Научная статья на тему 'Взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием спортсменов на предсоревновательном этапе как основа управления тренировкой в киокушинкай карате-до'

Взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием спортсменов на предсоревновательном этапе как основа управления тренировкой в киокушинкай карате-до Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ-ДО / MOTIVE ACTIVITY / PRECONTEST STAGE OF PREPARATION / TRAINING PROCESS / KYOKUSHINKAI KARATE-DO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермолаев М. Ю., Муханова Н. В., Савчук А. Н.

Установлены количественные взаимосвязи между двигательной активностью на предсоревновательном этапе подготовки спортсменов в киокушинкай карате-до и ее эффектом с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом. Представлены подходы, дающие возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Экспериментальная проверка представленного метода проходила в условиях педагогического эксперимента на спортсменах в возрасте 14-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercommunication between motive activity and state of sportsmen on the precontest stage as a government base training in Kyokushinkai karate-do

In this article we will set quantitative intercommunications between motive activity on the precontest stage of preparation of sportsmens in Kyokushinkai karate-do and her effect with the purpose of increase of management efficiency by a training process. Approaches are presented, giving an opportunity on objective indexes to watch after the dynamics of development of basic physical internalss of sportsman on the different stages of preparation. Experimental verification of the presented method of testing passed in the conditions of pedagogical experiment on sportsmen in age 14-17, representatives young people groups-juniors.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием спортсменов на предсоревновательном этапе как основа управления тренировкой в киокушинкай карате-до»

УДК 796.853.262

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ И СОСТОЯНИЕМ СПОРТСМЕНОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВКОЙ В КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ-ДО

М.Ю. Ермолаев, Н.В. Муханова, А.Н. Савчук

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Установлены количественные взаимосвязи между двигательной активностью на предсоревновательном этапе подготовки спортсменов в киокушинкай карате-до и ее эффектом с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом. Представлены подходы, дающие возможность по объективным показателям следить за динамикой развития основных физических качеств спортсмена на различных этапах подготовки. Экспериментальная проверка представленного метода проходила в условиях педагогического эксперимента на спортсменах в возрасте 14-17 лет.

Ключевые слова: двигательная активность, предсоревнователъный этап подготовки, тренировочный процесс, киокушинкай карате-до.

Выявление взаимосвязей между уровнем двигательной активности и состоянием спортсменов в киокушинкай карате-до является одной из важнейших задач спортивной науки, так как, только основываясь на знаниях об этих связях, можно более эффективно управлять тренировочным процессом в данном виде единоборств. Однако в большинстве случаев исследователи ограничиваются анализом качественной направленности тренировочных нагрузок, что снижает эффективность управления спортивной тренировкой [4, 6-8].

В нашей статье мы установим количественные взаимосвязи между двигательной активностью на предсоревновательном этапе подготовки каратистов и ее эффектом с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом [4].

В процессе педагогического эксперимента с двумя группами каратистов (по 10 человек в каждой) следующих разрядов □ 1-го юношеского (контрольной) и 1-го, 2-го юношеского (экспериментальной), выявлялись:

1) эффективность двух вариантов построения микроциклов на предсоревновательном этапе [6];

2) влияние нагрузки различной интенсивности

на динамику характеристик состояния и успешность выступления спортсменов [1, 8].

Варианты построения тренировки в каждой группе основывались на предварительном анализе более десятка вариантов четырехнедельных пред-соревновательных этапов подготовки, причем учитывалась успешность выступлений каратистов на соревнованиях [7].

Тренировка планировалась так, чтобы за этап в обеих группах был выполнен одинаковый объем нагрузки, но с разной интенсивностью и различными вариантами распределения нагрузок по неделям. В контрольной группе интенсивность нагрузки по неделям и за этап планировалась 75 %, в экспериментальной □ 70 %. В контрольной группе ИйикП объема нагрузки приходился на 1-ю и 3-ю недели, в экспериментальной группе □ только на 1-ю неделю, а в остальных микроциклах объем постепенно снижался.

В эксперименте удалось с достаточной точностью выдержать объем запланированных нагрузок и содержание тренировки в обеих группах. Не удалось выдержать запланированную интенсивность: у спортсменов контрольной группы она оказалась сниженной в неделях и за этап (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение объема и интенсивности контрольной и экспериментальной групп

Группа Показатель Неделя Всего за этап

1-я 2-я 3-я 4-я

Экспериментальная Объем, мин 320 272 246 173 1011

Интенсивность, % 64 72 70 79 70

Контрольная Объем, мин 336 211 273 156 976

Интенсивность, % 67 73 71 77 72

Проблемы двигательной активности и спорта

Из табл. 1 видно, что интенсивность нагрузки в контрольной группе за этап, по сравнению с интенсивностью нагрузки в экспериментальной, оказалась выше всего лишь на 2 %, вместо запланированных 5 %. В 1-й неделе превышение составило 3 %, во 2-й и 3-й □ 1 %, а в 4-й интенсивность даже снизилась на 2 % по сравнению с интенсивностью в экспериментальной группе. Это объясняется тем, что выполнение значительного объема нагрузки (336 мин) с повышенной интенсивностью в 1-й неделе привело к накоплению утомления у каратистов контрольной группы, что не позволило им поддержать запланированную интенсивность нагрузки не только в 1-й неделе, но и во 2-й. Дальнейшее снижение ее в 3-й неделе и, особенно резкое, в 4-й связано с накоплением утомления, также вызванным выполнением большого объема нагрузки (273 мин) с довольно высокой интенсивностью (71 %) в 3-й неделе. Утомление оказалось настолько сильным, что спортсмены были вынуждены существенно снизить интенсивность нагрузки в 4-й неделе. Это подтвердилось как объективными, так и субъективными фактами: спортсмены отмечали плохое самочувствие и отсутствие желания тренироваться, проиграли контрольные соревнования экспериментальной группе со счетом 6:4, в то время как перед началом эксперимента счет был равный. Показатели соревновательной деятельности (коэффициенты атаки, защиты и выносливости) у них также оказались ниже, чем у соперников.

Полученные факты свидетельствуют о том, что вариант построения тренировки в контрольной группе оказался менее эффективным, чем в экспериментальной. Это объясняется, вероятно, завышенной интенсивностью применяемых нагрузок, а также нерациональным распределением их по микроциклам. Спортсмены контрольной группы использовали большой объем нагрузки с достаточно высокой интенсивностью в 3-ю неделю, что способствовало накоплению у них утомления, которое не удалось ликвидировать даже при резком снижении объема нагрузки в заключительном микроцикле.

Рассмотрим теперь динамику показателей состояния спортсменов под влиянием тренировочной деятельности. Исследовались следующие показатели:

1. Самооценки спортсменами физического состояния, активности и настроения по методике ФСАН [3].

2. Время простой реакции [2].

3. Время сложной реакции [2].

4. Точность реагирования на движущийся объект в интервале 0,3 с [5].

5. Шувство времени» в интервале 0,5 с [5].

6. Объем внимания по времени поиска чисел в специальной таблице [3].

7. Общая физическая работоспособность по тесту PWC170 [7].

8. Время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) [3].

9. Пульс-сумма восстановления после выполнения специализированной функциональной пробы □ прыжков со скакалкой в течение 3 мин в темпе 180 прыжков в минуту под звуколидер [1].

10. Количество ударов, наносимых с максимальной частотой по ударной платформе, в течение 10 с [4].

11. То же, в течение 60 с [4].

С помощью первого теста субъективно оценивалось текущее состояние спортсменов. Он применялся до и после каждого тренировочного занятия. Тесты 2СБ позволяли оценить степень психофизиологической адаптации организма спортсменов к тренировочной деятельности, а также уровень специальной подготовленности каратистов. Общая физическая работоспособность определялась тестами 7 и 8, а специальная □ тестами 9П1. Все тесты со 2-го по 1-й, за исключением теста 7, применялись перед началом эксперимента (исходный уровень) и в конце каждой недели. Лишь показатель 7 исследовался до и после эксперимента. Таким образом, с помощью перечисленных тестов оценивались ближайший, отставленный и кумулятивный тренировочный эффекты.

Анализ динамики самооценок состояния каратистов показал, что самооценки до и после тренировки за предсоревновательный этап в экспериментальной группе изменились в меньшей степени, чем в контрольной. Так, оценки физического состояния, активности и настроения до тренировки в экспериментальной группе оставались практически неизменными, в то время как в контрольной группе они заметно увеличились, что свидетельствует об ухудшении состояния спортсменов. Еще более наглядно это проявлялось в самооценках физического состояния после тренировки. Если состояние спортсменов экспериментальной группы в 4-й неделе по сравнению с 1-й не изменилось (за исключением небольшого ухудшения настроения), то у каратистов контрольной группы □ оно заметно ухудшилось (различие статистически достоверно).

Таким образом, можно утверждать, что текущее состояние каратистов экспериментальной группы к концу предсоревновательного этапа оказалось лучше, чем состояние спортсменов контрольной, в которой отмечалась завышенная интенсивность нагрузки. Динамика самооценок состояния после тренировки по недельным циклам свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошло ухудшение состояния во 2-й и 3-й неделях с улучшением его в 4-ю неделю. Таким образом, применение высоких объемов нагрузки в 1-й неделе и достаточно больших объемов и интенсивности во 2-й неделе вызвало утомление спортсменов, которое удалось устранить лишь в 4-й неделе.

В контрольной группе заметное и более значительное ухудшение в состоянии спортсменов

Ермолаев М.Ю., Муханова H.B., Савчук A.H.

Взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием спортсменовП

наблюдалось во 2-й и наиболее существенное □ в 3-й неделе. Затем оно несколько улучшилось, но не достигло исходного уровня. Объемная и довольно интенсивная нагрузка в 1-й неделе привела к существенному утомлению спортсменов, которое не удалось снять снижением объема во 2-й неделе. В 3-й неделе степень утомления снова повысилась, и его не удалось устранить полностью даже в последнем микроцикле.

Динамика остальных показателей состояния показана в табл. 2.

К концу этапа (4-я неделя) в экспериментальной группе достоверно улучшились все показатели состояния, за исключением сложной реакции. Улучшение составило от 3 до 67 %. В контрольной группе лишь 5 показателей состояния улучшились (РДО, «чувство времени» проба Генчи, количество ударов за 10 и 60 с), остальные практически не изменились (Р > 0,05), причем улучшение было меньшим (за исключением пробы Генчи), чем в экспериментальной группе.

Полученные данные позволяют утверждать, что за время предсоревновательной подготовки повысилась тренированность спортсменов обеих групп, но в гораздо большей степени □ каратистов экспериментальной группы. У них лучше показатели адаптации психофизиологической сферы к нагрузке (тесты 1, 3И5), а также более высокая общая (тест 6) и специальная работоспособность (тесты 8П0).

Проследим изменения показателей состояния каратистов по недельным циклам. В экспериментальной группе в 1-ю неделю улучшились все показатели состояния, за исключением сложной

реакции и объема внимания. Во 2-й неделе по сравнению с 1-й состояние спортсменов по некоторым показателям (7, 9, 10) ухудшилось в результате реализации объемных нагрузок двух первых недель. В следующем микроцикле несколько улучшилось большинство показателей состояния. Это улучшение продолжалось и в последние недели.

Таким образом, построение недельных циклов по 1-му варианту в целом благоприятно сказалось на состоянии спортсменов экспериментальной группы.

В контрольной группе наблюдается иная картина. В 1-й неделе характеристики состояния (1И4) остались практически неизменными (Р > 0,05). Другие показатели (7П0) улучшились. В следующем микроцикле, по сравнению с 1-м, состояние каратистов несколько улучшилось, хотя некоторые показатели (7 и 9) ухудшились. В 3-м микроцикле состояние по большинству показателей было таким же, как и в предыдущей неделе, и даже в последнем микроцикле осталось на том же уровне.

Следовательно, построение недельных циклов в контрольной группе оказалось не столь эффективным, как построение недельных циклов в экспериментальной.

Можно предположить, что на состояние спортсменов помимо общей нагрузки воздействует и парциальные нагрузки, причем влияние последних может быть избирательным по отношению к отдельным показателям состояния. С помощью корреляционного анализа удалось выявить достаточно тесные связи между некоторыми парциальными объемами нагрузки за предсоревновательный этап и степенью изменения отдельных показателей

Таблица 2

Изменение показателей состояния спортсменов (в % от исходного уровня) по недельным циклам в контрольной и экспериментальной группах*

Группа Неделя Простая реакция, мВ Сложная реакция, мВ PДO, мВ Чувство времени, мВ Объем внимания, с PWC170 кгм/кг Время задержки дыхания, с Пульс □ сумма восстановления Количество ударов за 10 с Количество ударов за 60 с

Исходный 104 244 53,5 72,4 49 21,4 21 337 68 412

уровень +8 □6 +24 +25 +2 +38 +2 +38 +20

1-я P < 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р < 0,05 P > 0,05 P < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,01

Эксперимен- +7 □11 +27 +24 +б +19 +13 +31 +14

тальная 2-я P < 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р < 0,01 P < 0,01 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,01

+12 +3 +31 +11 +20 +24 +13 +41 +17

3-я P < 0,01 Р > 0,05 P < 0,01 Р > 0,05 P < 0,01 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,01

+12 0 +41 +46 +27 +3 +67 +9 +47 +26

4-я P < 0,01 Р > 0,05 P < 0,01 Р < 0,01 P < 0,01 P < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,01

Исходный 1б3 254 5б,4 60,9 42 20,б 21 371 74 476

уровень -1 0 +1б □7 -7 +43 +11 +36 +10

1-я P > 0,05 Р > 0,05 P > 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,05

Контрольная +2 +2 +23 □10 0 +24 +13 +28 +14

2-я P > 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р > 0,05 P > 0,05 Р > 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,01

+б +Б +30 +14 -7 +43 +11 +39 +9

3-я P > 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р > 0,05 P > 0,05 Р > 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01 Р < 0,05

+1 +3 +34 +12 -2 -1 +67 +4 +34 +11

4-я P > 0,05 Р > 0,05 P < 0,05 Р < 0,05 P > 0,05 P > 0,05 Р < 0,01 Р > 0,01 Р < 0,01 Р < 0,05

*Знаком «+□ обозначается улучшение, знаком III Iухудшение показателей независимо от изменения их абсолютной величины.

Проблемы двигательной активности и спорта

за это время. Причем в контрольной группе таких связей было примерно в 2 раза больше, чем в экспериментальной, что объясняется в основном повышенной интенсивностью применяемых нагрузок в 1-й группе.

Избирательность воздействия парциальных объемов на состояние спортсменов проявляется лишь в отдельных группах упражнений. Так, объем упражнений на снарядах с большей степенью сказался на приросте числа ударов в течение 10 и 60 с (г = 0,781 и 0,581), а упражнения по СТТМ повлияли в основном на показатели психофизиологической адаптации спортсменов к нагрузке □ простую и сложную реакции, «чувство времени» объем внимания (г колеблется от 0,442 до 0,940). Примерно такое же влияние оказывают и соревновательные упражнения, несмотря на их небольшой объем.

Менее напряженные упражнения (ОФП и СПУ) заметного влияния на изучаемые показатели состояния спортсменов не оказали, хотя можно отметить, что выполнение упражнений по ОФП с повышенной интенсивностью в контрольной группе отрицательно сказалось на простой реакции (г = 0,651). Это можно рассматривать как снижение «психической свежести □ у спортсменов.

Итак, мы выявили наиболее эффективный вариант построения предсоревновательной тренировки каратистов, который можно использовать в практике киокушинкай каратэ.

Кроме того, изучение взаимосвязей между структурой двигательной активности в киокушинкай карате и состоянием спортсменов позволяет дать некоторые рекомендации по повышению эффективности управления тренировочным процессом. Прежде всего, при использовании объема нагрузки на этапе в пределах 1000 П100 мин ее интенсивность не должна превышать 70 %. В случае применения больших объемов нагрузки надо снижать ее интенсивность, так как даже небольшое повышение интенсивности нагрузки при больших объемах резко ухудшает состояние каратистов.

Величину объема и интенсивности нагрузки по неделям предсоревновательного этапа желательно распределять таким образом, чтобы максимум объема приходился на 1-ю неделю, а максимальное воздействие от объема и интенсивности □ на 2-ю. Так как наиболее напряженные упражнения (на снарядах, СТТМ и соревновательные) оказывают сильное воздействие на состояние каратистов, «пики» их объемов должны приходиться на разные недели.

Заключение: выявленные взаимосвязи между тренировочными нагрузками и состоянием спортсменов позволяют использовать некоторые тесты для контроля роста тренированности и переносимости нагрузок. Это тесты, отражающие адаптацию психофизиологической сферы спортсменов: измерением времени простой реакции [2], РДО, «чувства времени» и объема внимания [5]. Нагрузку следует регулировать таким образом, чтобы ухудшение этих показателей не затягивалось более, чем на 7П0 дней, а их улучшение происходило в последнюю неделю подготовки к соревнованиям. Кроме того, нужно использовать субъективную оценку текущего состояния (методика ФСАН) [3]. При этом самооценки могут снижаться на протяжении самой нагрузочной «ударной» недели, но затем нужно регулировать нагрузку таким образом, чтобы состояние спортсменов к концу подготовки улучшалось. Значительно снижаться самооценки могут только в отдельные тренировочные занятия.

Литература

1. Благуш, П.И. К теории тестирования двигательных способностей /П.И. Благуш. □ М.: Физкультура и спорт, 1982.

2. Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е.И. Бойко. □ М.: Медицина, 1964.

3. Бубэ, X. Тесты в спортивной тренировке / X. Бубэ, Г. Фек, Ф. Трогш. □ М.: Физкультура и спорт, 1986.

4. Булкин, В.А. Управление процессом предсоревновательной подготовки спортсменов: Вопросы физического воспитания студентов / В.А. Булкин, Е.А. Ершова. □Л.: ЛНИИФК, 1979.

5. Гелдерштейн, С.Г. «Чувство времени□ и скорость двигательной реакции / С.Г. Гелдерштейн. □М.: Меадгиз, 1958.

6. Дегтярев, И.П. Управление предсоревновательной подготовкой и послесоревновательны-ми состояниями в видах единоборств, имеющих деление на весовые категории: автореф. □ канд. пед. наук/И.П. Дегтярев. □М., 1987.

7. Миндиашвили, Д.Г. Учебник тренера по борьбе /Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. □ Красноярск: КГПУ, 1995.

8. Сидоров, Л.К. Двигательная потребность и двигательная активность: этапы и пути развития: моногр. / Л.К. Сидоров, А.Н. Савчук. □ Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2007.

Поступила в редакцию 12 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.