Научная статья на тему 'Возможность обеспечения гендерной репрезентативности в различных избирательных системах'

Возможность обеспечения гендерной репрезентативности в различных избирательных системах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЯ ЖЕНЩИН В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТАХ / КВОТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН / ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / THE PROPORTION OF WOMEN IN NATIONAL PARLIAMENTS / QUOTAS FOR WOMEN / THE TYPE OF ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова О.С.

В статье речь идет о том, что в результате введения квотирования, социального и экономического развития, а также культурных изменений, число женщин во власти увеличивается. Рассмотрено соотношение между потенциалом доступа женщин к власти и типом избирательной системы. Сформулирован вывод: эффективность квотирования представляется более очевидной, когда результаты, полученные после введения этого принципа, анализируются в соответствии с типом избирательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows that as a result of the introduction of quotas, social and economic development, and cultural changes, increases the number of women in power. Correlation between the potential of women's access to power and the type of electoral system. Worded conclusion: the effectiveness of quotas seems to be more evident when the results obtained after the introduction of this principle is analyzed according to the type of electoral system.

Текст научной работы на тему «Возможность обеспечения гендерной репрезентативности в различных избирательных системах»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

173

УДК 324:316.346.2-055.2

ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Рязанский государственный университет имени СА.Есенина

ОС. МОРОЗОВА

В статье речь идет о том, что в результате введения квотирования, социального и экономического развития, а также культурных изменений, число женщин во власти увеличивается. Рассмотрено соотношение между потенциалом доступа женщин к власти и типом избирательной системы. Сформулирован вывод: эффективность квотирования представляется более очевидной, когда результаты, полученные после введения этого принципа, анализируются в соответствии с типом избирательной системы.

e-mail: mos2309@mail.ru

Ключевые слова: доля женщин в национальных парламентах, квоты для женщин, тип избирательной системы.

Современные реалии бурно меняющейся политической обстановки в стране и мире требуют привлечения все более пристального внимания к различным проблемам развития демократии, выявлению и обеспечению функционирования наилучших образцов государственного управления. Одним из аспектов этой проблематики является изучение гендерных вопросов, что постоянно подчеркивается в работах зарубежных и отечественных исследователей.

Так, Коханская Е.А. (ИС РАН) в своих работах указывает на то, что «качественные изменения социального статуса и социальных ролей женщин и мужчин, границы гендерных ролей стали более подвижными, а их содержание непрерывно изменялось. Несмотря на то, что поле политики в развитых обществах сегодня формально является гендерно нейтральным, однако фактически, в силу целого комплекса причин, политические системы в гендерном отношении все еще далеки от декларируемого идеала. Как показывает анализ состава государственных структур, несмотря на кардинальные перемены, женщины все-таки составляют меньшинство среди лиц, обладающих реальной политической властью. Данное положение хорошо отражает широко используемое в социальных науках понятие «гендерная пирамида власти», описывающее ситуацию, при которой, чем больше степень концентрации властных ресурсов, тем выше представительство мужчин в политических структурах, и наоборот, чем менее влиятельной и престижной является должность, тем более вероятно ее занятие женщиной»1.

Кочкина Е.В. (г. Москва, ИСЭПН РАН), проводя сравнительный динамический анализ статистики представленности женщин-депутатов в парламентах мира, которую Межпарламентский союз (МПС) ведет с конца 1980-х гг., показывает, что по данным этой статистики на 1 августа 2014 г. Россия занимала 105 место в мировом рейтинге среди 193 стран-членов ООН. На такое низкое место в мировом рейтинге парламентов Госдума переместилась между 1995 и 2013 гг. фактически за один избирательный цикл - с 46 места (по итогам выборов 1995 г. - 10 % женщин) на 84 место (по итогам выборов в 1999 г. -7 % женщин)»1 2.

В этой связи важным представляется анализ мировой практики, которая за последнее десятилетие предоставила исследователям много вариантов решения «гендерного вопроса».

Уникален опыт Латинской Америки, где в 1990-е годы одиннадцать стран приняли законы о квотах, устанавливающие минимальный уровень (от 20 до 40%) участия

1 Коханская Е. А. Политика как поле мужского доминирования? Возможности преодоления стереотипа // Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). М., 21-22 ноября 2014 г. С.261-263 .

2 Кочкина Е. В. Гендерный анализ выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, 19932013 гг.: как политический индикатор в межстрановых сравнениях // Там же. С. 265-266.

174

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

женщин в качестве кандидатов в национальных выборах. Хотя результаты избирательных кампаний различаются, введение квотирования ознаменовало собой большой шаг вперед в отношении общества к женщинам во власти и в принятии официальных обязательств относительно равноправия женщин.

В результате введения квотирования, социального и экономического развития, а также культурных изменений, количество женщин во власти в Латинской Америке выросло, и в некоторых странах резко (в среднем, от 9 % в 1990 г. до 15 % к 2002 г.).

Исследования подтверждают, что в Латинской Америке общественность поддерживает женщин во власти. Опрос около 2000 латиноамериканцев в пяти крупных городах, проведенный Международным исследовательским центром Гэллапа в 2000 г., показал, что 57% опрошенных считают, что большее присутствие женщин во власти приведет к лучшему функционированию правительства. Свыше 90 % заявили, что они были бы готовы голосовать за женщину в качестве президента, и 69 % полагают, что их страна может избрать женщину-президента в течение ближайших 20 лет. 65% согласились, что квоты женского представительства это - "в основном хорошо" для страны.

В Латинской Америке в различных государствах существуют некоторые расхождения в отношении результатов, достигнутых после введения квот, несмотря на то, что эти страны имеют общие черты, с точки зрения культуры, экономической политики и практики демократического строительства.

Таблица 1

Результаты введения гендерных квот в Латинской Америке

Страна Законодательная власть % Женщины (до принятия закона) % Женщины (после принятия закона) Изменение (в %)

Аргентина палата 6 30 +24

сенат 3 36 +33

Боливия палата 11 12 +1

сенат 4 4 0

Бразилия палата 7 6 -1

Коста-Рика однопалатный 14 35 + 21

Доминиканская Республика палата 12 16 +4

Эквадор однопалатный 4 15 +11

Мексика палата 17 16 -1

сенат 15 16 +1

Панама однопалатный 8 10 + 2

Парагвай палата 3 3 0

сенат 11 18 +7

Перу однопалатный 11 18 +7

Средний показатель 9 17 +8

Источник: Mala Htun and Mark Jones, “Engendering the Right to Participate in Decisionmaking: Electoral Quotas and Women’s Leadership in Latin America”, in Gender and the Politics of Rights and Democracy in Latin America, eds. Nikki Craske and Maxine Molyneux (London: Palgrave, 2002) перевод и систематизация автора.

Самые слабые результаты были получены в Панаме, где процент женщин-членов Палаты представителей увеличился после введения квотирования только с 9 % до 9,7 % и в Бразилии. Незначительные итоги введения квот в Бразилии, как показывают результаты исследования, проведенного International IDEA, доказывают необходимость очень тщательной проработки законопроектов о квотах. Так, в законодательстве Бразилии говорится, что стороны должны зарезервировать 30 % мест кандидатов для женщин, но не требуется, чтобы они фактически были заполнены. Также бразильский закон о выборах позволяет выдвигать на 50% больше кандидатов, чем реально существует депутатских мандатов, поэтому, на практике, женщины - кандидаты занимают места в нижней части списка, где у них не остается шансов быть избранными3.

Как показывает в своих исследованиях Клара Араужо, положительные результа-

3 International IDEA, 2002, Women in Parliament, Stockholm [An electronic resource]. An access mode: http://www.idea.int/publications/ wip/ upload/Chapter1-Htun-feb03.pdf

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

175

ты, получаемые от введения системы квот, обусловлены сочетанием таких факторов, как степень влияния женщин внутри партийных структур, политическая культура и условия избирательной системы.

Таблица 2

Избирательные системы в Латинской Америке (выборы нижней палаты парламента или однопалатного парламента)

Избирательная система Страна

Пропорциональная система: закрытый список Аргентина Коста-Рика Доминиканская Республика Сальвадор Гватемала Гондурас Никарагуа Парагвай

Пропорциональная система: фракционный закрытый список Уругвай

Пропорциональная система: персональный список Колумбия

Пропорциональная система: открытый список Бразилия Чили Эквадор Панама Перу

Смешанная система (пропорциональная система: закрытый список Боливия

плюс мажоритарная система с одномандатными округами) Мексика Венесуэла

Источник: Mainwaring and Shugart (1997); Htun and Jones (2002). перевод и систематизация автора.

Предметом многочисленных дискуссий является соотношение между потенциалом доступа женщин к власти и типом избирательной системы. Пропорциональная система открытых списков, как правило, отождествляется с более индивидуализированной конкуренцией, стимулируя борьбу между кандидатами той же партии. Большинство авторов предполагает, что пропорциональная система закрытых или полузакрытых списков, как правило, более благоприятна по отношению к женщинам, чем система открытых списков4.

Как утверждает Ричард Мэйтленд5, при пропорциональной системе (ПС) стороны имеют стимул к выдвижению сбалансированного списка, включив кандидатов, обладающих связями в различных социальных группах (например, женщин).

При мажоритарной системе, наоборот, стимулы отличаются. Партии, как правило, выдвигают на местах тех кандидатов, которые имеют более реальный шанс на победу, чем любой другой кандидат. В большинстве случаев партийные лидеры чувствуют, что их наиболее перспективные кандидаты - мужчины.

Второе утверждение Ричарда Мэйтленда заключается в том, что более низкий избирательный барьер, который позволяет малым партиям получать ограниченное число мест, способствует тому, что эти мандаты, как правило, занимают кандидаты - мужчины.

4 Araujo C. Quotas for Women in the Brazilian Legislative System. The Implementation of Quotas Latin American Experience. Lima,Peru, 2003; Гришин Н.В. Избирательная система как институт артикуляции политических интересов общества //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. №2. С.42-48.

5 Matland R.E., Taylor M.A. Electoral System Effects on Women’s Representation. Theoretical Arguments and Evidence From Costa Rica // Comparative Political Studies. 1997. Vol. 30. №. 2. P. 186-210.

176

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

Аргентина ПС: закрытый список

Панама ПС: открытый список

Боливия Смешанная система

Мексика Ciuei систем;

Перу ПС: отк СПНС01

/ Бразилия ПС: открытый список

Коста-Рика ПС: скрытый список

Доминиканская Республика ПС: закрытый список

Парагвай ПС: закрытый список

Эквадор ПС: открытый список

Рис. Зависимость количества женщин

в парламентах стран Латинской Америки от избирательных систем этих стран

Сравнивая одномандатные и многомандатные округа, Мэйтленд отмечает, что для кандидатов-женщин более благоприятной является мажоритарная система с применением многомандатных округов, поскольку стороны могут выставить несколько кандидатов, чтобы выиграть больше мест, тем самым увеличивая шансы женщин.

Таким образом, эффективность квотирования представляется более очевидной, когда результаты, полученные после введения этого принципа, анализируются в соответствии с типом избирательной системы.

Женщины претенденты могут иметь популярность, но им может не хватать активов: финансовых ресурсов, политических связей, партийного опыта, профессиональной квалификации и предыдущего опыта работы в законодательном органе, которые делают кандидатуры привлекательными6, поэтому в целях продвижения женщин во власть необходимо использовать накопленный мировой опыт в этой сфере, который, в числе прочего, показывает достоинства и недостатки той или иной избирательной системы в отношении выдвижения и избрания женщин.

OPPORTUNITY ENSURES GENDER REPRESENTATIVENESS IN DIFFERENT ELECTORAL SYSTEMS

Ryazan State University named for S.A. Yesenin

e-mail: mos2309@mail.ru

OS. MOROZOVA

The article shows that as a result of the introduction of quotas, social and economic development, and cultural changes, increases the number of women in power. Correlation between the potential of women's access to power and the type of electoral system. Worded conclusion: the effectiveness of quotas seems to be more evident when the results obtained after the introduction of this principle is analyzed according to the type of electoral system.

Key words: the proportion of women in national parliaments, quotas for women, the type of electoral system.

6 Engineering Quotas in Latin America Jennifer M. Piscopo [An electronic resource]. An access mode: http://www.democracy.uci.edu/ files/ docs/ conferences/grad/ piscopo.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.