Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЙ ТРАНСФЕРТ / BUDGET FEDERALISM / INTER BUDGETARY RELATIONS / TAX CODE / TAXES / INTER BUDGETARY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепкасова П.А., Никитенко Ю.В.

В статье рассматриваются проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации. Производится анализ первопричин и последствий. Проводится оценка эффективности существующей в настоящий момент системы, доказывается, что нынешняя практика бюджетного регулирования субъектов РФ и муниципальных образований продолжает оставаться остро нуждающейся в дальнейшем совершенствовании.Приведены данные, позволяющие сделать предположения о перспективах развития межбюджетных взаимоотношений. Рассматриваются теоретические и практические аспекты выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF BUDGET FEDERALISM IN RUSSIA

The article deals with the problems of budgetary federalism in the Russian Federation. An analysis of the root causes and consequences is carried out. An assessment of the effectiveness of the current system is carried out, it is proved that the current practice of budgetary regulation of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities continues to be in dire need of further improvement. The data are given that allow making assumptions about the prospects for the development of inter budgetary relations. The theoretical and practical aspects of the chosen topic are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

П.А. Чепкасова, студент Ю.В. Никитенко, студент

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10840

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации. Производится анализ первопричин и последствий. Проводится оценка эффективности существующей в настоящий момент системы, доказывается, что нынешняя практика бюджетного регулирования субъектов РФ и муниципальных образований продолжает оставаться остро нуждающейся в дальнейшем совершенствовании. Приведены данные, позволяющие сделать предположения о перспективах развития межбюджетных взаимоотношений. Рассматриваются теоретические и практические аспекты выбранной темы.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, межбюджетные взаимоотношения, налоговый кодекс, налоги, межбюджетный трансферт.

Бюджетный федерализм - модель бюджетной системы в федеративном государстве, направленная на реальное и равное участие всех компонентов бюджетной системы в едином бюджетном процессе, ориентированном и на учёт общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов федерации и муниципальных образований.

Российские налоги разделяются на федеральные, региональные и местные. Теоретически, критерий для определения налога - уровень законодательной власти, имеющий право ввести данный налог, а также территория, на которой этот налог будет действовать. Однако, при этом права региональных и местных органов власти в РФ при установлении налогов своего уровня достаточно ограничены, т.к. все основные элементы налогообложения регулируются законодательством

федерального уровня. То есть, отношения между бюджетами в РФ характеризуются сильной централизацией налогово-бюджетных полномочий на федеральном уровне. Объем же налогово-бюджетных компетенций региональных и местных властей не отличается своей широтой, не предполагая прав ввода собственных налогов, не установленных федеральным законодательством, или повышения ставок

налога выше или ниже установленных федеральным законодательством

пределов.

Расходные же полномочия, входящие в зону ответственности субнациональных органов власти, не являются аналогичными своим доходным полномочиям. Ограничения доходов муниципалитетов и регионов

сталкиваются со значительным объемом возложенных на него расходных функций. Перечень, а также налогооблагаемая база субнациональных налогов просто недостаточны для финансирования их расходов. В результате на конец 2019-го года 36% местных бюджетов находятся в состоянии дефицита и накопления долга (дефицит местных бюджетов составил 35,1 млрд рублей).

Российское законодательство

закрепляет за федеральным бюджетом около 70% собираемых налоговых доходов и 100% таможенных сборов. Несложно посчитать, что в суммарных доходах государства на долю субъектов Федерации и муниципальных образований приходится не более 20%. В Российской Федерации реализуется принцип «один налог -несколько бюджетов», помогающий преодолеть существующие дефициты бюджетов, который выражается в распределении части налоговых

поступлений налогов и сборов между уровнями бюджетной системы по определенным нормативам.

Передача необходимых для

осуществления субнациональными

властями своих функций (и покрытия своих дефицитов) финансов происходит в форме субвенций (денежной суммы, перечисляемой из вышестоящего бюджета в нижестоящий для полного финансирования определенного

дорогостоящего проекта), субсидий (денежной суммы, перечисляемой из вышестоящего бюджета в нижестоящий для частичного финансирования дорогостоящих проектов) и дотаций (денежной суммы, перечисляемой вышестоящим бюджетом нижестоящему в качестве финансовой помощи без целевой направленности перечисления). Также имеют место быть иные межбюджетные трансферты, которые нельзя

классифицировать как ни одну из категорий, указанных выше.

На 2019-й год трансферты преимущественно происходят путем дотаций - 39,5% всех межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов. Субвенции и субсидии составляют 26% и 16% МБТ (межбюджетных трансфертов) соответственно, остальное приходится на долю иных межбюджетных трансфертов -18,5%. При этом большая часть МБТ финансирует национальные проекты.

Недостаточность средств в бюджетах не позволяет регионам и муниципальным образованиям выстраивать собственную инвестиционную политику, направленную на развитие своих территорий, а существующая система межбюджетных трансфертов лишает их мотивации к приобретению бюджетной

самостоятельности.

К тому же, преобладание дотаций над остальными видами межбюджетных трансфертов также не говорит об эффективности использования

существующей финансовой системы. Это связано с тем, что дотации выделяются без четкого определения целей и сроков их использования на безвозвратной и безвозмездной основе. Данная их

характеристика делает любые попытки контроля за этими трансфертами бессмысленными. К тому же, контролирующие органы могут проводить лишь выборочную проверку

целесообразности использования дотаций, отчего значительным образом вырастает риск коррупции при их использовании.

Проблема межбюджетных отношений в России является одной из наиболее сложных задач экономического развития страны. Несмотря на определенные достижения в регулировании финансовых взаимоотношений федерации и регионов, существующая практика бюджетного регулирования субъектов Российской федерации и муниципальных образований продолжает оставаться остро

нуждающейся в дальнейшем

совершенствовании.

Таким образом, мы смогли увидеть то, что российская модель бюджетного федерализма имеет разветвленную систему межбюджетных трансфертов, а также то, что при осуществлении трансфертов между федеральными и региональными бюджетами значительно преобладают дотации.

В рамках указа Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется целый ряд национальных идей и стратегических задач, одна из которых -создание системы планирования и управления национальными проектами, а также надзора за их осуществлением. В связи с реализацией 12 национальных проектов планируется увеличение доли межбюджетных трансфертов в ближайшие годы. Для реализации этих национальных проектов будет направлено дополнительно 397,6 млрд рублей, из которых 67% и 12,2% - в форме субсидий и субвенций соответственно, то есть, большая часть МБТ будет осуществляться с помощью целевых форм трансфертов.

Министерство Финансов Российской Федерации планирует и в дальнейшем и сделать своим приоритетом именно целевые трансферты между бюджетами с учетом задач, определенных в указе

№204 и Стратегией социально-экономического

Президента устойчивого развития.

Помимо этого, в планы Министерства Финансов входит дальнейшее увеличение собственной налоговой базы регионов. Осуществление этого планируется путем роста нормативов зачисления в бюджеты региональных властей акцизов на крепкую алкогольную продукцию, а также передачу с федерального на региональный уровень части доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты.

Также, для компенсации доходов бюджетов, которых они лишились по причине отмены налога на движимое имущество организаций с 01.01.2019 Минфин России предлагает регионам альтернативные источники доходов и экономии, среди которых: 30% поступлений от акцизов на крепкий алкоголь, экономию расходов на реализацию полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний и т.д.

Планируется постепенное снижение дотационности регионов. На 2020-й финансовый год дотации будут распределены в полном объеме, а на плановый период - с формированием

нераспределенного резерва (до 30%) в целях учета изменений налогового потенциала региона. Тем самым для регионов происходит предоставление гарантии в части финансовой помощи на 3 года.

Для более эффективного и скорого исполнения Указа №204

предусматривается обязательность

заключения соглашений регионов о поступлении трансфертов на 3-6 лет, а не на 1 год, как это было ранее. Также планируется установка обязательного предельного срока заключения соглашений с субъектами и муниципалитетами РФ о предоставлении трансферта (до 01.03 года, в котором реализуется соответствующий

национальный проект). В завершение, рассматривается установка предельных сроков проведения конкурсных процедур по отбору регионов или учреждений. Все вышеуказанные меры снизят уровень забюрократизованности процесса

распределения трансфертов.

Таким образом, в перспективе ближайших лет Россия имеет возможность преодолеть существующие проблемы, сложившиеся в рамках бюджетного федерализма.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации, ст. 28: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. 08.06.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/3f29b361958a6dc38ba72c4a629960 be8f4d3cf0/ (дата обращения: 02.07.2020).

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

3. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2016. - №45. - С. 17-27.

4. Закревская Г.С. Бюджетный федерализм: теория и практика // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№1. - С. 130-132.

5. Колодина Е. А. Бюджетный федерализм как основа региональной экономической политики в современной России // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2011. - №6. - С. 121-124.

6. Минфин России. Официальный сайт. Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями. О направлениях повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации от 28.09.2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/seminars/seminars8/ (дата обращения: 05.05.2020).

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF BUDGET FEDERALISM IN RUSSIA

P.A. Chepkasova, Student Y.V. Nikitenko, Student St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article deals with the problems of budgetary federalism in the Russian Federation. An analysis of the root causes and consequences is carried out. An assessment of the effectiveness of the current system is carried out, it is proved that the current practice of budgetary regulation of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities continues to be in dire need of further improvement. The data are given that allow making assumptions about the prospects for the development of inter budgetary relations. The theoretical and practical aspects of the chosen topic are considered.

Keywords: budget federalism, inter budgetary relations, tax code, taxes, inter budgetary transfer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.