностей атомов химических элементов'

Оценка учащимися средней общеобразовательной школы валентных возможностей атомов химических элементов Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМА / ВАЛЕНТНОСТЬ АТОМА / ВАЛЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Каримов М. Ф., Закиева Э. Ф.

Рассмотрены элементы дидактики и методики оценки валентных возможностей атомов химических элементов системы Д.И. Менделеева старшеклассниками под руководством учителей неорганической и органической химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка учащимися средней общеобразовательной школы валентных возможностей атомов химических элементов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070

дипломы кандидата и доктора наук, аттестаты доцента и профессора, а также осуществляет ряд других функций, например, определяет перечень научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов кандидатских и докторских диссертаций.

В настоящее время аспиранты и преподаватели задумываются о публикации статьи в зарубежном издании. Причин может быть множество: повышение профессионального статуса, требование руководства, возможность получить грант. Помимо этого, опубликованные научные работы на английском языке необходимы при защите диссертации и, зачастую, дают преимущество при приеме на работу в международную компанию. Авторы подробно описали процесс подготовки результатов исследования публикации в международный журнал, при котором следует учитывать не только особенности построения научной статьи, но и специфику английского научного текста. Список использованной литературы:

1. Spectrum IEEE March 2017, №3.

2. IEEE Transactions on communications, May 2015, №5.

3. IEEE Transactions on communications, April 2016, №4.

© Ильина Т.С., Игнатова Е.С., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.Ф.Закиева студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВАЛЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация

Рассмотрены элементы дидактики и методики оценки валентных возможностей атомов химических элементов системы Д.И. Менделеева старшеклассниками под руководством учителей неорганической и органической химии.

Ключевые слова

Электронное строение атома, валентность атома, валентный уровень.

Одна из основных задач современной химии состоит в определении способности атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей или валентности (от лат. valentía «имеющий силу»).

Выделенная научная задача химии предопределяет соответствующую дидактическую задачу в обучении учащихся средней общеобразовательной школы знаниям и умениям оценки валентных возможностей атомов химических элементов системы Д.И. Менделеева (1834 - 1907) [1].

Истоком понятия «валентность» явился установленный Дж. Дальтоном (1766 -1844) научный факт о том, что вещества состоят из атомов, соединенных между собой в определенных пропорциях [2].

Российский ученый А.М.Бутлеров обратил внимание научного сообщества на то, что валентность

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

атомов связана с реакционной способностью атомов вещества [3].

Становление и развитие квантовой механики и квантовой химии в двадцатые и тридцатые годы двадцатого века [4] позволило уточнить объем и содержания понятия валентности атома в виде нижеследующих определений.

Валентность атома - это количество химических связей, которое образует атом в химическом соединении с ковалентной связью атомов.

Валентность атома не может быть выше полного числа атомных орбиталей на внешнем энергетическом уровне рассматриваемого химического элемента.

После изучения электронного строения, например, атома азота N (1s22s22p3) учитель химии вместе с учащимися средней общеобразовательной школы заключают о том, что максимально возможная валентность атома азота равна четырем вследствие возможности образования трех ковалентных неполярных связей по обменному типу с неспаренными электронами на 2p - подуровне и одной связи по донорно - акцепторному механизму с не поделенной парой электронов на 2s - подуровне.

В течение последующего изучения школьного курса химии творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учащиеся средней общеобразовательной школы могут самостоятельно утверждать о том, что характерная валентность атома азота равна трем благодаря трем неспаренным 2p - электронам и максимальная валентность этого атома, проявляемая в аммонийных соединениях, есть четыре за счет возможности образования донорно - акцепторной связи с участием не поделенной пары 2s - электронов.

Для успешного изучения большинства учебных тем органической химии важно прежде всего выяснить учителю химии вмести с учащимися валентные возможности атома углерода.

Анализ старшеклассниками электронного строения атома углерода в стационарном основном состоянии показывает наличие у этого атома в наружном слое двух спаренных 2s -электронов и двух неспаренных 2p - электронов. Поэтому с участием двух последних неспаренных электронов атом углерода может образовать две общие электронные пары, необходимые для осуществления двух ковалентных связей. Однако, большинство учащихся отмечают, что во многих неорганических и во всех органических соединениях атом углерода проявляет валентность, равную четырем.

Выявленная учащимися проблемная ситуация разрешается совместно с учителем химии посредством рассмотрения возбужденного состояния атома углерода, приводящего к образованию одного валентного 2s - электрона и трех валентных 2p - электронов. Таким образом, атом углерода проявляет валентность, равную четырем, за счет расспаривания 2я2-электронов и перехода одного из них на вакантную атомную орбиталь.

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что проектирование и реализация обучения учащихся средней общеобразовательной школы оценке валентных возможностей атомов химических элементов на основе квантовых представлений способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов старшеклассников.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

2. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т.12. - № 4. - С. 30 - 35.

3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно-структурно-функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 2 - С. 59 - 63

4. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Н.А.Никонова студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕМЕЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики преподавания на занятиях по химии в средней общеобразовательной школе свойств электронных семейств химических элементов.

Ключевые слова Химический элемент, электронное строение, электронные семейства

Дидактика современной химии, преподаваемой в средней общеобразовательной школе, основана на теории электронного строения вещества. В этой связи учителям неорганической и органической химии необходимо посредством соответствующего обучения достичь у учащихся прочных знаний по структуре и функциям электронных семейств s-элементов, p-элементов, d-элементов, f-элементов, основанных на достижениях квантовой механики.

Начальные сведения по квантовой механике и квантовой химии учащиеся старших классов средней общеобразовательной школы получают при изучении курсов физики и химии [1].

Учителя физики и химии объясняют учащимся, что основным уравнением квантовой механики и квантовой химии является уравнение Эрвина Шредингера (1887-1961) для микрочастиц, установленное им 1926 году [2].

Анализируя вместе с учителем решения дифференциального уравнения Шредингера, старшеклассники выделяют s-, p-, d- и f- состояния электронов атомов вещества.

Субъекты школьного учебного познания химической действительности выделяют в зависимости от того, какой энергетический подуровень в атоме заполняется электронами, все химические элементы подразделяются на четыре типа - электронные семейства: 1) s-элементы, если электроны занимают s-подуровень внешнего энергетического уровня атома. К s-элементам относятся первые два элемента каждого периода системы химических элементов Д.И.Менделеева (1834-1907) [3]; 2) p-элементы с электронами, занимающими p-подуровень внешнего энергетического уровня атома. К p-элементам относятся последние шесть элементов каждого периода таблицы химических элементов Д.И.Менделеева; 3) d-элементы, у которых заполняются электронами d-подуровень второго снаружи энергетического уровня атома, а на внешнем энергетическом уровне находится один или два электрона; 4) f-элементы с заполняющимися электронами f-подуровня третьего снаружи энергетического уровня атома с остающимися на внешнем уровне двумя электронами.

При выполнении домашнего задания старшеклассники определяют, что в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева имеется четырнадцать s- элементов, тридцать p-элементов, тридцать восемь d-элементов, двадцать восемь f-элементов.

После освоения представленных выше учебных материалов у большинства учащихся возникает познавательный вопрос относительно обозначения энергетических уровней и семейства химических элементов.

Учитель химии выделяет, что обозначения здесь соответствующие: s- (sharp — резкая), р- (principal — главная), d- (diffuse — диффузная) и f- (fundamental — базовая), принятые научным сообществом еще в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.