Евгения НОВИКОВА
МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Система политических квот - один из механизмов увеличения женского представительства в политике. Что такое квота, какие виды квот существуют в настоящее время - данные вопросы рассматриваются автором в настоящей статье.
The system of political quotas is one of the mechanisms to increase the women representation in politics. The author considers the questions of the essence of quota and of the existing kinds of quotas.
Ключевые слова:
политическая квота, политическое участие женщин; political quota, women's political participation.
Право женщин на участие в политической жизни гарантиру -ется рядом международных конвенций. Но, чтобы абстракт -ное право перешло в разряд реально действующих, необхо -димо серьезно работать на местах.
Существует ряд мер, которые способствуют увеличению доли женщин, ведущих активную деятельность в политической жизни. Одним из механизмов является система квотирования.
Квота — это числовая цель, которая представляет собой целевой минимум или максимум. В политике гендерные квоты установили минимальный порог участия женщин. Квоты являются решением исторически обусловленной проблемы заниженного представи -тельства женщин в политике в связи с разнообразными традицион -ными, социокультурными, религиозными и другими причинами.
Законодательные принципы для компенсационной дискримина -ции в целом и квот в частности основаны на международных юри -дических документах, являющихся универсальными или регио -нальными по своей природе.
Первые международные документы, которые служили основой для установления системы квот, — это Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный договор по гражданским и поли -тическим правам 1976 г, которые создали базу, недвусмысленно указав, что все люди равны и имеют одинаковые права.
Идея квот заключается в том, чтобы привлекать женщин на поли -тические должности и обеспечить им возможность не оставаться редкой символикой в политической жизни.
Квоты для женщин предполагают, что женщины должны состав -лять определенное число или процент от числа членов какого -либо органа, кандидатского списка, парламента, комитета или пра вительства. Задача системы квот — перекладывать бремя забот с отдельной женщины на тех, кто регулирует процесс выдвижения. Идея заключается в том, чтобы привлекать женщин на политиче -ские должности и гарантировать им, что в политической жизни они не будут находиться в изоляции. Прежние принципы сохранения мест для одной или нескольких женщин, представляющих рас -плывчатую и всеобщую категорию «женщин», отныне не считаются достаточными. Сегодня системы квот направлены на то, чтобы женщины составляли, по крайней мере, «критическое меньшин -ство» — 30 или 40%. Квоты могут применяться как временная мера, т.е. пока не будут устранены барьеры на пути женщин в политику1.
НОВИКОВА
Евгения
Александровна — аспирант кафедры философии и политологии Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
1 Шведова Н.А. Квоты: благо или новые проблемы? // http://www.owl.ru/win/ books/policy/quota.htm
Системы квот могут различаться в зави -симости от политической и избирательной систем стран и их социально - культурных реалий, а также от степени политиче -ской осведомленности. Существуют два основных типа квот: квоты, установлен -ные государством на конституционном и законодательном уровнях, а также добро вольные квоты, свободно выбираемые и принимаемые политическими партиями.
Мандатные квоты: государство избирает тип квот, наилучшим образом подходящий для своих институтов с целью достижения гендерного паритета в наиболее возможных условиях. Квоты можно передавать под мандат посредством различных зако -нодательных инструментов: они могут быть конституционными через дополне ние к конституции определенной страны или законодательными, если они претво ряются через законодательную систему. Этот тип обязательных квот распростра -нен в Латинской Америке. Преимущества установления квот в том, что они приме -няются ко всем без исключения партиям в стране; существуют также санкции за неисполнение. Различные страны прини -мают их на местном, региональном, феде -ральном уровнях, с большим или меньшим успехом в зависимости от их политической или избирательной системы1.
Добровольные квоты свободно выби -раются и принимаются одной или более политическими партиями, которые офи циально устанавливают квоты в своих уставах, стратегиях и процедурах, или правилах работы. Партии имеют мотива цию к принятию положительных шагов с целью продвижения женщин по разным причинам — от патронажных до идеоло -гических. Они включают желание при -влечь женщин избирателей, настоящую политическую сознательность, простой поиск для установления равного предста вительства или реальное желание устано вить равенство и впоследствии восстано вить демократию. В отличие от мандатных квот, добровольные квоты не являются причиной для наказания при их несоблю дении. В этом случае внутрипартийное давление и критика со стороны избирате лей являются единственным механизмом их регулирования. Эти две системы не являются взаимоисключающими и могут
1 Руководство к действию. Руководство по политическому участию женщин. — М., 2009, с. 141-164.
спокойно сосуществовать, что подразуме -вает, что равенства можно достичь легче и быстрее2.
Наиболее известным примером успеш -ного использования гендерных квот для широкого включения женщин во властные структуры являются страны Скандинавии. Впервые вопрос о гендер ном квотировании в политических про цедурах был поставлен на повестку дня шведскими социал демократами в конце 1960 -х гг. В 1970 -х—1980 -х гг. оно прочно вошло в политическую практику Швеции, Норвегии, Финляндии3.
Бригитта Даль — спикер парламента Швеции, — рассуждая о системе квот, зая -вила, что решить проблему женского пред -ставительства одной лишь системой квот нельзя. Политические партии, система образования, общественные организации, профсоюзы, церковь — все вместе внутри своих организаций должны взять на себя ответственность за систематическое про движение женщин снизу вверх. Но на это потребуется время. Это не произойдет на следующий день, через год или пять лет. Потребуется два поколения, чтобы пере -мены стали ощутимыми4.
Анна Баллетбо, член парламента Испании, выразила свою точку зрения о системе квотирования. По ее мнению, «квоты — палка о двух концах». С одной стороны, квоты заставляют мужчин думать о привлечении женщин к принятию реше ний. А с другой стороны, поскольку мужчины должны уступить женщинам место, они будут искать таких покладистых жен -щин, которые легче примирятся с гегемо -нией мужчин5.
С количественной точки зрения ста -тистика, собранная UNIFEM, IDEA, Межпарламентскимсоюзоми Quotaproject, показывает, что принятие квот влияет на возрастание степени участия женщин в политике. То есть, число женщин в пра -вительственных учреждениях возросло, а значительный рост присутствия женщин в правительственных органах говорит
2 Там же, с. 141-164.
3 Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность, 1999, № 4,с. 185-192.
4 Далеруп Д. Применение квот с целью увели чения политического представительства женщин // Женщины в парламенте. По ту сторону цифр. — Ереван, 2003, с. 57-64.
5 Там же.
об определенном уровне современного характера. Интересно, как долго будет продолжаться этот «эффект первопроходца»? Вероятно, потребуется несколько циклов выборов для того, чтобы достичь равноправия. Согласно данным UNIFEM в развивающихся странах необходимо два поколения для достижения «равного» (40%) представительства женщин в политике. Эти цифры показывают, насколько медленно в действительности происходит продвижение женщин в политике. UNIFEM также прогнозирует, что только лишь в нескольких странах к 2015 г. будет достигнута 30-процентная доля женщин — членов парламента, а в развивающихся странах для достижения равноправия потребуется еще 40 лет. Сравнительное исследование присутствия женщин в парламентах стран, которые приняли квоты, и стран, не принимавших таковые, показало, что квоты ускоряют процесс вхождения женщин в политику. В странах, где квоты не введены, женщины продвигаются гораздо медленнее, чем в странах, где действует система квот.
В настоящее время примерно 50 стран приняли законы о кандидатских квотах для женщин, в некоторых странах такие квоты применяются с начала 1990-х гг. Там, где квоты закреплены законодательно, политическим партиям, как правило, необходимо вносить изменения в порядок выдвижения кандидатов от партии в целях обеспечения соблюдения
закона. Кроме стран, где квоты законодательно закреплены, существует более 30 стран, в которых сотни политических партий добровольно приняли стратегии по квотам для женщин. В этом случае политическая партия по своему усмотрению определяет собственные задачи и в соответствии с ними и процент женщин — кандидатов на выборах.
Эффект принятия квот необходимо исследовать не только с количественной точки зрения, но и с качественной, однако статистика в данной области практически недоступна.
Квоты — математическое решение увеличения представительства женщин в политике, однако они не снимают все существующие барьеры. Для того чтобы достичь длительных перемен в обществе, квоты должны сопровождаться действиями на двух фронтах: во-первых, гражданское общество должно стать развитым, чтобы оказать поддержку женщинам, и, во-вторых, женщины сами должны энергичнее входить в политику. Это может выражаться в различных формах, таких как публичные выступления, требование квот внутри партий, отказ от следования за политическим лидером, который не соблюдает принципы равноправия, выход из партий, не поддерживающих принципы гендерного равенства, а также создание собственных политических партий, участие в женских движениях.