Научная статья на тему 'Методы ценообразования банковских продуктов в системе рискменеджмента кредитной организации'

Методы ценообразования банковских продуктов в системе рискменеджмента кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценообразование / банковские продукты / кредитная организация / риск-менеджмент / методы ценообразования / банковская сфера / риск-ориентированное ценообразование / pricing / banking products / credit institution / risk management / pricing methods / banking sector / risk-oriented pricing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Ольга Михайловна, Мохначева Елизавета Сергеевна

В данной статье представлен обзор основных теоретических аспектов, связанных с банковским продуктом. Качественно выстроенный процесс ценообразования позволяет оценить затраты на продукт и гарантировать необходимый уровень дохода, не ущемляя при этом основных целевых показателей деятельности банка. В рамках исследования рассмотрены понятие банковского продукта, виды, особенности, методы ценообразования банковских продуктов в риск-менеджменте кредитной организации. Показаны как преимущества, так и недостатки этих методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING METHODS OF BANKING PRODUCTS IN THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF A CREDIT INSTITUTION

This article provides an overview of the main theoretical aspects associated with the banking product. A well-structured pricing process allows you to estimate the costs of a product and guarantee the required level of income, without compromising the main target indicators of the bank’s activities. The study examined the concept of a banking product, types, features, and methods of pricing banking products in the risk management of a credit organization. Both the advantages and disadvantages of these methods are shown.

Текст научной работы на тему «Методы ценообразования банковских продуктов в системе рискменеджмента кредитной организации»

Методы ценообразования банковских продуктов в системе риск-менеджмента кредитной организации

Маркова Ольга Михайловна,

к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: ommarkova@fa.ru

Мохначева Елизавета Сергеевна,

магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

В данной статье представлен обзор основных теоретических аспектов, связанных с банковским продуктом. Качественно выстроенный процесс ценообразования позволяет оценить затраты на продукт и гарантировать необходимый уровень дохода, не ущемляя при этом основных целевых показателей деятельности банка. В рамках исследования рассмотрены понятие банковского продукта, виды, особенности, методы ценообразования банковских продуктов в риск-менеджменте кредитной организации. Показаны как преимущества, так и недостатки этих методов.

Ключевые слова: ценообразование, банковские продукты, кредитная организация, риск-менеджмент, методы ценообразования, банковская сфера, риск-ориентированное ценообразование.

Банковский продукт есть ничто иное, как результат оказания совокупности банковских услуг потребителям с целью получения прибыли и способ получения такого результата. Другими словами, в момент, когда кредитная организация оказывает какую-либо услугу своему клиенту или совершает по его запросу какую-либо банковскую операцию, то она реализует свой банковский продукт.

Основные виды банковских продуктов, дифференцированные по признаку целевой функции, представлены на рисунке 1.

Расчетно-кассовые услуги

Депозитные продукты и услуги

Кредитные продукты и услуги

Инвестиционно-фондовые услуги

Комиссионно-посреднические услуги

Консультационно-аудиторские услуги

Рис. 1. Основные виды банковских продуктов по признаку целевой функции1

Независимо от того, какой именно банковский продукт реализует кредитная организация, его стоимость, которая выражается в форме процентной ставки, тарифа либо комиссии, является одним их основных критериев эффективности деятельности такой организации. Ценообразование банковских продуктов представляет собой процесс установления цены на конкретный банковский продукт или услугу с учетом всей совокупности факторов, которые оказывают влияние на данный сложный процесс.

Типичная технология формирования цен банковские продукты кредитных организаций. Они представлены на рисунке 2.

Согласно информации, которая представлена на рисунке 2, можно заключить, что процесс ценообразования банковских продуктов требует баланса между ценой для клиента и доходностью для банка, учитывая конкурентную среду. Особенность ценообразования в банковской сфере заключается в том, что цена на банковские продукты отражает стоимость уникальной услуги, которая предполагает различные формы денежных потоков, в ходе которых стоимость банковских продуктов и денег демонстрирует процесс приращения.

1 Платонова, Ю.Ю. Классификация банковских продуктов и услуг / Ю.Ю. Платонова, Г.В. Бабенко // Colloquium-journal. -2020. - № 12-6 (64). - С. 38.

Рис. 2. Типичная технология формирования цен

на банковские продукты в кредитной организации1

Еще одна особенность исследуемого процесса заключается в том, что цена на банковские продукты не ограничивается только абсолютным значением. Она также выражается в процентах. Процентные ставки рассчитываются по разным банковским продуктам, включая кредиты, депозиты и ценные бумаги и так далее. Данные ставки определяются на основе рисков и доходности. Кредитная организация должна тщательно изучать процентные ставки и сравнивать их, чтобы сформировать наилучшие предложения для своих клиентов.

Третья особенность ценообразования банковских продуктов состоит в том, что его основными объектами выступают клиентские операции и услуги по управлению денежными потоками, а в системе риск-менеджмента в данную совокупность также включается такое понятие, как «риск». Понятие риска можно охарактеризовать как вероятность наступления неблагоприятной ситуации или состояния, которые могут быть причиной ухудшению финансового положения кредитной организации или нанести ей какой-либо ущерб2.

При реализации кредитной организацией банковской деятельности (продаже банковских продуктов и оказании банковских услуг) существует огромное количество рисков. В этих условиях важно, чтобы метод ценообразования банковских продуктов был выбран правильно, поскольку, как было отмечено ранее, от этого зависят финансовые результаты кредитной организации. Основные методы ценообразования банковских продуктов в кредитной организации представлены на рисунке 3.

Мировые финансово-экономические кризисы 2008-2009 годов и 2019-2020 годов оказали значительное влияние на регуляторную политику различных стран мира, в том числе и России. Кроме того, что были установлены различные ограничения на проведение банковских операций (на выдачу потребительских кредитов и ипотеки, на предельную задолженность гражданина по займам

1 Леонов, М.В. Ценообразование комплексного продукта банковской экосистемы / М.В. Леонов // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 3. - С. 16.

2 Хоменко, П.А. Банковские риски: сущность и классифика-

ция / П.А. Хоменко, А.Ю. Аджиева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 4-2 (86). - С. 199.

на срок до 1 года и так далее), регуляторы ведущих стран мира сформировали такую среду, которая обязала представителей банковской сферы по-новому посмотреть на свою деятельность, прибыльность и планирование различных процессов. В частности, внедрение рекомендаций Базельско-го комитета по банковскому надзору (БКБН) существенно повлияло на развитие системы банковского надзора и регулирования. Об этом стало известно после того, как стандартизировались подходы, используемые для оценки риска и планирования капитала кредитных организаций.

Затратные методы ценообразования

Расчет цены продажи банковского продукта происходит путем прибавления к издержкам на его производство маржи. В качестве базиса для расчета процентных издержек банком может приниматься либо вся ресурсная база, либо ее часть. Важным моментом при этом является необходимость учета обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Банке России

Рыночные методы ценообразования

Цена устанавливается при сравнении с ценами на аналогичные продукты конкурентов или на основе субъективной оценки ценности продуктов

Параметрические методы ценообразования

Цена складывается из стоимости базового продукта и дополнительной надбавки за улучшенные характеристики (параметры) конкретного продукта. Примером параметрических методов в банке может служить кредитная линия, по которой в цене, кроме процентов, учитывается еще плата за неиспользованный лимит

Риск-ориентированное ценообразование

• При ценообразовании на основе риска учитываются факторы, связанные со способностью заемщика выплатить ссуду, а именно кредитный рейтинг потребителя, неблагоприятная кредитная история (если таковая имеется), статус занятости, доход, уровень задолженности, активы, залог, наличие кредита и так далее

Рис. 3. Методы ценообразования банковских продуктов в кредитной организации3

Таблица 1. Преимущества и недостатки риск-ориентированного ценообразования банковских продуктов45,

Преимущества Недостатки

Более точное определение цен на продукты и услуги Усложненность всевозможных факторов риска, очень когда они незнакомы или нестабильны

Улучшение управления рисками Сложность определение стоимости рисков

Более которая ориентирована на потребителя стратегия ценовой политики Сложности при разработке маркетинговой стратегии, а также если новые продукты или услуги имеют высокий уровень неопределенности

Увеличение прибыли Отсутствие гарантии прибыли - при высокой стоимости потребитель может отказаться от продукта

Улучшение конкурентоспособности Применение метода связано с большой степенью субъективизма

Все вышеуказанные модификации явились базой для создания концепции ценообразования бан-__©

3 Шершнева, Е.Г. Банковский менеджмент: учебное посо- Н

бие / Е.Г. Шершнева, Е.С. Кондюкова. - Екатеринбург: Изд-во Н

Урал. ун-та, 2020. - С. 59-60. °

со

4 Риск-ориентированное ценообразование: методы и приемы // Информационный онлайн журнал. - 2023. - [Электрон- р ный ресурс]. - Режим доступа: https://fsnslnr.su/finansy/risk-orientirovannoe-cenoobrazovanie-metody-i-priemy (дата обраще- К ния: 28.05.2023). ^

5 Куликова, В.А. Методы ценообразования в банковской а сфере / В.А. Куликова // Молодой ученый. - 2022. - № 21 к (416). - С. 310. и

ковских продуктов на основе риска, которая подразумевает затратный метод определения цены банковских продуктов, а также стоимость риска и капитала. Согласно концепции ценообразования банковских продуктов в системе риск-менеджмента, цены на продукты и услуги кредитной организации должны иметь экономическое обоснование, то есть являться экономически эффективными и целесообразными с учетом всех рисков. Исходя из этого можно сказать, что цена банковского продукта должна превышать затраты на производство и стоимость риска.

Преимущества и недостатки риск-ориентированного ценообразования банковских продуктов представлены в таблице 1. Таким образом, используя риск-ориентированный метод ценообразования банковских продуктов кредитная организация разрабатывает более обоснованные решения и способы для снижения. Лучшими вариантами для них являются эффективное использование управленческих ресурсов и увеличение прибылью на основе предложения конкурентоспособных цен на товары и услуги, а также повышение конкурентоспособности в отрасли. Однако при использовании риск-ориентированного метода ценообразования банковских продуктов (услуг) в системе-риск менеджмента кредитной организации невозможно учесть все риски, оценить их реальный ущерб, поскольку риск всегда имеет только вероятностный характер. Поэтому риск-ориентированное ценообразование обладает и некоторой степенью субъективизма. Кроме этого, данный метод не гарантирует получение прибыли, поскольку при высокой стоимости потребитель может отказаться от продукта.

Есть множество факторов, которые влияют на уровень риска банковского продукта. Один из наиболее распространенных способов определения компенсации за уровень риска - использование систематизации категорий риска. Эту систематизацию предложил американский финансист Т. Коупленд (табл. 2).

Таблица 2. Ставки премий по категориям риска1

Уровень / характеристика риска Премия,%

Отсутствие риска 0,00

Минимальный риск 0,25

Стандартный риск 0,50

Особый риск 1,50

Риск выше стандартного 2,50

Риск, связанный с сомнительным кредитором 5,00

Кредитные организации устанавливают размер рисков и относят кредиты к той или иной категории.

1 Зверев, А.В. Современные методы и модели ценообразо-¡jg вания на банковские продукты при формировании эффективен ной процентной политики коммерческого банка / А.В. Зверев,

— А.А. Сорокин // Управление социально-экономическими систе-со

g мами, правовые и исторические исследования: теория, мето-еч дология и практика. - Брянск: БГУ им. академика И.Г. Петров? ского: материалы международной научно-практической конфе-z ренции. В 2-х томах. - 2020. - С. 49.

Существуют различные условия, например, срок, репутация заемщика и обеспечение. Важно отметить, что остальные критерии, которые рассматриваются в данной модели, являются оценочными. Таким образом, несмотря на то, что риск-ориентированный метод ценообразования банковских продуктов в кредитных организациях представляется наиболее оптимальным и справедливым, самым распространенным методом на сегодняшний день остается рыночный. Он позволяет создать инструмент контроля за затратами, а также способствует формированию имиджа кредитной организации, поскольку цена является средством установления определенных отношений между клиентами и кредитной организации.

Вместе с тем большинство отечественных кредитных организаций в современных условиях испытывают потребность в использовании таких инструментов банковского менеджмента, включая методы ценообразования банковских продуктов, которые бы обеспечили благоприятную среду для их эффективного развития и стабильного положения в отрасли.

Литература

1. Шершнева, Е.Г. Банковский менеджмент: учебное пособие / Е.Г. Шершнева, Е.С. Кон-дюкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 112 с.

2. Зверев, А.В. Современные методы и модели ценообразования на банковские продукты при формировании эффективной процентной политики коммерческого банка / А.В. Зверев, А.А. Сорокин // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика. - Брянск: БГУ им. академика И.Г. Петровского: материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2020. - С. 47-53.

3. Куликова, В.А. Методы ценообразования в банковской сфере / В.А. Куликова // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (416). - С. 308-310.

4. Китиева, М.И. Механизм формирования цен на кредиты в коммерческом банке / М.И. Китиева, М.А. Орцханова, Ф.Я. Полонкоева // Colloquium-journal. - 2020. - № 27-9 (51). -С.42-44.

5. Леонов, М.В. Ценообразование комплексного продукта банковской экосистемы / М.В. Леонов // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 3. - С. 15-17.

6. Манина, Е.А. Оценка значимости рисков в кредитных учреждениях и банках России / Е.А. Манина, Д.А. Овчар // Заметки ученого. - 2022. -№ 12. - С. 176-182.

7. Платонова, Ю.Ю. Классификация банковских продуктов и услуг / Ю.Ю. Платонова, Г.В. Ба-бенко // Colloquium-journal. - 2020. - № 12-6 (64). - С. 34-40.

8. Хоменко, П.А. Банковские риски: сущность и классификация / П.А. Хоменко, А.Ю. Аджие-ва // Экономика и бизнес: теория и практика. -2022. - № 4-2 (86). - С. 199-201.

9. Риск-ориентированное ценообразование: методы и приемы // Информационный онлайн-журнал. - 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fsnslnr.su/finansy/risk-orientirovannoe-cenoobrazovanie-metody-i-priemy (дата обращения: 28.05.2023).

PRICING METHODS OF BANKING PRODUCTS IN THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF A CREDIT INSTITUTION

Markova O.M., Mokhnacheva E.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article provides an overview of the main theoretical aspects associated with the banking product. A well-structured pricing process allows you to estimate the costs of a product and guarantee the required level of income, without compromising the main target indicators of the bank's activities. The study examined the concept of a banking product, types, features, and methods of pricing banking products in the risk management of a credit organization. Both the advantages and disadvantages of these methods are shown.

Keywords: pricing, banking products, credit institution, risk management, pricing methods, banking sector, risk-oriented pricing.

References

1. Shershneva, E.G. Banking management: textbook / E.G. Sher-shneva, E.S. Kondyukov. - Ekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2020. - 112 p.

2. Zverev, A.V. Modern methods and models of pricing for banking products in the formation of an effective interest rate policy of a commercial bank / A.V. Zverev, A.A. Sorokin // Management of socio-economic systems, legal and historical research: theory, methodology and practice. - Bryansk: BSU named after. Academician I.G. Petrovsky: materials of the international scientific and practical conference. In 2 volumes. - 2020. - pp. 47-53.

3. Kulikova, V.A. Methods of pricing in the banking sector / V.A. Kulikova // Young scientist. - 2022. - No. 21 (416). - pp. 308-310.

4. Kitieva, M.I. Mechanism for pricing loans in a commercial bank / M.I. Kitieva, M.A. Ortskhanova, F. Ya. Polonkoeva // Colloquium-journal. - 2020. - No. 27-9 (51). - pp. 42-44.

5. Leonov, M.V. Pricing of a complex product of the banking ecosystem / M.V. Leonov // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2022. - No. 3. - P. 15-17.

6. Manina, E.A. Assessing the significance of risks in credit institutions and banks of Russia / E.A. Manina, D.A. Ovchar // Notes of a scientist. - 2022. - No. 12. - P. 176-182.

7. Platonova, Yu. Yu. Classification of banking products and services / Yu. Yu. Platonova, G.V. Babenko // Colloquium-journal. -2020. - No. 12-6 (64). - P. 34-40.

8. Khomenko, P.A. Banking risks: essence and classification / P.A. Khomenko, A. Yu. Adzhieva // Economics and business: theory and practice. - 2022. - No. 4-2 (86). - pp. 199-201.

9. Risk-based pricing: methods and techniques // Information online magazine. - 2023. - [Electronic resource]. - Access mode: https://fsnslnr.su/finansy/risk-orientirovannoe-cenoobrazovanie-metody-i-priemy (date of access: 05/28/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.