Научная статья на тему 'Метрология специальной выносливости в киокушинкай карате-до'

Метрология специальной выносливости в киокушинкай карате-до Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1920
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / МЕТРОЛОГИЯ / ТЕСТ / МЕТОД КОНТРОЛЯ / КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ-ДО / THE SPECIAL ENDURANCE / METROLOGIC / TEST / CONTROL METHOD / KYOKUSHINKAI KARATE-DO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермолаев М. Ю., Савчук А. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим и экспериментальным обоснованием педагогических методов определения уровня развития специальной выносливости у спортсменов в киокушинкай карате-до. Представлены подходы, дающие возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Экспериментальная проверка представленного метода тестирования проходила в условиях педагогического эксперимента на спортсменах в возрасте 14-17 лет, представители молодежной группы-юниоры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермолаев М. Ю., Савчук А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metrologie of the special endurance is in kyokushinkai karate-do

The questions related to the theoretical and ex-perimental ground of pedagogical methods of deter-mination of level of development of the special endur-ance for sportsmen in kyokushinkai karate-do are ex-amined in the article. Approaches are presented giving an opportunity on objective indexes to watch after the dynamics of development of basic physical internalss of sportsman on the different stages of preparation. Experimental verification of the presented method of testing passed in the conditions of pedagogical ex-periment on sportsmen in age 14-17, representatives young people groups-juniors.

Текст научной работы на тему «Метрология специальной выносливости в киокушинкай карате-до»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 796.853.25

МЕТРОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ-ДО

М.Ю. Ермолаев, А.Н. Савчук

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим и экспериментальным обоснованием педагогических методов определения уровня развития специальной выносливости у спортсменов в киокушинкай карате-до. Представлены подходы, дающие возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Экспериментальная проверка представленного метода тестирования проходила в условиях педагогического эксперимента на спортсменах в возрасте 14-17 лет, представители молодежной группы-юниоры.

Ключевые слова: специальная выносливость, метрология, тест, метод контроля, киокушинкай карате-до.

Специальная выносливость (СВ) - это способность спортсмена эффективно выполнять кратковременные специфические действия повышенной мощности или интенсивности в рамках соревновательного упражнения с целью достижения преимущества над соперником. Для проявления этих действий нужна специальная подготовка, а для измерения специальной выносливости в различных видах спорта нужны специфические тесты, отражающие сущность специальной выносливости в конкретных видах спорта или программы [1].

Но, прежде всего, обратимся к истории вопроса и выясним, как трактуется это качество в доступной нам литературе.

Одни авторы связывают СВ со спецификой спортивной деятельности: В.М. Дьячков [4] - способность спортсмена противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определенной спортивной деятельности; Л.П. Матвеев [9] - выносливость специфичная для деятельности, в которой происходит спортивная специализация; В.М. За-циорский [5] - выносливость по отношению к определенной деятельности; Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков [9] - выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов [15] -выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Другие связывают СВ с проявлением скоро-стно-силовых качеств: Б.И. Бергман - сочетание скоростной и силовой выносливости - комплексное качество, определяющее успехи гонщика в передвижении на лыжах.

Третьи считают, что СВ проявляется при поддержании максимально высокого темпа: А.Н. Макаров [8] - способность пробегать всю дистанцию

в максимально высоком темпе, независимо от того, будет он равномерным или меняющимся; Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Янанис [16] - способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени; Б.А. Стенин [13] - СВ определяет возможность удержания высокой соревновательной скорости на протяжении всей дистанции.

Четвертая группа авторов связывает СВ с эффективностью соревновательной деятельности:

Н.Г. Озолин [11] - не только способность бороться с утомлением, но способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени; К.А. Инясевский [6] - способность пловца эффективно выполнять физическую нагрузку в наиболее специфических для него упражнениях, соответствующих его специализации; М.Я. Набатнико-ва [10] - способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованием его специализации.

Таким образом, почти каждый из авторов изучал СВ со своих позиций, вносил что-то новое в определение СВ, но делал это без учета выводов своих предшественников. Поэтому ни одно из определений нельзя принять за основу, но все вместе, обобщенные, они дают достаточно полное представление о СВ.

Действительно, СВ в киокушинкай карате-до проявляется в определенной деятельности, т. е. в соревновательном упражнении; для ее проявления необходимо продемонстрировать скоростно-сило-вые качества, в том числе скоростную и силовую выносливость; на протяжении всей длительности спарринга надо удерживать высокую соревновательную скорость, проявляющуюся при выполнении

Проблемы двигательной активности и спорта

скоростно-силовых действий. И все это делается, как правило, для того, чтобы можно было «эффективно выполнить поставленную задачу»: выполнять технические действия без снижения результативности атакующих и контратакующих и защитных приемов с целью одержать победу над соперником [12].

На практике именно последняя разновидность проявления СВ (эффективность выполнения поставленной задачи) наиболее трудновыполнима, так как победа над равным или более сильным соперником приходит лишь тогда, когда спортсмен проявляет какие-то дополнительные усилия для ее достижения, когда тактическая борьба на татами, вызванная необходимостью победы, требует в рамках соревновательного упражнения при проявлении выносливости, демонстрировать еще и дополнительные усилия - ускорение, напряжение, активность и т. п.

О том, что для победы, как правило, требуется специальная подготовка, говорит тот факт, что высокий личный результат (высокий уровень выносливости) еще не гарантирует каратисту победы на крупных соревнованиях.

В киокушинкай карате-до победу могут принести широкий арсенал технических приемов (приемы и удары руками и ногами), а также умение эффективно продолжать атакующие и защитные действия после воздействия противника, которые требуют максимального напряжения. Это -специфика киокушинкай карате-до.

Все «взрывные» ускорения, технические действия, приемы и т. д. выполняются как дополнение к предсоревновательной нагрузке, т. е. в рамках проявления выносливости. А это значит, что для измерения СВ необходимо знать величину выносливости спортсмена в данном упражнении и мощность дополнительных кратковременных усилий, определить которые можно по специально разработанным тестам для данного вида единоборства.

Следовательно, СВ в киокушинкай карате-до проявляется в конкретной соревновательной деятельности. Для ее проявления необходимо противостоять утомлению, поддерживая на протяжении всей борьбы запланированную скорость или нужный темп движений и действий, и при этом уметь выполнять на этом фоне скоростные и скоростносиловые действия без изменения формы (техники) движений, т. е. эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение всего времени спарринга, обусловленного требованиями соревнований. И все это нужно делать для того, чтобы эффективно выполнять поставленную задачу - с целью достижения победы в поединке [12].

Но тренерам в киокушинкай карате-до интересно знать не столько, что такое «СВ», сколько способы и методы ее развития, а для этого надо уметь измерять СВ. Также, мы должны признать утверждение о том, что СВ проявляется в полной, высшей мере только на соревнованиях при установлении личного рекорда, т. е. мерой СВ является спортивный результат в конкретном состязании.

Совершенствование методики воспитания СВ

в киокушинкай карате-до в определенной мере зависит от возможности получить объективные данные, по которым можно судить о влиянии той или иной системы тренировки на степень развития этого важнейшего качества. В связи с этим актуальной задачей в спортивной педагогике является разработка вопросов метрологии (измерения) специальной выносливости.

Управление тренировочным процессом в киокушинкай карате-до, предусматривает необходимость хорошо поставленного педагогического контроля [3, 10]. Тренер должен иметь возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Если в настоящее время практика в значительной степени располагает научно обоснованными методами определения уровня развития силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств, то в отношении способов оценки уровня развития СВ, особенно в карате, этого сказать нельзя. В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с теоретическим и экспериментальным обоснованием педагогических методов определения уровня развития СВ у спортсменов в киокушинкай карате-до.

Закономерности, которые сложились в педагогике, относящиеся к методике проверки и оценки знаний, а также результаты сравнительного анализа различных рекомендуемых способов определения уровня развития выносливости у каратистов стиля киокушинкай, послужили основанием для разработки теоретических предпосылок. Так, содержание контроля рассматривается нами как процесс выявления эффективности применяемых средств и методов тренировки в целях надежности воспитания СВ спортсмена. Причем, под надежностью здесь понимается вероятность достижения необходимого результата в заданных условиях. Благодаря такой проверке представляется возможным выработать необходимые последующие действия. В связи с тем, что конечный результат контроля выражается в виде оценочного заключения, это и определяет общую его функцию в процессе тренировки, как функцию ориентирования. Кроме того, проверка помогает каратисту лучше узнать самого себя, точнее оценить свои силы и возможности. Тренер же, анализируя результаты контроля, может оценить достоинства и недостатки применяемой системы тренировки.

Выбор методов контроля обуславливается конкретными требованиями М.Я. Набатникова [10]: объективностью, которая позволяет выявить подлинное состояние какого-либо качества, в частности, СВ (ориентирующая функция контроля); регулярностью проведения контроля (дисциплинирующая функция); достаточной частотой контроля на протяжении тренировочного цикла, этапа, периода и др. (управляющая функция); доступностью контрольных упражнений, малой сложностью технической оснащенности контроля, что позволяет шире использовать его в повседневной практической деятельности. Таким образом, при определении

Ермолаев М.Ю., Савчук А.Н.

Метрология специальной выносливости в киокушинкай карате-до

круга методов следует руководствоваться указанными положениями [2, 3, 5,7, 11,12,14, 15].

Из трех видов контроля, используемых чаще всего в педагогике, - преподавательского, стандартизированного и программированного - второй, т. е. стандартизированный, в наибольшей мере отвечает условиям практического применения. Он включает широкое использование тех или иных тестов. По определению С.И. Воскерчьян [3], тест - это кратковременное, технически сравнительно просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к определенному моменту известной функции у данного испытуемого. Не случайно тесты часто используются для измерения уровня развития физических качеств, навыков и др. Тем более, что тесты являются одной из допустимых форм применения математики в педагогике, в том числе и в спортивной педагогике. Тестирование, по образному выражению видного специалиста по программированному обучению Л.Н. Ланды [7], по своему существу, это процесс диагностики.

Преимущество конкретных тестов состоит в том, что такого рода контроль и результаты измерения не зависят от субъективного мнения тренера. К тому же, хорошо обоснованная система контрольных испытаний характеризуется высокой степенью надежности. Вместе с тем, метод тестов имеет и отдельные недостатки, которые необходимо принимать во внимание при их практическом использовании. Так, на результаты контрольного испытания могут повлиять какие-либо побочные обстоятельства (например, степень интереса спортсмена к работе и др.).

Обобщенный анализ многих видов тестов, используемых для определения уровня развития СВ у спортсмена в киокушинкай карате-до, позволил классифицировать их по пяти основным группам, в зависимости от предлагаемого вида работы [10]:

1. Выполнение непрерывной специфической нагрузки предельной длительности «до отказа». 2. Выполнение непрерывной нагрузки соревновательного характера в спаррингах, отличающихся по времени от регламента. 3. Повторное выполнение специфической нагрузки в одинаковых промежутках времени (в отрезках или дистанциях), со строго ограниченными паузами отдыха. 4. Выполнение задания на достижение наибольшей мощности работы за определенный отрезок времени. 5. Участие в соревнованиях.

Считаем необходимым сразу подчеркнуть, что тесты любой из этих групп имеют относительный характер. Какое бы контрольное упражнение не выполнял спортсмен, всегда, как и при измерении других физических качеств, будут затрагиваться иные стороны его подготовленности, в частности, экономичность движений, способность к волевой мобилизации [3, 10]. Здесь следует руководствоваться требованием метрологии о выде-

лении ведущего признака. При оценки уровня развития СВ каратиста таким признаком является способность эффективно выполнить специфическую нагрузку, что проявляется в конкретных показателях в зависимости от избранного контрольного упражнения. В одной группе тестов это выражается в продолжительности работы, в другой -в достижении наибольшей мощности, в третьей - в качественной стороне и т. д.

Рассмотрим один из разработанных нами тестов для определения уровня развития специальной выносливости, наиболее эффективно отражающий специфику ведения борьбы киокушинкай карате-до. Суть испытания заключается в том, что уровень СВ спортсмена проверяется непосредственно в соревновательных условиях для каратиста стиля киокушинкай, это спарринг. Регламент боя по правилам соревнований три раунда по две минуты с минутным отдыхом между раундами. Перед испытуемым ставится задача реализовать с наибольшей плотностью количество атакующих и контратакующих действий (т. е. постоянная работа в нападение). Количество атак и контратак фиксируются по времени (с) и в конце боя суммируются и заносятся в протокол для дальнейшей обработки результата.

Педагогический эксперимент (цель которого повысить уровень СВ и доказать эффективность разработанной нами методики) с контрольной и экспериментальной группой спортсменов осуществлялся на предсоревновательном этапе подготовки. В эксперименте приняли участие 32 спортсмена (по 16 человек в каждой группе) в возрасте 14-17 лет, представители молодежной группы-юниоры.

Для проверки эффективности нашей модели подготовки мы использовали описанный выше метод. Так же нужно отметить, что в эксперименте удалось с достаточной точностью выдержать объем запланированных нагрузок и содержание тренировки в течении всех трех недель, отсутствие болезней и серьезного травматизма у спортсменов тоже положительно повлияло на «чистоту» нашего эксперимента.

Важно учесть, что тестирование производились всегда в одни и те же часы, как и в начале эксперимента, поскольку уровень работоспособности на протяжении дня у спортсменов, заметно изменяется [3,11, 12, 14].

Анализ каратистов посредством данного метода тестирования позволил проследить динамику развития уровня СВ спортсменов контрольной и экспериментальной групп. Если до начала педагогического эксперимента у каратистов обеих групп показатели тестирования на СВ оказался одинаковым, то на конец предсоревновательного этапа подготовки после повторного тестирования и обработки полученных результатов у спортсменов экспериментальной группы было выявлено достоверное повышение уровня СВ (см. таблицу), чего не наблюдалось в контрольной группе. Общее время атакующих и контратакующих действий измеряется в секундах.

Проблемы двигательной активности и спорта

Динамика показателей тестирования на специальную выносливость в учебно-тренировочных спаррингах

Группа Спортивный результат F t Р

М±т ст V

Экспериментальная 61,9±2,9 110±4,5 11,7 18,05 16% 16% 1,1 4,8 >0,01 >0,05

Контрольная 69,5 ±3,2 83 ±3,45 12.7 13.8 18% 16%

Примечание. В числителе - результаты в начале эксперимента, в знаменателе - в конце эксперимента.

Таким образом, подводя итоги по окончании предсоревновательного периода подготовки, наши спортсмены достигли высокого уровня развития всех физических качеств, необходимых для успешного выступления на соревнованиях (р > 0,05). Также, можно утверждать, что нам удалось выполнить ряд следующих задач:

1. По оценкам проведенного тестирования, мы добились наивысших спортивных результатов.

2. Удалось сохранить и поддержать общую и силовую выносливость на уровне, достигнутом в подготовительном периоде.

3. Было реализовано дальнейшее совершенствование специальной выносливости на тренировках предсоревновательного этапа.

4. Обеспечен рост скоростных возможностей спортсмена.

Важнейшим средством повышения уровня развития СВ является участие в соревнованиях. По мнению многих авторов: Л.И. Ямпольской, Н.Н. Яковлева, А.В. Коробкова, С.В. Янаниса, К.М. Смирнова и др. [12, 16], сдвиги, происходящие на соревнованиях, оказываются, как правило, более значительными, чем на тренировках.

Заключение. Итак, в метрологии СВ должен иметь место системный подход, который предусматривает применение серии педагогических контрольных испытаний. В их число входят как тесты, характеризующие уровень развития СВ в целом, так и специализированные контрольные упражнения по измерению ее компонентов. Такой системный подход позволяет вносить более точные коррективы в тренировочный процесс.

Одним из важных вопросов в метрологии СВ является оценка результатов выполнения тестов. В нашем исследовании сделана попытка разработать доступный способ оценки уровня развития СВ в киокушинкай карате-до. Тестирование, описанное в статье, на выполнение специфической нагрузки может быть рекомендовано в качестве педагогического метода контроля по определению уровня развития СВ у каратистов стиля киокушинкай. Данный метод отличается простотой, информативностью и доступностью и не требует специализированных средств, а значит может получить широкое распространение.

Литература

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных функциональных систем / П.К. Анохин. -М.: Медицина, 1975.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. -М.: Медицина, 1966.

3. Воскерчьян, С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников / С.И. Воскерчьян. - М.: Советская педагогика, 1963.

4. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена: учеб. спортсмена / В.М. Дьячков. — М.: ФиС, 1964.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1970.

6. Инясевский, К.А. Методика тренировки пловца. Плавание: учеб. / под общ. ред. Н.А. Буто-вича/К.А. Инясевский. - М.: ФиС, 1965.

7. Ланда, Л.Н. Диагностика и программированное обучение /Л.Н. Ланда. - М., 1966.

8. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции /А.Н. Макаров. - М.: ФиС, 1966.

9. Матвеев, Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. -М.: ФиС, 1965.

10. Набатникова, М.Я. Специальная выносливость спортсмена /М.Я. Набатникова. - М.: ФиС, 1972.

11. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки/Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 1970.

12. Смирнов, К.М. О подготовке спортсмена к условиям соревнования / К.М. Смирнов // Вопросы физиологии физического воспитания и спорта: сб. трудовГЦОЛИФК. -М., 1959. - С. 156.

13. Стенин, Б.А. Проблемы планирования и построения тренировки конькобежцев. Проблемы конькобежного спорта/Б.А. Стенин. — М.: ФиС, 1970.

14. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. -М.: ФиС, 1976. - Т. 1.

15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. -М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

16. Яковлев, Н.Н. Физиологические и биологические основы теории и методики спортивной тренировки / Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Яна-нис. - М.: ФиС, 1960.

Поступила в редакцию 20 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.