Научная статья на тему 'Методы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и комплексов в условиях рыночной экономики'

Методы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и комплексов в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / МЕТОДИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуланов Е.Е.

Исследован механизм государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий отраслевых комплексов, который основан на предлагаемой модели стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. В модель встроены экономико-математические взаимосвязи микроэкономических показателей предприятий и разработанных макроэкономических регуляторов деятельности отраслевых комплексов. Также предложена методика оценки изменения эффективности инновационной деятельности отраслевых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и комплексов в условиях рыночной экономики»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики

Е. Е. ЖУЛАНОВ, кандидат экономических наук,доцент, заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства E-mail: zeepstu@yandex.ru Пермский государственный технический университет, г. Пермь

Исследован механизм государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий отраслевых комплексов, который основан на предлагаемой модели стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. В модель встроены экономико-математические взаимосвязи микроэкономических показателей предприятий и разра-ботанныхмакроэкономических регуляторов деятельности отраслевых комплексов. Также предложена методика оценки изменения эффективности инновационной деятельности отраслевых комплексов.

Ключевые слова: управление промышленными комплексами, экономика предприятия, стратегическое поведение предприятия, макроэкономическое регулирование, инновации, методика, моделирование.

В условиях глобального экономического кризиса ключевое значение для прорыва отечественных предприятий в области конкурентоспособных технологий производства и выхода на лидирующие позиции на международных и национальных отраслевых рынках приобретает научно-исследовательская деятельность. Поскольку с распадом СССР были утрачены старые рычаги государственного воздействия на эту сферу деятельности предприятий, а в условиях либеральной рыночной экономики они не были сформированы, то возникает необходимость в их создании. При этом в

отличие от директивных методов плановой экономики новые методы должны учитывать успешный опыт рыночной деятельности отечественных предприятий, который непосредственно зависит от конкурентоспособности предприятий и развития конкурентной среды на рынке. Именно состояние конкурентной среды стимулирует предпринимателей вырабатывать новые идеи, основанные на минимизации затрат и повышении конкурентоспособности производимых товаров.

На территории Российской Федерации нет сопоставимых условий для формирования единого рыночного пространства в силу социально-экономических диспропорций развития регионов, представляющих собою экономические и административные барьеры [1]. В связи с этим представляется необходимым подходить к моделированию развития предприятий в условиях рыночной конъюнктуры и конкуренции на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, поскольку к разработке и внедрению инноваций предприятия побуждает конкуренция, то государственные меры должны быть направлены, прежде всего, на развитие конкурентной среды. Регулирование состояния конкурентной среды на уровне субъектов РФ можно обеспечить при помощи предлагаемой модели стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов (рис. 1,2).

В модели отражены следующие основные ме-журовневые взаимосвязи микроэкономических параметров, характеризующие стратегическое поведение участников рынка, с предлагаемыми макроэкономическими регуляторами [3]. 1. Взаимосвязь между пространственной конкуренцией предприятий и соответствующим мак-роэкономическимрегуля-тором субъекта РФ (1):

Рп = К + \<2г + ь2Я2 +... + ъ< +... + ъ<2п

*

ср

^ ■ ^ (1 - к)

Ро '

(1)

где — средние затраты потребителя на доставку продукции от предприятия до места ее потребления, руб.;

М— количество районов в области;

р — численность платежеспособного населения в районе, чел.; р0— общая численность платежеспособного населения в области, чел.; — транспортные за-

N

+

... а й р ,

+

КП. ■ с

АЯ2

а, з I

мк

и, N1

-I

4 ХтГ (2' 1)

(С + N ) +

Я21 + &Я2

яи

[а + Ъ(2К + А2К )]2

0тах 2 +

КП„, С

яг,

=№К) 2К7

ТК£ тк,

Ртек> фтек>

ТКП

• -

Га)

о

м

г?

^

К

£ Я О

и

н

м

к и

Б -п

траты потребителя на доставку продукции от предприятия до центра 7-го района потребления, руб.;

^ — макроэкономический параметр регулирования транспортных затрат потребителей. Здесь определяется средневзвешенный уровень транспортных затрат платежеспособного потребителя на доставку продукции от предприятия до центра района потребления. Как видно из формулы, затраты скорректированы с учетом доли платежеспособного населения района потребления р. в общей численности населения субъекта РФ. Платежеспособность оценивается как разница между средним уровнем получаемого дохода в определенной доходной группе населения и минимальным прожиточным уровнем, или же по уровню заработной платы, выше которого покупка возможна с использованием банковского или товарного кредита.

Рис. 1. Модель стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов

на отраслевом рынке где Рп — средневзвешенная рыночная цена; Ъ., d.. — неизвестные параметры моделей;

<21 — объем реализации товара в натуральном выражении /-го конкурирующего предприятия;

Р — цена товара /-го предприятия.

Пространственная конкуренция предприятия регулируется по критерию минимальных средних транспортных затрат потребителя, что означает определение такого места расположения предприятий, в котором бы наблюдался наибольший уровень пространственной конкуренции. Для нахождения оптимального места расположения конкурирующих предприятий предлагается выделять границы районов потребления, которые охватывают платежеспособных потребителей. Оценки границ определяются значением тарифов на перевозку грузов, которые рассчитываются исходя из базовой ставки тарифа. После установления оптимального места расположения предприятий для каждого района потребления определяется расстояние, соединяю-

р

а

Го

м «

В

3

о

И

м ч о с

Рч

н о с к

ч м

Рч

о >8 о к н к м

Рч

>

У,

к о и ч

К

с и о

Рч

£

м

Рч

н к

м

Рч

н о к 8

Изменение уровня средневзвешенной рыночной цены под влиянием изменения объема продаж предприятия

Общее количество продукции, реализованной предприятием благодаря принятым стратегическим решениям о поведении на отраслевом рынке

Налог на избыточную мощность с единицы продукции

Льгота по налогу на прибыль для стимулирования рекламных расходов

Льгота по налогу на прибыль, предоставляемая предприятию для повышения качества его продукции

Ставка налога на прибыль

Корректирующий коэффициент к норме

амортизации оборудования

Регулятор транспортных расходов потребителя на доставку продукции от предприятия по территории субъекта РФ

Определяется среднее значение объема продаж предприятия на рынке при установленной цене

Определяется среднее количество продукции предприятия, которое будет реализовано на рынке благодаря поддержанию на определенном уровне резерва производственных мощностей с учетом налога на избыточную мощность

Определяется среднее количество продукции, которое будет реализовано предприятием на рынке за счет проведенной рекламной компании с учетом возможной льготы по налогу на прибыль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяется среднее количество продукции предприятия, реализуемой на рынке, благодаря жесткости отстаивания своих конкурентных позиций, уровень которой определяется возможными финансовыми потерями, в случае ухода с рынка

Определяется среднее количество продукции, которое будет продано предприятием на рынке при фактическом уровне средних транспортных затрат потребителя на доставку продукции от этого предприятия

Определяется среднее количество продукции предприятия, которое

будет реализовано на рынке благодаря достигнутому уровню

качества продукции с учетом предоставления льготы по налогу на прибыль

Решение предприятия по формированию цены предложения

Решение предприятия о создании резерва производственных мощностей

Решение предприятия о затратах на рекламу

Решение предприятия о затратах на качество продукции

Решение предприятия о дальнейшем развитии своей деятельности на данном рынке, определяемое возможной суммой прибыли и возможной суммой убытков в случае ухода с рынка, а также оставшимся сроком полезного использования оборудования

Решение предприятия о величине транспортных расходов потребителя на доставку продукции в условиях сложившейся конкурентной среды на отраслевом рынке

Рис. 2. Экономическая интерпретация модели стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке

1

м

«

я

►А

¡§

о

и

м

ч

о

<

н

о

<

я

к

н

^

к

с

«

м

с

^

к

я

м

э

м

м

_ о

м

СГ

я

и

м

н

<

н

о

-

щее фактическое место расположения с центром этого района, и сравнивается его величина с расстоянием от оптимального места расположения до центра этого же района. В случае превышения фактического расстояния над оптимальным полученная разница делится на продолжительность

фактического расстояния, что и определяет ставку макроэкономического регулятора

- я °

I --, (2)

О о» ' V /

где Бф — фактическое расстояние от предприятия до центра района потребления;

£ — оптимальное расстояние от предприятия до центра района потребления. Власти могут обязать предприятие сократить транспортные затраты потребителя в данном районе на величину, соответствующую ставке По итогам отчетного периода разница между указанными суммами транспортных затрат должна дотироваться из бюджета субъекта РФ для продукции, реализованной в пределах его территории. Величина разницы между фактическими транспортными затратами и оптимальными представляет собой способ регулирования конкуренции на отраслевом рынке субъекта РФ, направленный на устранение неоправданных конкурентных преимуществ предприятий, связанных с их близостью к потребителям.

2.

* = 1

м

1 к

+ ьш,

ь_ь_ _ £

ш, ' °

(3)

попадающие в зону распространения их вещания. В целях воздействия органов власти субъекта РФ на рекламную деятельность предприятия предлагается использовать в качестве макроэкономического регулятора льготу ДЛ^по налогу на прибыль, которая будет предоставляться предприятию за более эффективное проведение рекламной конкуренции. 3. Взаимосвязь между показателем качества продукции предприятия и макроэкономическим инструментом, регулирующим его уровень, представлена как (4):

= 1

; я )•

шах.

(4)

где

Взаимосвязь между количеством рекламных со -общений, получаемых потенциальным потребителем от предприятия, и макроэкономическим регуляторомрекламныхрасходовг.

где М—количестворайоноввобласти;

ро;— общая численность населения ву—м районе субъекта РФ (чел.); К— количество каналов рекламирования;

совокупные рекламные расходы предприятия на 1-е средство массового рекламирования (телевидение, газеты, радио и т.д.);

— льгота по налогу на прибыль для стимулирования рекламных расходов по 1-му направлению;

ЯЦ—рекламный тариф за единицу рекламного сообщения;

Ь1—численный охват рекламным сообщением населения в зоне рынка.

Частота рекламирования продукции предприятия определяется путем деления суммы рекламных расходов на средний тариф за одноразовую рекламу в средствах массовой информации. Для того чтобы определить количество рекламных сообщений, получаемых в среднем платежеспособным потребителем, в формулу вводится значение численного охвата населения конкретным средством массовой информации в административных районах субъекта РФ. В показателе не учитывается вся территория субъекта в целом, а только его районы, потому что там, где нет рекламы, она не в состоянии увеличивать объем спроса. Для того чтобы определить численность населения, которая может быть охвачена рекламным сообщением средств массовой информации, следует выделить районы,

— комплексный показатель уровня качества продукции;

Я — количество параметров качества продукции;

г (2.) — коэффициент корреляции, отражающий тесноту взаимосвязи между объемами реализации продукции предприятий — д и соответствующими значениями /-го параметра качества этих предприятий;

9тах — максимально возможное значение

1

рассматриваемого параметра качества; 0.— 1-й параметр качества продукции предприятия:

= а0 + а1 • (2К1 +№К,), (5)

где ад)а1 — неизвестные параметры модели;

ZЙГ. — затраты предприятия на повышение уровня качества /-го параметра;

— предоставляемая льгота по налогу на прибыль для поддержания конкурентного уровня качества.

При построении данного регулятора исходной предпосылкой являлось то, что качество продукта для потребителя определяется совокупностью определенных технических характеристик. Поскольку о потребительских предпочтениях можно судить по объемам реализации продукции конкурирующих предприятий, то для измерения тесноты взаимосвязи между объемами реализации продукции предприятий и значениями параметров качества продукции этих же предприятий в формуле используется специальный коэффициент. Его применение позволяет дать соизмеримую оценку значимости параметров качества для потребителя, а также объективную оценку изменениям потребительского спроса на рынке. Это позволит государственным властным структурам определять те параметры качества, улучшение которых необходимо стимулировать, так как в расчетах должны использоваться только положительные коэффициенты. Для оценки

конкурентоспособности продукции предприятия по параметру качества значение этого параметра соотносится с максимальной величиной этого же параметра, наблюдавшейся на отраслевом рынке. Произведение полученного результата и используемого коэффициента позволит оценить способность продукции предприятия (по этому параметру) удовлетворять потребительский спрос. Подобные расчеты, проведенные по всем параметрам качества, в сумме дадут оценку качества продукции предприятия.

Поскольку уровень качества продукции непосредственно зависит от финансовых затрат, востребованных технологией производства, то значение параметра качества можно представить в виде регрессионной зависимости от затрат, связанных с его повышением (5). Это необходимо для того, чтобы использовать предлагаемый макроэкономический инструмент — льготу по налогу на прибыль для целенаправленного влияния на качество продукции на конкурентном рынке.

4. Взаимосвязь между избыточными мощности -ми и макроэкономическим регулятором, предотвращающим их использование, как барьер для входа на рынок новых конкурентов или вытеснения старых может быть представлена в виде:

КП„ • С

КПГ =- ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г (с+ю

(6)

где КПг— максимальное количество дополнительной продукции после ввода налога на избыточную мощность;

КПп — максимальное количество дополнительной продукции, которое может быть предложено на рынке;

С — себестоимость единицы продукции; И— налог на избыточную мощность. Избыточные производственные мощности позволяют предприятию при угрозе входа на рынок нового конкурента быстро увеличивать объем производства и реализации за счет снижения цены и себестоимости единицы продукции под влиянием эффекта масштаба, тем самым появляется возможность воспрепятствовать входу на рынок нового конкурента. Следовательно, в качестве достаточной меры для устранения возможного барьера предлагается создать макроэкономический регулятор в виде налога на избыточную мощность Д который должен учитываться в составе себестоимости единицы продукции, выпущенной с использованием избыточных мощностей.

Обоснованием для введения рассматриваемого налога является то, что оборудование, не принима-

ющее участия в процессе производства и являющееся барьером для потенциальной конкуренции, неоправданно отвлекает из хозяйственного оборота ресурсы. Субъект рынка должен компенсировать обществу эти потери в виде налога на избыточную мощность, начисляемого до тех пор, пока резерв оборудования не перестанет использоваться как барьер в конкурентной борьбе.

5. Специфический механизм —«барьер на мобильность», действие которого основано на взаимосвязи между микроэкономическими параметрами, отражающими стратегическое решение предприятия о сохранении или расширении рыночной деятельности, и инструментами, позволяющими влиять на него.

В случае больших финансовых потерь при уходе с рынка или наличии возможности нанесения в процессе стратегического взаимодействия ущерба конкурентам предприятие сигнализирует им о своей готовности жестко отстаивать рыночные позиции, что смягчает их ответные действия [3].

Микроэкономические параметры, отражающие намерения предприятия к дальнейшему развитию рыночной деятельности: прибыльность хозяйственной деятельности предприятия (7); сумма возможных убытков предприятия, возникающих при реализации его оборудования на вторичном рынке основных средств (8); оставшийся срок полезного использования оборудования предприятия, большая продолжительность которого свидетельствует конкурентам о долгосрочных планах менеджеров предприятия по пребыванию на рынке (9).

В целях воздействия на эти показатели предложен новый способ использования ставки налога на прибыль и введен корректирующий коэффициент к норме амортизации оборудования:

Ртек

я-О^О с :

(7)

где ртек — показатель текущей прибыльности от деятельности предприятия; п — прибыль предприятия; ^ — ставка налога на прибыль; С — себестоимость продукции.

Фтек = 05 • (1 - МА) - ГО, (8)

где фтек — возможные убытки предприятия при реализации его оборудования на вторичном рынке;

ОБ — остаточная стоимость активной части основных средств или оборудования предприятия;

ЫА — норма амортизации оборудования с корректирующим коэффициентом;

К? — выручка от реализации аналогичного обору-

дования на вторичном рынке.

БО

ТКП =

5'А

(9)

где ТКП — оставшийся срок полезного использования оборудования предприятия (годы); БО — остаточная стоимость оборудования предприятия;

БА — сумма месячного амортизационного фонда предприятия.

Значимость каждого из трех названных микроэкономических параметров для конкуренции на отраслевом рынке может быть оценена при помощи специальных коэффициентов (грг2,г3), расчет которых покажет, насколько выраженным является их влияние на изменение объемов продаж предприятий. Чтобы измерить «барьер на мобильность» для конкретного предприятия или оценить его стимулы для развития хозяйственной деятельности на рынке под углом зрения рассмотренных микроэкономических показателей, используется следующий метод:

Т = ф; я)

+ г2(Ф; я)

Фтек

+гъ(ТК; я)

ткп

V ТКь

(10)

где г1 — специальный коэффициент;

д — коэффициент продукции предприятий; Ртек _ показатель текущей прибыльности от деятельности предприятия; р — максимально возможная прибыльность

г мах г

деятельности предприятия на конкретном рынке;

г2 3_ специальный коэффициент; Ф£ — максимальные убытки предприятия от реализации оборудования, которые могут быть связаны с уходом с рынка; ТКП — оставшийся срок полезного использования оборудования предприятия (годы); ТКЬ — количество лет до конца срока амортизации оборудования конкурента-лидера. На основе вышеназванных взаимосвязей для каждого предприятия строится модель индивидуального спроса (11), позволяющая оценить изменение объема продаж продукции в результате стратегического поведения предприятия под влиянием макроэкономического регулирования:

О = й.0 + й 1х.1 + d.2 х.2 + й.3х.3 +... + d. х. , (Ц)

¿--г 10 п п г2 г2 г3 г3 гш гш?

где й — У-й параметр уравнения регрессии в модели индивидуального спроса /-го предприятия; х,— цена продукции /-го предприятия Р;

х — рекламный охват территории рынка Я; х13— показатель горизонтальной дифференциации продукции /ср;

х. — комплексный показатель качества про-

¡т г

дукции 0И.

Перечисленные взаимосвязи представляют собой первый уровень модели стратегического взаимодействия предприятий. На втором уровне, представленном в виде равенства (12), моделируется взаимосвязь между участниками отраслевого рынка, т. е. отражается стратегическое взаимодействие между ними.

Рп = Ьо + + Ъ£г +... + Ъ& +... + ЪДп, (12) где Ь0 . — /-Й параметр уравнения регрессии в модели совокупного спроса на отраслевом рынке;

01п — объем продаж товара /-Й фирмы в натуральном выражении.

В целях оценки результативности макроэкономического регулирования в равенстве (12) отражается зависимость средневзвешенной рыночной цены Рп от количества продукции, продаваемой на рынке каждым предприятием.

В результате появляется возможность определять те предприятия, прирост объема продаж которых будет способствовать сокращению уровня средней рыночной цены, а, следовательно, усилению конкуренции. Таким образом, соединяя оба уровня модели, становится возможным анализировать изменение стратегического поведения участников конкурентного рынка под воздействием регулирования со стороны органов власти субъекта РФ.

После практического построения указанных моделей следует провести анализ параметров модели «средневзвешенной рыночной цены» и по отрицательному значению параметра Ь выделить те предприятия, увеличение объемов продаж которых приведет к снижению рыночной цены и повышению уровня конкуренции. Для стимулирования деятельности этих предприятий следует воспользоваться описанными выше инструментами. Необходимость вмешательства власти в конкурентный процесс должна определяться возможностью снижения средней рыночной цены, что увеличит покупательную способность населения, проживающего на территории субъекта РФ. Вместе с тем прибыльность предприятия не должна быть ниже среднеотраслевого уровня, поскольку в этом случае будет стимулироваться переход предприятия на другие отраслевые рынки.

Для воздействия на интенсивность инновационной деятельности хозяйствующих субъектов

может быть предложен следующий метод, учитывающий взаимосвязь микроэкономических показателями, характеризующих данную интенсивность, и макроэкономическим регулятором, стимулирующим инновационную деятельность [2].

На практике предприятиям приходится выбирать технологию исследований и разработок с определенными плановыми сроками проведения исследования и объемом денежных средств. С учетом этого государственным властям для определения вероятности наступления момента открытия на каждом предприятии требуется: во-первых, на основе эмпирических данных по всем предприятиям рынка субъекта РФ определить количество наступивших открытий за весь период по плану исследования (7); во-вторых, выявить количество открытий, сделанных при полном использовании запланированных денежных средств (2). При этом анализ должен проводиться по предприятиям одного рынка из-за технологической специфики производства продукции, влияющей на процесс исследования и разработок.

Имея необходимую информацию, можно рассчитать частоту наступления открытия с полным использованием запланированного времени Р(Т):

т

Р (Т) = т, (13)

п

где тт— число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка за весь период времени, предусмотренный планом исследования;

п — общее число открытий, запланированных предприятиями рынка.

Также следует рассчитать частоту наступления момента открытия при полном использовании денежных средств, предусмотренных планом исследования Р (2):

т

Р( 2) = ^, (14)

п

где тх — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при полном использовании денежных средств, предусмотренных планом исследования;

п — общее число открытий, запланированных предприятиями рынка.

Третьим фактором, влияющим на вероятность открытия, является накопленный предприятием опыт исследований по направлению разработок. Составляющая накопленного опыта может быть представлена формулой

X /-1) ' )

О =^--V , (15)

I

/=1

где — количество лет, отработанных

Ьс/— численность квалифицированного персонала, постоянно работающего над разработками в исследуемом направлении в году, —/; £Ос — среднесписочная численность квалифицированного персонала, работающего над разработками в исследуемом направлении, за год;

V — количество лет анализируемого периода. Чтобы определить степень значимости опыта для совершения открытия, нужно установить количество открытий, совершенных предприятиями рынка при заданном уровне значения V, которому равен коэффициент О. Отсюда вероятность наступления момента открытия Р (О) при заданном уровне накопленного опыта будет определяться по формуле

т

Р(О) = ^, (16)

п

где ть — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при значении коэффициента О, которое устанавливается властями субъекта РФ;

п — общее число открытий, запланированных предприятиями рынка.

Макроэкономическое регулирование инновационной деятельности предприятий должно осуществляться индивидуально для каждого из них при участии соответствующих государственных служб субъектов РФ (например Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края).

Формулу частоты наступления момента открытия можно представить в следующем виде:

Р(А / Т21) = в0 + вх ХТ + вг Хг + въХ0, (17) где Р — вероятность наступления момента открытия;

А — момент наступления открытия; Т— количество открытий, наступивших за весь период по плану исследования; 2 — количество открытий, сделанных при полном использовании запланированных денежных средств;

Ь — количество открытий, совершенных при заданной численности исследовательского персонала на предприятиях; О0 3 — неизвестные (определяемые) параметры уравнения регрессии;

Хт — значение удельного веса фактически затраченного времени в запланированной продолжительности исследования; Х2 — значение удельного веса фактических затрат в объеме запланированных затрат на исследования;

X — значение коэффициента постоянно работающего персонала;

Поскольку момент открытия на предприятии наступает только при совместной реализации комплекса рассмотренных условий, для определения вероятности наступления момента открытия необходимо воспользоваться выражением:

Р( лтгь) = Шт. . Шт.. ш. .

п п п

■ (Оо + в, хт + 02 Х2 + Оз Х0), (18) где Р — вероятность наступления момента открытия;

А — момент наступления открытия; Т— количество открытий — за весь период по плану исследования;

Z — количество открытий, сделанных при полном использовании запланированных денежных средств;

Ь— количество открытий, совершенных при заданной численности исследовательского персонала на предприятиях; тт— число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка за весь период времени, предусмотренный планом исследования;

тх — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при полном использовании денежных средств, предусмотренных планом исследования;

ть — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при значении коэффициента О, которое устанавливается властями субъекта РФ;

п — общее число открытий, запланированных предприятиями рынка;

О0 3 — неизвестные (определяемые) параметры уравнения регрессии;

X — значение фактически затраченного времени в запланированной продолжительности исследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х2 — значение фактических затрат в объеме запланированных затрат на исследования; Хо— значение коэффициента постоянно работающего персонала.

Регулирующие органы власти субъектов РФ на основе анализа конкурентного положения пред-

приятий могут определять отставание какого-либо из них от лидирующего конкурента по степени готовности к открытию Р (А Т2Ь). Исходя из этого, величинаХ^-может корректироваться властями путем предоставления предприятию льготы по налогу на прибыль в размере средств А.¥2. Для ее расчета выражение (18) необходимо преобразовать следующим образом.

^ = (Р(АТ2Р■ я3 _ шТ ■ ш2 ■ шь Р7

- (Оо + ОхХт + ОзХо))• — - га, (19) ц

где Р — вероятность наступления момента открытия;

А — момент наступления открытия; Т — количество открытий за весь период по плану исследования;

2 — количество открытий, сделанных при полном использовании запланированных денежных средств;

Ь — количество открытий, совершенных при заданной численности исследовательского персонала на предприятиях; п — общее число открытий, запланированных предприятиями рынка;

тт— число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка за весь период времени, предусмотренный планом исследования;

тх — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при полном использовании денежных средств, предусмотренных планом исследования;

ть — число открытий, совершенных предприятиями отраслевого рынка при значении коэффициента О, которое устанавливается властями субъекта РФ;

О0 3 — неизвестные (определяемые) параметры уравнения регрессии;

ХТ — значение удельного веса фактически затраченного времени в запланированной продолжительности исследования; Хо— значение коэффициента постоянно работающего персонала;

Р2— сумма затрат, запланированных в исследовательском проекте;

¥2— сумма фактических средств, затраченных на исследования.

Развитие рыночной конкуренции стимулирует предприятия к поиску новых идей по снижению затрат производства и внедрению в производство более качественных и менее материалоемких из-

делий. Следовательно, результат стратегического взаимодействия предприятий-продавцов одного и того же рынка будет выражаться в изменении основных рыночных параметров: рыночной цены и совокупного объема продаж.

На основе вышеприведенной модели стратегического взаимодействия можно определить параметры рыночного равновесия, складывающиеся под влиянием косвенного регулирования стратегического поведения участников отраслевых рынков на уровне субъекта РФ. Снижение уровня цен и себестоимости продукции будет свидетельствовать как о росте конкуренции, так и об эффективности инновационной деятельности предприятия, так как без этого снижение затрат и цен на продукцию предприятий было бы невозможным.

Для определения эффективности инновационной деятельности предприятий государственным органам власти может быть предложен нижеописанный механизм.

При его формировании необходимо выдвинуть предпосылку о том, что система показателей должна быть представлена в разрезе субъектов РФ и их муниципальных образований. Это необходимо для того, чтобы дать возможность, во-первых, сравнивать положение субъектов (или муниципальных образований) относительно друг друга, а во-вторых, чтобы обеспечить возможность главам субъектов (или муниципальных образований) оценить эффективность принимаемых ими решений на своем уровне власти и на основе этого проводить согласованную политику, направленную на рост инновационной активности в промышленных комплексах страны.

Поскольку в рыночной экономике основная цель внедрения инноваций — это снижение себестоимости продукции, реализуемой на рынке, или предложение нового товара на рынке, то в качестве показателей, характеризующих эффективность инновационной деятельности предприятий, расположенных на территории муниципального образования, могут быть взяты:

• количество внедренных инновационных проектов в течение последних пяти лет;

• объем инвестиций в реализацию инновационных проектов;

• численность персонала, непосредственно занятого исследованиями;

• показатель накопленного опыта исследований в области инноваций, который определяется по формуле (15);

• величина, обратная сроку окупаемости затрат на разработку инновационного проекта (показате-

ли, выбранные для оценки инновационной активности, должны быть однонаправленными). Чтобы определить комплексный показатель эффективности инновационной деятельности предприятия, необходимо произвести процедуру нормализации вышеперечисленных критериев, т. е. привести их к безразмерным величинам. Для этого необходимо воспользоваться формулой (20) [4, с. 488]:

г / ч /*min

fi (х) - f<

fj =

f max f n

(20)

где /. — нормализованное значениеу-го показателя по направлению оценки эффективности инновационной деятельности предприятия; /(х) — текущее значение соответствующегоу-го показателя по направлению эффективности инновационной деятельности предприятия;

/'ти — соответственно минимальное и

максимальное значенияу-го показателя по предприятиям субъекта РФ. Выбор максимального и минимального значе-нияу-го показателя в пределах субъекта РФ обусловлен тем, что на всей территории России существует значительная дифференциация социально-экономического положения субъектов РФ, что значительно дифференцирует в них ход экономических процессов и состояние рыночной конъюнктуры. Это делает несопоставимыми значения одних и тех же показателей в разных субъектах РФ.

Далее полученные данные после нормализации следует сложить. Полученная сумма (£) будет характеризовать значение оценки эффективности инновационной деятельности предприятия.

На следующем этапе для каждого уровня национальной экономики: муниципального, субъекта РФ и федерального — необходимо определить показатели, характеризующие инновационную активность в разрезе отраслей. Для этого следует по каждой отраслевой группе предприятий субъекта РФ определить сводный показатель эффективности инновационной деятельности, который может быть определен как средняя величина оценки эффективности инновационной деятельности предприятий отрасли, взвешенная по объемам продаж предприятий этой отрасли:

О=1 (Щ • Sj)/1TRj,

(21)

где О — опыт исследований по направлению разработок;

ТЯ — выручкау-го предприятия; п — количество предприятий.

Такая оценка позволит также группировать оценки разных отраслей, образующих промышленные комплексы и кластеры субъектов РФ и, таким образом, оценивать в виде агрегированного показателя эффективность их инновационной деятельности.

Следует заметить, что полученные отраслевые оценки в разрезе субъектов РФ позволят федеральным властям выделить те из них, в которых инновационная деятельность ведется недостаточно эффективно, а, следовательно, есть необходимость в разработке специализированных федеральных программ стимулирования развития конкуренции и инновационной деятельности на товарных рынках этих субъектов РФ.

Таким образом, на основе внедрения модели стратегического взаимодействия хозяйствующих субъектов и механизма оценки эффективности их инновационной деятельности станет возможным развитие не только конкурентоспособности промышленных предприятий, благодаря инновациям, но и отраслевых комплексов взаимо-

связанных иерархией отраслевых рынков через товаро-материальные потоки промежуточной продукции.

Список литературы

1. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / под ред. чл. -корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. С. 359.

2. Перский Ю.К., Жуланов Е.Е. Конкурентная среда регионального отраслевого рынка: методы и модели. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. С. 307.

3. Тироль ЖРынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб. : Экон. шк., 2000. Т. 2.

4. Царев В. В., Кантарович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. С. 799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.