Вестник Омской юридической академии. 2014. № 2 (23)
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 351.74/76 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Legal and Administrative Foundations of Police Activity in Social Order Protection and Public Security
А. В. Куянова - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук;
А. Е. Юрицин - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук
A.V. Kuyanova - Assistant Professor of the Department of the Administrative Law and Administrative Activity of the Interior Bodies of the RF Omsk Interior Ministry Academy, Candidate of Law Sciences;
A. F. Yuritsin - Assistant Professor of the Department of the Administrative Law and Administrative Activity of the Interior Bodies of the RF Omsk Interior Ministry Academy, Candidate of Law Sciences
Аннотация. В статье представлена попытка анализа административно-правовых основ деятельности российской полиции в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
An attempt is made in the article to analyze the legal and administrative foundations of Russian police activity in the sphere ofpublic order protection and public security.
Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, органы внутренних дел, полиция, организация охраны общественного порядка и безопасности, тактика охраны общественного порядка и безопасности, административно-правовое обеспечение.
Safety, public security, public order, interior bodies, police, organization ofpublic order protection and security, tactics of public order protection and security, legal and administrative security.
4
Административное право
Концептуальными идеями государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [6] являются повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения.
Основные задачи МВД России установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [1]. Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция. Основные приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [4].
Определяя сущность полиции в ее предназначении, законодатель не раскрывает содержания определений «общественный порядок» и «общественная безопасность». Обращая внимание на широту и многоплановость указанных категорий, следует признать, что в настоящее время отсутствует единство в понимании указанных дефиниций, их предметного состава и основных институтов.
В современных условиях общественную безопасность можно охарактеризовать как состояние защищенности жизненно важных интересов, безопасности личности, общества от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить реализацию прав человека, достойное качество жизни граждан, развитие духовных ценностей общества, социальную и общественную стабильность [3, с. 44-47].
Общественный порядок является важным элементом правовой основы жизнедеятельности граждан. Он включает в себя систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни [8, с. 54].
Несмотря на принимаемые сегодня меры, состояние общественного порядка и безопасности в России нельзя признать удовлетворительным.
Во-первых, большая часть правонарушений, совершаемых в общественных местах, прямо или косвенно посягает на общественный порядок, личную безопасность граждан. Во-вторых, статистика свидетельствует, что в России привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан. Однако необходимо иметь в виду, что латентность административных правонарушений имеет более широкое распространение, чем латентность преступлений. Поэтому официальные статистические данные в значительной степени свидетельствуют об объеме работы правоохранительных органов, а не о фактически совершенных административных правонарушениях. В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы привели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятий. Сегодня такого рода лица стали не только своеобразным элементом социального ландшафта страны, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Указанные факторы делают исследование организационных и тактических основ деятельности полиции по охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности актуальным и востребованным как в теоретическом, так и практическом отношении.
Тактика охраны общественного порядка (в узком смысле) - это выбор в пределах своей компетенции и реализация субъектом, осуществляющим охрану общественного порядка, на основе теоретических и практических знаний наиболее целесообразного в конкретной ситуации правомерного способа (приема) действий, направленного на предупреждение и пресечение правонарушений в основном в общественных местах с использованием разрешенных законом средств.
В широком понимании тактика охраны общественного порядка может рассматриваться как тактический способ охраны общественного порядка. Это непрерывная, подчиненная стратегическим (политическим) ориентирам государственная деятельность по определению (разработка, выбор) и практическому осуществлению основанных на научно-практических знаниях и анализе оперативной обстановки наиболее целесообразных форм и методов, приемов и способов непосредственной охраны общественного порядка при максимально полном использова-
5
Вестник Омской юридической академии. 2014. № 2 (23)
нии возможностей сил и средств органов внутренних дел, других компетентных органов, общественных объединений и граждан [9, с. 13].
Тактика охраны общественного порядка направлена не только на выявление, пресечение (раскрытие, расследование и др.) правонарушений в сфере охраны общественного порядка, но прежде всего на его поддержание и укрепление, предупреждение (профилактику) правонарушений. Такая направленность правоохранительной деятельности в указанной сфере является одновременно особенностью и принципом тактики охраны общественного порядка. Выявление и устранение причин (условий) правонарушений, а также проведение различных мероприятий с целью их предупреждения составляют относительно самостоятельный раздел криминалистической, оперативно-розыскной и административной тактической деятельности.
На выбор тактики влияет наличие различных обстоятельств. Совокупность элементов, условий и факторов, влияющих на деятельность органов внутренних дел, получила название «оперативная обстановка», которая фактически включает в себя все многообразие именно тех сторон объективной действительности, которые учитываются и оцениваются в процессе организации деятельности органов внутренних дел [2]. В сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью оперативная обстановка состоит из таких элементов (частей), как территория функционирования органов внутренних дел, состояние общественного порядка и преступности, силы и средства органов внутренних дел, результаты деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Специфической особенностью тактики охраны общественного порядка является наличие широкого спектра сил и средств, задействованных в ее реализации. В специальной литературе принято различать основные, дополнительные и приданные силы [5].
Необходимо также отметить, что силы и средства органов внутренних дел, с одной стороны, являются элементом оперативной обстановки, то есть влияют на выбор способа действий, а с другой стороны, требуют управления. Так, например, по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации) ежедневно производится расстановка нарядов и по-
стов с учетом оперативной обстановки и в процессе несения службы происходит координация (управление) их действий.
В целях оптимального выбора варианта действий в органах внутренних дел разрабатываются типовые планы, которые рассчитаны на часто повторяющиеся ситуации. Их использование позволяет в условиях дефицита времени и информации действовать тактически грамотно. Однако все ситуации предвидеть, а тем более разработать на них типовые планы просто нереально. В каждом конкретном случае при решении возникающих задач необходимо найти верное тактическое решение, причем, возможно, только единственно правильное. Поэтому выбор оптимального варианта действий и его исполнение носят творческий характер.
В практической деятельности сотрудники органов внутренних дел находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом конкретных явлений и ситуаций, опираясь не только на научные знания, но и на собственный опыт и интуицию. Творческие поиски оптимального решения придают тактическим решениям характерные черты искусства1.
В заключение отметим, что в настоящее время полиции необходимо сосредоточить свои усилия на первоочередном решении задач охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности, в том числе в период подготовки и проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий (чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г., чемпионата мира по хоккею 2016 г. и чемпионата мира по футболу 2018 г.). Кроме того, следует принять меры по повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации, на изменения в состоянии оперативной обстановки; усилить контроль за выполнением обязательных норм выставления нарядов, задействованных в системе единой дислокации, и соблюдением ими установленного порядка несения службы; шире использовать возможности автоматизированного программного комплекса «Безопасный город», информационнотелекоммуникационных технологий, единой системы навигационно-информационного обеспечения мониторинга и управления силами и средствами с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
1 В военном деле тактика в первую очередь рассматривается именно как искусство (греч. taktika - искусство построения войск, составная часть военного искусства, а также искусство подготовки и ведения боя) [7, с. 643].
6
Административное право
Библиографический список
1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) : указ Президента Рос. Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
2. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. - 2008. - № 27.
3. Журавлев, Р. А. Понятие и содержание общественной безопасности как приоритета национальной безопасности / Р. А. Журавлев // Рос. следователь. - 2012. - № 9. - С. 44-47.
4. О полиции : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
5. Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации от 29 янв. 2008 г. № 81 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 6 марта 2013 г. № 313-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 11. - Ст. 1145.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1988. - 750 с.
8. Пивоваров, А. С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» / А. С. Пивоваров // Рос. юстиция. - 2013. - № 3. - С. 54.
9. Цупко, В. А. Административно-правовые и организационные основы тактики охраны общественного порядка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Цупко. - М., 2003. - 23 с.
УДК 342.9(07) СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ:
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Rural life: Issues on Legal Regulation
А. А. Афанасьев - доцент кафедры конституционного и административного права Омской юридической академии, кандидат юридических наук
A. A. Afanasyev - Associate Professor of the Constitutional and Administrative Law Department of the Omsk Law Academy, Candidate of Law Sciences
Аннотация. В статье на основе научной юридической литературы, социологических исследований, правоприменительной практики выделяются проблемы правового регулирования сельской жизни. Подчеркивается важность регулятивной функции права, предлагаются меры по ее усилению в достижении задач государственной политики по устойчивому комплексному экономическому и социальному развитию сельских территорий.
On the basis of scientific legal literature, social studies, law enforcement practice here are highlighted the problems of legal regulation of rural life. Emphasizes is made on the importance of the regulatory function of law. The author proposes some measures for its strengthening in achieving the objectives of the state policy on sustainable integrated economic and social development of rural areas.
7