Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РОЛИ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ'

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РОЛИ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА / ИМПОРТ ТУРИЗМА / ЭКСПОРТ ТУРИЗМА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / ВЫЕЗЖАЮЩИЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / TOURISM INDICATORS / TOURISM IMPORTS / TOURISM EXPORTS / TOURISM SATELLITE ACCOUNT / OUTBOUND TOURISM / DOMESTIC TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холбоев Боходир Муродович, Жумаев Акбар Махмудович

В данной статье проанализированы теоретико-методологические аспекты инновационного развития туризма и его показатели. Существует также авторская классификация показателей туризма и разработаны научные предложения и практические рекомендации по совершенствованию показателей туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR STATISTICAL ASSESSMENT OF THE ROLE OF TOURISM IN THE ECONOMY

This paper discusses the theoretical and methodological aspects of innovative tourism development and its indicators. There is also the author's classification of tourism indicators and scientific proposals and practical recommendations for improving tourism indicators have been developed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РОЛИ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ»

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РОЛИ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.024 Холбоев Боходир Муродович, к.ф.-м.н., доцент (e-mail: bakhodir.kholboev@gmail.com) Жумаев Акбар Махмудович, старший преподаватель Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Ташкент

В данной статье проанализированы теоретико-методологические аспекты инновационного развития туризма и его показатели. Существует также авторская классификация показателей туризма и разработаны научные предложения и практические рекомендации по совершенствованию показателей туризма.

Ключевые слова: показатели туризма, импорт туризма, экспорт туризма, вспомогательный счет туризма, выезжающий туризм, внутренний туризм.

В любой ситуации, особенно при переходе от одной системы к другой, государство играет ключевую роль в развитии туристической инфраструктуры. Почти все страны стараются повысить значение индустрии туризма в своей экономике [1-6].

Это связано с тем, что туризм имеет следующие приоритеты в развитии национальной экономики: источник квалифицированной рабочей силы и условий жизни для местной рабочей силы; механизм формирования рынка и притока капитальных вложений; строительство (гостиницы, кемпинги, мотели), связь (мобильная, теле-, оптическая), транспорт (автомобильный, железнодорожный и воздушный), а также сервисная инфраструктура, средства внедрения новых технологий и ноу-хау; инструменты для развития национальных народных промыслов; факторы стабилизации политической и социально-экономической ситуации в стране и регионах; методы сохранения исторических памятников и культурного наследия; средства эффективного увеличения валютных поступлений государства. В целом государство создает свою правовую и экономическую основу для развития туристической инфраструктуры, решает вопросы подготовки кадров для отрасли, упрощает визовый режим, поощряет производство туристической продукции и традиционных товаров [9-12].

К 2020 году туризм стал одним из самых быстрорастущих, стабильных и конкурентоспособных секторов международной экономики. Число иностранных туристов составляет почти 1,5 миллиарда человек по всему миру. Доходы от туризма в туристических компаниях составили 1,7 трил. дол., или 7% мирового экспорта. Согласно оценкам, доходы от туризма в мировом экспорте стали третьим по величине сектором после экспорта химической промышленности, экспорта топлива и энергии [7,8].

Несмотря на такой огромный потенциал, из-за отсутствия комплексных подходов к развитию туризма, этот сектор не нашел достойного места в экономике нашей страны. Например, по данным Всемирного комитета по туризму в 2015 году прямая доля туристических услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляла 1%, с учетом мультипликативного эффекта на другие сектора, общая доля составляла 3,2%. По доле туризма в ВВП Узбекистан занимает 179 место.

В целом, развитие туризма напрямую влияет на ВВП, и с развитием туризма будет развиваться несколько секторов экономики. Для изучения взаимосвязи между показателями туризма, т.е. валовой добавленной стоимостью, доходами, расходами и инвестициями, была составлена корреляционная таблица.

Таблица 1 - Взаимосвязь доходов от туризма, _расходов и инвестиций в туризм_

.У ТТ ТХ ТЫ

Y 1

0,46 1

TX 0,92 0,26 1

т 0,94 0,33 0,83 1

Данные в таблице 1 показывают, что существует сильная корреляция между ЧПС туризма и инвестициями в туризм.

В рамках эконометрического анализа этих изменений была изучена взаимосвязь между туризмом и валовой добавленной стоимостью, доходами от туризма, туристическими расходами и инвестициями в туризм в 2010-2019 годах.

Следующее уравнение регрессии было выбрано для изучения взаимосвязи между результатом и факторами:

Ьпу = ЬпТТ + ЬпТХ + ЬпТ1п + С Решение уравнения регресии дано в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты уравнения регрессии

Переменные Коэффициент Std. ошибка ^статистика Вероятность

Свободный член С 3,76 0,41 9,21 0,01

^ 0,20 0,07 2,89 0,03

TX -0,33 0,06 5,44 0,01

т 0,23 0,06 3,88 0,01

В таблице 2 показана величина регрессии, показывающая взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью в туризме, доходами,

туристическими расходами и инвестициями, а также стандартная ошибка, статистика и вероятности.

R2 = 0,98 руб. Таким образом, эти факторы объясняют 98% изменений, происходящих в переменной зависящей от Y.

Достоверность уравнения регрессии проверяется тестами F и 1 Нулевые и односторонние альтернативные гипотезы имеют вид:

Щ р2=0; Щ: р2>0 а=0,05 находим входное значение F для уровня значимости:

Fj=Fa(k-1;n-k)=F0,05(3;7)=2,62 Таблица 3 - Таблица ANOVA

Дисперсия Степень свободы (DF) Сумма квадратов (SS) MS F

Регрессия 3 3,90 1,30 159,45

Остаточная 6 0,05 0,01

ошибка

Общее 9 3,95

F - расчетное значение выборки, F = 1) = 21,24=159, 45

где n- количество наблюдений; k- количество переменных; SSR - сумма квадратов регрессии; SSE - это сумма остаточных квадратов.

Если Fj< Fh, гипотеза H0 отклоняется.

Целью t-критерия в модели является проверка того, что коэффициенты оцененного уравнения линейной регрессии совокупности значительно отличаются от нуля, т.е. что они не случайны.

Соответствующие нулевые и односторонние гипотезы строятся следующим образом:

H0: ß!<0 H):ß2<0 H):ß3>0 ВД<>0 H1: ß1>0 H1:ß2>0 H1:ßs<0 H1:ß4<0

a=0,05 найдите критическое значение t для уровня значимости: tcr=ta(n-k)=t0,05(7)=1J1

Теперь рассчитаем выборочное значение t. Для этого нам сначала нужно определить некоторые из необходимых нам статистических значений.

Стандартная ошибка коэффициентов регрессии:

Sb1=0,41; Sb2=0,07; Sb3=0,06; SM=0,06; t1= 9,21; t2= 2,89; ts= 5,44; 14=

3,88;

Решающее правило tcr<|ti| (i=1,2,3,4,5). Поскольку гипотеза H0 отклоняется во всех случаях, следовательно, все коэффициенты оценочного уравнения регрессии положительны. Выбранная модель успешно прошла F-тест и t-тест.

Обобщенное уравнение регрессии:

Lny = 0,20LnTT - 0,33LnTX + 0,23LnTIn + С

Хотя существует сильная корреляция между туристическим ВРП и доходами от туризма, туристическими расходами, инвестициями в туризм, коэффициент детерминации 98% предполагает, что эти факторы оказывают сильное влияние на валовую добавленную стоимость туризма. Когда мы оценили надежность уравнения регрессии с помощью F-теста и t-теста, было обнаружено, что все параметры и само уравнение являются надёжными.

В ходе исследования статистической оценки роли туризма в экономике республики мы сформулировали следующие выводы и рекомендации:

Основываясь на исследовании роли туризма в экономике Узбекистана, мы убеждены, что его доля не превышает 2% от всей изученной статистики, и большинство из них имеет тенденцию к снижению. К сожалению, Республика Узбекистан не входит в первую сотню ни по одному из показателей.

Изменение доходов от туризма на единицу, повлияет на изменение валовой добавленной стоимости туризма на 20%, а изменение инвестиций в туризм повлияет на изменение расходов на туризм на 23%.

Нам необходимо привлекать больше туристов из дальёких стран, например, чтобы граждан таких стран, как Малайзия и Индонезия приехать в Республику Узбекистан для туризма, а также разработать многодневные турпакеты для приезжающих туристов, то есть оставаться в стране не менее 5-6 дней.

Предлагаемый метод оценки покажет нам изучение пожеланий выезжающих за пределы страны туристов и необходимость создания в стране благоприятных условий для туризма. Это, в свою очередь, влияет на долю доходов от туризма в общем объеме экспорта.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № ПФ-5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан».

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 марта 2017 года № 137 «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию туристической отрасли в Республике Узбекистан».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года № ПП-4699 «О мерах по повсеместному внедрению цифровой экономики и электронного правительства».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2020 года № ПП-4755 «О дополнительных мерах по развитию туризма при строгом соблюдении требований усиленного режима санитарно-эпидемиологической безопасности».

5. Sharpley, R. (1994) Tourism, Tourists and Society. Cambridgeshire: ELM

6. Ташмурадов Т. Экономика международного туризма. - Ташкент, 1994. 5 стр.

7. Саидов А.Ф. Туризм в Узбекистане. Перспективы и проблемы, - Ташкент, 1992, 12 стр.

8. Саидов А.Ф. Туризм в Узбекистане: экономические, социальные и организационные аспекты, -М.: Институт туризма, 1991

9. Холбоев Б.М. Формирование системы электронного правительства на основе применения информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: Техника и технологии: пути инновационного развития. Сборник научных трудов 9-й Междуна-

родной научно-практической конференции. В 2-х томах. Отв. редактор А.А. Горохов. 2020. С. 192-197. https://elibrary.ru/item.asp?id=43133465

10. Шодиев X. и Хабибуллаев И. Статистика: учебник // - Т .: «ЭКОНОМИКА-ФИНАНСЫ», 2019.-454 с.

11. Шодиев Т.Ш. Эконометрика. Учебное пособие. - Т .: Издательство Литературного фонда Союза писателей Узбекистана, ТГУ, 2005. - 126 с.

12. Енгалычева Н.Р. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. В сборнике: Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2020. Сборник трудов III Международного научно-технического форума: в 10 т.. Рязань, 2020. С. 80-83. https://elibrary.ru/item.asp?id=43104085

Kholboev Bokhodir Murodovich, Cand. phys.-math. sci., associate professor (e-mail: bakhodir.kholboev@gmail.com) Jumaev Akbar Makhmudovich, senior teacher Plekhanov Russian University of Economics in Tashkent

METHODS FOR STATISTICAL ASSESSMENT OF THE ROLE OF TOURISM IN THE ECONOMY

Abstract. This paper discusses the theoretical and methodological aspects of innovative tourism development and its indicators. There is also the author's classification of tourism indicators and scientific proposals and practical recommendations for improving tourism indicators have been developed.

Keywords: tourism indicators, tourism imports, tourism exports, tourism satellite account, outbound tourism, domestic tourism.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.025 Шанин Игорь Игоревич, к.э.н., доцент Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, г.Воронеж, Россия (e-mail: kingoaoi@mail.ru)

В статье представлены результаты исследования, направленного на повышение инновационного потенциала предприятий, входящих в лесопромышленный комплекс РФ, в условиях формирования инновационного и бережливого производства. По результатам исследования представлен инновационный инструментарий, включающий в себя механизм стратегии инновационного развития лесопромышленных предприятий при формировании отдельного производственного направления. На основе представленного механизма сформирована система оценочных критериев степени влияния факторов на уровень инновационного потенциала предприятий лесопромышленного комплекса.

Ключевые слова: Инновационный потенциал, инновации, инновационные товары, предприятие, оценочные критерии.

Введение. При изучении различных экономических литературных источников сделан вывод, что существует необходимость совершенствова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.