_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_73_
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3
УДК 37.013(045)
А.Е. Причинин, А.В. Причинина
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ*
В статье показана структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта, включающая в качестве базового компонента подсистему управления этими рисками, состоящей из следующих блоков: координация управления рисками, алгоритм их идентификации и анализа, банк методической информации (архив проектов, закономерности образовательных проектов, каталог рисков, методы их идентификации, анализа и управления; каталог факторов риска и прогнозная информация), оценка приемлемости риска, выбор методов и вариантов их минимизации. В рамках подсистемы управления рисками данного проекта разработан алгоритм их идентификации и анализа, включающий в себя следующие компоненты: анализ оснований для выявления рисков этого проекта; сбор и анализ фактического материала об образовательном проекте; выявление и анализ внешних и внутренних факторов его рисков; классифицирование проекта (его идентификация) и определение его типовых рисков; выявление и анализ нетиповых рисков; оценка выявленных рисков. Представлены результаты апробирования разработанной модели на практике. Отмечается, что управление рисками образовательного проекта на основе использования разработанной модели положительно влияет на его результативность.
Ключевые слова: риски образовательного проекта, управление рисками образовательного проекта, структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта, опытно-экспериментальная работа.
Современное общество становится все более рискогенным. Термин этот уже давно закрепился в социуме, а его актуализация приходится на период активного развития предпринимательства и распространяется на смежные с педагогикой науки. В области образования его распространение связано с увеличением образовательных проектов, а также продиктовано логикой функционирования научного знания. В последние годы понятие риска стало объектом междисциплинарных исследований, приобретая статус общенаучного понятия.
Вопрос же об управлении рисками в социокультурной среде современной России находится в стадии становления, поскольку категория риска долгое время не рассматривалась как проблемная, а относилась к практике, к проблематике искусства управления.
Роль образовательного проекта как процессуальной и продуктивной единицы сегодня значима и продолжает возрастать. Особенность проектов современного образования - в том, что большинство из них реализуются без учета возможных рисков, что может иметь негативные последствия. В связи с этим особое внимание необходимо уделить вопросу управления рисками в образовательный процесс.
Для эффективного управления ими на практике необходимо построить соответствующую структурно-функциональную модель, чему и посвящена данная статья. Методологические основания для такой модели включают: концепции, подходы, высказывания и идеи, направленные на реформирование образования; общетеоретические подходы, проблемы управления рисками в экономических системах; подходы к рефлексии феномена «неопределенности»; исследования, посвященные проблеме ответственности и ответственного поведения; общетеоретические подходы к проблемам управления рисками; подходы и концепции управления рисками образовательного учреждения; теорию систем и системного анализа; подходы к инновационной педагогической деятельности; принципы и методы проектной деятельности и проектного обучения и др. [1].
Система управления образовательным проектом включает в себя такие структурно-деятельност-ные элементы системы управления образовательным проектом, как принципы управления рисками образовательного проекта; сбор информации о состоянии проекта; сопоставление его реального состояния с требуемым; выработка управленческих воздействий; принятие решения о реализации проекта с учетом анализа его рисков.
В качестве базового компонента разработанная структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта включает подсистему управления рисками, состоящую из следующих блоков: координация управления; алгоритм идентификации и анализа рисков; банк методической информации (архив проектов, закономерности образовательных проектов, каталог рисков, методы идентификации рисков, методы анализа рисков, методы управления рисками, каталог их факторов и
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-16-18010.
74 А.Е. Причинин, А.В. Причинина
2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
прогнозная информация), оценка приемлемости рисков, выбор методов и вариантов их минимизации. В рамках подсистемы управления рисками образовательного проекта разработан алгоритм их идентификации и анализа, включающий в себя следующие компоненты: анализ оснований для выявления рисков; сбор и анализ фактического материала о проекте; выявление и анализ внешних и внутренних факторов рисков; классифицирование проекта (его идентификация) и определение его типовых рисков; выявление и анализ нетиповых рисков; оценка выявленных рисков образовательного проекта [2].
Опытно-экспериментальная работа по реализации структурно-функциональной модели управления рисками образовательного проекта проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №83» г. Ижевска УР. Для эксперимента был выбран проект, который реализовывался учителями примерно одного уровня теоретико-практической подготовки в условиях, приближенных к идентичным на базе общеобразовательных классов примерно одного уровня компетенции.
Учителям был представлен образовательный проект для его практической реализации. Учитель с учащимися контрольной группы реализовывали образовательный проект, не подвергнутый дополнительному анализу на выявление и минимизацию рисков. Учитель-экспериментатор со своими учащимися (экспериментальная группа) реализовывали тот же образовательный проект, после предварительного анализа его на возможные риски (не выявленные автором проекта) с предложением вариантов их минимизации, которые перед внедрением проекта уже были реализованы на практике.
В экспериментальной группе провели дополнительный анализ образовательного проекта по разработанному алгоритму и модели управления его рисками [2].
Изначально провели сбор и анализ общего фактического материала по данному образовательному проекту: степени понимания его рисков и методов их минимизации; компетенции административного корпуса в этом направлении деятельности; компетентности автора проекта; учителя, реализующего данный образовательный проект; а также - уровня проработанности проекта; месторасположения образовательного учреждения, инфраструктуры; уровня компетенции выбранных учащихся; стабильности источника финансирования; актуальности проекта; соответствия его нормативно-правовой базе общеобразовательного учреждения.
Был проведен также анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на риски образовательного проекта [3], для чего проект был классифицирован с выявлением его типовых рисков, таких, как недостаточный анализ аналогичных проектов; недостаточная методическая проработанность; отсутствие опыта практической реализации; низкий учет отсроченности результатов; отсутствие научного сопровождения; недостаточный учет периода адаптации субъекта и объекта; потеря мотивированности объектов; недостаточная осведомленность родителей об образовательном проекте; недостаточный выход на диагностический аппарат; недостаточный учет возможности возраста объектов к самоорганизации; недостаточный контроль.
Нетиповые риски образовательного проекта выявлялись посредством SWOT-анализа [4], в результате чего были выявлены следующие риски: ухудшение микроклимата в педагогической среде учителя, возможность профессиональной деформации, возможность отсутствия материального поощрения, увеличение нагрузки учителя, второстепенность работы над образовательным проектом, психологическая неготовность учителя и учащихся к новому виду деятельности.
При построении диаграммы, из анализа выявленных рисков был определен средний уровень риска, что было определено. Построение графика развития риска и его допустимости позволило выявить, что часть рисков неприемлема, в связи с чем необходима работа по их минимизации. Анализ показал, что для минимизации рисков данного проекта необходима совокупность таких методов управления, как уклонение от риска; локализация его; диссипация риска; компенсация риска и создание системы резервов [5]. Проделанная работа фиксировалась документально форме и была передана в систему управления рисками, где проходило корректирование образовательного проекта с учетом выявленных рисков.
Проект корректировался в соответствии с общеизвестными принципами управления образовательными системами и частными принципами управления рисками образовательных проектов, входящими (наряду с общеизвестными) в структуру управления рисками образовательных проектов и характеризующими специфику реализации образовательных проектов. Сформулированы следующие частные принципы управления рисками - мультидисциплинарности; итерационности; распространения рисков; интерференции рисков образовательного проекта; структурности; активизации взаимодействия осознанной и неосознанной информации в процессе идентификации рисков образовательного проекта; инновационности (проектности); экосистемности; неопределенности; упреждения реальности [6].
Управление рисками образовательного проекта: экспериментальный аспект 75
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3
При корректировании и минимизации рисков образовательного проекта в экспериментальной группе были учтены следующие выявленные закономерности его развития и их рисков: «глобализация риска», «универсализация риска», «институционализация риска», «компактизация риска», «непреднамеренность риска», «регулятивность риска», «латентность рисков», «отсроченность риска» [7]. Далее проводили сбор информации о проекте и учет изначально отсутствующей информации, оказавшей влияние на появление рисков проекта: необходимость научного сопровождения при его реализации; учет необходимой адаптации учителя и учащихся к особенностям образовательного проекта; осведомительная работа о его особенностях; подготовка материально-финансовой базы для реализации проекта.
При сопоставлении действительного и требуемого состояний данного проекта, было выявлено, что необходимые условия осуществления, указанные выше, не представлены на должном уровне, что требует их учета и внедрения при реализации проекта.
После выявления рисков были выработаны управляющие воздействия для их минимизации: недостаточный анализ аналогичных проектов - проведение данного анализа и ознакомление с ним учителя; недостаточная методическая проработанность - поиск необходимой методической базы и предварительная наработка необходимого материала; отсутствие опыта практической реализации - внедрение элементов в практической деятельности учителя; низкий учет отсроченности результатов -принятие риска; отсутствие научного сопровождения - налаживание необходимых связей и договоренностей о консультировании преподавателями Института повышения квалификации и переподготовки работников образования и УдГУ УР; недостаточный учет периода адаптации субъекта и объекта - внесение элементов проекта во внеучебную деятельность; потеря мотивированности объектов -разработка и проведение мероприятий по поддержанию их мотивированности; недостаточная осведомленность родителей - внесение в протокол родительского собрания знакомства с особенностями данного проекта; недостаточный выход на диагностический аппарат - допущение данного риска; недостаточный учет возможности возраста объектов к самоорганизации - внедрение во внеурочную деятельность мероприятий, способствующих развитию самоорганизации; недостаточный учет контроля - разработка мер по контролированию и регулированию реализации проекта; ухудшение микроклимата в педагогической среде учителя - работа с педагогами по возможности их включения в данную деятельность; возможность профессиональной деформации - психологическая работа с педагогом, поддержка педагога соответствующими кадрами; возможность отсутствия материального поощрения - выделение статей материально-финансового финансирования реализации проекта; увеличения нагрузки - снижение основной нагрузки; второстепенность работы над образовательным проектом - снижение основной нагрузки; психологическая неготовность педагога и учащихся к новому виду деятельности - работа психологической лаборатории.
Таким образом, на момент ознакомления педагогов, а также контрольной и экспериментальной групп автором проекта было выявлено 2 риска и предложены меры по их минимизации проведенные до начала внедрения образовательного проекта. Анализ данного образовательного проекта с помощью разработанной модели на наличие рисков выявил, помимо начальных двух рисков, еще 17, не учтенных автором проекта, что могло повлиять на результативность осуществления проекта (в проекте экспериментальной группы было выявлено всего 19 рисков). После анализа образовательного проекта и принятия мер по минимизации его рисков было принято решение о его реализации.
Так, в ходе процесса минимизации рисков образовательного проекта перед его внедрением в проекте контрольной группы не было выявленно рисков, а в экспериментальной группе осталось 2 неминимизированных риска: низкий учет отсроченности результатов и недостаточный выход на диагностический аппарат. В ходе реализации образовательного проекта в контрольной группе были выявлены 12 рисков, повлиявших на эффективность его внедрения в образовательный процесс, тогда как в ходе его реализации в экспериментальной группе 2 неминимизированных риска особого влияния на данном этапе не оказывали.
После реализации образовательного проекта была проведена диагностика уровня выполнения его заявленных задач и цели в контрольной и экспериментальных группах (по уровню их выполнения): низкий, средний, высокий. В контрольной группе уровень базовых компетентностей упал на 9 %, а в экспериментальной - вырос на 1 %, из чего можно сделать вывод, что управления рисками в образовательном проекте повлияли положительно на его результативность.
Исходя из уровней выполнения задач образовательного проекта, можно выявить общий уровень выполнения его цели. В контрольной группе уровень достижения цели проекта находился на среднем уровне, а в экспериментальной - на высоком.
76 А.Е. Причинин, А.В. Причинина
2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Можно утверждать, что анализ и минимизация рисков образовательного проекта положительно влияли на реализацию образовательного проекта, сказавшись на уровне результатов выполнения его задач и цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Причинин А.Е. Методологические основы модели управления рисками образовательного проекта // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 66-75.
2. Причинина А.В., Причинин А.Е. Алгоритм идентификации и анализа рисков образовательного проекта // Материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам технологического образования школьников. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. С. 107-112.
3. Причинин А.Е. Факторы риска образовательных проектов // Materialy VIII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Wschodnie partnerstwo - 2012". Przemysl: Nauka i studia, 2012. Vol. 7. Pedagogiczne nauki. Psychologia i socjologia. S. 3-10.
4. Причинин А.Е. Использование «SWOT-анализа» для анализа рисков образовательного проекта // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов I Междунар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2013 г. Издательство «Перо». С. 19-22.
5. Причинин А.Е. Методы управления рисками образовательного проекта // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: в 3 частях / под ред. В.В. Крашенинникова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. Ч. 1. С. 92-96.
6. Причинин А.Е. Принципы управления рисками образовательных проектов // Ежемесячный научный журнал. 2014. № 5 (ч. 2). С. 75-77.
7. Причинин, А.Е. Организационно-методические условия эффективного управления рисками образовательного проекта // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 1. С. 78-84.
Поступила в редакцию 15.07.15
A.E. Prichinin, A. V. Prichinina
RISK MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL PROJECT: EXPERIMENTAL ASPECT
The article presents the structurally functional model of risk management for an educational project including a subsystem of risk management as a basic component, consisting of the following blocks: coordination of risk management; algorithm of risk identification and analysis; bank of methodical information (archive of projects, regularities of educational projects, catalog of risks, methods of risk identification, analysis and management, catalog of risk factors and expected information); risk acceptability assessment, selection of methods and options of minimization of risks of an educational project. Within the subsystem of risk management for the given educational project the algorithm of identification and analysis of risks has been developed, including the following components: analysis of the grounds for risk identification; accumulation and analysis of the actual material about the educational project; identification and analysis of external and internal factors of the educational project risks; classification of the educational project (its identification) and definition of its standard risks; identification and analysis of non-standard risks of the educational project; an assessment of the revealed risks of the educational project. The results of approbation of the developed model in practice are presented. It is noted that risk management of an educational project on the basis of the developed model positively influences the productivity of an educational project.
Keywords: risks of an educational project, risk management of an educational project, structurally functional model of risk management of an educational project, skilled and experimental work.
Причинин Алексей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 3) E-mail: [email protected]
Причинина Анжелика Вячеславовна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №83», г. Ижевск 426011, Россия, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 22 E-mail: [email protected]
Prichinin A.E.,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/3 E-mail: aleksej -prichinin@yandex. ru.
Prichinina A.B.,
teacher of history and social science
Gymnasium № 83, Izhevsk
462011, Russia, Izhevsk, Kholmogorova st., 22
E-mail: [email protected]