Проблемы двигательной активности и спорта
УДК 796.853.25
МЕТРОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ-ДО
М.Ю. Ермолаев, А.Н. Савчук
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим и экспериментальным обоснованием педагогических методов определения уровня развития специальной выносливости у спортсменов в киокушинкай карате-до. Представлены подходы, дающие возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Экспериментальная проверка представленного метода тестирования проходила в условиях педагогического эксперимента на спортсменах в возрасте 14-17 лет, представители молодежной группы-юниоры.
Ключевые слова: специальная выносливость, метрология, тест, метод контроля, киокушинкай карате-до.
Специальная выносливость (СВ) - это способность спортсмена эффективно выполнять кратковременные специфические действия повышенной мощности или интенсивности в рамках соревновательного упражнения с целью достижения преимущества над соперником. Для проявления этих действий нужна специальная подготовка, а для измерения специальной выносливости в различных видах спорта нужны специфические тесты, отражающие сущность специальной выносливости в конкретных видах спорта или программы [1].
Но, прежде всего, обратимся к истории вопроса и выясним, как трактуется это качество в доступной нам литературе.
Одни авторы связывают СВ со спецификой спортивной деятельности: В.М. Дьячков [4] - способность спортсмена противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определенной спортивной деятельности; Л.П. Матвеев [9] - выносливость специфичная для деятельности, в которой происходит спортивная специализация; В.М. За-циорский [5] - выносливость по отношению к определенной деятельности; Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков [9] - выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов [15] -выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Другие связывают СВ с проявлением скоро-стно-силовых качеств: Б.И. Бергман - сочетание скоростной и силовой выносливости - комплексное качество, определяющее успехи гонщика в передвижении на лыжах.
Третьи считают, что СВ проявляется при поддержании максимально высокого темпа: А.Н. Макаров [8] - способность пробегать всю дистанцию
в максимально высоком темпе, независимо от того, будет он равномерным или меняющимся; Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Янанис [16] - способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени; Б.А. Стенин [13] - СВ определяет возможность удержания высокой соревновательной скорости на протяжении всей дистанции.
Четвертая группа авторов связывает СВ с эффективностью соревновательной деятельности:
Н.Г. Озолин [11] - не только способность бороться с утомлением, но способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени; К.А. Инясевский [6] - способность пловца эффективно выполнять физическую нагрузку в наиболее специфических для него упражнениях, соответствующих его специализации; М.Я. Набатнико-ва [10] - способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованием его специализации.
Таким образом, почти каждый из авторов изучал СВ со своих позиций, вносил что-то новое в определение СВ, но делал это без учета выводов своих предшественников. Поэтому ни одно из определений нельзя принять за основу, но все вместе, обобщенные, они дают достаточно полное представление о СВ.
Действительно, СВ в киокушинкай карате-до проявляется в определенной деятельности, т. е. в соревновательном упражнении; для ее проявления необходимо продемонстрировать скоростно-сило-вые качества, в том числе скоростную и силовую выносливость; на протяжении всей длительности спарринга надо удерживать высокую соревновательную скорость, проявляющуюся при выполнении
Проблемы двигательной активности и спорта
скоростно-силовых действий. И все это делается, как правило, для того, чтобы можно было «эффективно выполнить поставленную задачу»: выполнять технические действия без снижения результативности атакующих и контратакующих и защитных приемов с целью одержать победу над соперником [12].
На практике именно последняя разновидность проявления СВ (эффективность выполнения поставленной задачи) наиболее трудновыполнима, так как победа над равным или более сильным соперником приходит лишь тогда, когда спортсмен проявляет какие-то дополнительные усилия для ее достижения, когда тактическая борьба на татами, вызванная необходимостью победы, требует в рамках соревновательного упражнения при проявлении выносливости, демонстрировать еще и дополнительные усилия - ускорение, напряжение, активность и т. п.
О том, что для победы, как правило, требуется специальная подготовка, говорит тот факт, что высокий личный результат (высокий уровень выносливости) еще не гарантирует каратисту победы на крупных соревнованиях.
В киокушинкай карате-до победу могут принести широкий арсенал технических приемов (приемы и удары руками и ногами), а также умение эффективно продолжать атакующие и защитные действия после воздействия противника, которые требуют максимального напряжения. Это -специфика киокушинкай карате-до.
Все «взрывные» ускорения, технические действия, приемы и т. д. выполняются как дополнение к предсоревновательной нагрузке, т. е. в рамках проявления выносливости. А это значит, что для измерения СВ необходимо знать величину выносливости спортсмена в данном упражнении и мощность дополнительных кратковременных усилий, определить которые можно по специально разработанным тестам для данного вида единоборства.
Следовательно, СВ в киокушинкай карате-до проявляется в конкретной соревновательной деятельности. Для ее проявления необходимо противостоять утомлению, поддерживая на протяжении всей борьбы запланированную скорость или нужный темп движений и действий, и при этом уметь выполнять на этом фоне скоростные и скоростносиловые действия без изменения формы (техники) движений, т. е. эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение всего времени спарринга, обусловленного требованиями соревнований. И все это нужно делать для того, чтобы эффективно выполнять поставленную задачу - с целью достижения победы в поединке [12].
Но тренерам в киокушинкай карате-до интересно знать не столько, что такое «СВ», сколько способы и методы ее развития, а для этого надо уметь измерять СВ. Также, мы должны признать утверждение о том, что СВ проявляется в полной, высшей мере только на соревнованиях при установлении личного рекорда, т. е. мерой СВ является спортивный результат в конкретном состязании.
Совершенствование методики воспитания СВ
в киокушинкай карате-до в определенной мере зависит от возможности получить объективные данные, по которым можно судить о влиянии той или иной системы тренировки на степень развития этого важнейшего качества. В связи с этим актуальной задачей в спортивной педагогике является разработка вопросов метрологии (измерения) специальной выносливости.
Управление тренировочным процессом в киокушинкай карате-до, предусматривает необходимость хорошо поставленного педагогического контроля [3, 10]. Тренер должен иметь возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Если в настоящее время практика в значительной степени располагает научно обоснованными методами определения уровня развития силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств, то в отношении способов оценки уровня развития СВ, особенно в карате, этого сказать нельзя. В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с теоретическим и экспериментальным обоснованием педагогических методов определения уровня развития СВ у спортсменов в киокушинкай карате-до.
Закономерности, которые сложились в педагогике, относящиеся к методике проверки и оценки знаний, а также результаты сравнительного анализа различных рекомендуемых способов определения уровня развития выносливости у каратистов стиля киокушинкай, послужили основанием для разработки теоретических предпосылок. Так, содержание контроля рассматривается нами как процесс выявления эффективности применяемых средств и методов тренировки в целях надежности воспитания СВ спортсмена. Причем, под надежностью здесь понимается вероятность достижения необходимого результата в заданных условиях. Благодаря такой проверке представляется возможным выработать необходимые последующие действия. В связи с тем, что конечный результат контроля выражается в виде оценочного заключения, это и определяет общую его функцию в процессе тренировки, как функцию ориентирования. Кроме того, проверка помогает каратисту лучше узнать самого себя, точнее оценить свои силы и возможности. Тренер же, анализируя результаты контроля, может оценить достоинства и недостатки применяемой системы тренировки.
Выбор методов контроля обуславливается конкретными требованиями М.Я. Набатникова [10]: объективностью, которая позволяет выявить подлинное состояние какого-либо качества, в частности, СВ (ориентирующая функция контроля); регулярностью проведения контроля (дисциплинирующая функция); достаточной частотой контроля на протяжении тренировочного цикла, этапа, периода и др. (управляющая функция); доступностью контрольных упражнений, малой сложностью технической оснащенности контроля, что позволяет шире использовать его в повседневной практической деятельности. Таким образом, при определении
Ермолаев М.Ю., Савчук А.Н.
Метрология специальной выносливости в киокушинкай карате-до
круга методов следует руководствоваться указанными положениями [2, 3, 5,7, 11,12,14, 15].
Из трех видов контроля, используемых чаще всего в педагогике, - преподавательского, стандартизированного и программированного - второй, т. е. стандартизированный, в наибольшей мере отвечает условиям практического применения. Он включает широкое использование тех или иных тестов. По определению С.И. Воскерчьян [3], тест - это кратковременное, технически сравнительно просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к определенному моменту известной функции у данного испытуемого. Не случайно тесты часто используются для измерения уровня развития физических качеств, навыков и др. Тем более, что тесты являются одной из допустимых форм применения математики в педагогике, в том числе и в спортивной педагогике. Тестирование, по образному выражению видного специалиста по программированному обучению Л.Н. Ланды [7], по своему существу, это процесс диагностики.
Преимущество конкретных тестов состоит в том, что такого рода контроль и результаты измерения не зависят от субъективного мнения тренера. К тому же, хорошо обоснованная система контрольных испытаний характеризуется высокой степенью надежности. Вместе с тем, метод тестов имеет и отдельные недостатки, которые необходимо принимать во внимание при их практическом использовании. Так, на результаты контрольного испытания могут повлиять какие-либо побочные обстоятельства (например, степень интереса спортсмена к работе и др.).
Обобщенный анализ многих видов тестов, используемых для определения уровня развития СВ у спортсмена в киокушинкай карате-до, позволил классифицировать их по пяти основным группам, в зависимости от предлагаемого вида работы [10]:
1. Выполнение непрерывной специфической нагрузки предельной длительности «до отказа». 2. Выполнение непрерывной нагрузки соревновательного характера в спаррингах, отличающихся по времени от регламента. 3. Повторное выполнение специфической нагрузки в одинаковых промежутках времени (в отрезках или дистанциях), со строго ограниченными паузами отдыха. 4. Выполнение задания на достижение наибольшей мощности работы за определенный отрезок времени. 5. Участие в соревнованиях.
Считаем необходимым сразу подчеркнуть, что тесты любой из этих групп имеют относительный характер. Какое бы контрольное упражнение не выполнял спортсмен, всегда, как и при измерении других физических качеств, будут затрагиваться иные стороны его подготовленности, в частности, экономичность движений, способность к волевой мобилизации [3, 10]. Здесь следует руководствоваться требованием метрологии о выде-
лении ведущего признака. При оценки уровня развития СВ каратиста таким признаком является способность эффективно выполнить специфическую нагрузку, что проявляется в конкретных показателях в зависимости от избранного контрольного упражнения. В одной группе тестов это выражается в продолжительности работы, в другой -в достижении наибольшей мощности, в третьей - в качественной стороне и т. д.
Рассмотрим один из разработанных нами тестов для определения уровня развития специальной выносливости, наиболее эффективно отражающий специфику ведения борьбы киокушинкай карате-до. Суть испытания заключается в том, что уровень СВ спортсмена проверяется непосредственно в соревновательных условиях для каратиста стиля киокушинкай, это спарринг. Регламент боя по правилам соревнований три раунда по две минуты с минутным отдыхом между раундами. Перед испытуемым ставится задача реализовать с наибольшей плотностью количество атакующих и контратакующих действий (т. е. постоянная работа в нападение). Количество атак и контратак фиксируются по времени (с) и в конце боя суммируются и заносятся в протокол для дальнейшей обработки результата.
Педагогический эксперимент (цель которого повысить уровень СВ и доказать эффективность разработанной нами методики) с контрольной и экспериментальной группой спортсменов осуществлялся на предсоревновательном этапе подготовки. В эксперименте приняли участие 32 спортсмена (по 16 человек в каждой группе) в возрасте 14-17 лет, представители молодежной группы-юниоры.
Для проверки эффективности нашей модели подготовки мы использовали описанный выше метод. Так же нужно отметить, что в эксперименте удалось с достаточной точностью выдержать объем запланированных нагрузок и содержание тренировки в течении всех трех недель, отсутствие болезней и серьезного травматизма у спортсменов тоже положительно повлияло на «чистоту» нашего эксперимента.
Важно учесть, что тестирование производились всегда в одни и те же часы, как и в начале эксперимента, поскольку уровень работоспособности на протяжении дня у спортсменов, заметно изменяется [3,11, 12, 14].
Анализ каратистов посредством данного метода тестирования позволил проследить динамику развития уровня СВ спортсменов контрольной и экспериментальной групп. Если до начала педагогического эксперимента у каратистов обеих групп показатели тестирования на СВ оказался одинаковым, то на конец предсоревновательного этапа подготовки после повторного тестирования и обработки полученных результатов у спортсменов экспериментальной группы было выявлено достоверное повышение уровня СВ (см. таблицу), чего не наблюдалось в контрольной группе. Общее время атакующих и контратакующих действий измеряется в секундах.
Проблемы двигательной активности и спорта
Динамика показателей тестирования на специальную выносливость в учебно-тренировочных спаррингах
Группа Спортивный результат F t Р
М±т ст V
Экспериментальная 61,9±2,9 110±4,5 11,7 18,05 16% 16% 1,1 4,8 >0,01 >0,05
Контрольная 69,5 ±3,2 83 ±3,45 12.7 13.8 18% 16%
Примечание. В числителе - результаты в начале эксперимента, в знаменателе - в конце эксперимента.
Таким образом, подводя итоги по окончании предсоревновательного периода подготовки, наши спортсмены достигли высокого уровня развития всех физических качеств, необходимых для успешного выступления на соревнованиях (р > 0,05). Также, можно утверждать, что нам удалось выполнить ряд следующих задач:
1. По оценкам проведенного тестирования, мы добились наивысших спортивных результатов.
2. Удалось сохранить и поддержать общую и силовую выносливость на уровне, достигнутом в подготовительном периоде.
3. Было реализовано дальнейшее совершенствование специальной выносливости на тренировках предсоревновательного этапа.
4. Обеспечен рост скоростных возможностей спортсмена.
Важнейшим средством повышения уровня развития СВ является участие в соревнованиях. По мнению многих авторов: Л.И. Ямпольской, Н.Н. Яковлева, А.В. Коробкова, С.В. Янаниса, К.М. Смирнова и др. [12, 16], сдвиги, происходящие на соревнованиях, оказываются, как правило, более значительными, чем на тренировках.
Заключение. Итак, в метрологии СВ должен иметь место системный подход, который предусматривает применение серии педагогических контрольных испытаний. В их число входят как тесты, характеризующие уровень развития СВ в целом, так и специализированные контрольные упражнения по измерению ее компонентов. Такой системный подход позволяет вносить более точные коррективы в тренировочный процесс.
Одним из важных вопросов в метрологии СВ является оценка результатов выполнения тестов. В нашем исследовании сделана попытка разработать доступный способ оценки уровня развития СВ в киокушинкай карате-до. Тестирование, описанное в статье, на выполнение специфической нагрузки может быть рекомендовано в качестве педагогического метода контроля по определению уровня развития СВ у каратистов стиля киокушинкай. Данный метод отличается простотой, информативностью и доступностью и не требует специализированных средств, а значит может получить широкое распространение.
Литература
1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных функциональных систем / П.К. Анохин. -М.: Медицина, 1975.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. -М.: Медицина, 1966.
3. Воскерчьян, С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников / С.И. Воскерчьян. - М.: Советская педагогика, 1963.
4. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена: учеб. спортсмена / В.М. Дьячков. — М.: ФиС, 1964.
5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1970.
6. Инясевский, К.А. Методика тренировки пловца. Плавание: учеб. / под общ. ред. Н.А. Буто-вича/К.А. Инясевский. - М.: ФиС, 1965.
7. Ланда, Л.Н. Диагностика и программированное обучение /Л.Н. Ланда. - М., 1966.
8. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции /А.Н. Макаров. - М.: ФиС, 1966.
9. Матвеев, Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. -М.: ФиС, 1965.
10. Набатникова, М.Я. Специальная выносливость спортсмена /М.Я. Набатникова. - М.: ФиС, 1972.
11. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки/Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 1970.
12. Смирнов, К.М. О подготовке спортсмена к условиям соревнования / К.М. Смирнов // Вопросы физиологии физического воспитания и спорта: сб. трудовГЦОЛИФК. -М., 1959. - С. 156.
13. Стенин, Б.А. Проблемы планирования и построения тренировки конькобежцев. Проблемы конькобежного спорта/Б.А. Стенин. — М.: ФиС, 1970.
14. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. -М.: ФиС, 1976. - Т. 1.
15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. -М.: АКАДЕМИЯ, 2001.
16. Яковлев, Н.Н. Физиологические и биологические основы теории и методики спортивной тренировки / Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Яна-нис. - М.: ФиС, 1960.
Поступила в редакцию 20 декабря 2010 г.