Научная статья на тему 'Метрополитен: новеллы административно-правовой деятельности полиции'

Метрополитен: новеллы административно-правовой деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
метрополитен / метро / общественный транспорт / общественный порядок / общественная безопасность / охрана общественного порядка и общественной безопасности / полиция / административная деятельность полиции / административно-правовая деятельность полиции на метрополитене / административные правонарушения / жизнь и здоровье граждан / metro / subway / public transport / public order / public safety / protection of public order and public safety / police / administrative activities of the police / administrative and legal activities of the police in the metro / administrative offenses / life and health of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев

В научной статье: а) определена сущность административно-правовой деятельности полиции на метрополитене; б) сформулировано определение административно-правовой деятельности полиции на метрополитене и его черты; в) систематизированы правовые акты, регулирующие административно-правовую деятельность полиции на метрополитене; г) частично раскрыт зарубежный опыт деятельности полиции по охране общественного порядка и безопасности на метрополитене и выработаны пути его внедрения в России; д) определены система, структура, задачи и функции полиции на метрополитене и разработаны рекомендации для ее совершенствования; е) охарактеризованы формы и методы административно-правовой деятельности полиции на метрополитене; ж) раскрыта специфика взаимодействия полиции с другими субъектами охраны общественного порядка и безопасности на метрополитене; з) обоснованы предложения по усовершенствованию законодательства, регулирующего административно-правовую деятельность полиции на метрополитене, и практики его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan: novellas of administrative and legal activities of the police

The scientific article: a) defines the essence of the administrative and legal activities of the police in the metro; b) a definition of the administrative and legal activities of the police in the metro and its features is formulated; c) legal acts regulating the administrative and legal activities of the police in the metro have been systematized; d) foreign experience of police activities in protecting public order and security on the metro has been partially revealed and ways of its implementation in Russia have been developed; e) the system, structure, tasks and functions of the police in the metro were determined and recommendations were developed for its improvement; f) the forms and methods of administrative and legal activities of the police in the metro are characterized; g) the specifics of interaction between the police and other subjects of public order and security on the metro are revealed; h) proposals for improving the legislation regulating the administrative and legal activities of the police in the metro and the practice of its implementation are substantiated.

Текст научной работы на тему «Метрополитен: новеллы административно-правовой деятельности полиции»

Закон и право. 2024. № 9. С. 40-48.

Law and legislation. 2024;(9):40-48.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-40-48 NIION: 1997-0063-9/24-451

EDN: https://elibrary.ru/ISPZCE MOSURED: 77/27-001-2024-9-651

Метрополитен: новеллы административно-правовой деятельности полиции

Александр Анатольевич Беженцев

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], ORCID: 0000-0002-9909-9869

Аннотация. В научной статье:

а) определена сущность административно-правовой деятельности полиции на метрополитене;

б) сформулировано определение административно-правовой деятельности полиции на метрополитене и его черты;

в) систематизированы правовые акты, регулирующие административно-правовую деятельность полиции на метрополитене;

г) частично раскрыт зарубежный опыт деятельности полиции по охране общественного порядка и безопасности на метрополитене и выработаны пути его внедрения в России;

д) определены система, структура, задачи и функции полиции на метрополитене и разработаны рекомендации для ее совершенствования;

е) охарактеризованы формы и методы административно-правовой деятельности полиции на метрополитене;

ж) раскрыта специфика взаимодействия полиции с другими субъектами охраны общественного порядка и безопасности на метрополитене;

з) обоснованы предложения по усовершенствованию законодательства, регулирующего административно-правовую деятельность полиции на метрополитене, и практики его реализации.

Ключевые слова: метрополитен, метро, общественный транспорт, общественный порядок, общественная безопасность, охрана общественного порядка и общественной безопасности, полиция, административная деятельность полиции, административно-правовая деятельность полиции на метрополитене, административные правонарушения, жизнь и здоровье граждан.

Для цитирования: Беженцев A.A. Метрополитен: новеллы административно-правовой деятельности полиции // Закон и право. 2024. № 9. С. 40—48. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-40-48 EDN: https://elibrary.ru/ISPZCE

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

Metropolitan: novellas of administrative and legal activities of the police

Alexander A. Bezhentsev

Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, [email protected], ORCID: 0000-0002-9909-9869

Abstract. The scientific article:

a) defines the essence of the administrative and legal activities of the police in the metro;

b) a definition of the administrative and legal activities of the police in the metro and its features is formulated;

© Беженцев А.А. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

c) legal acts regulating the administrative and legal activities of the police in the metro have been systematized;

d) foreign experience of police activities in protecting public order and security on the metro has been partially revealed and ways of its implementation in Russia have been developed;

e) the system, structure, tasks and functions of the police in the metro were determined and recommendations were developed for its improvement;

f) the forms and methods of administrative and legal activities of the police in the metro are characterized;

g) the specifics of interaction between the police and other subjects of public order and security on the metro are revealed;

h) proposals for improving the legislation regulating the administrative and legal activities of the police in the metro and the practice of its implementation are substantiated.

Keywords: metro, subway, public transport, public order, public safety, protection of public order and public safety, police, administrative activities of the police, administrative and legal activities of the police in the metro, administrative offenses, life and health of citizens.

For citation: Bezhentsev A.A. Metropolitan: novellas of administrative and legal activities of the police // Law and legislation. 2024; (9) :40—48. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-40-48 EDN: https://elibrary.ru/ISPZCE

I I еятельность Российского государства на-I I правляется на создание условий для удов/ 1 летворения каждым лицом имеющихся Потребностей и интересов, которые позволяют ему всесторонне развиваться, реализовывать гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека, защищают его от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение таких условий является одной из первоочередных задач для органов внутренних дел России, которые защищают права и сво -боды человека, предотвращают их нарушение, устраняют последствия чрезвычайных обстоятельств, противодействуют преступлениям и административным правонарушениям в общественных местах и на объектах транспорта, в том числе и в метрополитене (от англ. Metropolitan Railway — подземная железная дорога или underground railway — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, небольшие интервалы движения железнодорожных подвижных составов, инженерно полностью отделенная от любого другого вида общественного транспорта, автомобильного транспорта, пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения).

Значение метро как удобного современного экологического транспорта, которым ежегодно в России перевозятся миллионы человек, нельзя переоценить, но метрополитен характеризуется и как место, где совершается значительное количество правонарушений и существует опасность для жизни и здоровья граждан. Среди наиболее распространенных правонарушений в метрополитенах — кражи (в том числе и карманные), хулиганства, телесные повреждения, упот-

ребление, сбыт, перевозка и хранение наркотических веществ, подделка проездных документов, повреждение имущества метро, а также несчастные случаи и самоубийства.

Чрезвычайные обстоятельства могут возникать как во время массовых мероприятий, так и быть связаны с неосторожностью граждан, преступной деятельностью отдельных групп людей, пожарами. Так, от террористических актов только в метро Лондона (2005), Минска (2011), Москвы (2004, 2009, 2010), Парижа, Токио (1995) погибли более 100 человек, ранены — более 450.

Анализ особенностей охраны общественного порядка и безопасности на объектах транспорта в течение последних лет осуществлялся во многих научных исследованиях [1, с. 104—109; 2, с. 766—769; 3, с. 13—17; 4, с. 40—47; 5, с. 50— 54; 6; 7, с. 130—134; 8, с. 70—71; 9, с. 100—104; 10, с. 182—185; 11, с. 34—39]. Однако вопросы административно-правовой деятельности полиции на метрополитене комплексно изучались не в полной мере. Без внимания остались анализ современных правовых основ на метрополитене, форм и методов организации охраны общественного порядка на этой разновидности городского транспорта, общемировых стандартов обеспечения безопасности в метро. Указанные обстоятельства и обусловили избрание указанной темы научной статьи.

К особенностям охраны общественного порядка на метрополитене отнесем:

а) специфику метрополитена как вида общественного городского электрического транспорта (большая пропускная способность — более нескольких миллионов пассажиров ежедневно);

LAW & LEGISLATION • 09-2024

б) движение электропоездов и эскалаторов;

в) ограниченность пространства и входа (выхода) из метрополитена;

г) способ подачи электронапряжения;

д) ограничение пространства и наличие мест, определенных для несения службы сотрудниками полиции (станции, пристанционные участки, подземные переходы, площадки электроподстанций, вагоны поездов);

е) существование типовых групп правонарушений;

ж) зависимость от технического оснащения метро необходимыми средствами выявления и фиксации правонарушений, оперативного реагирования.

Отметим, что отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности в метро, требуют от полиции:

а) принятия мер по недопущению нарушений порядка использования подвижного состава, оборудования метрополитена, обеспечения санитарного и противопожарного режимов;

б) предотвращения возможных угроз террористического нападения;

в) устранения последствий чрезвычайных ситуаций;

г) оперативного реагирования на другие осложнения состояния безопасности в метро.

Административно-правовой деятельности полиции на метрополитене присущи как:

1) общие черты:

а) государственно-властный и организационный характер;

б) подчиненность и подконтрольность в процессе ее осуществления;

в) подзаконность;

г) профилактическая направленность; так и

2) специфические признаки:

а) специализация подразделений полиции;

б) особенности общественного места;

в) доминирование профилактической функции полиции над другими.

С учетом разделения административной деятельности органов внутренних дел на: а) внешнюю; б) внутреннюю сделаем вывод, что содержанием административно-правовой деятельности полиции на метрополитене является осуществление влияния соответствующих подразделений полиции по охране общественного порядка на внешнюю сферу общественных отношений, т.е. на отношения в области общественного порядка и общественной безопасности, которые формируются в процессе использования метрополитена.

Уточним, что метрополитен как вид городского транспорта на электрической тяге по двум рельсам (рельсовая скоростная внеуличная транспортная система городской агломерации) активно развивается в мире с середины XIX в. В России функционируют семь метрополитенов:

1. Московский имени В.И. Ленина (263 станции, дата открытия 15 мая 1935 г.);

2. Санкт-Петербургский (72 станции, дата открытия 15 ноября 1955 г.);

3. Нижегородский (15 станций, дата открытия 20 ноября 1985 г.);

4. Новосибирский (13 станций, дата открытия 7 января 1986 г.);

5. Казанский (11 станций, дата открытия 27 августа 2005 г.);

6. Самарский имени А.А. Росовского (10 станций, дата открытия 26 декабря 1987 г.);

7. Екатеринбургский (9 станций, дата открытия 27 апреля 1991 г.).

В Волгограде имеется метротрамвай (Волгоградский скоростной трамвай — трамвайная система с элементами метрополитена в городе Волгограде, открытая 5 ноября 1984 г. и являющаяся составной частью общей трамвайной сети города (также — преметро от англ. Ргеше^о, подземный трамвай, (метротрам) — легкорельсовый общественный транспорт, вид скоростного трамвая с наземными и подземными или надземными участками).

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность полиции на метрополитене, классифицируем на две группы: первые, определяющие:

а) правовой статус физических и юридических лиц как субъектов правоотношений общественного порядка и безопасности на территории метро;

б) правовой статус полиции на метрополитене по осуществлению охраны общественного порядка и безопасности;

в) общие принципы организации деятельности полиции на метрополитене;

г) особенности административной деятельности этих подразделений в обычных и особых условиях.

Что касается норм второй группы, то они:

а) устанавливают задачи, функции, права и обязанности полиции;

б) определяют формы и методы деятельности ее сотрудников по обеспечению общественного порядка и безопасности на метрополитене.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Среди них выделим нормативные правовые акты МВД России, определяющие:

а) особенности создания полиции в метро;

б) несение патрульно-постовой службы;

в) раскрытие преступлений;

г) взаимодействие с другими правоохранительными органами;

д) предоставление охранных услуг при обеспечении общественного порядка в метро.

Сделаем выводы, что в России основными законодательными и подзаконными нормативными актами, регулирующими вопросы деятельности полиции на транспорте, в том числе и на метрополитене, являются:

а) Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ;

б) Федеральный закон Российской Федерации «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ;

в) Федеральный закон Российской Федерации «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ;

г) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транс -портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)».

Отметим и значение ведомственных и локальных нормативных актов (территориальных органов внутренних дел, например, Приказ от 24 декабря 2019 г. № 734 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Об утверждении Положения об Управлении полиции на метрополитене (г. Санкт-Петербург) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области»), органов местного самоуправления, администраций метрополитенов в обеспечении правовой основы деятельности полиции и сотрудников служб безопасности по охране общественного порядка и безопасности в метро.

Уточним зарубежный опыт деятельности полиции по охране общественного порядка и безопасности на метрополитенах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Республики Беларусь (город Минск, 33 станции, дата открытия 29 июня 1984 г.);

2. Китайской Народной Республики (КНР) (город Пекин, 490 станций, дата открытия 1 октября 1969 г.);

3. Республики Индия (город Дели, 255 станций, дата открытия 24 декабря 2002 г.);

4. Республики Казахстан (город Алматы, 11 станций, дата открытия 1 декабря 2011 г.);

5. Азербайджанской Республики (город Баку, 27 станций, дата открытия 6 ноября 1967 г.);

6. Республики Армения (город Ереван, 10 станций, дата открытия 7 марта 1981 г.);

7. Республики Узбекистан (город Ташкент, 50 станций, дата открытия 6 ноября 1977 г.);

8. Турецкой Республики (город Анкара, 57 станций, дата открытия 30 августа 1996 г.);

9. Республики Болгария (город София, 47 станций, дата открытия 28 января 1998 г.);

10. Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (город Лондон, 272 станции, дата открытия 10 января 1863 г.);

11. Соединенных Штатов Америки (город Нью-Йорк, 472 станции, дата открытия 27 октября 1904 г.);

12. Государства Японии (город Токио, 286 станций, дата открытия 30 декабря 1927 г.).

13. Федеративной Республики Германия (город Берлин, 175 станций, дата открытия 15 февраля 1902 г.);

14. Объединенных Арабских Эмиратов (город Дубай, 53 станции, дата открытия 9 сентября 2009 г.).

Подчеркнем, что деятельность полиции зарубежных государств зависит от:

а) особенностей функционирования конкретного метрополитена;

б) подходов к организации охраны общественного порядка в нем;

в) наличия угроз безопасности работы этого вида транспорта;

г) обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности непосредственно в метро, которое возлагается на специально образованные, в том числе и муниципальные подразделения полиции (например, транспортный отдел полиции Нью-Йорка, подразделение транспортной полиции Лондона, транс -портное подразделение полиции Токио);

д) распространения систем видеонаблюдения, основное предназначение которых заключается в контроле за обстановкой в метро, обеспечении возможности быстрого реагирования на ее негативное изменение и использовании ви-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

деоматериалов в качестве доказательств в юрис-дикционных производствах;

е) нормирования действий нарядов полиции и их основательной подготовки к охране общественного порядка в различных ситуациях, возникающих в метро, путем разработки алгоритмизированных инструкций, постоянных тренировок, построения специализированных имитационных учебных центров;

ж) использования современных технических средств охраны порядка (стационарных и мобильных металлодетекторов, устройств для просвечивания багажа, анализаторов взрывчатых веществ);

з) привлечения специально тренированных служебных собак для поиска взрывчатки, психологического воздействия на правонарушителей, их преследования и физического задержания.

При учете положительного опыта полиции (преимущественно) дружественных зарубежных государств по охране общественного порядка и безопасности на метрополитене нами предлагается:

а) разработать и издать приказ МВД России «Об утверждении Типового положения о полиции на метрополитене»;

б) в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность полиции по реализации ее основных функций, предусмотреть положения об особенностях их осуществления на метрополитене;

в) дополнить Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России (ППСП), утвержденное приказом МВД России от 28 июня 2021 г. № 495, отдельным разделом, в котором детально предусмотреть основные положения о несении службы нарядами полиции на метрополитене;

г) обеспечить более качественную подготовку служебных собак по работе в метрополитенах;

д) улучшить техническое оснащение систем видеонаблюдения и фиксации правонарушений в метрополитене;

е) существенно усовершенствовать подготовку и повышение квалификации сотрудников полиции, охраняющих общественный порядок в метро.

Внедрение прогрессивного зарубежного опыта в деятельность подразделений полиции на метрополитене России должно предусматривать:

а) его углубленный анализ в рамках научных исследований (в том числе по заказу практических подразделений);

б) проведение экспериментов по внедрению новейших форм и методов охраны общественного порядка в метро дружественных зарубежных стран, их правового и научно методического сопровождения;

в) совместную работу с администрацией метрополитена по перспективному финансированию модернизационного переоснащения технических средств охраны общественного порядка;

г) дополнительную разработку и принятие на уровне органов исполнительной власти Российской Федерации нормативно-правовых актов, определяющих особенности деятельности полиции по охране общественного порядка в подземной железной дороге;

д) специализацию соответствующих подразделений полиции по охране общественного порядка;

е) увеличение количества служебных собак по поиску взрывчатки и других вредных веществ и опасных предметов;

ж) постоянное проведение тренировок и повышение квалификации личного состава подразделения полиции по отработке действий в обычных и особых условиях несения службы.

Сделаем вывод, что с учетом:

1) роста интенсивности движения пассажиров;

2) ввода в эксплуатацию новых станций;

з) необходимости соблюдения нормативов по расстановке нарядов полиции в метрополитенах;

4) обеспечения постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях (это:

а) аварии, связанные со сходом вагонов с рельсов в туннелях;

б) столкновение поездов;

в) пожары в токонесущих арматурах;

г) затопления;

д) землетрясения;

е) снежные заносы;

ж) совершение террористических актов, в том числе и захват метро преступниками;

3) сложные условия несения службы личным составом в суточном режиме) требуется некоторое увеличение количества личного состава подразделений полиции на метрополитене (в среднем на 15 — 20%), непосредственно несущих службу на постах и маршрутах патрулирования, в том числе и дополнительное введение нарядов сотрудников полиции сопровождения вагонов в метро.

На основании анализа систематизации сущности и форм административной деятельности

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

органов внутренних дел на метрополитене осуществим их распределение по критерию наличия правовых последствий на:

а) правовые;

б) неправовые;

в) иные юридически значимые действия.

Методы административно-правовой деятельности полиции по охране общественного порядка и безопасности в метрополитенах определим как комплекс приемов, способов и средств, при помощи которых работники полиции на практике выполняют мероприятия по охране общественного порядка и безопасности в метрополитенах России.

К специфическим методам административного предупреждения правонарушений в метрополитене отнесем:

а) осмотр пассажиров и багажа;

б) временную приостановку работы метро;

в) запрещение функционирования отдельных субъектов, функционирующих в метрополитене (например, киосков по продаже печатной продукции);

г) закрытие отдельных станций и маршрутов передвижения пассажиров;

д) отключение эскалаторов;

е) прохождение отдельных станций поездами без остановки;

ж) удаление пассажиров из залов метро.

Рассмотрим особенности применения мер

административной ответственности по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ за административные правонарушения, совершаемые в метрополитене, основными из которых являются:

■ статья 20.20«Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» (примерно 40%);

■ статья 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск

национальной гвардии Российской Федерации» (примерно 10%);

■ статья 20.1 «Мелкое хулиганство», т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (примерно 10%);

■ статья 7.27 «Мелкое хищение» чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений (примерно 8%);

■ статья 6.24 «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» (примерно 7%);

■ статья 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» (примерно 5%);

■ статья 11.15.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности» (примерно 5%);

■ статья 11.15.2 «Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил» (примерно 3%);

■ статья 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» (примерно 2%);

■ иные административные правонарушения по КоАП РФ (примерно 10%).

Сделаем вывод о необходимости повышения эффективности профилактики, выявления и пресечения других административных правонарушений, связанных с нарушением правил пользования метрополитена, органами внутренних дел, особенно с учетом случаев переполнения метро пассажирами.

Отметим роль метода убеждения в профилактической деятельности полиции на метрополитене. Предложим расширить его возможности благодаря использованию:

а) средств наглядной агитации;

б) видеодемонстрации;

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

г) информационных сообщений о безопасном и правомерном поведении в метро;

д) данных о работе полиции по охране общественного порядка и порядке обращения к ней.

Исследовав вопросы административно-правовой деятельности полиции на метрополитене, сделаем следующие обобщающие выводы.

В научной статье сделано теоретическое обобщение и приведено новое решение научной задачи определения особенностей и характеристики административно-правовой деятельности полиции на метрополитене и разработки научно обоснованных предложений для ее совершенствования. В результате исследования сформулирован ряд выводов, предложений и рекомендаций, направленных на достижение поставленных целей.

1. Понятие «административно-правовая деятельность полиции на метрополитене» сформулировано с учетом ее основных признаков:

а) государственно-властный и организационный характер;

б) подчиненность и подконтрольность в процессе осуществления;

в) урегулированность нормами административного права;

г) профилактическая направленность;

д) специализация подразделений полиции;

е) особенности общественного места;

ж) доминирование профилактической функции полиции над другими.

2. Систематизация правовых актов, регулирующих административно-правовую деятельность полиции на метрополитене, осуществляется в зависимости от:

а) правового статуса участников соответствующих правоотношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) характера регулируемых вопросов;

в) уровня принятия правового акта;

г) вида деятельности полиции на метрополитене.

3. Определим, что организация деятельности органов внутренних дел (полиции) дружественных зарубежных государств по обеспечению общественного порядка и безопасности в метрополитене зависит от:

а) особенностей функционирования конкретного метрополитена;

б) концепции и стратегии охраны общественного порядка в нем;

в) наличия угроз безопасности работы этого вида общественного транспорта.

4. Система полиции на метрополитене включает соответствующие линейные подразделения

органов внутренних дел. Задачи полиции на метрополитене рассматриваются с учетом их разделения на:

а) общие;

б) специальные.

К последним отнесем:

а) выявление и пресечение правонарушений в метро;

б) розыск лиц, совершивших правонарушения в метро и использующих метрополитен для перемещения, с целью скрыться;

в) предупреждение хищения или повреждения имущества метрополитена и пассажиров;

г) выявление фактов незаконного провоза опасных предметов и веществ;

д) предотвращение чрезвычайных ситуаций, террористических нападений, самоубийств с использованием метрополитена;

е) предоставление помощи гражданам в реализации их права на передвижение по метрополитену.

Подчеркнем, что основными функциями полиции на метрополитене являются:

а) административная;

б) профилактическая.

5. Отметим ряд специфических методов административного принуждения, применяемых в деятельности полиции на метрополитене, целью которых является предотвращение нарушения правил пользования метрополитеном:

а) осмотр пассажиров и багажа;

б) временная приостановка работы метро;

в) запрет функционирования отдельных субъектов хозяйствования;

г) закрытие отдельных станций и маршрутов передвижения пассажиров;

д) отключение эскалаторов.

6. Основными направлениями взаимодействия полиции с другими субъектами охраны общественного порядка и безопасности на метрополитене являются:

а) разработка и осуществление согласованных мер по предотвращению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, совершаемых на этом виде транспорта;

б) осуществление комплексного влияния на причины и условия, которые способствуют совершению правонарушений в метро;

в) обмен информацией о намерениях отдельных лиц и способах совершения ими правонарушений в метро;

г) внесение в органы государственной власти и местного самоуправления предложений для

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

улучшения охраны общественного порядка и безопасности в метро.

7. Направлениями совершенствования административно-правовой деятельности полиции на метрополитене следует считать:

а) издание отдельного нормативного акта МВД России по полиции на метрополитене (Типового положения), а также внесение изменений в действующие правовые акты, регламентирующие охрану общественного порядка на метрополитене;

б) выделение полиции на всех метрополитенах России в самостоятельные структурные линейные подразделения полиции;

в) оснащение полиции на метрополитене самыми современными техническими средствами;

г) качественное улучшение кадрового обеспечения подразделений полиции на метрополитене;

д) обучение, переподготовку и повышение квалификации личного состава полиции на метрополитене к действиям в обычной обстановке и в условиях ее осложнения;

е) увеличение количества нарядов полиции, несущих службу со служебными собаками;

ж) налаживание комплексного масштабного взаимодействия между органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, администрацией метрополитена и общественностью.

Итак, перспективы развития этого вида транспорта, его важное значение в организации ежедневного пассажиропотока и во время проведения массовых мероприятий ставят вопросы об усовершенствовании деятельности полиции по охране общественного порядка и безопасности в метро. Их решение требует тщательного научного исследования правовых основ и особенностей охраны общественного порядка на метрополитене, определения современных тенденций в реализации функций и задач полиции на этом виде городского транспорта, обоснования внедрения положительного опыта дружественных зарубежных государств мира в административную деятельность полиции по охране общественного порядка на метрополитене.

Список источников

1. Денисенко В.В., Денисенко С.Г. Вопросы нормативно-правового регулирования административной ответственности за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене // Общество и право. 2023. № 4 (86). С. 104—109.

2. Жайлов A.A., Косинов В.В. О некоторых аспектах совершенствования законодательства в сфере обеспечения правопорядка на отдельных объектах транспортной инфраструктуры в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Между-нар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 26 марта 2021 / Под общ. ред. А.И. Каплунова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России. 2021. С. 766-769.

3. Иванов A.A., Эриашвили НД. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на Московском метрополитене // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 2. С. 13—17.

4. Калинина О.С., Климова Д.В. Анализ методов комплексных систем безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства на объектах метрополитена // Проблемы безопасности российского общества. 2021. № 4 (36). С. 40—47.

5. Матюхина М.Г., Узденов P.M. К вопросу актуализации организационных и административно-правовых мер в сфере транспортной безопасности на объектах Московского метрополитена / / Проблемы экономики и юрид. практики. 2023. Т. 19. № 4. С. 50—54.

6. Обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на объектах Московского метрополитена: Учеб. пособие / В.Н. Амельча-кова и др. М.: Моск. ун-т МВД России, 2010. 61 с.

7. Подрезов A.A., Чаптыков O.A. Об усилении требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на территориях (объектах) метрополитенов // Наука через призму времени. 2019. № 12 (33). С. 130—134.

8. Смирнов M.A. К вопросу об определении границ территорий для обеспечения транспортной безопасности и общественной безопасности на объектах метрополитена // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 1. С. 70—71.

9. Смирнов M.A. Проблемы нормативного правового регулирования вопросов определения штатной численности подразделений службы охраны общественного порядка органов внутренних дел на метрополитенах / / Вестник Академии права и управления. 2018. № 4 (53). С. 100—104.

10. Целуйко A.B. К вопросу обеспечения безопасности пассажиров на объектах метрополи-

LAW & LEGISLATION • 09-2024

тена // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 182-185.

11. Чаптыков О.А. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности на объектах метрополитена // Вестник Юрид. ин-та МИИТ. 2021. № 4 (36). С. 34-39.

References

1. Denisenko V.V., Denisenko S.G. Issues of legal regulation of administrative responsibility for actions that threaten traffic safety on railway transport and the metro // Society and Law. 2023. № 4 (86). Pp. 104-109.

2. Zhailov A.A., Kosinov V. V. On some aspects of improving legislation in the field of ensuring law and order at certain transport infrastructure facilities in the Russian Federation // Current problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): International scientific and practical conference, St. Petersburg, March 26, 2021 / Under the general editorship A.I. Kaplunova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. Pp. 766-769.

3. Ivanov A.A., Eriashvili N.D. Protecting public order and ensuring public safety on the Moscow Metro / / Current problems of administrative law and process. 2018. № 2. Pp. 13-17.

4. Kalinina O.S., Klimova D. V. Analysis of methods of integrated security systems to prevent acts of illegal interference at metro facilities // Security problems of Russian society. 2021. № 4 (36). Pp. 40-47.

5. Matyukhina M.G., Uzdenov R.M. On the issue of updating organizational and administrative-legal measures in the field of transport security at Moscow Metro facilities // Problems of economics and legal practice. 2023. T. 19. № 4. Pp. 50-54.

6. Ensuring the protection of public order and security at Moscow Metro facilities: training manual / V.N. Amelchakova and others. Moscow: Moscow State University of Internal Affairs of Russia, 2010. 61 p.

7. Podrezov A.A., Chaptykov O.A. On strengthening requirements for ensuring transport security and anti-terrorist protection in the territories (objects) of metropolitan areas / / Science through the prism of time. 2019. № 12 (33). Pp. 130-134.

8. Smirnov M.A. On the issue of determining the boundaries of territories to ensure transport security and public safety at metro facilities // Current problems of administrative law and process. 2019. № 1. Pp. 70-71.

9. Smirnov M.A. Problems of normative legal regulation of issues of determining the staffing levels of units of the public order protection service of internal affairs bodies in metropolitan areas // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2018. № 4 (53). Pp. 100-104.

10. Tseluiko A. V. On the issue of ensuring passenger safety at metro facilities // Education. The science. Scientific personnel. 2021. № 3. Pp. 182—185.

11. Chaptykov O.A. Organization of the activities of internal affairs bodies to ensure security at metro facilities // Bulletin of the MIIT Law Institute. 2021. № 4 (36). Pp. 34-39.

Информация об авторе

Беженцев А. А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права

Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Bezhentsev A.A. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal law

The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.