Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов'

Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / ARTS AND CRAFTS / ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна, Геращенко Наталья Владимировна, Черушева Надежда Викторовна

В статье рассматривается опыт решения проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетической деятельности через междисциплинарную интеграцию изучения декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна, Геращенко Наталья Владимировна, Черушева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study interdisciplinary integration of arts and crafts in the artistic-aesthetic education of future elementary school teachers

The article deals with the experience of solving the problem of optimizing the training of the future teacher of initial classes to art aesthetic activity through an interdisciplinary study of the integration of arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальных классов»

Сведения об авторе: Варламов Александр Сергеевич,

аспирант,

кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: aleks-varlam@bk.ru

Information about the author: Varlamov Aleksandr Sergeevich,

Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: aleks-varlam@bk.ru

УДК 7(07) : 378 ББК 74.266 : 74.48

Э.Ф. Вертякова, Н.В. Геращенко, Н.В. Черушева

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассматривается опыт решения проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетической деятельности через междисциплинарную интеграцию изучения декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов.

E.F. Vertyakova, N.V. Gerashchenko, N.V. Cherusheva

STUDY INTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF ARTS AND CRAFTS IN THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

The article deals with the experience of solving the problem of optimizing the training of the future teacher of initial classes to art - aesthetic activity through an interdisciplinary study of the integration of arts and crafts.

Key words: interdisciplinary integration, arts and crafts, artistic and aesthetic education of future elementary school teachers.

В междисциплинарной интеграции отражаются процессы объединения учебных дисциплин для решения аксиологических, методических, технологических и практических задач профессиональной подготовки будущего учителя и его личностного развития.

Процессы интеграции в современном образовании вузов являются акту-

альным объектом педагогических исследований. Ученые рассматривают особенности компетентностного и культурологического подходов к процессам интеграции [4], выделяют принципы, требования или условия реализации междисциплинарной интеграции [1], определяют требования к учебным модулям [3].

о

Со о

£5 го о 5

0 х

S? *

1 Ï

1 Ï §

2 Ф s ^ D.0)

¿1 I ^

ГО ^

0 ч

* s

DID

К S S I

1 го

Ф Cû

ï 0 n m ГО s Q.

к io s о

I § Ëë M

S ь

го о ï о

ü È «

i-8

°t

CQ

го

ш

ф

3

>.

ф

т

Ш ±

о"

X

ф

15

го £

Ш ±

(О ей о ¡£ к

н ^

ф

ш

ё О

В структуре процесса интеграции Т.Е. Титовец [4] выделяет четыре направления: выбор объектов интеграции, выбор зависимых переменных и системообразующего фактора интеграции, пути достижения природосообразности интеграции и способы обеспечения её культуросообразности.

При построении модели междисциплинарной интеграции в сфере художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов нами был выбран объект - декоративно-прикладное искусство.

Одним из базовых ориентиров художественно-эстетического образования является декоративно-прикладное искусство. В результате изучения этого вида искусства на уроках «Изобразительное искусство» и «Технология» у младших школьников формируются такие основы художественной культуры, как представления о специфике декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека; понимание синтетического характера народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма). Школьники получают возможность узнавать образ человека в традиционной культуре разных народов, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие мужскую и женскую красоту, отражённую в декоративно-прикладном искусстве. Овладевая умением применять разнообразные декоративные формы, использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры, смогут создавать сказочные образы в традициях народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Используя ритм, стилизацию форм при создании орнамента в собственной художественно-творческой деятельности, школьники осознают специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). В результате освоения этих программных требований младшие школьники научатся не только применять художественные знания и представления о декоративно-прикладном искусстве, но и понимать образную природу искусства, давать эстетическую оценку

и выражать свое отношение к окружающей действительности в различных формах художественно-творческой деятельности.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов складывается из личностного саморазвития и синтеза деятельностного и личностного опыта, особенно в ходе освоения ценностей культуры, в данном случае - художественно-эстетической. В связи с этим рассмотрим терминологию нашей проблемы.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» широкое и многогранное.

Данное понятие имеет разные толкования, приведем ряд примеров:

• искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей;

• создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение;

• создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Классификация видов декоративно-прикладного искусства представлена многими исследователями. Мы воспользуемся классификацией, сформулированной В.Б. Дрягиной [2]. Она выделила виды декоративно-прикладного искусство по отраслям: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево, береста, войлок и т.д.); по способу выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, кру-жевоплетение, ткачество, литьё, чеканка и др.); по функциональному назначению использования предмета (гобелен, мебель, посуда, игрушки).

Эта классификация способствует самостоятельному формулированию определения «декоративное искусство», «декоративно-прикладное искусство». По нашему мнению, декоративное искусство - это один из видов пластических искусств, состоящий из монументально-декоративного, декоративно-прикладного и оформительского искусства. Декоративно-прикладное искусство -это область декоративного искусства, основанная на традициях художественно-

го творчества, результатом которого является создание предметов, отличающихся декоративностью для украшения человека и его предметно-пространственной среды.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают эстетическими качествами - это декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов.

Особым миром духовного опыта народа, его художественного творчества, создаваемого на протяжении многих веков, является народное искусство.

В основе народного искусства лежит творческая деятельность народа, отражающая его самосознание и историческую память. Отечественные ученые А.Б. Ба-кушинский, И.Я. Багуславская, Г.К. Вагнер, В.С. Воронов и др. раскрыли теоретические основы народного искусства. Эти ученые определили «коллективное начало» и «народность» как главный закон развития народного искусства. Однако М.А. Некрасова в своих исследованиях рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему. Она отмечает, что народное искусство утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. Более того, подчеркивает, что только своеобразное в национальных, региональных системах и школах народного искусства, а также живая традиция дают путь и особую жизненность развитию народного искусства.

Сегодня отечественные искусствоведы, такие как Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и другие убедительно доказывают важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей. Они подчеркивают, что именно этот вид творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс не только в детском саду, но и в общеобразовательной школе. Будущий учитель должен знать, что процесс приобщения учащих-

ся к декоративно-прикладному творчеству необходимо осуществлять с учетом согласования дидактических, психологических, культурологических и искусствоведческих особенностей учебного процесса в начальной школе.

На факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета, на таких предметах, как «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству» и «Теория и методика обучения младших школьников предмету технология» осуществляется междисциплинарная интеграция, которая способствует оптимизации освоения методических и технологических умений, что особенно актуально в условиях сокращения учебной нагрузки. Очевидно, что решающую роль в этой системе играет организация совместной работы преподавателей этих двух дисциплин. Взаимодействие и взаимопроникновение, перестройка преподавания и содержательного материала, использование активных методов и средств, способствовали повышению эффективности усвоения данного раздела.

Нами была разработана модель междисциплинарной интеграции изучения декоративно-прикладного искусства в рамках предметов по теории и методике обучения младших школьников (рис. 1). Модель представляет весь процесс интеграции по двум дисциплинам: цели, методологические подходы, формируемые компетенции, принципы и педагогические условия, а также содержательный, технологический, и критериально-оценочный блоки.

В содержательном блоке модели представлены четыре больших компонента: теоретические знания декоративно-прикладного искусства, познавательные умения, творческая индивидуальность, художественно-практические умения, которые позволят обеспечить успешность усвоения студентами основ декоративно-прикладного искусства.

Теоретический компонент содержательного блока модели представлен в виде таблицы учебно-тематического планирования, в которой раскрыты формы занятий, тематика и практическая деятельность, количество часов (см. табл. 1).

ш о

Со о

£5 го

о 5

0 *

5? *

1 1

1 Р § «

2 Ф ^ ш

О.Ф

¿1 I ^

Ш X

н

ГО 3

0 ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!)10

4 5 К ^ ^ I

1 ГО ф со

г °

со СО ГО

^ О.

К ^

^ о

I ° г н

го о I о

и

Ё <и

ей

го ш о ¡£ к

I-^

ф

ш

ё о

Рис. 1. Модель междисциплинарной интеграции изучения декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом образовании

будущих учителей начальных классов

Немаловажную роль в междисциплинарной интеграции играет компонент познавательных умений. Данный компонент позволяет контролировать и отслеживать формируемые компетенции. Например, знать особенности различных программ по предметам «Технология» и «Изобразительное искусство» для начальной школы в разных образовательных системах; содержание программ, учебников и рабочих тетрадей. Компонент творческой индивидуальности позволяет формировать у студентов профессиональные умения ориентироваться в технологиях художественно-эстетического образования; самостоятельно выбирать методики и технологии, методы, формы и средства обучения для разработки технологических карт уроков; применять диагности-

ческие методики, направленные на выявление художественно-творческого потенциала младших школьников. Компонент художественно-практических умений направлен на овладение способами ориентации в профессиональных источниках информации (сайты, учебникихудожественногообразования); навыками анализа художественных произведений в контексте художественно-эстетического воспитания младших школьников; способами разработки технологических карт уроков изобразительного искусства. И существенно овладеть основными видами художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках.

Табл. 1. Содержание междисциплинарных занятий по ДПИ

«Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству» «Теория и методика обучения младших школьников предмету технология» Кол-во часов

лекции практические

1 Значение народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников 2

2 Орнамент в ДПИ (виды, структура, символика) 2

Декоративная роспись Аппликация 2

3 Народные художественные промыслы (Хохлома, Городец, Гжель, Русская деревянная игрушка, матрешки (Сергиев Посад, Семено-во, Полхов-Майдан) 2

Декоративная роспись Художественная обработка материала (папье-маше) 2

4 Народный костюм 2

Изображение образа человека в народном костюме Художественная обработка материала (коллаж, объемная аппликация и т.д.) 4

5 Технологическая карта урока 2

Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству по изобразительному искусству Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству по предмету «Технология» 2

ш о

Со о

£5 го

о 5

0 *

5? *

1 1

1 Р § «

2 Ф ^ с; О.Ф

¿1 I ^

Ш X

н

ГО 3

0 ч

ФЮ 4 5 к ^

^ I

1 го ф со

г °

со СО ГО

^ О.

К ^

^ о

I ° г н

го о I о

и

Ё Ф | Н

"1 ей

Таким образом, использование междисциплинарной интеграции изучения декоративно-прикладного искусства дают возможность готовить специалиста спо-

собного применять свои знания, умения и творческий опыт в разных образовательных системах и в различных образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Афанасьева, О.Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности [Текст] / О.Ю. Афанасьева // Педагогическое образование и наука. -2006. - № 2. - С. 24-28.

2. Дрягина, В.Б. Изобразительно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультета /

B.Б. Дрягина, Ю.А. Устименко. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. - 44 с.

3. Титовец, Т.Е. Междисциплинарная интеграция содержания профессионального образования как научная проблема [Текст] / Т.Е. Титовец // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 86-88.

4. Шестакова, Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов [Текст] / Л.А. Шестакова // Вестник Московского университета имени

C.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. -№1(2). - С. 47-52.

References

1. Afanasieva O.Yu. Communicative education of students of pedagogical high schools on the basis of the idea of interdisciplinarity. Pedagogicheskoie obrazovanie i nauka, 2006. №2. P. 24-28. [in Russian].

2. Dryaghina V.B., Ustimenko Y.A. Figurative-expressive means of arts and crafts: teaching aid for students of art-graphic faculty. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2012. P. 44. [in Russian].

3. Titovets T.E. Interdisciplinary integration of the content of vocational education as a scientific problem. Integratsia obrazovania, 2008. №4. P. 86-88. [in Russian].

4. Shestakova L.A. The theoretical foundation of interdisciplinary integration in the educational process of higher educational institutions Vestnik moskovskogo universiteta imeni S.Y. Witte. Ser. 3: Pedagogika. Psykhologia. Obrazovatelnyie resursy i tekhnologii, 2013. №1(2). P. 47-52. [in Russian].

Сведения об авторах: Вертякова эльвира Фаритовна,

кандидат педагогических наук, доцент, факультет подготовки учителей начальных классов, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: vertyakovaef@cspu.ru

Information about the authors: Vertyakova Elvira Faritovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Faculty of Primary School Teachers Training, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russian. E-mail: vertyakovaef@cspu.ru

Геращенко Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, факультет подготовки учителей начальных классов, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: gerashenkonv@cspu.ru

Черушева Надежда Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, факультет подготовки учителей начальных классов, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: cherushevanv2@cspu.ru

Gherashchenko Natalia Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Faculty of Primary School Teachers Training,

Department of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russian.

E-mail: gerashenkonv@cspu.ru

Cherusheva Nadezhda Victorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Faculty of Primary School

Teachers Training,

Department of Pedagogy, Psychology

and Subject Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russian.

E-mail: cherushevanv2@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.