Научная статья на тему 'МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межбюджетные отношения / межбюджетные трансферты / государственный долг / бюджет / налоги / inter-budgetary relations / inter-budgetary transfers / public debt / budget / taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ф.В. Проценко, Н.И. Матвеев

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена непростой экономической и геополитической обстановкой, которая влечет за собой ряд негативных последствий для налоговой системы, дефицита бюджета, внутренних долгов и денежных обязательств перед определенным уровнем бюджета бюджетной системы страны. В связи с этим, в статье рассмотрены механизмы межбюджетных отношений на федеральном уровне, способы формирования бюджета, политика сбалансирования с помощью межбюджетных трансфертов, внутренние бюджетные займы и кредиты, государственный долг. Изучены подходы к решению проблем и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-BUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS SUBJECTS: STATUS AND PROBLEMS

The relevance of the topic under consideration is due to the difficult economic and geopolitical situation, which entails a number of negative consequences for the tax system, budget deficit, internal debts and monetary obligations to a certain level of the budget of the country's budgetary system. In this regard, the article examines the mechanisms of interbudgetary relations at the sub-federal level, methods of budget formation, balancing policy with the help of inter-budgetary transfers, internal budget loans and credits, public debt. Approaches to problem solving and expected results have been studied.

Текст научной работы на тему «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Ф.В. Проценко, старший преподаватель Н.И. Матвеев, студент

Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-37-41

Аннотация. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена непростой экономической и геополитической обстановкой, которая влечет за собой ряд негативных последствий для налоговой системы, дефицита бюджета, внутренних долгов и денежных обязательств перед определенным уровнем бюджета бюджетной системы страны. В связи с этим, в статье рассмотрены механизмы межбюджетных отношений на федеральном уровне, способы формирования бюджета, политика сбалансирования с помощью межбюджетных трансфертов, внутренние бюджетные займы и кредиты, государственный долг. Изучены подходы к решению проблем и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, государственный долг, бюджет, налоги.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - БК РФ). Они могут возникать между общефедеральным и региональным, региональным и местным бюджетами. Но главенствующим в системе межбюджетных отношений остаются органы федерального уровня.

Ключевой фактор формирования межбюджетных отношений - это финансовое наполнение бюджетной системы Российской Федерации. Одним из важнейших финансовых поступлений в государственную казну являются налоги.

На территории России, по состоянию на 1 января 2024 года действует система налогообложения, включающая 10 федеральных, 3 региональных и 3 местных налогов и сборов. Как распределяются финансы от налоговых ставок внутри государства по всем уровням власти представ-

лено на рисунке 1 (ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

На первый взгляд может показаться, что каждый из этих налогов в полном их объеме поступают в соответствующий бюджет. Однако эта классификация отражает лишь то, на каком уровне налоги регулируются, а не в какой бюджет поступают. Большой объем федеральных средств, на ряду с региональными и местными поступлениями, остаются в бюджете региона.

Несмотря на такое существенное распределение, многие субъекты России систематически не справляются со своими обязательствами. Для исправления такой ситуации государство проводит политику сбалансирования путем распределения по регионам дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (ст. 129, 135, 142 БК РФ). Все эти отчисления различаются по объему и форме выплаты, а также их возмездной или безвозмездной основе. Еще одним отличием является их целевой характер.

Рис. 1. Классификация налогов по уровню бюджета бюджетной системы РФ

Федеральная власть берет на себя обязательства по финансированию многих отраслей и процессов, происходящих в стране. Так, в 2024 году затраты на различные программы и финансирование сфер жизнедеятельности, которые происходят непосредственно в регионах, должны составить более 10 трлн. рублей. Несмотря на это, на сегодняшний день сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета (см. таблицу).

В 2022 году, не смотря на санкционное давление, экономика нашей страны выстояла, Россия переориентировала свои торговые направления на другие страны, возросли налоговые поступления от НДФЛ (рост на 16,4%), акцизов (на 17,5%) и имущественных налогов (на 12,9%), а также сформировано около 73% прироста по стране за счет регионов, добывающих газ, нефть и уголь [1].

Таблица. Показатели доли финансовых заимствований и исполнения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в регионах с низкой доходной частью бюджета субъекта Российской Федерации__

Субъект Российской Федерации Доля финансовых заимствований из федерального бюджета, % Исполнение субсидий и субвенций на 01.01.2024 г., тыс. рублей

Республика Ингушетия 82,9 29 952 074,41

Чеченская республика 81,1 95 269 095,34

Республика Тыва 80,6 30 509 639,14

Республика Дагестан 74,6 80 986 880,03

Карачаево-Черкесская республика 71,9 20 181 339,35

Кабардино-Балкарская республика 67,6 44 227 030,46

Республика Крым 66,3 201067 100,28

Город Севастополь 64,6 56 760 142,19

Республика Алтай 62,9 14 200 257,70

Республика Северная Осетия 62,3 30 522 300,96

Однако доходная часть бюджета в конце года снизилась, существенным триггером для этого послужило снижение налога на прибыль организаций в некоторых регионах, исключением для данного сбора оказались предприятия, непосредственно выпускающие продукцию необходимую для российского ОПК.

Все это повлияло на бюджетную систему субъектов Федерации, привело к росту денежных заимствований. Так, на 1 января 2024 года исполнено более 1,5 млрд. рублей дотационной поддержки из федерального центра (рост на 37,4%). Объем всех межбюджетных трансфертов составил 8,381 млрд. рублей.

С одной стороны политика сбалансированности системой межбюджетных трансфертов является результативной в построении взаимоотношений между центром и регионами, так как это повышает региональное управление, с другой стороны такой механизм недостаточно эффективен. Проблема заключается в том, что увеличивается внутренний государственный долг, это приводит к замедлению наращивания ВРП [2]. Динамику государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января отчетного года можем увидеть на рисунке 2.

2012 2015 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 2. Динамика государственного долга субъектов Российской Федерации, в млрд. рублей

В основном внутренний долг сформирован из бюджетных кредитов, государственных ценных бумаг, банковских кредитов и государственных гарантий. В приоритете идет переход на финансирование дефицита бюджетов ценными бумагами и снижение доли банковских кредитов (с начала 2021 г. спад на 91,7%).

В целях эффективного применения инструментов поддержки регионов, государство применяет и вводит ряд необходимых для этого мер и решений. Так, в 20192020 гг. в связи с совершенствованием нормативной правовой базы были реализованы следующие новации: исключена

практика применения «наказаний» в виде приостановления либо сокращения трансфертов; введены горизонтальные субсидии. Еще одна важная мера - сокращение предельного срока заключения соглашений на предоставление субсидий с 15 февраля до 1 января очередного финансового года [3].

В 2021 году Президент в Послании Федеральному Собранию предложил применить новый инструмент поддержки регионов - предоставлять инфраструктурные бюджетные кредиты. Это дало положительный эффект, доходы бюджетов увеличились на 26%, профицит консолидиро-

ванных бюджетов регионов составил более 660 млрд. рублей [4].

В 2022 году в целях снижения денежных обязательств и в связи с геополитической обстановкой регионы были освобождены от погашения задолженностей по бюджетным кредитам. Такую же практику применили в 2024 году, когда для поддержания региональных финансов субъектам Федерации списали 2/3 выданных бюджетных кредитов.

Кроме того, Правительство России повышает доходную часть бюджета государства путем внесения поправок в законодательство. Так, в 2023-2025 годах ожидается поступление дополнительных доходов от налогов и сборов в федеральный бюджет по следующим изменениям:

- повышения ставки экспортной пошлины на газ с введением дифференцированной ставки;

- повышения ставки НДПИ на природный газ;

- повышения налогообложения нефтяной отрасли;

- введения экспортной пошлины на удобрения и уголь;

- повышения собираемости и улучшения администрирования акциза на табак;

- введения акциза на сладкие напитки.

Постановлением Совета Федерации от

22 июня 2022 года № 264-СФ рассмотрена возможность индексации на фактический уровень инфляции общего объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и субвенций из федерального бюджета [5].

Таким образом, центральная власть всячески пытается устранить проблему дефицита бюджетной системы субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Зачастую выбор региональных мер поддержки осуществляется путём рассмотрения альтернатив: либо предоставление безвозмездных и безвозвратных перечислениях, либо выдача воз-

мездных и возвратных заимствований.

Библиографический список

1. Оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2023 год // Официальный сайт Счетной палаты РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a7b/eibuz5synz237i579debpnffk0vuxs42.pdf (дата обращения: 08.04.2024).

2. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник ВолГУ. Экономика. - 2016. - № 2 (35) DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.2.4.

3. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Совершенствование межбюджетных отношений и пространственное развитие в 2021-2023 годах // Экономика. Налоги. Право. - 2021. -№ 14(1). - С. 100-111. DOI 10.26794/1999-849X^021-14-1-100-111.

4. Послание Президента Российской Федерации от 21.04.2021 г. б/н // Официальный сайт Президента России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (дата обращения: 29.04.2024).

5. Об основных параметрах проекта Федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов // Материалы заседания Правительства Российской Федерации 22 сентября 2022 года № МП-618-м «О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201616-8?ysclid=lvme7cj6tu884169836 (дата обращения: 29.04.2024).

INTER-BUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS SUBJECTS: STATUS AND PROBLEMS

F.V. Protsenko, Senior Lecturer

N.I. Matveev, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The relevance of the topic under consideration is due to the difficult economic and geopolitical situation, which entails a number of negative consequences for the tax system, budget deficit, internal debts and monetary obligations to a certain level of the budget of the country's budgetary system. In this regard, the article examines the mechanisms of inter-budgetary relations at the sub-federal level, methods of budget formation, balancing policy with the help of inter-budgetary transfers, internal budget loans and credits, public debt. Approaches to problem solving and expected results have been studied.

Keywords: inter-budgetary relations, inter-budgetary transfers, public debt, budget, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.