Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ЦЕЛЕВЫЕ И НЕЦЕЛЕВЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / FINANCIAL-BUDGETARY SPHERE / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS / REVENUES / EXPENDITURES / EARMARKED AND NON-EARMARKED TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Б.М.

Данная статья посвящена проблеме межбюджетных отношений, которая вызывает необходимость совершенствования механизма воздействия на нее, направленные на недопущение диспропорций в развитии страны в целом и его регионов на основе бюджетного регулирования. В статье автор отмечает, что прямая финансовая помощь из вышестоящего бюджета нижестоящему уровню остается действенным средством бюджетного регулирования. Сегодня важным остается решение вопроса совершенствования бюджетной системы и межбюджетных отношений, обеспечивающей эффективное использование финансовых ресурсов на всех уровнях власти, делает заключение автор статьи. Здесь же автор отмечает, что от решения этих вопросов зависит устойчивое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERBUDGET TRANSFERTS AS AN IMPORTANT SOURCE OF REGION BUDGET INCOMES

This article is devoted to the problem of inter-budgetary relations, which causes the need to improve the mechanism of influence on it, aimed at preventing imbalances in the development of the country as a whole and its regions on the basis of budget regulation. In the article the author notes that direct financial assistance from the higher budget to the lower level remains an effective means of budget regulation. Today, it is important to address the issue of improving the budget system and inter-budgetary relations, ensuring the effective use of financial resources at all levels of government, concludes the author. Here, the author notes that the sustainable development of the country depends on the solution of these issues.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ»

УДК 336.14

Мусаева Б.М. ассистент

кафедра «Экономика предприятий» Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет

Россия, г. Грозный МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНОВ

Данная статья посвящена проблеме межбюджетных отношений, которая вызывает необходимость совершенствования механизма воздействия на нее, направленные на недопущение диспропорций в развитии страны в целом и его регионов на основе бюджетного регулирования. В статье автор отмечает, что прямая финансовая помощь из вышестоящего бюджета нижестоящему уровню остается действенным средством бюджетного регулирования.

Сегодня важным остается решение вопроса совершенствования бюджетной системы и межбюджетных отношений, обеспечивающей эффективное использование финансовых ресурсов на всех уровнях власти, делает заключение автор статьи. Здесь же автор отмечает, что от решения этих вопросов зависит устойчивое развитие страны.

Ключевые слова: финансово-бюджетная сфера, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, доходы, расходы, целевые и нецелевые трансферты.

Musaeva B.M. Assistant of the Department "Economics of Enterprises"

Institute of Economics and Finance Chechen State University Russia, Grozny

INTERBUDGET TRANSFERTS AS AN IMPORTANT SOURCE OF REGION BUDGET INCOMES

This article is devoted to the problem of inter-budgetary relations, which causes the need to improve the mechanism of influence on it, aimed at preventing imbalances in the development of the country as a whole and its regions on the basis of budget regulation. In the article the author notes that direct financial assistance from the higher budget to the lower level remains an effective means of budget regulation.

Today, it is important to address the issue of improving the budget system and inter-budgetary relations, ensuring the effective use of financial resources at all levels of government, concludes the author. Here, the author notes that the sustainable development of the country depends on the solution of these issues.

Key words: financial-budgetary sphere, intergovernmental relations, intergovernmental transfers, revenues, expenditures, earmarked and non-earmarked transfers.

Становление рыночного механизма хозяйствования в России связано с созданием условий для эффективной политики в финансово-бюджетной сфере.

С этим связана также необходимость трансформации бюджетной системы в целом и межбюджетных отношений.

От эффективности механизма межбюджетных отношений зависит, в конечном счете, состояние развития бюджетной системы Российской Федерации.

Направление межбюджетных отношений основано на распределении финансовых ресурсов и сосредоточено сегодня на достижении стабилизации в развитии страны в целом и его регионов. Решение этой проблемы строится на основе системы межбюджетных трансфертов, которая служит важным инструментом реализации задач бюджетов нижестоящих уровней и является каналом доведения результатов деятельности производства до населения.

Межбюджетные отношения призваны обеспечить равные финансовые условия и возможности для всех уровней власти для достижения сбалансированности бюджетов. При этом сбалансированность бюджетов различных уровней иерархии занимает центральное место в рамках межбюджетных отношений, которая выступает важнейшим и необходимым условием обеспечения эффективной государственной политики в финансовой сфере [1].

Действие механизма поступления доходов и расходов уровней органов власти связано с воздействием бюджета на экономику. При этом учитывается необходимость организации эффективной системы налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц, обеспечения стабильности производства при одновременном достижении сбалансированности объема и структуры расходов государства, что создает условия для устойчивого развития экономики. Причем налоговые поступления являются главным источником доходов бюджетов.

Здесь же отметим, что государство осуществляет меры по корректировке установленных бюджетных взаимосвязей, оказывая влияние на весь ход становления межбюджетных отношений, обеспечивая при этом оказание финансовой поддержки территориальным бюджетам через механизм управления межбюджетными отношениями, которые отличаются недостаточным объемом средств для решения социальных и иных задач.

Каждый регион с учетом сложившихся условий, по-разному подходят к решению экономических проблем.

В.В. Иванов в своей работе «Теория и практика межбюджетных отношений» отмечает, что «выбор стратегии развития экономики, деятельность всей системы бюджетного федерализма, зависят в основном от вида и состава используемых механизмов регулирования межбюджетных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Бюджетное устройство тесно связано с государственным устройством (федеративное или унитарное государство),

от социально-экономическим строем общества» [3].

Взаимоотношения между отдельными субъектами, а также между субъектами и федеральным центром строятся на принципах бюджетного федерализма, который выступает как система финансовых связей федерального (центрального) бюджета и субъектов Федерации, оставляя за своими рамками взаимоотношения органов власти с источниками бюджетных средств и конечными их потребителями, т.е. юридическими и физическими лицами [2].

Бюджетный федерализм также в законодательном порядке устанавливает бюджетные права, обязанности и правила взаимодействия федеральных и региональных органов власти и управления. А государство в свою очередь формирует бюджетные взаимосвязи, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов.

И здесь в качестве основных признаков федерализма В.В. Иванов выделяет следующие:

-распределение полномочий законодательной и исполнительной власти и доходных источников между центральными и региональными уровнями власти, закрепленное в Конституции;

-представительство регионов на федеральном уровне; -конституционное право изменять конституцию страны с согласия регионов;

-посредничество в форме судебной системы или референдумов при разрешении конфликтов между правительствами;

-наличие институтов для межправительственного сотрудничества в тех областях, где распределение полномочий не определено или перекрывается;

-наличие децентрализованного правительства, причем уровень полномочий центрального правительства на федеральном уровне выше, чем уровень полномочий регионального правительства [3].

Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решений и региональных программ субъектами федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов. В то же время, во многих случаях действительность такова, что. В случаях недостаточности финансовых ресурсов для реализации принимаемых субъектами федерации решений, «децентрализация управления, предусматривающая передачу регионам определенных прав в области управления, подкрепляется соответствующей передачей им денежных средств из федерального бюджета или бюджетов других субъектов федерации» [4].

Сделано заключение о том, что межбюджетные трансферты являются важнейшим источником пополнения бюджетов всех уровней.

В числе межбюджетных трансфертов в качестве основных видов выделяют дотации, субсидии и субвенции.

Дотации выделяются из специального Федерального фонда

финансовой поддержки, как правило, без учета направлений или условий их использования, безвозмездно и безвозвратно.

Субсидии же, напротив, имеют конкретные цели и выделяются для возмещения расходов местных бюджетов на безвозмездной основе.

Субвенции как целевые средства должны быть использованы по их целевому назначению, выделяются на безвозмездной основе из специального Федерального фонда компенсаций.

Целевые и нецелевые трансферты в бюджет получателя для выполнения своих расходных полномочий и целевые, используемые для исполнения делегированных полномочий бюджету - получателю в бюджеты соответствующих уровней характеризуют типы межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты, используемые для решения делегированных полномочий, преследуют цель достижения повышения эффективности межбюджетных отношений, обеспечивая реализацию полномочий с меньшими затратами.

Целевые межбюджетные трансферты бюджету-получателю направляются на формирование ресурсов региональных бюджетов для выполнения текущих хозяйственных задач. Реализация этих задач служит индикатором востребованности проведения планового мероприятия.

Отсюда можно сделать вывод о том, что межбюджетным трансфертам свойственны функции, обеспечивающие решение следующих проблем:

- возмещение расходов на услуги бюджетам нижних уровней в условиях превышения расходов других поступлений в эти бюджеты;

- устранение проблем, связанных с горизонтальными диспропорциями;

- стимулирование деятельности местных властей в наращивании налогового потенциала.

Для успешной реализации этих функций важно внедрить действенный механизм регулирования подобных трансфертов.

Процесс использования трансфертов связан с необходимостью достижения целевого использования бюджетных средств.

При сокращении поступлений в федеральный бюджет, федеральное правительство вынуждено снижать объемы трансфертов, а это в свою очередь переносит проблемы дефицита бюджета на бюджеты субъектов федерации.

Сбалансированность бюджета и развитие его на региональном уровне, как условие эффективности деятельности финансово-бюджетной сферы, является важной целью межбюджетных трансфертов.

Отсюда следует вывод, что межбюджетные отношения влияют на степень социально - экономического развития страны, что обеспечивается действием системы межбюджетных трансфертов. При этом ставится задача решения проблемы равномерности и стабильности развития территорий страны.

Таким образом, как отмечает Н. В. Андреева в своей работе:

«Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации», межбюджетные трансферты являются важным источником доходов для бюджета регионов, которые испытывают недостаток собственных средств для нормального функционирования данной территории.

Следовательно, меры, направленные на развитие межбюджетных отношений и управления финансами в Российской Федерации, призваны обеспечить эффективную деятельность системы межбюджетных отношений.

Использованные источники:

1. Андреева Н. В. Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, 04.2013 г.). -фа: Лето, 2013. - С. 99-101. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3746/ (дата обращения: 03.12.2018).

2. Малинина В.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов - М.: «Эксмо-Пресс», 2011 - 639 с.

3. Иванов В. В. Теория и практика межбюджетных отношений: монография / Библиотека Российской Академии Наук (СПб.). - СПб: БАН: Нестор-История, 2013 - 228с.

4. Мамедов А. А. и др. Проблемы межбюджетных отношений в России - М.: Изд-во Ин -та Гайдара, 2012 - 188с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.