Научная статья на тему 'МЕТРИЧЕСКИЕ ШТУДИИ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В 1920-Е ГОДЫ'

МЕТРИЧЕСКИЕ ШТУДИИ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В 1920-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ / ИЗУЧЕНИЕ / ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

Метрические штудии (учебные занятия) предполагали знакомство с основами метрической системы, что способствовало усвоению десятичных мер и применению их на практике. В статье рассмотрены основные формы и методы изучения метрических мер в 1920-е гг., дается анализ учебных пособий и справочников по метрической системе, предназначенных для различных слоев населения. Показано участие различных ведомств в пропаганде метрических мер и проведении агитационных кампаний в городах и селах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТРИЧЕСКИЕ ШТУДИИ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В 1920-Е ГОДЫ»

Статьи

Дианова Елена Васильевна

доктор исторических наук Петрозаводский государственный университет

МЕТРИЧЕСКИЕ ШТУДИИ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В 1920-е ГОДЫ

В ходе большевистской модернизации 1920-1930-х годов проводились различные социально-экономические преобразования и реформы по европеизации страны, в том числе введение метрической системы. Основные вопросы метрической реформы в СССР изложены в классическом труде Е.И. Каменцевой и Н.В. Устюгова «Русская метрология»1, в книге Н.А. Шостьина «Очерки истории русской метрологии: XI - начало XX века»2. Всплеск интереса к метрическим мерам обнаруживается накануне юбилейных дат -

3 "

девяностолетия принятия метрической системы мер и столетия декрета о переходе на Международную метрическую систему мер4. Ученые рассматривают общие вопросы развития советского законодательства о метрологии5 и правовые аспекты деятельности государственной метрологической службы6. На основе общероссийского и регионального материала изданы статьи о метрологической службе в целом в стране7 и метрологическом

1 Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. Изд. 2-е. Учеб. пособие. М., 1975.

2 Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии: XI - начало XX века. М., 1990.

3 Медовикова Н.Я. К девяностолетию принятия метрической системы мер в России // Компетентность. 2008. № 8 (59). С. 32-35.

4 Гинак Е.Б. К 100-летию декрета о переходе России на Международную метрическую систему мер // Законодательная и прикладная метрология. 2018. № 5 (156). С. 8-12.

5 Мартюшев И.А. Становление и развитие законодательства о метрологии в первые годы советской власти // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Х Всерос. (с междунар. участием) научно-теорет. конф. (22 апреля 2011 г., Сыктывкар): В 3 ч. Сыктывкар, 2011. Ч. 1. С. 142-148.

6 Кузнецова Т.Л. Правовой аспект деятельности государственной метрологической службы в России в период проведения метрической реформы (1918-1927 гг.) // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам Междунар. научно-практ. конф. (Стерлитамак, 21 октября 2017 г.): В 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 2. С. 183-185.

7 Кузнецова Т.Л. Метрологическая служба России в период проведения метрической реформы (1918-1927 гг.) // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: История и право. 2014. № 2. С. 101-105.

Статьи

надзоре в Курской губернии8, проведении метрической реформы в Карелии9 и Удмуртии10, популяризации метрической системы в кооперативной печати Европейского Севера11.

Вместе с тем некоторые нюансы проведения метрической реформы остаются вне поля зрения исследователей. Так, при переходе на новые метрические меры возникали различные недоразумения, попадавшие под прицел сатириков и фельетонистов12, но наряду с критикой людей, не осознавших надобности перехода на метрическую систему, стала понятна необходимость массового обучения граждан умению пользоваться новыми мерами. Цель данной статьи состоит в том, чтобы исследовать систематические занятия, или метрические штудии (лат. Studium - изучение, научное занятие), где обучающиеся могли узнать историю метрической системы и соотношение старых русских и десятичных мер, а затем применять их на практике.

В предлагаемой вниманию читателей статье освещаются различные формы и методы ознакомления населения с метрическими мерами, в том числе: устная пропаганда (лекции, беседы, доклады, громкие читки), художественные формы (инсценировки, спектакли, вечера), визуальные средства наглядной агитации (плакаты, переводные таблицы), издание справочников и популярных брошюр. Данные мероприятия успешно использовались во время агиткампании за переход на метрическую систему. Автор статьи стремится показать специфику регулярных занятий по овладению новыми мерами среди разных слоев города и деревни. В качестве источников используются учебные пособия с упражнениями и задачами по метрической системе для рабочих, крестьян и красноармейцев.

Метрическая реформа официально началась в первый год существования Советской власти с принятием декрета СНК РСФСР «О введении международной метрической системы мер и весов» от 11 сентября 1918 г. В соответствии с данным декретом определялись довольно жесткие временные рамки проведения реформы: с 1 января 1919 г. всем советским учреждениям и общественным организациям вменялось в обязанность приступить к введению Международной Метрической системы мер и весов; с 1 января 1922 г. прекратить изготовление мер и гирь русской системы, а с 1 января 1923 г. прекратить их продажу. С 1 января 1924 г. большевики намеревались «воспретить применение всяких мер и весов, кроме метрических»13.

8 Авилова Н.Л., Кузнецова Т.Л. Метрологический надзор в России на рубеже ХХ века (по материалам Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6-1 (39). С. 240-244.

9 Дианова Е.В. Проведение метрической реформы в Карелии в 1920-е годы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42. № 4. С. 43-53.

10 Бехтерева Л.Н. Метрическая реформа: проблемы осуществления в 1920-е годы (на примере Удмуртии) // Вестник Камского института гуманитарных и инженерных технологий. 2014. № 6 (47). С. 4-9.

11 Дианова Е.В. Популяризация метрической системы в кооперативной печати Европейского Севера в 1920-е гг. // История повседневности. Научный журнал. 2019. № 2 (10). С. 79-94.

12 Дианова Е.В. Метрическая реформа в зеркале сатиры 1920-х гг. // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2020. Т. 1. С. 204-210.

13 Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 306.

Статьи

Однако во время гражданской войны и иностранной военной интервенции, при развертывании политики «военного коммунизма» реформа была невозможна. Переход к нэпу тоже не создал благоприятных условий для немедленного введения метрических мер. Хозяйственная разруха, борьба с голодом и прочие негативные факторы заставили советское руководство принять декрет СНК РСФСР «Об отдалении срока введения метрической системы» от 29 мая 1922 г. и установить новый срок полного, повсеместного и

" 14

окончательного введения метрической системы - 1 января 1927 г. 4

Разработанный план проведения метрической реформы в СССР предусматривал два этапа: 1) 1923-1924 гг.; 2) 1925-1926 гг. На первом этапе в 1923-1924 гг. планировалось вести пропаганду метрической системы, издавать плакаты и переводные таблицы, на втором этапе в 1925-1926 гг. - постепенно вводить метрические меры в различных отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, здравоохранении, культуре, науке и образовании, в армии и на флоте, на водном и железнодорожном транспорте.

Уже на первом этапе метрической реформы стало ясно, что «метрическая система только тогда будет усваиваться населением, когда она будет иметь применение в действительной жизни». Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы «сведения о метрической системе как можно шире распространялись среди народных масс при помощи брошюр, листовок и наглядных таблиц, вывешиваемых на видных местах в правительственных и общественных заведениях, в казармах и на станциях железных дорог»15. Для пропаганды метрических мер в 1923-1926 гг. было издано около 2,2 млн экземпляров общих переводных таблиц и 1,5 млн экземпляров специальных переводных таблиц (по спиртовому, лесному, хлебному делу, для учета веса драгоценных металлов)16.

Таблицы переводов русских мер в метрические и обратно издавались как в центре, так и на местах: в Армавире, Москве, Петрограде / Ленинграде, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Рыбинске, Саратове, Серпухове, Уфе, Тифлисе, Томске, Челябинске, Царицыне, Харькове, Уссурийске, Владивостоке и других городах страны. Справочные издания выпускали Государственное военное издательство, Государственное техническое издательство, «Научное книгоиздательство» в Ленинграде, издательство общества «Долой неграмотность» в Москве, Государственное издательство Грузии в Тифлисе, Государственное издательство Украины в Харькове, издательство «Башкнига» в Уфе. Справочники и пособия печатались в типографиях промышленных предприятий, учреждений и союзов кооперативов, среди них были: Главная палата мер и весов, Московский финансовый отдел, Центральное управление печати и промышленной пропаганды ВСНХ, Бюро по метрической системе при промышленном экономическом управлении Саратовского губернского совета народного хозяйства, Волжское государственное речное пароходство, Служба просвещения Уссурийской железной дороги,

14 Собрание узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1922. № 35. Ст. 417.

15 Гебель В.Я. Метрическая система мер. М., 1924. С. 25.

16 Метрическая реформа в СССР. М., 1928. С. 20.

Статьи

Управление Челябинских каменноугольных копей, Серпуховский трест хлопчатобумажных фабрик, Оренбургский полиграфпром (предприятие полиграфической промышленности); Всероссийский Центральный союз потребительских обществ, Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», Рыбинский союз потребительских обществ, Союз потребительских обществ Саратовского края.

Авторами и составителями справочников и пособий являлись ученые, преподаватели, специалисты Главной палаты мер и весов, а также работники самих предприятий, например, инженер-технолог Серпуховской ситценабивной фабрики Н.А. Семенцов17, главный бухгалтер Челябинских копей Б.Л. Левин-Ртищев18, главный бухгалтер треста «Башторг» в Уфе К.А. Безубик19. Они использовали уже готовые материалы, подгоняя применение метрических мер к нуждам своего производства.

В 1923-1924 гг. к пропаганде метрической системы привлекались ВСНХ, ВЦСПС, Комвнуторг (Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР), Центросоюз (Всероссийский Центральный союз потребительских обществ), Наркомзем (Народный комиссариат земледелия), Наркомздрав (Народный комиссариат здравоохранения), Наркомпуть (Народный комиссариат путей сообщения), Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения), Наркомвнудел (Народный комиссариат внутренних дел), ОГПУ и ГПУ СССР. Пропагандистский этап проходили все наркоматы, учреждения и предприятия с той лишь разницей, что при пропаганде мер учитывалась их ведомственная специфика. Так, Наркомпуть, пропагандируя метрическую систему, в 1923-1924 гг. осуществлял издание руководящих материалов, таблиц, обеспечивавших приемку грузов и ведение работ в метрических измерениях20.

Первые шаги по внедрению метрической системы выявили различные трудности осуществления реформы на местах. К ним относились не только технические проблемы, связанные с изготовлением измерителей, но и пассивное, а кое-где откровенно враждебное отношение населения к нововведению. Между тем стало ясно: «Там, где достаточно уяснено значение этого мероприятия, граждане приветствуют его, но в тех местностях, где населению непонятен смысл нововведения, к нему относятся с некоторым недоверием». Переход к метрической системе оказался «невозможен без сознательного участия в нем всего населения страны»21. Чтобы преодолеть недоверие, происходившего исключительно из-за непонимания выгод и значения перехода к метрической системе, нужна была просветительная и агитационно-разъяснительная работа.

17 Семенцов Н.А. Метрическая система мер: Руководство по изучению метрической системы мер и весов. Серпухов, 1924.

18 Левин-Ртищев Б.Л. Метрическая система: Справочник метрических мер, с прил. сравн. табл.: Настольная книжка рабочего и служащего. Челябинск, 1923.

19 Безубик К.А. Международная метрическая система мер: Сущность ее (краткое пояснение) и таблицы для руководства при пользовании мерами с переводами таковых на русские и обратно. Уфа, 1923.

20 Перельман Я.И. Пропаганда метрической системы. Л., 1925. С. 66, 67.

21 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. М., 1925. С. 4.

Статьи

Большая роль в пропаганде метрических мер среди взрослых и детей отводилась Главполитпросвету (Главному политико-просветительному комитету). Главполитпросвет, стремясь «всякое более или менее значительное мероприятие советской власти популяризировать, сделать понятным самым широким массам трудящихся», включил в план работы культурно-просветительных учреждений на 1924/25 г. кампанию за переход на метрическую систему. Цель кампании состояла в том, чтобы «сделать понятным самым широким массам трудящихся необходимость перехода к метрической системе, ее выгодность и для государственного хозяйства, и для личного пользования; обучить население метрической системе и приучить его пользоваться ею». Расценивая метрическую реформу как «крупный шаг по пути культурного строительства в СССР», руководство Главполитпросвета полагало, что кампания за переход на метрическую

систему «должна заинтересовать всех работников политпросвета и побудить их к

« 22

активному участию в ней» .

В силу сохранявшихся в 1920-е гг. различий обстановка в городе считалась более благоприятной для проведения реформы, чем в деревне. Для ознакомления горожан, рабочих и служащих с метрической системой в практику вошло проведение специальных курсов применительно к нуждам народного хозяйства; чтение докладов для рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях. В рабочих или красноармейских клубах устраивали лекции, беседы, агитвечера, спектакли, живые газеты, инсценировки. Поводом к проведению подобных акций могло служить внедрение метрических мер в какой-либо отрасли народного хозяйства, оптовой и розничной торговле. Все кружки (планерный, технический, физкультурный и другие) также переходили при расчетах на своих занятиях на метрическую систему. В городских и рабочих клубах открывались специальные кружки по изучению метрических мер. Например, в 1925 г. в Вологде в городском клубе работал

" 23

кружок по изучению метрической системы Л

Организаторы агитационных мероприятий пребывали в уверенности, что «хорошо проведенная агиткампания обеспечит своевременное введение метрической системы при поддержке рабочих», а городская интеллигенция и служащие, «безусловно, пойдут навстречу этому мероприятию, полезность которого сама собой понятна каждому мало-мальски образованному человеку». Значительно труднее обстояло дело «с обучением и приучением к метрической системе жен рабочих, домохозяек». Метрическую систему можно было считать введенной в жизнь только тогда, «когда она войдет в быт каждого рабочего, а путь метрсистемы в домашний обиход рабочего лежит большей частью через признание ее женой рабочего». Коммунистическая фракция дома, правление жилтоварищества или наиболее активные жильцы, знакомые с метрической системой, могли провести собрание или беседу о реформе мер и весов для домохозяек. Ожидалось,

22 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 3, 4.

23 Государственный архив Вологодской области. Ф. 1953. Оп. 8. Д. 182. Л. 100.

Статьи

что скорый перевод розничной торговли на метрическую систему даст более сильный

« « 24

«толчок сознанию домашней хозяйки, вызовет интерес к новшеству» \

Кампания в деревне проходила значительно сложнее, чем в городе, поскольку здесь не было городской, почти поголовной грамотности, да и население еще не познакомилось «с полезными сторонами метрической системы». Кроме того, в некоторых отраслях городской промышленности метрическая система была уже введена или находилась на стадии введения, а Наркомзем только еще «начинал разворачивать переход его местных органов на метрсистему»25.

В деревне использовались самые простые и доступные способы проведения агиткампании, что и в городе. В избах-читальнях в целях ознакомления сельского населения с новыми мерами устраивались лекции, громкие читки, беседы о метрической реформе. Во время громких читок следовало подчеркивать десятеричность метрической системы, проводя аналогию со счетом денег и делением рубля на копейки (1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек). Сельским работникам культпросвета советовали постепенно «приноравливаться к метрической системе». Самым ходовым примером такого «приноравливания» был фунт, вес которого округлили с 409 до 400 грамм. Однако нередко от подобных переводов старых мер в новые возникала путаница. Единственный способ избежать недоразумений, происходивших от приноравливания, заключался в том, «чтобы оценивать свои потребности не фунтами, а килограммами и их долями»26.

На селе главным организатором кампании за переход на метрическую систему являлся избач (заведующий избой-читальней), ему приходилось «на своем горбу вынести все ее трудности», поэтому избач должен был сам «вооружиться знанием метрической системы, подобрать как можно больше примеров и фактов о ее выгодности»27. К участию в агиткампании избачу рекомендовалось привлекать местных агрономов, ветеринаров, землемеров, фельдшеров, а также приезжих специалистов, например, землеустроителей, так как «из всех культработников в деревне, ведущих работу в крестьянской гуще, им больше всего приходится в своей деятельности сталкиваться с мерами объема, веса, длины, площади». Так как «кооперативы стоят близко к крестьянству и тоже вводят метрическую систему, то на лекции следует привлекать работников кооперации и делать ссылки на практику кооперации»28. Помимо агрономов, землемеров и прочих специалистов в избе-читальне могли выступать рабочие-отпускники, рабфаковцы, курсанты, студенты, демобилизованные красноармейцы.

Деревенским докладчикам давались советы: «Для того, чтобы доклад не пропал даром, необходимо чтение доклада приурочить к важному явлению, имеющему практическое значение в жизни слушателей». Кроме того, требовалось приводить

24 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 5.

25 Там же. С. 6.

26 Набоков М. Пропаганда метрической системы мер через избу-читальню // Изба-читальня. 1926. № 4. С. 31.

27 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 6.

28 Орлов П.М. Метрическая система. Руководство для лекторов-пропагандистов метрической системы. М.,

1925. С. 55.

Статьи

практические примеры из жизни, потому что на конкретных фактах можно легко разъяснить крестьянам удобство применения метрических мер в землеустройстве, купле-продаже продуктов сельского хозяйства. Так, меры длины легко объяснить с примерами на длину крестьянского холста, ширину и длину избы, полос и межей в поле, меры площади - на примере участков и огородов, меры веса - путем взвешивания крестьянских товаров (зерна, картофеля, молока, шерсти)29.

На помощь избачу надлежало прийти сельской комсомольской ячейке. Как известно, «метрическая система должна быть полностью введена во всех областях, однако в жизнь каждого крестьянина она не так скоро проникнет, и здесь молодежи придется... нажать на дедовские обычаи и заменить дедовскую мерку новыми способами, нужность которых доказана наукой и понятна всякому молодому крестьянину». Деревенским комсомольцам предстояло провести немалую работу по распространению сведений о новых мерах. Чтобы «возбудить интерес к кампании за метрическую систему» у крестьян, они могли поставить спектакль или пьеску о выгоде метрических мер. А «там, где есть возможность, недурно было бы, если бы комсомольцы сами попытались написать маленькую комедию, в которой высмеивалась бы неуклюжесть и неудобства старых мер и восхвалялись бы преимущества мер метрических». К написанию и постановке пьесы полагалось привлечь учителя, агронома и других представителей сельской интеллигенции, так как они имели возможность дать «факты из своей практики».

Если не было никаких сомнений в том, что переход на метрические меры земельных органов, сельсоветов, почты будет способствовать «вкоренению метрических мер в хозяйства грамотных сельских хозяев», то переход неграмотных крестьян к метрической системе «очень труден», поскольку старые русские меры применялись даже неграмотными крестьянами «по наследству, по привычке». Они считали десятинами, саженями, аршинами, вершками, пудами, фунтами, верстами и т. д. Несмотря на то, что старая система пудо-аршин большинству крестьян была хороша знакома, «в некоторых местностях даже эта привычная старая русская система мер не привилась, что можно объяснить ее трудностью». Сплошь и рядом встречались более упрощенные способы исчисления, например, измерение земли - локтями, хлеба - мешками, урожая - снопами, сена - возами или стогами.

Поскольку «переучивать взрослого человека довольно трудно», отсюда делали вывод, что «метрическая система полностью войдет в обиход крестьянских хозяйств только в следующем поколении, поэтому молодежи предстояло «ввести метрическую систему в обиход сельского хозяина в полной мере», так как «для употребления какой-либо меры нужно не только ее знать, но и иметь сноровку в пользовании ею». Поэтому каждый комсомолец должен был пользоваться только метрической системой, «вводя ее в обиход и подбивая на то же соседей и вообще всю молодежь». В деле введения метрических мер

29 Орлов П.М. Метрическая система. Руководство для лекторов-пропагандистов метрической системы. С. 55.

Статьи

деревенские комсомольцы имели возможность «лишний раз проявить свою инициативу и показать, что они являются застрельщиками нового в деревне»30.

Во время проведения кампании за переход к метрической системе использовались устные методы агитации и пропаганды: рассказ, доклад, лекция, беседа. Словесные методы включали разъяснение необходимости введения новых мер, сравнение новых и старых мер, доказательство преимущества десятичной метрической системы мер перед старой русской системой (удобство использования, простота исчислений): «Если сравнивать старую систему с новой, становится ясно, насколько непригодны версты, аршины, вершки перед простой, стройной и удобной новой системой измерения. Метрическая система иначе называется десятичной. 10 - число, которое позволяет быстро и легко проделывать всякие исчисления. И меры длины, и меры веса, меры объема все основаны на десятичном способе»31.

Многие крестьяне, узнав о том, что «советская власть постановила ввести во всеобщее употребление метрические меры», стали недоумевать: «Зачем нужна метрическая система, когда хороша старая русская, которой пользовались и отцы наши и деды». Естественно, им требовалось терпеливо разъяснять, для чего нужна крестьянину метрическая система: «Конечно, со старыми мерами можно прожить, но если мы будем отмахиваться от всего нового только потому, что это новое неизвестно, а к старому мы привыкли, то мы вперед никогда не двинемся. Много веков назад было время, когда люди не знали железа, не умели его добывать, обрабатывать и делать из него полезные вещи. Все орудия тогда делались из камня. Разумно ли было бы тогда говорить: "К чему нам железные ножи и топоры - проживем и со старыми каменными". Также неправильно отказываться теперь от новых мер. Они настолько лучше старых, насколько железный топор лучше каменного. Как легче работать с железным топором, так удобнее пользоваться мерами метрическими, нежели старинными русскими, которые отжили свой век»32. Как «легко и незаметно аршин и фунт вытеснили в свое время локоть и большую гривну», так же «легко и незаметно метр и килограмм заменят аршин и фунт»33.

При проведении агиткампании за переход к метрической системе нельзя было обойтись без убеждения. Многим людям казалось, что привыкнуть к новым мерам «будет трудно и долго», поэтому им внушалось, что «освоиться с новыми мерами нетрудно: «Метрические меры гораздо легче выучить, чем русские. И тогда станет ясно, что новые меры не в пример удобнее старых и что с ними куда легче делать всякие расчеты. Поэтому надо всячески содействовать Советской власти в ее полезном деле введения метрических мер и, ознакомившись с новым способом, начать употреблять в своем жизненном обиходе», в хозяйственных работах по дому и при любой другой надобности34.

30 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 6, 7, 8.

31 Там же. С. 38.

32 Там же. С. 40.

33 Черненко М.К. Что такое метрическая система и в чем ее преимущества. Пг., 1922. С. 14.

34 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 41.

Статьи

Несомненно, большое значение в распространении знаний о метрической системе имели наглядные средства обучения. Для пропаганды новых мер предлагалось устроить уголки метрических мер в клубах, избах-читальнях, красных уголках профкомов и Домах крестьянина, где на стенах вывешены плакаты и такие лозунги, как «Метрическая система должна войти в плоть и кровь каждого гражданина СССР»; размещены настенные таблицы соотношения старых и новых мер, таблицы перевода русских мер в метрические и обратно, на полках и столах находились образцы новых мер (метр, литр, килограмм) - гири, метровые линейки, литровая посуда, весы, счеты, некоторые старые меры (аршин, фунт, гарнец), которые использовались для демонстрации при чтении доклада во время лекций и бесед в уголке метрических мер. В уголках при избе-читальне или клубе библиотеки устраивали выставки книг, принимали участие в организации столов справок по метрической системе.

Во время проведения кампании рекомендовалось использовать стенную газету с заметками о пользе метрической системы. И в городе, и в деревне «наилучшим способом для вколачивания в умы читателей стенной газеты» знаний о новых мерах считались рисунки и иллюстрации. В самой стенгазете указывались длина и ширина листа в сантиметрах и миллиметрах и объяснялось: «Почему мы указываем длину и ширину газеты?», что, вероятно, могло вызвать живой интерес читателей к метрическим мерам. Также в стенгазете вполне уместны заметки в постоянной рубрике «Как у нас проводится метрическая система?», где можно приводить примеры и факты перехода на метрические меры на предприятиях, в торговых лавках, на почте. Для развития и закрепления навыков в освоении новых мер читателям предлагалось решать задачи, а за десять правильно решенных задач выдавать поощрение, фамилию передовика предлагалось вписывать на «Красную доску метрической системы»35.

Хотя агиткампания за переход на метрическую систему была рассчитана на длительный период, все-таки она имела спорадический характер «летучей пропаганды», в ходе которой пропагандист преследовал цели: ознакомить слушателей с метрической системой, вскрыть непригодность старых русских мер и показать преимущество новых метрических мер. Для достижения данных целей достаточно было прочесть одну или две «живые лекции общего содержания». Учитывая социальный состав аудитории, советовали правильно формулировать название лекции. Для посетителей рабочего клуба не рекомендовалось «обычное избитое» название лекции «О метрической системе мер и весов». Для рабочих лучше подходило заглавие «Международная система мер», для красноармейцев - «Почему мы переходим на метрическую систему мер?», для крестьян -«Старые и новые меры». Чтобы привлечь публику и вызвать ее интерес, название лекции должно быть кратким и емким, например: «Реформа мер и весов», «Вступление в великую семью народов», «Упрощение мер», «От аршина к метру», «Как мерить по-новому?»36. В

35 За метрическую систему мер и весов! Агитационный сборник. С. 9.

36 Виноградов В.П. Пропаганда метрической системы. Руководство для лекторов-пропагандистов метрической системы. М.-Л., 1925. С. 7.

Статьи

помощь лекторам издавались справочники, пособия, брошюры, листовки о метрической системе.

Для глубокого изучения метрической системы нужны методические классные занятия, способные заложить прочный фундамент знаний для дальнейшего ее применения «на практике, в жизни и на производстве». Прежде чем проводить занятия, учащихся распределяли по уровню подготовки или профессиональному признаку. Отбор слушателей для классных занятий по уровню подготовки предполагал выявление первичных знаний о метрических мерах и десятичных дробях. В первую группу определялись слушатели, знакомые с метрической системой и десятичными дробями. Вторая группа знала десятичные дроби, но не знакома с метрической системой, третья группа не знакома ни с десятичными дробями, ни с метрической системой.

Деление слушателей по производственному признаку осуществлялось по цехам и по специальностям. Во время проведения занятий следовало учитывать профессиональный уклон, с тем чтобы больше уделять внимания тем или иным мерам. Так, рабочие по металлу в первую очередь должны были усвоить меры длины и веса, рабочие по дереву - меры длины, рабочие складов и транспортники - меры объема и веса и т. д. Для рабочего-металлиста или деревообделочника совсем не требовалось производить действия на конторских счетах, землекопу не обязательно знать, что 1 грамм = 1/4 золотника. Для многих категорий рабочих обзор метрической системы проводился бегло, потому все метрические меры подробно изучались на последующих занятиях. Прежде всего требовалось показать, что метрические меры находят применение в технике, строительном деле и на всех видах промышленного производства (строительство, земляные, каменные, деревянные работы, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, дорожное дело).

Таблица 1

Приоритетное изучение метрических мер рабочими разных специальностей

Состав аудитории Главный предмет занятий с аудиторией

Рабочие по металлу Меры длины и веса

Рабочие по дереву Меры длины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабочие по коже Меры поверхности и веса

Рабочие складов,транспортники Меры объёма и веса

Рабочие-печатники Меры поверхности и веса

Рабочие швейники Меры длины

Рабочие химического производства Меры ёмкости и веса

Рабочие строители Все меры

Рабочие землекопы Меры длины, объема, веса

Плотники Меры длины и поверхности

Печники Меры длины, поверхности и объема

Кровельщики Меры длины, поверхности и веса

Штукатуры Меры длины и поверхности

Статьи

Для более глубокого и осознанного усвоения метрической системы теоретические знания закреплялись практическими упражнениями, куда входили перевод русских мер в метрические и решение задач, например: найти длину метра с помощью аршина, взвесить русский фунт метрическими разновесами и установить точный вес фунта в граммах. В конце занятий каждому слушателю предлагалось сделать метр из палки и нанести на нем деления в сантиметрах, чтобы самостоятельно сделать этим метром обмеры длины и ширины комнаты, измерить высоту и ширину каждой стороны сруба колодца и проч.37

Другие пособия предлагали такие, например, задачи:

1. Человек при спокойной ходьбе проходит 1 метр в секунду. Какое расстояние он пройдет за 1 час?

2. Высочайшая гора Эверест имеет высоту почти 9 км, башня Эйфеля - 300 м. На сколько Эверест выше Эйфелевой башни?

3. Между двумя станциями расстояние 45 верст. Сколько понадобится столбов на каждый километр, когда верстовые столбы будут заменены километровыми?

4. От Земли до Луны 360000 верст, сколько будет километров?

5. Какое полено длиннее: длиной 6 вершков или 30 сантиметров?

6. Длина межи 160 м, сколько это составляет саженей?

7. Кипа сена весит 6 пудов. Сколько в ней килограммов?

8. Чугунная баба для забивания свай весит 30 пудов. Сколько в ней килограммов?

9. Паровоз весит 60 тонн. Сколько пудов?

10. Вагон без груза весит 630 пудов. Сколько будет тонн?38

При обучении метрической системе широко использовались переводные таблицы мер. На занятиях показывали, как автоматически по таблицам можно сделать любой перевод мер в домашнем обиходе. Если потребуется что-либо покупать в городе на метры, то придется самому сделать перевод, наложив аршины на метр с помощью таблиц. Например, на юбку нужно 6 аршин материи, сколько это будет в метрах? Зная, что 1 метр = 1,5 аршина без 1,5 вершков, легко сосчитать, что потребуется 4 метра и 6 вершков (27 см), значит, нужно 4 м 27 см39.

Народный комиссариат по военным и морским делам также организовывал обучение метрической системе в военных учебных заведениях и воинских частях. По поручению Агитационного-пропагандистского отдела Политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии профессор Л.А. Вишневский подготовил пособие по метрической системе мер. Книга носила «военизированный характер» и предназначалась «для математически грамотных красноармейцев, ком- и политсостава Красной Армии». В

37 Виноградов В.П. Пропаганда метрической системы. С. 38, 47.

38 Перельман Я.И. Пропаганда метрической системы. С. 18, 43, 56.

39 Долгов М.М. Метрическая система: Краткое руководство к ознакомлению с системой и справочник. Томск,

1925. С. 7.

Статьи

связи с тем, что метрические меры повсеместно вводились к 1 января 1927 г., все граждане, а в первую очередь военморы (военные моряки) и красноармейцы, должны «основательно познакомиться с устройством и употреблением метрической системы, чтобы к моменту ее введения быть к этому вполне подготовленными». Для того, «чтобы как можно скорее ввести метрическую систему во всем военном деле, где ее применение представляет большие удобства», проводились занятия с военнослужащими. Сначала на занятиях знакомились с историей метрической системы и общими теоретическими положениями, а затем переходили к решению задач, связанных с употреблением различных метрических мер и измерителей.

Рядовым солдатам и командирам Красной Армии предлагались упражнения на перевод старых русских мер в метрические, которые подкреплялись конкретными примерами. К примеру, начальная скорость пули 1237 аршин в секунду, или около 880 м в секунду. Общий вес малого танка = 396,8 пуда = 6,5 тонн в метрических мерах. Затем предлагались задачи с алгоритмом решения. Например, задача № 1: «В военных справочниках приводятся данные о русской трехлинейной пехотной винтовке образца 1891 г.: 1) калибр - 3 линии; 2) вес со штыком - 10 фунтов; 3) вес без штыка - около 9 1/4 фунта; 4) длина со штыком - 2 аршина; 5) длина без штыка - 1 аршин 11 вершков. Задание: сделать перевод старых мер в метрические». Далее подробно расписывались все математические действия, связанные с переводом одних мер в другие, и давался правильный ответ: 1) калибр - 7,5 мм; 2) вес со штыком - 4 кг; 3) вес без штыка - 3,7 кг; 4) длина со штыком -1,422 м; 5) длина без штыка - 1,2 м.

Затем военнослужащие упражнялись в самостоятельном решении задач, связанных с их военной службой и повседневной жизнью: «Дача приварочного довольствия на одного человека в Красной Армии в сутки составляет: хлеб - 2 1/2 фунта; мяса - 32 золотника, рыбы - 32 золотника, жиров животных - 8 золотников, жиров растительных - 12 золотников, свежих овощей - 60 золотников, сухих овощей - 4 золотника, соли - 7 золотников, перца -1/6 золотника, лаврового листа - 1/15 золотника, сахар - 8 золотников, чай - 24 золотника в месяц. Мыла для личного потребления в месяц - 1/2 фунта, мыла для бани - 1/4 фунта, мыла для стирки - 3/4 фунта на пуд белья; махорки - 5 золотников в день. Определить в граммах указанное количество приварочного, мыльного и табачного довольствия красноармейца»40. Как видим, учебные пособия для рядовых солдат и комсостава РККА, действительно, имели особый «военизированный характер». В то же время они помогали овладению новыми метрическими мерами; обучали военнослужащих, как можно приспособиться к метрической системе и пользоваться ею не только во время прохождения военной службы, но и после демобилизации на производстве: на фабриках и заводах, в промышленном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, а также в быту и повседневной жизни.

40 Вишневский Л.А. Метрическая система мер. М., 1925. С. 5, 90, 92, 98.

Статьи

Подводя итог, можно сказать, что метрические штудии охватили практически все слои населения страны. В городах и сельской местности проводилась агиткампания за переход на метрическую систему, когда устраивались лекции, беседы, чтения докладов, громкие читки о метрической системе. Рекомендовались художественные формы ознакомления населения с метрическими мерами (вечера, спектакли, инсценировки, живые газеты). Более глубокому усвоению метрических мер способствовали регулярные занятия, на которых слушатели получали теоретические знания и упражнялись в практическом применении новых мер. При этом изучение метрической системы имело специфику в зависимости от профессионального состава обучающихся и уровня их подготовки. Имевшие прикладной характер задачи на применение метрических мер составлялись с учетом рода деятельности слушателей - рабочих, крестьян или военнослужащих. Повсеместно использовались таблицы перевода старых русских мер в новые метрические меры, справочники и пособия. Массовое изучение метрической системы позволило ввести ее в основные отрасли народного хозяйства к намеченному сроку к 1 января 1927 г. и завершить ее введение в годы первой пятилетки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.