Научная статья на тему 'Анализ методов банковского ценообразования с привлечением теории Австрийской школы'

Анализ методов банковского ценообразования с привлечением теории Австрийской школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / БАНКОВСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ БАНКОВСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ / ЦЕННОСТЬ / РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / БАНКОВСКИЙ ТАРИФ / РЫНОЧНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мушенко Дмитрий Васильевич

В статье рассмотрено ценообразование как неотъемлемая часть комплекса банковского маркетинга с учетом особенностей банковского продукта. Выделены такие особенности в форме банковского ценообразования как процент и тариф. В соответствии с теорией Австрийской школы предложена градация «рыночности» методов банковского ценообразования от методов, основанных на чисто внутренних детерминативахиздержках, до чисто рыночных методов, основанных на чистой ценности банковского продукта. Особое внимание уделено сложности учета издержек в затратных методах ценообразования включая сложности с измерением и идентификацией банковских продуктов. Автором проанализировано использование коэффициентов в методах ценового следования. Обозначены пути перехода к чистоценностным методам ценообразования в банке. Так же с позиций теории Австрийской школы проанализированы банковский риск и неопределенность, включаемые в цену банковских продуктов. Рассмотрены особенности управления банковским ценообразованием для физических и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ методов банковского ценообразования с привлечением теории Австрийской школы»

Анализ методов банковского ценообразования с привлечением теории Австрийской школы

сч £

Б

а

2 ©

Мушенко Дмитрий Васильевич,

соискатель, кафедра банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий, Международный банковский институт, d13d13@list.ru,

В статье рассмотрено ценообразование как неотъемлемая часть комплекса банковского маркетинга с учетом особенностей банковского продукта. Выделены такие особенности в форме банковского ценообразования как процент и тариф. В соответствии с теорией Австрийской школы предложена градация «рыночности» методов банковского ценообразования от методов, основанных на чисто внутренних детерминативах-издержках, до чисто рыночных методов, основанных на чистой ценности банковского продукта. Особое внимание уделено сложности учета издержек в затратных методах ценообразования включая сложности с измерением и идентификацией банковских продуктов. Автором проанализировано использование коэффициентов в методах ценового следования. Обозначены пути перехода к чисто-ценностным методам ценообразования в банке. Так же с позиций теории Австрийской школы проанализированы банковский риск и неопределенность, включаемые в цену банковских продуктов. Рассмотрены особенности управления банковским ценообразованием для физических и юридических лиц.

Ключевые слова: ценообразование, банковское ценообразование, анализ методов ценообразования, формы банковского ценообразования, управление ценообразованием, ценность, риск и неопределенность, банковский тариф, рыночная ставка процента.

Ценообразование является неотъемлемой частью любого комплекса маркетинга, будь то комплекс 4P, комплекс 7P или любой другой комплекс. Необходимо выделять особую важность ценообразования в комплексе банковского маркетинга. Ее обуславливают такие свойства банковского продукта как: связь с деньгами, абстрактность, понимание того что банковский благо второго порядка по сравнению с непосредственно употребляемыми благами.

Маркетинговое исследование цен конкурентов и поиск в процессе конкуренции оптимальных цен на свой продукт является существенной частью деятельности любой организации, действующей на рынке. В этом смысле банки не выпадают из общего ряда коммерческих организаций. Однако специфика продукта, предоставляемого ими, а так же специфика рынка, на котором они функционируют, вносят определенные особенности в процесс ценообразования.

«Когда предприятие диагностирует какую либо «ценовую проблему», то причина ее заключается, скорее всего, не в цене, а в слабости других, неценовых, конкурентных параметров. Цена является в конечном счете отражением продукта (продуктовой политики), коммуникативной , сбытовой политики » [2,а447]

Рассмотрим особенности методов банковского ценообразования. В первую очередь они проистекают из особенностей самого объекта банковского ценообразования, то есть банковского продукта. Если считать, что обычные операции на рынке представляют собой обмен товара на деньги (Т-Д) или же наоборот денег на товар (Д-Т), то, несомненно, существуют и бартерные операции. В случае с продажей банковского продукта, если абстрагироваться от его особенностей и упаковки, фактически происходит обмен одних денег на другие (Д-Д). В этом и выражается одна из особенностей банковского продукта.

В качестве другой особенности следует отметить форму цены. На основную часть банковских продуктов цены устанавливаются не в абсолютном (денежном), а в относительном эквиваленте (процентах за учетный период). В процентах, как правило, определятся цены на следующие группы банковских продуктов [13] : продукты рынка кредитных услуг, продукты рынка депозитных услуг, продукты рынка платежных услуг. Существуют различные методологии образования цены в форме процента. А сам процент может быть простым и сложным, фиксированным и плавающим.

Кроме того можно выделить такую форму цены на банковские продукты как тариф, выражаемый в денежном эквиваленте. Следует упомянуть и о комплексной форме цены, в которой цена выражается в виде комбинации тарифа и процента.

Классификация методов банковского ценообразования, соответственно предшествует этапу анализа и выделения особенностей банковского ценообразования. Виды ценообразования можно разделить по задачам и целям. При этом целесообразно выделить такие цели ценообразования, как расширение базы текущих и будущих клиентов банка, максимизация текущей или будущей при-

Методы чисто-затратно го цс но обра зова н и я

Методы целевого ценообразования на анализе «порога & зубы точности» и

получения

Методы ценового следования « средняя рыночная ставка»

Методы ценового завоевания

Методы с использованием премиального ценообразования

Методы пар терского цепоо бра зонам

Методы ценностного ценообразования

Рис. 1. Градация рыночности методов ценообразования : Наименее «рыночные» методы. Наиболее «рыночные» методы.

были, достижение положения лидера в области качества услуг, достижение заранее определенного уровня рентабельности.

Классификация в более узком плане может быть проведена так же по ценовым стратегиям, определенным по этим задачам, по банковским рынкам и далее по сегментам этих рынков. Существует классификация по каналам сбыта, а так же по продуктам, где можно выделить их различные группы. К основным факторам-детерминантам банковского ценообразования можно отнести спрос на банковские продукты, цены банков-конкурентов и структуру издержек. В качестве отдельных факторов можно выделить банковские регуляторы, их воздействие и ожидания, связанные с этим воздействием. Особенностью банковского спроса является «Банковская эластичность спроса - мера возможного сокращения спроса на услуги конкретного банка при снижении конкурентами цен на такие же банковские услуги» [8, с.17]

Принципиально важным фактором, оказывающим большое влияние на ценообразование, является особенностьбанковского сбыта. «В банковской сфере преобладает прямой сбыт, при котором банк-продавец и покупатель банковских услуг вступают в непосредственный контакт друг с другом» [12, с.41]. Таким образом, банк, добившись более тесного соприкосновения с текущим или потенциальным клиентом, соприкосновения временного, географического, пространственного, по типу доступа мо-

жет использовать более прибыльные методы (например, ценовой дискриминации) или стратегии ценообразования (например, «стратегия снятия сливок»).

В свою очередь особенностью банковского ценообразования в рамках текущей банковской системы с частичным резервированием и институтом центрального банка является структура издержек любого банка, находящегося в ней. В подобной системе издержки делятся следующим образом: процентные издержки (издержки по процентам депонированных вкладов, которые является главными кредитными ресурсами для банка), все прочие издержки. К непроцентным издержкам относят: операционные издержки, функционные издержки или издержки функционирования организации, а так же прочие издержки.

Другую классификацию и анализ методов и стратегий банковского ценообразования, применяемых в банковском бизнесе, можно произвести по типам банков: универсальный коммерческий банк, инвестиционный банк, государственный банк, государственный социальный банк и прочее.

Методы ценообразования на финансовые инструменты представляют собой отдельный класс в ценообразовании [17, с. 192]. Особое значение они имеют для инвестиционных банков и классифицируются как численные модели и аналитические модели. В свою очередь численные модели могут подразделяться по своему использованию на модели предлагаю-

щих комплексные решения численными методами и численные решения сложных аналитических уравнений. В то же время аналитическими моделями могут быть выражения, используемые для ценообразования, особые инструменты и выражения, описывающие поведение основных переменных.

П.Дойл выдвигает несколько тезисов о принципах ценообразования. Во- первых, это « отправная точка процесса ценообразования, не издержки производства товара, а ценность, которую он представляет для потребите- лей. » [11, с.239]. Этот тезис, безусловно, согласуется с представлением Австрийской школы о ценности, как источнике.

Во-вторых: «Так как оценка потребителями товаров и услуг индивидуальна, цены должны быть настолько гибкими, чтобы компания могла извлечь выгоду из этих различий» [11, с.239].. Здесь мы видим, как теоретические представления: методологический индивидуализм и субъективизм находят свое практическое применение.

В-третьих: «Решения о цене должны приниматься с учетом вероятной реакции конкурентов и их долгосрочных рыночных целей.» [11, с.239]. При этом мы имеем дело с представлением о конкуренции как о процессе, связанном с обучением его участников рынку. А так же с представлением о предпринимательской бдительности.

В-четвертых: «Ценообразование должно быть интегрировано со стратегическим позиционированием и целями фирмы» [11, с.239].

Рассмотрим теперь банковские методы в соответствии с представлением о ценности как основе процесса ценообразования и, учитывая рыночный процесс, проведем градацию этих методов. Эта градация представлена в рис. 1

Рассмотрим модели, основанные на методах чисто затратного ценообразования как наименее рыночного и наиболее очевидного. В основе этой

О £

Я

3

Г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

модели ценообразования лежит идея суммирования издержек сзаранее определенной по нормативу рентабельности прибылью.

ЦЕНА = ИЗДЕРЖКИ+НОР-МАТИВНАЯ ПРИБЫЛЬ (1)

В более точной формализации эта идея находит свое отражение в следующей формуле: LIR= MCp + OCnf + ERCM+DPM [8, c. 28]

Где Lir -предельные издержки по привлечению банком кредитных ресурсов на рынке для предоставления их кредитуемому субъекту

OC- совокупность всех операционных издержек, не связанных с приобретением кредитных ресурсов

ERCM- премия за риск кредитования.

DPM(desired profit margin) -желаемый размер прибыли, заложенный априорно.

Пожалуй, самой сложной задачей является задача вычисления совокупности издержек (LIR+OCnf), так называемой «внутренней стоимости банковских операций». Объективная сложность подсчета внутренней стоимости банковских операций сопряжена с такими сложностями, как учет кредитных ресурсов, используемых для создания банковских продуктов. Так как эти ресурсы не принадлежат банку, а лишь переданы во временное хранение, то и право собственности на них не переходит.[6] Соответственно встает вопрос о форме их учета в издержках. Как правило, при этом учитывается частичная амортизация активов, сформированных из заемных средств.

Обычно используется «котловой метод» подсчета издержек, который не предполагает подсчета издержек по отдельным продуктам или операциям, не говоря уже о стоимости их составляющих. При этом подсчет учитывает ряд следующих компонентов:

■ материальные ресурсы, включая различные носители информации, пластиковые карты, канцелярию, амортизацию оргтехники

■ амортизация банковских активов

■ оплатаэлектроэнергии, интернета, коммунальных услуг,

■ оплата работы персонала банка, включая различные начисления на нее

■ текущая оплата программных продуктов, внешних серверов,

■ оплата экстернальных консалтинговых услуг и продуктов,

■ прочий аутсорсинг,

■ оплата акцизов и налогов.

Зачастую использование

«котлового» способа учета издержек обусловлено невозможностью изолированного подсчета использования тех или иных издержек в производстве банковского продукта. Однако объективные трудности на пути детального анализа отдельно взятой операции или продукта не должны отталкивать от идеи детализированного раздельного подсчета, так как с отказом от индивидуального подсчета издержек на услугу или продукт теряется его смысл для продуктовой политики и ценообразования. Без этого невозможно исключить убыточные продукты, даже в случае необходимости.

Стоит отметить, что вне зависимости от методов и модели ценообразования, даже если используются не методы затратного ценообразования, а, например, методы, основанные на экономической ценности продукта, важно знать стоимость для банка производства и сбыта своих продуктов. Многие современные модели, основанные на ценности продукта для потребителя, стараются также опираться на детализированный разбор собственных издержек. Как правило, привлекаются методы нормирования и операционных исследований. Например, может использоваться метод standard costing [16, ch.10].

Исключительное место в затратном способе ценообразования занимает идентификация и измерение услуг. Под идентификацией услуг понимается логическое разбиение современных сложных комплекс-

ных продуктов на составляющие и их последующий анализ. В свою очередь не один рациональный менеджмент не может обойтись без измерения, будучи рожденным Фредериком Тейлором из необходимости упорядочивать управление путем измерения и нормирования времени операций.

Следующим этапом после идентификации и измерения услуг является этап (процесс) составления базы данных - издержек. Имеет место следующее деление: прямые и накладные издержки. Среди прямых расходов в первую очередь стоит выделить издержки, связанные с оплатой работы персонала. Величина прямых издержек, связанных с оплатой персонала представляет собой произведение ставок оплаты служащих, связанных с оказанием данных услуг на необходимое (нормативно определенное) время для оказания всего объема услуг. Нужно отметить тот эмпирически установленный факт, что банковская деятельность имеет положительную кривую обучения[8]. Таким образом, полученное произведение будет оценкой сверху и содержит определенный излишек ресурсов. В прочие прямые издержки включаются издержки, связанные с оказанием данного типа услуг: почтовые, телефонные, услуги по аренде объектов, по продвижению данного типа услуг. Важное место в этом процессе может занимать использование реестра банковских услуг[5, с.101].

К совершенно другому виду издержек относятся накладные издержки. Они не связаны с предоставлением какого-то конкретного типа услуг, а представляют собой общебанковские издержки, которые все же должны быть определенным образом идентифицированы и распределены между всеми услугами. Это представляет собой нетривиальную задачу, поэтому многие банки предпочитают схему: только прямые издержки и анализ выигрышнос-ти продаж[9, глава 6].

Таблица 1

Примеры использования различных коэффициентов.

Рис. 2. Пример ценового следования с учетом изменения ставки в зависимости от периода депозита.

Рис. 3. Использование Зависимость ставки от объема депозита.

Следующим по важности вопросом является вопрос риска и неопределенности возврата заемных средств. Существует много методик оценки кредитного риска и соответствующего внесения в процесс ценообразования. Дополнительное теоретическое объяснение понятия кредитного риска можно вынести из теории Австрийской школы. Его теоретическое объяснение позволяет улучшить практические методики.

Кочевидным достоинствам метода затратного ценообразования можно отнести простоту и отсутствие необходимости обладания рыночной информацией. С маркетинговой точки зрения - это простота обоснования подобного метода для потребителя, как «справедливого». В то же время к недостаткам подобного метода относится неиспользование маркетинговой информации о предпочтениях потребителей. Это

значит, что цена, полученная путем суммирования издержек, может не соответствовать предпочтениям и ожиданиям клиентов в области ценности. Так же в этом методе не учитывается ценовая политика конкурентов.

Можно сказать, что промежуточным шагом к методам ценностного ценообразования являются методы рыночного следования или «средней рыночной ставки». Они не обращаются напрямую к потребителю через цену с возможностями ее восприятия и не изучают ценность продукта напрямую для потребителя. Но вместе с тем это происходит опосредовано, через изучение рыночной конъюнктуры. Этот метод дает широкие возможности использования различных коэффициентов для выработки конечной цены на продукт. Примеры использования различных коэффициентов приведены в табл. 1.

Пример использования ценового следования с учетом изменения ставки в зависимости от периода депозита представлен на рис. 2.

Пример использования коэффициента зависимости ставки от объема депозита представлен на рис 3.

В изменении цены от объема вклада проявляет себя один из важных принципов теории цены Австрийской школы -принцип предельной полезности. Не смотря на широкое использование рыночной информации о конкурентах, подобный метод практически не использует информацию о потребителях, их предпочтениях и ожиданиях.

Перейдем к рассмотрению методов, основанных на идеях ценностного ценообразования. «Относительная экономическая ценность товара для покупателя — часть общей экономической ценности товара, равная ценности для покупателя тех свойств данного товара, которые отличают последний от лучшего альтернативного »[18]

Говоря о ценностном ценообразовании, нельзя не затронуть факторы, определяющие

О £

Я

3

Г 2

2

сч £

Б

а

2 ©

чувствительность покупателей к уровню цены товара. Задачей ценностного ценообразование является определение экономической ценности товара для потребителя. На самом деле без использования индивидуального ценообразования «каждый клиент - единственная цена (максимальная, за которую он готов купить товар)» Таким образом, в иных случаях используется медианная ценность товара. При этом теряется дополнительная прибыль с клиентов, способных заплатить более высокую цену. Так же теряется часть клиентов «снизу», приносящих небольшой положительный удельный абсолютный выигрыш .

Путем к банковскому ценообразованию на основе экономической ценности товаров являются параметрические методы.

Рассмотрим метод балльного подсчета.

Р = ?ь и УЛ'

,где

Ри - удельная цена Р. - цена базового продукта в; - балльная оценка V¡ - удельный вес параметра I в балльной оценке

N - число параметров в балльной оценке

К достоинствам подобного метода можно отнести с одной стороны упрощение получения ставки для конкретного потребителя, включая возможность делегирования в филиалы и внедрения в автоматические интернет-программы подбора банковских продуктов, а с другой стороны вызванное им ощущение справедливости у клиента. К недостаткам можно отнести субъективность оценки ценности и субъективность выбора параметров, что мешает точному определению ценности товара, а так же не соответствие между изменением издержек банка и ценности продукта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют так же метод экспертной оценки ценности и метод регрессионного анализа.

С позиций Австрийской школы можно выделить следу-

ющие особенности банковского ценообразования. Важнейшей доминантой является рыночный процент, к которому и стремятся цены на все продукты, в первую очередь на базовые. Можно сказать, что миссией банковского продукта является верное донесение ожиданий людей, выражаемых в рыночной ставке процента.

Особенностью банковского ценообразования является то, что риск и неопределенность закладывается в цену банковского продукта [14, с.314]. Применительно к риску «невозвратов» и страхования банковских операций более корректно говорить не о риске как о чисто вероятностном, а о «риске, основанном на неопределенности человеческой деятельности», то есть о более сложном понятии. Проиллюстрировать это можно следующим образом: если мы абстрагируемся и представим человека как машину, делающую свою работу с 100% вероятностью и предложим ему зажечь обыкновенную зажигалку и получим 99 зажиганий из 100 или 990 из 1000 , то будем иметь дело с классической дискретной вероятностью, где вероятность неудачи будет равна 1% . Однако в случае с реальным человеком у нас будет совсем иной результат, допустим 887 из 1000, рассматривать который как вероятность мы не сможем. Это связанно с тем, что мы не имеем необходимых данных и не сможем объективно их получить до тех пор, пока на естественнонаучном уровне не будет объяснен механизм работы человеческого сознания.

Исходя из сказанного следует выделить особенности, отличающие неопределенность в рыночном смысле от вероятности в естественнонаучном смысле.

Во-первых, в плане неопределенности вероятностного класса не существует, а именно: некоторые события, влияющие на ситуацию, известны, а другие не известны или не могут быть известны.

Во-вторых, в основе неопределенности рыночного случая лежит принципиальная неопределенность, присущая любому роду человеческой деятельности ввиду его творческой природы.

В - третьих, в основе исследования неопределенности человеческой деятельности лежат принципы методологического дуализма - принципиальная несводимость явлений внешнего и внутреннего мира (например: невозможно вероятностно оценить финансовые решения человека в связи с изменениями экстерналий) и методологического индивидуализма. А в основе составления выборок лежат естественнонаучные принципы целостности мира и методологического монизма.

В-четвертых, риск, основанный на неопределенности, нельзя корректно выразить математически. Конечно, его можно определенным образом оценить с применением исторического опыта, предпринимательской способности человека и статистически-вероятностных методов.

В-пятых, появление новой информации в отличие от естественно научного исследования, где теорема Байеса [1, с.23] дает возможность производить оценку вероятности класса по мере появления новой информации, происходит неравномерно. Существует так называемое предпринимательское открытие, где одна порция информации полностью меняет оценку. Кроме того информация носит субъективный характер и нуждается в интерпретации.

В - шестых, естественнонаучная вероятность может быть одним из компонентов комплексной вероятности, основанной на принципиальной неопределенности человеческой деятельности.

В - седьмых, понятие неопределенности мы находим в узусе предпринимателей и историков, тогда как вероятность применима в естественнонаучной области, где не исследуются поступки людей.

Можно сказать, что в случае страхования вклада, риск, а вместе с ним и часть предпринимательской функции, переходит на третью сторону. В этой связи нельзя не выделить два типа кредитных договоров: с постоянной и плавающей ставкой. Если первый тип договоров применяется преимущественно в случае с розничными клиентами (физическими лицами), то второй тип договоров -с оптовыми клиентами (юридическими лицами). Здесь можно говорить о переходе предпринимательской функции, а вместе с тем и риска неопределенности колебаний ставки взамен увеличения стоимости услуги, с потребителя на банк. В случае с оптовыми клиентами, как правило, риск изменений ставки остается на их стороне.

Банковские инновационные продукты легко поддаются копированию, так как не обладают естественной защитой а, следовательно, всегда копируются в короткий срок, в рамках рыночного процесса обучения. Таким образом, чисто предпринимательская прибыль, полученная на инновационных продуктах, быстро проходит и, следовательно, процесс создания подобных продуктов должен быть поставлен на поток. Важным с точки зрения получения прибыли является ценообразование на основе экономической ценности и добавленной ценности в случае инновационных продуктов. Можно сказать, что добавленная ценность банковского продукта возникает вследствие предпринимательского открытия, экспликации ожиданий и предпочтений потребителей. Одним из ответов является создание продуктов с широкими возможностями настройки — кастомизации.

Нельзя не упомянуть об особенностях производства банковского продукта. Здесь практически не имеет места феномен Бем- Баверка, когда удлинение времени производства увеличивает ценность продукта и является более выгодным(и-меется в виду «окольный» тип

производства). [4, с.413] Хотя расширенный инновационный банковский продукт и имеет большую ценность, однако, длина производственного цикла не имеет решающего значения, скорее наоборот.

Если этот принцип удлинения производства отнести, например, к агрегатам денежной массы, то мы увидим, что этот принцип работает, причем последующие агрегаты имеют более высокую доходность и более низкую ликвидность. Это же справедливо и для депозитного мультипликатора, что впрочем, является отражением картины производства на общем рынке. В ценовой политике одного банка может использоваться множество методов, связанных с тем, что в одних сегментах рынка или применительно к продаже одних линеек банковских продуктов они более просты и адекватны, чем в других сегментах рынка. Например, на базовые услуги или продукты цены могут быть на уровне рынка, то есть будут применяться методы ценового следования «средней рыночной ставки». В то же время на инновационные услуги могут использоваться другие методы.

Исследуя вопрос банковского ценообразования, нельзя не затронуть особенностей управления банковским ценообразованием. Нужно понимать, что цены не устанавливаются единожды при создании банковского продукта. «Политика тарифов и ценовых решений может быть связана с ценовой новых продуктов или изменения цены существующих продуктов. Банк должен рассмотреть вопрос об изменении цены, установленной на продукт, в следующих случаях: (1) когда происходит внезапное изменение расходов банка; (2)когда конкуренция инициирует изменение цены; (3)когда создание новой цене становится допустимым как результат изменения в регулировании» [18, 185]

Рассмотрим Особенности управления банковским ценообразованием для физических

лиц. Физические лица являются основным источником кредитных ресурсов для банка. Поэтому перед банком стоят две проблемы:

■ Формирование необходимого объема кредитных ресурсов из депозитных счетов.

■ Достижение необходимого объема депозитных счетов с минимальными издержками по их формированию; соответственно стоит вопрос выбора формы и условий для депозитных счетов.

Одной из важнейших тенденций является гомогенизация продуктов банковского рынка. Здесь нужно отметить фактор сильного регулирования банковского рынка, делающий фактически безразличным выбор банка с точки зрения доверия к нему, а так же в условиях специфики восприятия банковской рекламы и ее традиционно низкой эффективности и при некоторых издержках регулирования, проявляющихся в определенной борьбе с брэндингом. Для клиента становится ключевым соотнесение пригодности продукта для решения своих целей и наиболее низкой цены, позволяющей приобрести этот продукт [7,с.173]. Таким образом, в свете подобной тенденции важнейшим будет сочетание популярной линейки удобных для клиентов продуктов с наименьшей ставкой.

Теперь следует рассмотреть особенности управления банковским ценообразование на продукты для корпоративных клиентов и прочих юридических лиц. Существуют несколько моделей образования кредитной ставки, предлагаемой банками: модель «базовая ставка плюс», «ниже банковской ставки» (модель с наценкой), модель ценообразования с максимальной процентной ставкой—модель «САР».

Фактически синтезом идей, используемых в управлении ценообразованием для корпоративных и физических клиентов и практически «идеалом» рыночного ценообразования становится индивидуальный под-

© £

Я

3

г 2

сч cJ £

Б

2 о

ход к цене - CRM(customer relationship marketing) или маркетинг партнерских отношений с потребителем. Именно он позволяет получать максимально возможную прибыль с клиента.

При таком обилии методов и объективной сложности использование реестра банковских продуктов позволяет достичь [5, c.84] большой эффективности в управлении ценообразованием на банковские продукты.

В качестве вывода из приведенного анализа банковского ценообразования следуетуказать, что при рассмотрении ценообразования какнеотъемлемой части комплекса банковского маркетинга выделены такие особенности в форме банковского ценообразования как процент и тариф. Предложена градация методов банковского ценообразования: от методов, основанных на чисто внутренних детерминативах—издержках, до чисто рыночных методов, основанных на чистой ценности банковского продукта. С позиций теории Австрийской школы удалось выделить такие существенные категории как банковский риск и неопределенность, включаемые в цену банковских продуктов. Рассмотрены так же некоторые особенности управления банковским ценообразованием для физических и юридических лиц.

Литература

1. Ананьевский С.М., Невзоров В.Б. Теория вероятности с примерами и задачами: учеб. Пособие, СПб.: Изд-во:С.-Пе-терб. ун-та, 2013.—240с.

2. Багиев Г.Л. Тарасечивич В.М. Маркетинг: учебник для вузов, СПб.: Питер, 2012. -551c.

3. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для бакалавров/ Г.Н.Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 652с . - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

4. Бем-Баверк О. фон Капитал и прибыль; Т.2: Позитивная теория капитала Т.3: экскурсы/ Ойген фон Бем-Баверк ; пер. с англ. В.Кошкина под ред.А.В.-Куряева.— Челябинск: Социум, 2010— 916с.

5. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга, М.:Ось-89, 2009.—256с.

6. Ефимова, Л. Г. Банковские сделки :Актуальные проблемы: дис. ...канд. юрид. наук.: 12.00.03/ Ефимова, Людмила Георгиевна- М., 2000—520

7. Кроксфорд, Х. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы/Хью Крок-сфорд, Фрэнк Абрамсон, Алекс Яблоновски; пер. с англ. Е.И. Недбальская—Минск.: Гревцов Паблишер, 2007.—320с.

8. Липсиц И.В Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке Москва: Экономистъ, 2004, серия «Homo faber», 124 с.

9. Липсиц И.В. Ценообразование : Учебно-практическое пособие, М.:Издательство Юрайт, 2011.—399с.

10. Организация деятельности коммерческих банков. Теория и практика: учебник для магистров/ А.М. Тавасиев ,В.Д. Мехряков, О.И.Ларина. - М ^издательство Юрайт, 2014.- 735с.

11. Питер Дойль Маркетинг, ориентированный на стоимость, СПб.: Питер, 2001.— 480 с.

12. Радковская Н.П. Маркетинг в коммерческих банках, СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.— 96c.

13. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности, М.: Инфра-М, 2003.—720c.

14. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности/ Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. В.Кошкина под ред.А.В.Куряе-ва.— Челябинск: Социум, 2011 — xvi+ 409с.

15. ХайекФ. Цены и произ водство/Фридрих Хайек пер. с англ.под ред. Гр.Сапова. Челя бинск: Социум, 2008.—199с.

16. Dennis Caplan Management Accounting Concepts and Techniques,

University at Albany (State University of New York) copyright 2006

17. Natasha Kozul Investment Banking Securities: A Practical Guide to Structures, Products, Pricing and Calculations (Financial Times Series) Paperback ,2011 — 311p.

18. Pezzullo, Mary Ann Marketing for bankers. American Bankers Association, 1993- xi, 522 p.

An Analysis of bank pricing

methods with the assistance of the Austrian School theory Mushenko D.V.

International Banking Institute The article deals with the pricing as an integral part of the complex of bank marketing, taking into account peculiarities of banking product. The author obtained such features in the form of bank pricing, and as an interest rate and bank tariff. In accordance with the theory of Austrian school grading concordance market banking pricing methods by methods based on a purely internal cost-determinative, to a purely market-based methods based on the net value of banking product. Particular attention is paid to the complexity of cost accounting in cost-based pricing methods including the complexity of the measurement and identification of banking products. The author analyzed the use of coefficients in the price of following methods. The ways of the transition to clean and value pricing practices in the bank is shown. Just from the standpoint of the theory of Austrian school analyzed the banking risks and uncertainties, which included in the price of banking products. The features of the control bank pricing for individuals and legal entities are considered. Keywords: pricing, banking pricing analyzes pricing methods, forms of bank pricing, pricing management, value, risk and uncertainty, bank rate, market interest rate. References

1. Ananyevsky S.M., Nevzorov V. B.

Probability theory with examples and tasks: studies. Grant, SPb.: Izd-vo:s. - Peterb. un-that, 2013. — 240 pages.

2. Bagiyev G. L. Tarasechivich V. M.

Marketing: the textbook for higher education institutions, SPb.: St. Petersburg, 2012. - 551c.

3. Beloglazova G. N. Banking. Organization of activity of commercial bank: the textbook for bachelors/G. N. Beloglazova [etc.]; under the editorship of G. N. Beloglazova, L.P. Krolivetskaya - the 3rd prod., reslave. and additional -M.: Publishing house of Yurayt, 2014. - 652 pages - a Series: Bachelor. Advanced course.

4. Bem-Baverk O. of von Capital and

profit; T.2: Positive theory of the

capital of T.3: Digressions / Eugen von Bem-Bawerk; the lane with English V. Koshkina under the editorship of A. V. Kuryaev. — Chelyabinsk: Society, 2010 — 916 pages.

5. Vladislavlev D. N. Encyclopedia of

bank marketing, M.:os-89, 2009. — 256 pages.

6. Yefimova, L. G. Bank transactions:

Actual problems: yew. ... edging. opufl. sciences.: 12.00.03/ Yefimova, Lyudmila Georgiyevna-M., 2000 — 520

7. Kroksford, X. Art of retail banking.

Facts, analytics, Forecasts/Hugh Kroksford, Frank Abramson, Alex Yablonovski; the lane with English E.I. Nedbalskaya — Minsk.: Grevtsov Pablisher, 2007. — 320 pages.

8. Lipsits I.V Pricing and marketing in

commercial bank Moscow: Эконо-MMCTb, 2004, Homo faber series, 124 pages.

9. Lipsits I.V. Pricing: Educational and

practical grant, M.:izdatelstvo of Yurayt, 2011. — 399 pages.

10. Organization of activity of commercial banks. Theory and practice: the textbook for masters / AM. Tavasiyev, V.D. Mekhryakov, O. I. Larina - M.:izdatelstvo of Yurayt, 2014. - 735 pages.

11. Peter Doyle the Marketing focused on the cost, SPb.: Peter, 2001. — 480 pages.

12. Radkovskaya N. P. Marketing in commercial banks, SPb.: Knowledge, IVESEP, 2004. — 96c.

13. Tagirbekov K.R. Bases of bank activity, M.: Infra-M, 2003. — 720c.

14. Uert de Soto X. Social and economic theory of dynamic efficiency / Jesus of Uert de Soto; the lane with English V. Koshkina under the editorship of A V. Kuryaev. — Chelyabinsk: Society, 2011 — xvi + 409 pages.

15. Hayek F. The prices and npou3 boa-CTBO / Friedrich Hayek Lane with English under the editorship of Gr. Sapova Chelya 6uhck: Society, 2008. — 199 pages.

16. Dennis Caplan Management Accounting Concepts and Techniques, University at Albany (State University of New York) copyright 2006

17. Natasha Kozul Investment Banking Securities: A Practical Guide to Structures, Products, Pricing and Calculations (Financial Times Series) Paperback, 2011 — 311p.

18. Pezzullo, Mary Ann Marketing for bankers. American Bankers Association, 1993 xi, 522 p.

О À

В

S

i? N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.