Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы поиска новых решений / риск / образовательный проект / познавательно – психологический барьер / методы интуитивного и систематизированного поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов / methods of searching for new solutions / risk / educational project / cognitive-psychological barrier / methods of intuitive and systematic search for new solutions to minimize the risks of educational projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Причинин Алексей Евгеньевич

В статье предлагается и обсуждается возможность применения различных эвристик (методов и приемов поиска новых решений) для отыскания вариантов решений по идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Актуальность исследования предопределяется возрастающей потребностью в поиске решений по устранению рисков образовательных проектов, с одной стороны, и увеличивающемся количестве, масштабе и сложности проектируемых и реализующихся образовательных проектов в системе отечественного образования, с другой. Учитывая недостаточное внимание методам минимизации рисков образовательных проектов в большинстве случаев используются подходы и методы к минимизации рисков, выработанные и широко применяемые в экономико – технологической сфере экономики и не учитывающие специфику системы образования, проблематика использования методов поиска новых решений по снижению рисков образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка установления модели поиска решений по снижению рисков образовательных проектов и предложены соответствующие методы и приемы. В исследовании использовались методы синтеза, анализа, моделирования и рефлексивной проблематизации. Проведенное исследование показало, что использованию методов поиска новых решений в управлении рисками образовательных проектов уделяется недостаточное внимание. Исследования позволили определить схему поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов, установить совокупность и особенности методов и приемов поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов. Как показало исследование, освоение субъектом образовательного проекта некоторого множества методов позволяет сформировать определенный стиль мышления – способ видения рисков и областей поиска их решений, что в целом может способствовать снижению объемов и масштабов последствий рисков образовательных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CREATIVITY IN THE PROCESS OF IDENTIFYING AND MINIMIZING RISKS OF EDUCATIONAL PROJECTS

The article proposes and discusses the possibility of using various heuristics (methods and techniques for finding new solutions) to find solutions for identifying and minimizing the risks of educational projects. The relevance of the study is determined by the growing need to find solutions to eliminate the risks of educational projects, on the one hand, and the increasing number, scale and complexity of designed and implemented educational projects in the domestic education system, on the other. Considering the lack of attention to methods for minimizing the risks of educational projects, in most cases, approaches and methods for minimizing risks are used that have been developed and widely used in the economic and technological sphere of the economy and do not take into account the specifics of the education system, the problems of using methods for finding new solutions to reduce the risks of educational projects are increasing. The author has attempted to establish a model for finding solutions to reduce the risks of educational projects and proposed appropriate methods and techniques. The research used methods of synthesis, analysis, modeling and reflexive problematization. The study showed that insufficient attention is paid to the use of methods for finding new solutions in managing the risks of educational projects. The study made it possible to determine a scheme for searching for new solutions to minimize the risks of educational projects, to establish the set and features of methods and techniques for searching for new solutions to minimize the risks of educational projects. As the study showed, mastering a certain set of methods by the subject of an educational project allows one to form a certain style of thinking a way of seeing risks and areas for finding solutions to them, which in general can help reduce the volume and scale of the consequences of risks in educational projects.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Причинин Алексей Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Удмуртский государственный университет (г. Ижевск), e-mail: aleksej-prichinin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-74-85

Аннотация:

В статье предлагается и обсуждается возможность применения различных эвристик (методов и приемов поиска новых решений) для отыскания вариантов решений по идентификации и минимизации рисков образовательных проектов. Актуальность исследования предопределяется возрастающей потребностью в поиске решений по устранению рисков образовательных проектов, с одной стороны, и увеличивающемся количестве, масштабе и сложности проектируемых и реализующихся образовательных проектов в системе отечественного образования, с другой. Учитывая недостаточное внимание методам минимизации рисков образовательных проектов в большинстве случаев используются подходы и методы к минимизации рисков, выработанные и широко применяемые в экономико - технологической сфере экономики и не учитывающие специфику системы образования, проблематика использования методов поиска новых решений по снижению рисков образовательных проектов возрастает. Автором предпринята попытка установления модели поиска решений по снижению рисков образовательных проектов и предложены соответствующие методы и приемы. В исследовании использовались методы синтеза, анализа, моделирования и рефлексивной проблематизации. Проведенное исследование показало, что использованию методов поиска новых решений в управлении рисками образовательных проектов уделяется недостаточное внимание. Исследования позволили определить схему поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов, установить совокупность и особенности методов и приемов поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов. Как показало исследование, освоение субъектом образовательного проекта некоторого множества методов позволяет сформировать определенный стиль мышления - способ видения рисков и областей поиска их решений, что в целом может способствовать снижению объемов и масштабов последствий рисков образовательных проектов.

Ключевые слова: методы поиска новых решений, риск, образовательный проект, познавательно - психологический барьер, методы интуитивного

и систематизированного поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов.

METHODS OF CREATIVITY IN THE PROCESS OF IDENTIFYING AND MINIMIZING RISKS OF EDUCATIONAL PROJECTS

Prichinin Alexey Evgenievich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department, Udmurt State University (Izhevsk), e-mail: aleksej-prichinin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-74-85

Annotation:

The article proposes and discusses the possibility of using various heuristics (methods and techniques for finding new solutions) to find solutions for identifying and minimizing the risks of educational projects. The relevance of the study is determined by the growing need to find solutions to eliminate the risks of educational projects, on the one hand, and the increasing number, scale and complexity of designed and implemented educational projects in the domestic education system, on the other. Considering the lack of attention to methods for minimizing the risks of educational projects, in most cases, approaches and methods for minimizing risks are used that have been developed and widely used in the economic and technological sphere of the economy and do not take into account the specifics of the education system, the problems of using methods for finding new solutions to reduce the risks of educational projects are increasing. The author has attempted to establish a model for finding solutions to reduce the risks of educational projects and proposed appropriate methods and techniques. The research used methods of synthesis, analysis, modeling and reflexive problematization. The study showed that insufficient attention is paid to the use of methods for finding new solutions in managing the risks of educational projects. The study made it possible to determine a scheme for searching for new solutions to minimize the risks of educational projects, to establish the set and features of methods and techniques for searching for new solutions to minimize the risks of educational projects. As the study showed, mastering a certain set of methods by the subject of an educational project allows one to form a certain style of thinking - a way of seeing risks and areas for finding solutions to them, which in general can help reduce the volume and scale of the consequences of risks in educational projects.

Key words: methods of searching for new solutions, risk, educational project, cognitive-psychological barrier, methods of intuitive and systematic search for new solutions to minimize the risks of educational projects.

Методология и методы исследования

Исследование инструментов по созданию новых решений снижения рисков и их последствий в образовательных проектах требует определения терминов «риск образовательного проекта» и «методы и приемы поиска новых решений по снижению рисков образовательных проектов». Под «риском образовательного проекта» в данном исследовании понимается один из компонентов деятельности субъекта образовательного проекта, связанный с принятием решений в условиях недостатка или избытка ресурсов с возможными неблагоприятными последствиями, но со значительным выигрышем в случае успеха [17, с.113].

Под «методами и приемами поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов» будут пониматься методы активизации творческого мышления субъекта образовательного проекта, за счет использования различных эвристик, процедур по преодолению познавательно - психологического барьера. Поставленная цель исследования связана с использованием ряда методов. Метод рефлексивной проблематизации позволил рассмотреть необходимость в новых решениях в области минимизации рисков образовательных проектов с различных аспектов. Метод синтеза позволил обобщить и систематизировать методы поиска новых решений. Метод моделирования позволил представить в графическом виде схему поиска новых решений по минимизации рисков. Метод сравнения позволил сопоставить методы интуитивного и систематизированного поиска, определив их преимущества и недостатки в поиске решений по минимизации рисков образовательных проектов.

Введение

Реализация образовательных проектов в системе отечественного образования охватила практически все уровни - от дошкольногодо поствузовского. Увеличивающиеся объемы и масштабы образовательного проектирования уже институционированы [14, 15, 16, 19]. В любом образовательном проекте априори присутствуют риски, т.к. есть неопределенность образовательного результата и возможные последствия, в том числе негативные. Реализующиеся в последние 30 лет в нашей стране образовательные проекты отчетливо показывают недостаточность методологической основы оценки и анализа рисков таких проектов [7, 11, 22]. При этом, реализация образовательных проектов требует на местах поиска наиболее эффективных решений по минимизации таких рисков. Использующийся в большинстве случаев «метод проб и ошибок», а также использование уже известных решений часто не в полной мере решают проблему минимизации рисков образовательных проектов. Применение таких методов поиска решений в условиях реализации национальных образовательных проектов не удовлетворяет современным требованиям, т.к. требуется все большее число не бывших ранее решений, что не могут обеспечить указанные методы. Увеличивающая потребность в новых решениях по минимизации рисков, с одной стороны, и недостаточная исследованность возможных эвристических методов поиска новых решений по минимизации рисков, с другой стороны, увеличивает область проблем и самих рисков образовательных проектов, которые в итоге

снижают устойчивость не только системы образования, но и всего государства. Цель исследования заключается в том, чтобы определить инструменты, которые бы позволили отыскивать не бывшие ранее решения по минимизации рисков образовательных проектов. В настоящей работе предпринята попытка предложить и осмыслить методы поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов.

Результаты исследования

Часто в образовательной практике риски образовательных проектов выходят за допустимые нормы [6, 9]. При этом, в ряде случаев отказаться от запуска проекта и его реализации уже не возможно, при этом, решения по снижению рисков образовательного проекта либо не известны, либо не позволяют удерживать риски и их последствия в допустимых значениях, что и создает противоречия на пути снижения рисков [10]. Поиск новых решений по минимизации рисков образовательного проекта можно схематично изобразить схемой на Рис. 1. [8].

Поиск новых решений в большинстве случаев сталкивается с познавательно - психологическим барьером (ППБ), преодолеть который, используя традиционный стиль мышления, не получается [1, 3, 4].

Именно на этой стадии необходимость использования методов активизации творческого мышления существенно возрастает. Использование этих методов позволяет изменить традиционный (стереотипный, сложившийся) стиль мышления (а) на другое направление (Р), что позволяет преодолеть ППБ и отыскать необходимое решение по минимизации рисков, устраняющее противоречивые требования к этому риску (Рис. 1) [13, 22].

Наличие нескольких альтернативных (новых, не бывших ранее) решений по минимизации рисков образовательного проекта повышает вероятность эффективного управления рисками. При этом, в большинстве случаев для устранения рисков при реализации образовательных проектов в системе отечественного образования широко используются методы, которые были разработаны для экономико - технологической сферы хозяйства: уклонение,

(Р)

/Идентификация^ —/ Анализ V рисков ) \ рисков

Рис.1. Схема поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов

локализации, диссипации, компенсации рисков и создание резервов, что не в полной мере учитывает специфику образовательной системы [2, 5]. При этом, использование и этих методов часто требует нестандартного подхода применительно к конкретной ситуации образовательного проекта. Поиск новых решений по минимизации рисков образовательных проектов можно отнести к области педагогического творчества. В современных условиях, характеризующихся снижением устойчивости развития, увеличения числа и масштабов внешних и внутренних факторов, действующих на образовательный проект, способность субъекта образовательного проекта к отысканию не бывших ранее решений по минимизации рисков становится ведущим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность личности и ее устойчивое развитие.

В ходе исследования установлено, что для поиска новых решений по снижению рисков образовательных проектов подходят следующие эвристики (методы и приемы) (Табл. 1).

Таблица 1.

Эвристики (методы и приемы) поиска решений по снижению рисков образовательных проектов

Методы интуитивного поиска Методы систематизированного поиска

• Метод мозгового штурма и его разновидности • Метод фокальных объектов • Метод «Шесть шляп мышления» • Метод гирлянд ассоциаций и метафор • Синектика • Метод «Дельфи» • Диаграмма шести слов • Обмен мнениями • Коллажи и фантазии • Метод «Бритва Оккама» • Диаграмма сродства • Метод морфологического анализа • SWOT - анализ • Метод «Диаграмма Паретто» • Метод «Диаграмма Исикавы» • Метод «Кайдзен» • Кейс - метод • Метод фантограмм • Метод «Древовидная диаграмма» • Метод «Диаграмма связей» • Метод «Матричная диаграмма» • Метод «Анализ силового поля» • Метод «5 почему» • Отдельные инструменты ТРИЗ • Метод «Диверсионный анализ»

Как показало настоящее исследование, методы интуитивного творчества, в которых приоритет отдается не формализованным процедурам поиска новых решений, целесообразно использовать в ситуациях, когда описание риска образовательного проекта неполное (позволяют начинать работать с неполной начальной информацией). Когда же описание риска структурировано, более эффективны методы систематизированного поиска новых решений. В качестве полноты описания риска образовательного проекта в данном исследовании понимается полнота описания причины риска, самого риска и возможных последствий реализации риска (Рис. 2) [19, 20].

< Риск >

последствие

Рис.2. Полное описание риска образовательного проекта

Полное описание риска образовательного проекта включает определение причины риска, рисков, следующих за этой причиной и совокупности последствий в случае реализации рисков. При этом, полное описание риска включает определение составляющих от изменяющихся внешних и внутренних факторов в течении определенного времени.

При использовании методов поиска новых решений (Табл. 1.) при поиске новых решений по минимизации рисков необходимо учитывать следующие особенности (Табл. 2).

Таблица 2.

Сравнительная характеристика методов интуитивного и систематизированного поиска в контексте минимизации рисков образовательного проекта

Преимущества Недостатки

Методы интуитивного поиска

• Увеличивают количество новых решений • Опираются (некоторые) на коллективные формы работы • Принципиально доступны в освоении (не требуется специализированного обучения их использованию) • Возможность начала работы с неполной начальной информацией • Относительно легко позволяют найти новые решения по минимизации простых рисков • Не требуют большого времени на применение • Могут использоваться на различных этапах образовательного проекта • Возможность многократного применения с получением новых решений по минимизации рисков • Не в полной мере учитывается системный подход к минимизации рисков • Малоэффективны при решении не полных рисков • Слабая управляемость процесса поиска и непредсказуемость результата • Не разработана технология перехода от не полностью описанного риска к полно описанному риску • Возникают проблемы выбора оптимального решения • Необходим учета типа мышления • Проблема выбора методов и приемов • Слабое использование информационного фонда (банков) известных решений по минимизации рисков образовательных проектов

Методы систематизированного поиска

• Позволяют прогнозировать развитие риска • Более широкое применение системного подхода к минимизации риска • Более гарантированное получение решения на выходе • Использование пополняемого информационного фонда • Возможность рассмотрения и учета эволюции развития риска • Могут опираться на различные области знаний • Возможность переложения на «машинный» язык • Более трудны в освоении и требуют специальной подготовки и необходимости постоянно получать, систематизировать и накапливать информацию о решениях по минимизации рисков образовательных проектов • Необходимость учета типа мышления и полноты информации о рисках образовательного проекта • Большое количество самих методов - проблема выбора • Малая вероятность при повторном решении получить новые решения • Необходимость следования определенному алгоритму поиска • Ограничены инструменты преодоления психологической инерции и когнитивных искажений

Необходимо отметить, что известны и другие классификации методов поиска новых решений. При этом, любая классификация достаточно условна и в каждом конкретном случае зависит от решаемой задачи.

К результатам поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов можно отнести выявленные и сформулированные причины риска и последствия, программы и методы, повышающие эффективность минимизации и управления рисками. Метод перебора вариантов минимизации рисков («метод проб и ошибок») на данный момент не удовлетворяет потребности в поиске эффективных решений по минимизации рисков образовательных проектов, так как резко увеличилось количество рисков образовательных проектов. Не существует универсальных, повсеместно продуктивных методов поиска, так как каждый риск образовательного проекта неповторим и для поиска решений по его минимизации необходима новая совокупность подходов и методов.

Поисковый стиль формируется путем освоения некоторого множества методов поиска решений минимизации рисков, которые в свою очередь встраиваются в общую технологию проектирования системы управления рисками образовательного проекта. Главным является не метод, а стиль мышления самого человека [12, 21].

Освоениечеловеком некоторогомножестваметодовпозволяет сформировать определенный стиль мышления - способ видения рисков и областей поиска их решений. Поэтому необходимо осваивать некоторое множество методов и приемов творчества. Чем больше поле поиска, тем больше вероятность отыскания оригинального решения, эффективного, не бывшего ранее и удовлетворяющего потребность в минимизации рисков на более высоком уровне качества.

Заключение

Исследование возможностей использования эвристик (методов и приемов) для поиска новых решений по выявлению и снижению рисков образовательных проектов позволит повысить эффективность управления образовательными

проектами.

Результаты исследования позволили определить схему поиска новых решений по снижению рисков образовательных проектов, установить совокупность эвристик (методов и приемов) поиска новых решений по минимизации рисков, выделив при этом их особенности. Одной из таких особенностей, выявленной в настоящем исследовании, является зависимость полноты описания риска образовательного проекта и выбираемых эвристик для снижения этого риска. Как показало исследование, субъекту образовательного проекта для эффективного поиска новых решений по минимизации рисков образовательных проектов необходимо сформировать и развивать определенный стиль мышления, включающий, в том числе, освоение множества методов поиска. Дальнейшее исследование может уточнять совокупности методов поиска новых решений, а также определять наиболее эффективные методы в зависимости от этапа образовательного проекта, степени его масштабируемости, отсроченности результатов, квалификации субъектов образовательного проекта и т.д. Рассмотрение методов поиска новых решений как одного из инструментов управления рисками образовательных проектов позволит снизить негативные последствия рисков образовательных проектов. Дальнейшее направление исследования заключается в уточнении отбора методов, дальнейшей апробации методов и приемов и обсуждении результатов их использования по преодолению рисков образовательных проектов.

Литература

1. Альшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: От озарения к технологии: Теория и практика решения изобретательских задач. Кишинев: Изд-во Картя молдовеняскэ, 1989. - 382 с.

2. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11. - С. 16-23.

3. Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Автореф. дис. ... канд психологич. наук. - Казань., 1999. - 22с.

4. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. - Рига: «АВОТС», 1985. - 316с.

5. Доклад Вопросы образования. 2013. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (ноябрь), 6-58. https://vo.hse.ru/article/view/15513.

6. Иванова С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: «Русское слово - учебник», 2020. - 160с.

7. Каменева Е. А., Киселева Н. И., Селиванова М. А., Узюмова Н. В. Национальные проекты и программы в сфере образования в России: осведомлённость и ожидания участников образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 689-706. doi: 10.32744/

pse.2023.6.40

8. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике: научнопопулярные очерки для молодежи / Б.М. Кедров. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 192 с.

9. Киселева О.Г. Организационные формы и методы преодоления педагогических рисков управления инновационной площадкой в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 7-19. DOI: 10.15293/18134718.2005.01.

10. Лежебоков П.А. Диалектическое противоречие как закон познания: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.01 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1990. - 32с.

11. Ломакина О.В. Управление рисками при реализации образовательного проекта // Высшее образование сегодня. 2018. №10. С. 64-72. DOI: 10.25586/ RNU.HET.18.10.P.64

12. Мамыкин И.П. На пути к креативному обучению: вопросы методологии и методики // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 97-103.

13. Осипова А.А. Концепт «Психолого-познавательный барьер» в научно-психологическом дискурсе / А. А. Осипова, В. М. Голубова, А. Е. Москаленко, А. А. Зеленов // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 51-60.

14. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/ Образование.pdf

15. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования».

16. Причинин А.Е. Институционализация процесса управления рисками в системе образования // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2023. - Т. 33, вып. 4. - С. 390-397.

17. Причинин А.Е. Об актуальности выявления и анализа рисков в образовательной практике // Школьные технологии. Научно-практический журнал / Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2014. №3. - С. 112-118.

18. Причинин А.Е. Риски образовательных проектов: сущность и закономерности: монография. - Ижевск: Удмуртский университет, 2023. - 284с.

19. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. Режим доступа: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchast-nikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (Дата обращения 18.11.2023 г.)

20. Психолого-педагогическая фасилитация в условиях цифровой трансформации образования: коллективная монография: [Электрон. ресурс] / В. Ю. Хотинец, А. А. Баранов, П. К. Петров [и др.]. М-во науки и высш. образования РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"; под ред. В. Ю. Хотинец. - Ижевск: Удмуртский университет, 2023. - 156 с.

21. Стариков П.А. О функциональности обучения современным методам творчества // Инновации в образовании. 2014. №5. С. 87 - 95.

22. Эсаулов А.Ф. Преодолевая познавательные барьеры // Вестник высшей школы. - 1972. - № 8. - С. 18-22.

References

1. Al'shuller G.S., Zlotin B.L., Zusman A.V., Filatov V.I. Poisk novyh idej: Ot ozarenija k tehnologii: Teorija i praktika reshenija izobretatel'skih zadach [Search for new ideas: From insight to technology: Theory and practice of solving inventive problems]. Kishinev: Izd-vo Kartja moldovenjaskje, 1989. 382 s.

2. Beljaeva M.A. Risk kak predmet nauchnogo analiza v pedagogike i obrazova-nii [Risk as a subject of scientific analysis in pedagogy and education]. Pedagogich-eskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 11. Pp. 16-23.

3. Burganova I.F. Psihologicheskie bar'ery v intellektual'nom tvorchestve [Psychological barriers in intellectual creativity]. Avtoref. dis. ... kand psihologich. nauk. Kazan'., 1999. 22 p.

4. Bush G.Ja. Dialogika i tvorchestvo [Dialogue and creativity]. Riga: «AV-OTS», 1985. 316 p.

5. Doklad Voprosy obrazovanija. 2013. «Razvitie sfery obrazovanija i social -izacii v Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive. Doklad jekspertnoj grup-py». Voprosy obrazovanija [Report Education Issues. 2013. "Development of the sphere of education and socialization in the Russian Federation in the medium term. Report of the expert group." Issues of education]. Educational Studies Moscow, vyp. 1 (nojabr'), 6-58. https://vo.hse.ru/article/view/15513.

6. Ivanova S.V., Ivanov O.B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazo-vatel'noj politiki: monografija [Educational space as a mode of educational policy: monograph]. Moscow: «Russkoe slovo - uchebnik», 2020. 160s.

7. Kameneva E. A., Kiseleva N. I., Selivanova M. A., Uzjumova N. V. Nacion-al'nye proekty i programmy v sfere obrazovanija v Rossii: osvedomljonnost' i ozhi-danija uchastnikov obrazovatel'nogo processa [National projects and programs in the field of education in Russia: awareness and expectations of participants in the educational process]. Perspektivy nauki i obrazovanija. 2023. № 6 (66). p. 689-706. doi: 10.32744/pse.2023.6.40

8. Kedrov, B.M. O tvorchestve v nauke i tehnike: nauchnopopuljarnye ocherki dlja molodezhi [On creativity in science and technology: popular science essays for youth]. Moscow: Molodaja gvardija, 1987. 192 p.

9. Kiseleva O.G. Organizacionnye formy i metody preodolenija pedagogich-eskih riskov upravlenija innovacionnoj ploshhadkoj v obrazovanii [Organizational forms and methods of overcoming pedagogical risks of managing the innovation platform in education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 5. p. 7-19. DOI: 10.15293/1813-4718.2005.01.

10. Lezhebokov P.A. Dialekticheskoe protivorechie kak zakon poznanija:

avtoreferat dis. ... doktora filosofskih nauk: 09.00.01 [Dialectical contradiction as a law of knowledge: abstract of dissertation. ... Doctor of Philosophy: 09.00.01]. Mosk. gos. ped. in-t im. V. I. Lenina. Moscow, 1990. 32 p.

11. Lomakina O.V. Upravlenie riskami pri realizacii obrazovatel'nogo proek-ta [Risk management during the implementation of an educational project]. Vysshee obrazovanie segodnja. 2018. №10. Pp. 64-72. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.10.P.64

12. Mamykin I.P. Na puti k kreativnomu obucheniju: voprosy metodologii i metodiki [On the way to creative learning: issues of methodology and methodology]. Filosofskie tradicii i sovremennost'. 2015. № 2 (8). Pp. 97-103.

13. Osipova A.A. Koncept «Psihologo-poznavatel'nyj bar'er» v nauchno-psiho-logicheskom diskurse [The concept of "Psychological-cognitive barrier" in scientific and psychological discourse]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2016. V. 13. № 1. pp. 51-60.

14. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project "Education"]. Rezhim dostupa: http:// www.econom22.ru/pnp/natsional-nye-proekty-programmy/Obrazovanie.pdf

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education"].

16. Prichinin A.E. Institucionalizacija processa upravlenija riskami v sisteme obrazovanija [Institutionalization of the risk management process in the education system]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2023. V. 33 (4). pp. 390-397.

17. Prichinin A.E. Ob aktual'nosti vyjavlenija i analiza riskov v obrazovatel'noj praktike [On the relevance of identifying and analyzing risks in educational practice]. Shkol'nye tehnologii. Nauchno-prakticheskij zhurnal. Izdatel'skij dom «Narodnoe obrazovanie», NII shkol'nyh tehnologij, 2014. №3. pp. 112-118.

18. Prichinin A.E. Riski obrazovatel'nyh proektov: sushhnost' i zakonomernos-ti: monografija. [Risks of educational projects: essence and patterns: monograph]. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2023. 284p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Proekt «Kljuchevye napravlenija razvitija rossijskogo obrazovanija dlja dostizhenija Celej i zadach ustojchivogo razvitija v sisteme obrazovanija» do 2035 g. [Project "Key directions for the development of Russian education to achieve the Goals and objectives of sustainable development in the education system" until 2035]. Rezhim dostupa: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovan-nye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (Data obrash-henija 18.11.2023 g.)

20. Psihologo-pedagogicheskaja fasilitacija v uslovijah cifrovoj transformacii obrazovanija: kollektivnaja monografija [Psychological and pedagogical facilitation in the context of digital transformation of education: collective monograph] / V. Ju. Hotinec, A. A. Baranov, P. K. Petrov [i dr.]. M-vo nauki i vyssh. obrazovanija RF, FG-BOU VO "Udmurtskij gosudarstvennyj universitet"; pod red. V. Ju. Hotinec. Izhevsk:

Udmurtskij universitet, 2023. 156 p.

21. Starikov P. A. O funkcional'nosti obuchenija sovremennym metodam tvorchestva [On the functionality of teaching modern methods of creativity]. Innovacii v obrazovanii. 2014. №5. P. 87 - 95.

22. Jesaulov A.F. Preodolevaja poznavatel'nye bar'ery [Overcoming cognitive barriers]. Vestnik vysshej shkoly. 1972. № 8. Pp. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.